Избирательный процесс: понятие и общая характеристика. Принципы проведения выборов.
Избирательный процесс – это совокупность форм деятельности органов и групп избирателей по подготовке и проведению выборов в государственные органы и органы местного самоуправления. Стадии избирательного процесса: 1) назначение выборов; 2) составление списков избирателей; 3) образование избирательных округов и избирательных участков; 4) создание избирательных комиссий; 5) выдвижение кандидатов и их регистрация; 6) предвыборная агитация; 7)голосование; 8) подсчет голосов и определение результатов выборов. Выборы назначаются органами власти соответствующего уровня: выборы Президента РФ – Федеральное Собрание, Государственной Думы – Президент РФ, представительного органа субъекта РФ – глава субъекта, высшего должностного лица – представительный орган этого субъекта РФ. Днем голосования всегда является воскресенье. В выборах принимают участие все граждане РФ, достигшие возраста 18 лет. Далее проводится регистрация избирателей. Регистрации подлежат все граждане РФ, обладающие активным избирательным правом. Регистрация осуществляется по месту жительства избирателей органами регистрационного учета, которые составляют списки избирателей. Территория РФ на время выборов делится на одномандатные избирательные округа, а в своей совокупности составляет единый федеральный избирательный округ. Округа делятся на избирательные участки. Для организации выборов формируются избирательные комиссии, высшей из которых является Центральная избирательная комиссия. Избирательные комиссии – коллегиальные органы, формируемые в порядке и сроки, установленные законом, организующие и обеспечивающие подготовку и проведение выборов.
Деятельность всех избирательных комиссий (как по подготовке к выборам, так и по подсчету голосов) осуществляется гласно в присутствии наблюдателей, а их решения подлежат обязательному опубликованию в государственных или муниципальных средствах массовой информации. Кандидаты и политические партии для участия в выборах должны пройти процедуру регистрации. Кандидаты по одномандатному округу регистрируются окружной избирательной комиссией по соответствующему избирательному округу. Политические партии и блоки регистрируются Центральной избирательной комиссией. После регистрации кандидаты и политические партии вправе проводить мероприятия по предвыборной агитации, побуждающие избирателей голосовать за кандидата, политическую партию. Например, могут осуществляться призывы голосовать за или против кандидата, выражения предпочтения тому или иному кандидату и т. п. Предвыборная агитация должна полностью прекратиться в 0 часов по местному времени за сутки до дня голосования. Граждане голосуют по месту регистрации в списках избирателей с 8 до 20 ч по местному времени. Если избиратель не может проголосовать по месту своего жительства, он может получить в участковой избирательной комиссии, где он состоит в списках, открепительное удостоверение. Результаты выборов подводятся путем суммирования поданных за того или иного кандидата голосов избирателей и должны быть официально опубликованы Центральной избирательной комиссией в течение 3 недель со дня выборов. Принципы проведения в Российской Федерации выборов и референдума Гражданин Российской Федерации участвует в выборах на основе всеобщего равного и прямого избирательного права при тайном голосовании. Гражданин Российской Федерации участвует в референдуме на основе всеобщего равного и прямого волеизъявления при тайном голосовании.
Участие гражданина Российской Федерации в выборах и референдуме является свободным и добровольным. Никто не вправе оказывать воздействие на гражданина Российской Федерации с целью принудить его к участию или неучастию в выборах и референдуме либо воспрепятствовать его свободному волеизъявлению. Гражданин Российской Федерации, проживающий за пределами ее территории, обладает всей полнотой избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти, а также обладает в полном объеме правом на участие в референдуме Российской Федерации. Дипломатические представительства, консульские учреждения Российской Федерации обязаны оказывать содействие гражданину Российской Федерации в реализации установленных настоящим Федеральным законом, иным федеральным законом избирательных прав при проведении выборов в федеральные органы государственной власти и права на участие в референдуме Российской Федерации. Деятельность комиссий при подготовке и проведении выборов, референдума, подсчете голосов, установлении итогов голосования, определении результатов выборов, референдума осуществляется открыто и гласно. Иностранные граждане, за исключением случая, указанного в пункте 10 статьи 4 настоящего Федерального закона, лица без гражданства, иностранные организации не вправе осуществлять деятельность, способствующую либо препятствующую выдвижению кандидатов, списков кандидатов, избранию зарегистрированных кандидатов, выдвижению инициативы проведения референдума и проведению референдума, достижению определенного результата на выборах, референдуме. Выборы и референдумы организуют и проводят комиссии. Вмешательство в деятельность комиссий со стороны законодательных (представительных) и исполнительных органов государственной власти, органов местного самоуправления, организаций, должностных лиц, иных граждан не допускается Назначение выборов. Назначение выборов – это деятельность уполномоченных органов по определению дня голосования. Право назначать выборы принадлежит различным органам в зависимости от избираемого органа и его уровня: 1) выборы депутатов Государственной Думы назначает Президент РФ; 2) день выборов Президента РФ назначается Федеральным Собранием РФ; 3) выборы высшего должностного лица в субъектах РФ назначает соответствующий законодательный (представительный) орган; 4) глава субъекта РФ назначает выборы представительного органа государственной власти субъекта РФ.
Назначение выборов является первой стадией любого избирательного процесса. Сущность назначения выборов заключается в установлении даты голосования. Институт назначения выборов выступает гарантией своевременного проведения и обеспечивает, таким образом, принцип периодичности проведения выборов. Для стадии назначения выборов характерны следующие существенные моменты: 1) выборы органов и депутатов являются обязательными и проводятся в сроки, установленные Конституцией РФ, федеральными законами, конституциями (уставами), законами субъектов Российской Федерации, уставами муниципальных образований. Такие сроки могут устанавливаться различным образом. Возможно установление твердой даты проведения выборов (например, выборы депутатов Законодательного Собрания Нижегородской области проводятся в последнее воскресенье марта того года, в котором истекают полномочия Законодательного Собрания прежнего созыва). Срок проведения выборов может устанавливаться в зависимости от истечения полномочий выборного органа (например, днем выборов Президента РФ является первое воскресенье после истечения конституционного срока, на который был избран Президент РФ). В региональном законодательстве содержится также такой способ установления срока проведения выборов, когда определяется период (интервал) между датой назначения выборов и датой голосования. В случае досрочного прекращения полномочий органа или депутатов выборы должны быть назначены не позднее чем через 14 дней со дня такого прекращения полномочий. Голосование должно быть проведено не позднее чем через 180 дней и не ранее чем через 70 дней со дня понятия решения о назначении выборов. Решение о назначении выборов должно быть принято не позднее чем за 65 дней до дня истечения срока, на который были избраны соответствующий орган или соответствующая часть депутатов коллегиального органа;
2) выборы назначаются уполномоченным на то органом в соответствии со сроками, установленными соответствующими правовыми актами. Так, выборы депутатов Государственной Думы назначаются Президентом РФ, а выборы Президента РФ - Советом Федерации. В большинстве субъектов Российской Федерации выборы всех региональных органов государственной власти назначает законодательный (представительный) орган субъекта Российской Федерации, реже применяется взаимное назначение выборов органов двух ветвей власти. Выборы органов местного самоуправления могут назначаться либо законодательным (представительным) органом государственной власти субъекта Российской Федерации, либо представительным органом местного самоуправления; 3) голосование может быть назначено только на календарный выходном (но не праздничный) день; 4) в случаях , если уполномоченный на то орган (должностное лица) не назначит выборы в установленные сроки либо не назначит выборы в соответствии с установленным порядком при досрочном прекращении выборным органом или депутатами исполнения своих полномочий, а также при отсутствии уполномоченного на то органа (должностного лица) выборы проводятся соответствующей избирательной комиссией в первое или второе воскресенье месяца, следующего за месяцем истечения полномочий органа или депутатов, а при досрочном прекращении полномочий - не позднее чем через 180 дней со дня досрочного прекращения полномочий органа или депутатов; 5) в случаях, если уполномоченный на то орган (должностное лицо) либо соответствующая избирательная комиссия не назначит в установленный срок выборы органов или депутатов, а также если соответствующая избирательная комиссия отсутствует и не может быть сформирована в установленном законом порядке, выборы по заявлениям избирателей, избирательных объединении (блоков), органов государственной власти, органов местного самоуправления, прокурора назначаются соответствующим судом общей юрисдикции. При этом выборы организует и проводит временная избирательная комиссия, формируемая Центральной избирательной комиссией Российской Федерации; 6) в случае, если срок полномочий органа государственной власти субъекта Российской Федерации, органа местного самоуправления истек или полномочия были досрочно прекращены, а соответствующий закон субъекта Российской Федерации о выборах отсутствует либо не может быть применен вследствие установленного судом его несоответствия Конституции РФ, федеральным законам, конституции (уставу), законам субъекта Российской Федерации, соответствие которым является обязательным для проведения соответствующих выборов, то эти выборы проводятся непосредственно на основе Федерального закона об основных гарантиях избирательных прав и права на участие в референдуме граждан Российской Федерации», Федерального закона «Об обеспечении конституционных прав граждан Российской Федерации избирать и быть избранными в органы местного самоуправления». При этом закон субъекта Российской Федерации применяется в части, не противоречащей этим федеральным законам.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|