Республиканская форма правления России. Понятие и виды форм правления. Форма правления в России.
Ее главным признаком является выборность и сменяемость главы государства. Конституция закрепляет следующие ее признаки:
1) отказ от какого-либо независимого и длительного обладания государственной властью, основанного на индивидуальном праве;
2) ориентация государственного строя Российской Федерации на разум и опыт, а не на достижение идеальных целей, приводящих обычно к тоталитаризму правого или левого толка;
3) создание государственных органов на основе согласования интересов управления государством с нерушимостью гражданских свобод;
4) формирование государственных органов путем свободных выборов и на ограниченный срок.
Различают два основных вида республики – президентскую и парламентскую. Главная политическая особенность президентской республики заключается в соединении в руках президента полномочий главы государства и главы правительства. Также внепарламентский метод избрания президента (посредством прямых или косвенных выборов) и внепарламентский способ формирования правительства.
В основу системы высших органов государственной власти парламентской республики положен принцип верховенства парламента, перед которым правительство несет коллективную ответственность за свою политическую деятельность. В парламентской республике, в отличие от президентской, правительство остается у власти до тех пор, пока оно пользуется поддержкой парламентского большинства.
В настоящее время Российская Федерация имеет президентско-парламентскую («полупрезидентскую» республиканскую форму правления): во-первых, Президент избирается всеобщим голосованием (в этом ее отличие от парламентской формы), во-вторых, он располагает собственными прерогативами, позволяющими ему действовать независимо от Правительства, в-третьих, наряду с Президентом действуют Председатель Правительства и министры, образующие Правительство, в определенной мере ответственное перед парламентом (в этом ее отличие от президентской формы). Именно названные признаки и характеризуют Российскую Федерацию как «полупрезидентскую» республику.
делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других.
Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.
Президент Российской Федерации не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее, можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).
В субъектах Российской Федерации вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.
Разделение властей в РФ. Горизонтальное и вертикальное разделение властей. Особенности разделения властей в России.
делится на законодательную, исполнительную и судебную. Каждая из этих ветвей власти самостоятельна. Тем самым принцип разделения властей закладывает основы разумного баланса властей, невмешательства одной ветви власти в полномочия других.
Принцип разделения властей реализуется на всех уровнях осуществления власти: во-первых, на горизонтальном, т.е. федеральном и региональном уровнях; во-вторых, на вертикальном, т.е. между федеральным центром и субъектами Российской Федерации; в-третьих, между государственной властью и местной властью, которую осуществляют органы местного самоуправления.
Государственную власть в Российской Федерации осуществляют Президент Российской Федерации, Федеральное Собрание (Совет Федерации и Государственная Дума), Правительство Российской Федерации, суды Российской Федерации (ч. 1 ст. 11 Конституции).
Законодательную власть осуществляет Федеральное Собрание, исполнительную — Правительство Российской Федерации, судебную — Конституционный Суд, Верховный Суд, Высший Арбитражный Суд Российской Федерации и другие федеральные суды.
Президент Российской Федерации не входит прямо ни в одну из ветвей власти, хотя и взаимодействует с ними, тем не менее, можно говорить о президентской власти как о самостоятельной ветви власти.
Государственную власть в субъектах Российской Федерации осуществляют образуемые ими органы государственной власти (ч. 2 ст. 11 Конституции). Система органов государственной власти республик, краев, областей, городов федерального значения, автономной области, автономных округов устанавливается субъектами федерации самостоятельно. При этом она должна соответствовать основам конституционного строя Российской Федерации и Федеральному закону от 6 октября 1999 г. «Об общих принципах организации законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти субъектов Российской Федерации» (в ред. 2005 г.).
В субъектах Российской Федерации вопросы организации государственной власти устанавливаются в конституциях республик, уставах других субъектов.
Институты представительной и непосредственной демократии. Отзыв депутатов и выборных должностных лиц. Опрос. Публичные слушания. Обращения граждан. Народная правотворческая инициатива. Собрания, сходы и конференции граждан.
Представительная – это осуществление народом власти через вы-борных полномочных представителей (гос. органы и органы местного са-моуправления).
Непосредственная демократия – это форма непосредственного во-леизъявления народа или каких-либо групп населения.
ОТЗЫВ: Граждане - инициаторы отзыва депутата, подают коллективное заявление о возбуждении вопроса о проведении голосования по отзыву.
В заявлении должны содержаться: сформулированное предложение об отзыве депутата, выборного должностного лица; изложение мотивов возбуждения вопроса об отзыве. Далее заява рассм-ся. Собир-ся подписи. Представление подписных листов в избирательную комиссию. Решение избирательной комиссии.
^ Под обращением граждан следует понимать изложенные в письменной или устной форме предложения(замечания), заявления (ходатайства) и жалобы.
ОПРОС- позволяет достаточно быстро получить большой объем нужной информции от целевой группы путем сбора ответов на перечень заранее подготовленных вопросов. Опрос может быть как устный, так и письменный. Минус - неполучение часто ценной информации.
^ Публичные (общественные) слушания – форма реализации прав населения муниципального образования (общественности) на участие в процессе принятия решений органами местного самоуправления посредством проведения собрания для публичного обсуждения проектов НПА муниципального образования и других общественно значимых вопросов.
^ Народная Правотворческая Инициатива - форма непосредственного участия граждан в осуществлении местного самоуправления. Проекты внесенные населением в органы местного самоуправления, подлежат обязательному рассмотрению на открытом заседании с участием представителей населения, а результаты рассмотрения - официальному опубликованию (обнародованию).
^ Собрание (сходы) граждан созываются на части территории муниципального образования для решения вопросов местного значения.
Конференция граждан - совместное заседание делегатов, избранных гражданами по месту жительства, для обсуждения вопросов, относящихся к ведению местного самоуправления, и их непосредственного решения и (или) выражения мнения по ним, а также для выявления мнения населения по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти.
Воспользуйтесь поиском по сайту: