Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Место психологии в системе наук.




Современная психология находится на стыке ряда наук. Она занимает промежуточное положение между общественными науками, с одной стороны, естественными – с другой, техническими – с третьей. Близость ее к этим наукам, даже наличие отраслей, совместно разрабатываемых с некоторыми из них, ни в коей мере не лишает ее самостоятельности. Во всех своих отраслях психология сохраняет свой предмет исследования, свои теоретические принципы, свои пути изучения этого предмета. Что же касается многогранности психологических проблем, столь значимых не только для психологии, но и для смежных с нею наук, то это объясняется тем, что в центре внимания психологов всегда остается человек – главное действующее лицо мирового прогресса. Все науки и отрасли знаний имеют смысл и значение только в связи с тем, что они служат человеку, вооружают его, творятся им, возникают и развиваются как человеческая теория и практика. Все дальнейшее развитие психологических знаний мыслится как максимальное расширение связей психологии со смежными науками при сохранении ею самостоятельного предмета исследования.

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Область каких явлений изучает психология? 2. В чем состоит предмет психологии и чем определяется специфичность предмета психологии? 3. Что является объектом психологического исследования? 4. Какие периоды и этапы выделяют в истории психологии? 5. В чем состоит особенность понимания души в учении Аристотеля? 6. Как решали психофизиологические проблемы Р. Декарт и Б. Спиноза? 7. Чем характеризуется этап научной психологии? 8. Раскройте основные положения бихевиоризма, гештальтпсихологии. 9. Каковы основные идеи психоаналитической психологии? 10. Охарактеризуйте основные психологические теории и концепции ХХ века. 11. Назовите имена и заслуги отечественных исследователей в области психологии XIX – XX веков. 12. Какова структура современной психологии? 13. Какие отрасли психологии можно выделить? 14. Какие методы исследований существуют в современной психологии? 15. Каково место психологии в системе наук?  
Задания. Тесты. Ответы.  
1. Слово «психология» в переводе с древнегреческого буквально означает: а) деятельность; б) наука о взаимодействии человека с окружающим миром; в) наука о душе; г) сознание. 2. Предметом психологии являются: а) социально-историческое развитие общества; б) факты психической жизни; в) знания об окружающей среде; г) механизмы и закономерности функционирования психики человека; д) формирование психологических особенностей личности как сознательного субъекта деятельности; е) взаимосвязь человека и Космоса; ж) способы активного воздействия на окружающий мир. 3. Объектом психологического познания выступает: а) человек; б) психика; в) сознание; г) деятельность. 4. К вспомогательным методам в психологии относят: а) метод самонаблюдения; б) метод эксперимента; в) метод экспертных оценок; г) метода тестов; д) метод анкет. 5. Философы-материалисты Древней Греции понимали душу как: а) космическую сущность, которой наделяется тело; б) совокупность чувственного восприятия, памяти и сознания; в) крупицу божественного начала, закладываемую в каждого человека в момент рождения и покидающую тело в момент смерти; г) разновидность материи, телесное образование, состоящее из шаровидных, мелких и наиболее подвижных атомов; д) форму живого тела, причину и цель всех его жизненных функций. 6. Первым, кто ввел в психологию понятие «бессознательная психика» был: а) Б. Спиноза; б) Р. Декарт; в) Г. Лейбниц; г) Дж. Локк; д) Х. Вольф. 7. По мнению бихевиористов, психология как наука должна заниматься: а) сознанием; б) поведением; в) душевными явлениями, недоступными научному наблюдению; г) наследственностью. 8. В буквальном переводе с немецкого языка понятие «гештальт» означает: а) «форма»; б) «модель»; в) «структура»; г) «наименование»; д) «значение». 9. З. Фрейд свою систему анализа душевной жизни человека назвал: а) психоанализом; б) психотерапией; в) психоанатомией; г) психофизиологией. 10. Интерактивная психология рассматривает человека как: а) существо, главной характеристикой которого является общение; б) духовное космическое существо, неразрывно связанное со Вселенной; в) самореализующуюся творческую личность; г) создание, стремящееся к духовности. 11. Закономерности психологического развития человека, присущие каждому возрастному периоду изучает: а) социальная психология; б) возрастная психология; в) педагогическая психология; г) инженерная психология; д) военная психология.    

II. Психика и организм, сознание и подсознание

Понятие о психике.

Психика – это свойство высокоорганизованной живой материи, заключающееся в активном отражении субъектом объективного мира, в построении субъектом неотчуждаемой от него картины этого мира и регуляции на этой основе поведения и деятельности.

Из данного определения следует ряд основополагающих суждений о природе и механизмах проявлений психики.

Во-первых, психика – это свойство только живой материи. Причем не просто живой материи, а высокоорганизованной материи. Следовательно, не всякая живая материя обладает этим свойством, а лишь та, которая обладает специфическими органами, обусловливающими возможность существования психики.

Во-вторых, главная особенность психики заключается в способности отражать объективный мир. Это означает, что высокоорганизованная живая материя, обладающая психикой, обладает способностью получения информации об окружающем ее мире. В то же время получение информации связано с созданием этой высокоорганизованной материей определенного психического, то есть субъективного по своей природе и идеалистического (нематериального) по своей сути образа, который с определенной мерой точности является копией материальных объектов реального мира.

В-третьих, получаемая живым существом информация об окружающем мире служит основой для регуляции внутренней среды живого организма и формирования его поведения, что в целом определяет возможность относительно длительного существования этого организма в постоянно изменяющихся условиях среды обитания. Следовательно, живая материя, обладающая психикой, способна реагировать на изменение внешней среды или на воздействие объектов окружающей среды.

Один из самых сложных вопросов, изучаемых современной психологией – вопрос о функциях психики. Проявления психики столь многогранны, что дать однозначный ответ весьма сложно. Например, если ограничиться утверждением, что психика обеспечивает приспособление к условиям внешней среды, то как объяснить такое явление, как творчество человека? Следует ли рассматривать творчество как форму приспособления к социальным условиям, поскольку очень часто творчество не столько способствует решению проблем человека, сколько доставляет ему эти проблемы? Другой пример: почему человек переживает особые чувства при знакомстве с выдающимся произведением искусства, будь то книга, картина, музыка или что-либо другое? Вряд ли это можно объяснить только приспособительными реакциями человека. И таких примеров, когда проявления разнообразных форм психического нельзя объяснить с позиции целесообразности, можно привести очень много.

Видимо, для того, чтобы определить все функции психики, необходимо перечислить все формы и характер ее проявления. Сделать это в настоящее время вряд ли удастся. Более точно мы можем определить функции психики, пожалуй, только в одной сфере. Это сфера взаимодействия живых организмов и окружающей среды. С этой точки зрения мы можем выделить три основные функции психики: отражение окружающей действительности, сохранение целостности организма, регуляция поведения. Данные функции взаимосвязаны между собой и по сути являются элементами интегративной функции психики, которая заключается в обеспечении адаптации живого организма к условиям окружающей среды.

 

отражение окружающей действительности       ОБЕСПЕЧЕНИЕ АДАПТАЦИИ
обеспечение целостности организма  
регуляция поведения  

 

Психика и организм.

В повседневной жизни мы достаточно часто убеждаемся в зависимости, точнее, взаимозависимости физического самочувствия и психического состояния. Имеется много наблюдений о прямом влиянии психики на здоровье человека. В настоящее время науке известно, что человеческий организм является в высшей степени самоорганизующейся и саморегулирующейся системой. Мозг человека за свою эволюцию приобрел особое свойство – высочайшую пластичность, то есть, умение приспосабливаться к самым разнообразным и неожиданным условиям существования. Истинные возможности психики, ее резервы в саморегуляции организма, состояний тела огромны.

В истории психологии было предложено немало подходов, изучающих связи между морфологией тела человека и его психикой. Имеются различные типологии конструкции человеческого тела, влияющие на психику. Подробно изучены психологические различия мужчин и женщин. В частности, установлено, что мужчины превосходят женщин по скорости и координации движений, ориентации в пространстве, пониманию механики и математики, однако у женщин более ловкие руки, большая скорость восприятия, счета, памяти, а также беглость речи. У женщин ярче выражена социальная ориентация. С помощью более детальных исследований строения мозга у мужчин и женщин было обнаружено, что женский мозг в некоторых участках так называемого мозолистого тела (отвечающего за межполушарные связи) имеет больше нервных клеток. Это дает основание предполагать, что у женщин лучше происходит синтез информации. Это в какой-то степени объясняет наличие загадочной «женской интуиции». Женское начало, как известно, призванное обеспечить продолжение рода, больше ориентировано на консервативные признаки в психике, на большую психическую устойчивость.

Мозг человека как главный отражатель объективного мира, как живое зеркало является сложнейшим органом, прошедшим длительный путь эволюции. Начиная от простейшей физиологической раздражительности, свойственной растительному миру, через способность реагировать на внешние воздействия из-за необходимости в чем-либо, в мозгу с помощью биохимической и генетической памяти закреплялись многочисленные связи. При эволюции человека эти связи обусловили специфическое психическое отражение, в результате которого головной мозг вначале получил свойство субъективного переживания, а затем и субъективного познания внешних воздействий. По оценке ученых, самыми ранними переживаниями были негативные переживания организма, сигнализирующие о признаках возможной опасности, гибели, и позитивные, когда шли сигналы об устранении опасности. Так возникла такая форма отражения, которая называется эмоциями. Эмоция – это уже не только физиологическое отражение, но уже и переживание, то есть, субъективное явление. В дальнейшем развитии с усложнением данного специфического отражения в мозгу у человека появляется способность отражать мир в виде простейших образов, которые могли сигнализировать о жизненно важных явлениях внешнего мира. Так, по мнению ученых, и возникли ощущения как субъективный образ объективного мира. Позже у человека наряду с непосредственным отражением появляется опосредованное отражение с помощью понятий, выражаемых словами, появляется и оперирование этими понятиями, то есть мышление. Таким образом, эволюция привела к возникновению чисто человеческой формы отражения объективного мира – человеческого восприятия, чувств, памяти и воли.

Ученые давно стремятся к разгадке мозга – этого удивительного феномена природы. Однако деятельность головного мозга еще недостаточно изучена.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...