Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Социально-психологические характеристики безработных

В зависимости от социально-демографических особенностей выделяют несколько основных групп безработных.

1. Неквалифицированные или мало квалифицированные работники, не готовые к переквалификации, работники нерентабельных, убыточных предприятий в связи с их закрытием или реорганизацией. Чаще это лица среднего возраста с различным стажем работы, лица предпенсионного возраста.

2. Молодежь. После окончания средней школы (если не удалось поступить учиться дальше) у этой группы населения очень маленькие шансы устроиться на работу, даже не требующую квалификации.

3. Женщины (особенно с маленькими детьми) в силу меньшей конкурентоспособности женщин на рынке труда (особенно в связи с декретным отпуском, больничным листом по уходу за ребенком).

4. Мигранты (в том числе беженцы). Само по себе перемещение большого количества людей из одного региона в другой создает проблему безработицы.

5. Трудоспособные инвалиды представляют собой наиболее уязвимую категорию населения. Во-первых, это связано с тем, что они могут выполнять не все виды работ, во-вторых, им требуются особые условия труда, поэтому они менее конкурентоспособны на рынке труда.

6. Деклассированные элементы: лица без определённого места жительства, бродяги, алкоголики, наркоманы, бывшие заключенные. Эта группа в большинстве своем не желает работать постоянно [9, с. 179].

Безработица уничтожает важнейшую компоненту привычного для граждан России образа жизни – уверенности в праве на труд, в полной занятости, в трудоустройстве на интересную, выгодную работу.

При этом надо иметь в виду, что трудовая деятельность для подавляющего большинства людей в недавнем прошлом была не только и не столько источником дохода, сколько делом чести, гражданской доблести человека. И, следовательно, лишение сегодня возможности трудиться – это еще и большая социальная трагедия.

Переживание безработицы – это очень широкая и интегративная категория. Она отражает такие реальные и традиционно изучаемые на социологическом уровне явления, как: а) характер осознания человеком безработного положения и его риска; б) степень болезненности реакции человека на безработицу, адаптация к ней.

Многие результаты исследований показывают, что к особой критической категории относят себя безработные старшего поколения и люди предпенсионного возраста, а не более молодые, которые имеют достаточно времени для профессионального и трудового самоопределения. Более болезненно воспринимают безработицу мужчины, поскольку они сильнее испытывают социальную и моральную потребность в работе. Для проработавших длительное время на одном предприятии или в одном учреждении людей увольнение более болезненно, чем для новичка.

Безусловно на характер переживания безработицы оказывают влияние и многие индивидуальные черты личности человека. Одни высоко оценивают свой жизненный опыт и социальные способности, считают себя готовыми к решению любых жизненных проблем, другие в этом плане менее уверены в себе. Независимо от объективной ситуации и информированности о ней одни «видят» острую потребность в их «руках» и «головах» на рынке труда, так как ценят себя довольно высоко; другие менее оптимистично представляют спрос на ту рабочую силу, которой они являются. На характер переживания безработицы влияют и такие факторы, как инертность (пассивность самого работника), сложности, связанные с получением пособия по безработице, и т.д. [10, с. 205].

Поведение безработного формируется под влиянием различных факторов. Их можно разделить на объективные и субъективные. К объективным можно отнести уровень благосостояния безработного. Его поведение будет объясняться его материальным положением. Один человек, оказавшись в положении безработного, не будет торопиться с устройством на любую работу. А попытается найти ту, которая, по его мнению, наиболее ему подходит. Другой же, оставшись без работы, может испытать сильный шок. Откажется от всяческих притязаний и согласится на любую предложенную ему работу. К субъективным можно отнести отношение человека к безработице как к явлению и как к личному несчастью. Здесь очень сильно сказываются личностные характеристики безработного.

Уровень безработицы определяют и такие характеристики, как ценностные ориентации безработных и их предпочтения в потреблении. Одни считают, что им достаточно того, что они имеют, и довольствуются пособием по безработице. Другие, наоборот, стремятся устроиться на работу, чтобы удовлетворить свои потребительские потребности.

Изучением социально-психологических последствий безработицы занимались такие ученые как Попов Ю.И. и Петраков Б.Д., ими было проведено исследование, целью которого являлось изучение психологических особенностей безработных, а также динамики их психических состояний в зависимости от времени безработицы. Объектом исследования выступили 112 безработных из г. Уфы. Среди респондентов 27,6 % имели высшее образование. Время безработицы более чем у половины опрошенных составляло от 3 месяцев до 1 года. Для комплексного изучения социальной среды и психологических особенностей личности безработного использовались: анкетирование, опросник MMPI, 16-факторный опросник Кеттела.

Результаты исследования показывают, что половина респондентов переживает беспокойство и тревогу при потере работы. Кроме того, от 9,4 до 19 % безработных переживает сильный физиологический и психологический стресс. Он вызывает как различные негативные отклонения в функционировании организма и развитии личности, так и оказывает влияние на политические, социальные, и экономические отношения в обществе [17, с. 228].

Первые три месяца безработицы характеризуются сочетанием противоречивых психических состояний: беспокойства из-за потери основных средств к существованию и спокойствия, которое основано на предположении, что подходящая работа в ближайшее время будет найдена. Вместе с тем часть опрошенных переживает относительно сильную депрессию.

В период от 3 месяцев до полугода безработицы происходит срыв компенсаторных механизмов психики. Резко усиливаются чувства беспокойства, тревоги, снижается уверенность в том, что человек сможет найти подходящую работу. Астенические эмоции, сопровождающие состояние депрессии, замещаются стеническими: на смену депрессии приходит раздражительность и агрессивность.

Состояние стресса, которое постоянно сопровождает процесс безработицы, в этот период переходит из первой фазы тревоги (характеризующейся смутными, неопределенными ощущениями физической и психической целостности человека) во вторую фазу напряжения все защитных сил организма. Личность активно борется за повышение уровня своей социально-психологической адаптации, мобилизуя для этого все свои способности и возможности [22, с. 115].

Третий период (от 6 месяцев до 1 года) безработицы совпадает во многом с третьей фазой развития стрессового состояния – состоянием истощения. Стрессовые факторы продолжают оказывать негативное воздействие на психику и организм безработного, истощаются защитные силы, резко понижаются адаптационные возможности личности, человек уже слабо может противостоять воздействию социальной и природной среды, начинаются дезинтеграционные процессы в структуре личности, ухудшаются ее объективные и субъективные отношения, возрастает внешняя и внутренняя конфликтогенность.

Если же безработный не сможет найти работу более года, то он либо хорошо адаптируется к своему состоянию и компенсирует его негативные последствия, либо у безработного развивается дистресс. Отличите последнего от стресса заключается в разрушительном патогенном воздействии факторов безработицы, при последнем происходит полный срыв всех компенсаторных механизмов; в организме и психике начинают развиваться болезненные процессы.

Результаты исследования показывают, что с увеличением времени безработицы усиливаются негативные психические состояния и возрастает потенциальная конфликтогенность человека. Через 3 – 6 месяцев безработицы резко усиливается боязнь социальной незащищенности и ощущение несправедливости в связи с потерей работы, а также снижается уверенность в своих силах. Если человек в течение года не смог найти подходящую работу, у него особенно сильно развивается чувство социальной изоляции, ненужности, ущербности. Уменьшается круг общения, формируется комплекс неполноценности, что еще больше усугубляет положение. Таких безработных уже мало волнует возможность утраты квалификации, у них притупляется чувство социальной несправедливости в связи с потерей работы. Большинство из них готовы пройти почти любую переквалификацию для того чтобы повысить свой, как правило, крайне низкий социально-экономический статус.

В ходе исследования психологических особенностей личности безработных, проводимого с помощью опросника Кеттела, были получены следующие результаты.

Безработные в большинстве случаев характеризуются яркостью эмоциональных проявлений, естественностью и непринужденностью поведения, готовностью к сотрудничеству, чутким и внимательным отношением к людям, добротой и мягкосердечием. Им свойственны ответственность, обязательность, добросовестность, устойчивость моральных принципов.

Они точны и аккуратны в делах, во всем любят порядок, не нарушают правила. Их отличает доверчивость и бескорыстие, покладистость и доброта, слабость побуждений и желаний. Подавленность связана с отсутствием стремления к достижениям.

Мужчины-безработные отличаются организованностью, умением хорошо контролировать свои эмоции и поведение, высокой эмоциональной чувствительностью.

Женщины действуют недостаточно планомерно, не стараются преодолеть препятствия и доводить начатое дело до конца. Но у безработных женщин выше интеллектуальные способности.

Меньше всего среди безработных оказалось лиц со следующими качествами: эмоциональная стабильность, надежность, практичность, уверенность в себе, целеустремленность, независимость [17, с. 233].

Таким образом, безработица вызывает многие негативные состояния, типичными среди которых являются отчаяние, неуверенность, тревога и т.п. Состояния стресса и дистресса, развивающиеся в процессе личностной дезадаптации безработных к современным условиям жизни, неизбежно приводят к дезинтеграции как самой личности, так и ближайшего социального окружения.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...