Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Соотношение сознания и бессознательного.




Сознание не является единственным уровнем, на котором представлены психические процессы, свойства и состояния человека. Далеко не все, что воспринимается человеком и оказывает влияние на принятие решений, им осознается. Кроме сознания у человека есть и сфера бессознательного.

Бессознательное – это те явления, процессы, свойства и состояния, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им.

Бессознательное начало представлено практически во всех психических процессах, состояниях и свойствах человека. У человека есть бессознательная память, бессознательное мышление, бессознательная мотивация, бессознательные ощущения и тому подобное.

Соотношение сознания и бессознательного было впервые рассмотрено З. Фрейдом. К бессознательному в личности человека он относил такие качества, потребности и интересы, которые человек не осознает, но которые находят свое проявление в различных его непроизвольных действиях и психических явлениях. Это могут быть ошибки (оговорки, описки и тому подобные явления), непроизвольное забывание (имен, обещаний, намерений, событий, фактов), это могут быть фантазии, мечты, грезы или сновидения.

Ошибки не являются случайными нарушениями письменной или устной речи. В этих ошибках проявляются скрытые для человека мотивы, переживания или мысли. Ошибки возникают в результате столкновения бессознательных намерений человека с четко осознаваемой целью действия. Это неосознаваемое противоречие между скрытым мотивом и целью. Ошибка есть результат преобладания бессознательного над сознательным, это результат «противодействия двух различных намерений».

Забывание имен, фактов, событий связано с какими-то неосознаваемыми человеком отрицательными эмоциями, неприятными чувствами, которые когда-то возникли у него по отношению к человеку с этим именем, к тому или иному событию или факту.

Сновидения и грезы, по Фрейду, свидетельствуют о бессознательных желаниях, чувствах, намерениях человека, его неудовлетворенных или не вполне удовлетворенных жизненных потребностях. Для расшифровки сновидений Фрейд предложил специальный метод, который называется психоанализом.

 

  ОШИБКИ
Бессознательное в личности   ЗАБЫВАНИЕ
    Сновидения, мечты, грезы

 

Вопрос о соотношении сознательного и бессознательного остается до сих пор одним из сложнейших вопросов психологии и не имеет однозначного решения.

Бессознательные явления вместе с сознанием управляют поведением человека. Однако роль их в этом управлении различна. Сознание управляет самыми сложными формами поведения. Оно включается в следующих случаях:

Ø когда перед человеком возникают неожиданные, интеллектуально сложные проблемы, не имеющие очевидного решения;

Ø когда человеку требуется преодолеть некоторое сопротивление (физическое или психологическое);

Ø когда человеку нужно осознать, что он находится в сложной конфликтной ситуации и найти из этой ситуации оптимальный выход;

Ø когда человек попадает в ситуацию, которая содержит для него угрозу в случае непринятия немедленных действий.

Можно выделить различные типы бессознательного, которые имеют свои специфические особенности. Одни из них находятся в области предсознательного – это ощущения, восприятия, память, мышление, установки. Все они являются вполне нормальным звеном в общей системе психической поведенческой регуляции и возникают в ходе переноса информации от органов чувств или из памяти к коре головного мозга (к сознанию).

Другие представляют такие явления, которые раньше осознавались человеком, а затем были вытеснены в сферу бессознательного (например, двигательные умения и навыки – ходьба, речь устная и письменная, умение пользоваться тем или иным инструментом и тому подобное). Все такого рода явления отличаются тем, что здесь перенос информации идет обратным путем: от сознания к бессознательному, к памяти. Такой тип явлений в философской литературе принято относить к подсознательному.

Третий тип бессознательных явлений – это желания, мысли, намерения, потребности, вытесненные из сферы сознательного под воздействием усвоенных норм морали. Этот тип бессознательного относят к мотивационным процессам. Он возникает как результат столкновения разнонаправленных, с точки зрения морали, мотивов.

В современной психологической науке выделяют различные состояния сознания, дифференцируемые как по характеру феноменальных переживаний, так и по совокупность поведенческих и психофизиологических показателей:

Ø бессознательное состояние – экстремальное состояние, при котором регистрируются лишь психовегетативные реакции (проявления познавательных и эмоциональных процессов отсутствуют);

Ø сон – состояние, которое предполагает переживание сновидений, различающихся степенью связанности: от отдельных образов до их упорядоченных последовательностей;

Ø бодрствование – состояние осознания окружающего мира и себя, доступное самонаблюдению. Оно включает весь спектр психических проявлений в модусе осознания – восприятие, воспоминание, внимание, мышление и саморегуляцию.

К особой группе относятся так называемые измененные состояния сознания – гипноз, состояния, возникающие под влиянием психоактивных веществ (алкоголя, наркотиков и других).

 

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Что такое психика? 2. Какова структура психики? 3. Как соотносятся психика и организм? 4. Как развивается психика в процессе филогенеза? 5. Как развивается психика в онтогенезе? 6. Какая связь существует между психикой и мозгом? 7. Какова структура сознания? 8. Почему самосознание является вершиной сознания человека? 9. Какие компоненты и этапы формирования самосознания Вам известны? 10. Как осуществляется взаимодействие сознания и подсознания?  

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Активное отражение субъектом объективного мира называется: а) сознанием; б) развитием; в) психикой; г) становлением личности; д) приспосабливаемостью. 2. Самыми ранними переживаниями человека, по мнению ученых, были: а) позитивные переживания, связанные с удовлетворением человеком своих эстетических потребностей; б) позитивные переживания, свидетельствующие об устранении опасности; в) негативные переживания, сигнализирующие о признаках возможной опасности; г) негативные переживания личности, связанные с социальным дискомфортом. 3. Под поведением в психологии принято понимать: а) внешние проявления психической деятельности человека; б) действия, имеющие определенный социальный смысл; в) телодвижения и жесты; г) мимику, отражающую состояние или отношение человека к тому, что он воспринимает. 4. Психические процессы, в которых осуществляют связь восприятия и движения носят название: а) познавательные процессы; б) сенсомоторные процессы; в) эмоционально-моторные процессы; г) идеомоторные процессы; д) мыслительные процессы. 5. Процесс развития психики у позвоночных, имеющих усложняющуюся кору головного мозга называется: а) рефлексией; б) онтогенезом; в) сублимацией; г) филогенезом. 6. Согласно теории антропопсихизма, психика присуща: а) абсолютно всей природе (неодушевленной в том числе); б) только живой природе; в) организмам, имеющим нервную систему; г) только человеку; д) млекопитающим; е) организмам, имеющим ярко выраженный головной мозг. 7. В процессе онтогенеза наиболее существенной характеристикой индивидуального развития человека является: а) темперамент; б) соотношение роста и массы тела человека; в) возраст; г) национальность; д) пол; е) характер. 8. Основной функцией сознания является: а) запоминание, сохранение, воспроизводство информации; б) побуждение в целях достижения желаемого действовать определенным образом; в) разумное регулирование поведения и деятельности человека; г) формирование установок, предрасположенности к определенным действиям (реакциям) на конкретные стимулы. 9. Бытийное сознание включает в себя: а) смысл; б) биодинамические свойства движений; в) опыт действий; г) чувственные образы; д) значение. 10. Совокупность явлений, процессов, свойств и состояний, которые оказывают влияние на поведение человека, но не осознаются им, носят название: а) «бессознательное»; б) «подсознательное»; в) «неосознанное»; г) «забытое».  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...