Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Конфликты, типы конфликтов, пути их разрешения.




В межличностных отношениях зачастую появляются противоречия, возникающие между людьми в связи с решением тех или иных вопросов социальной и личной жизни. Эти противоречия называются конфликтами. Среди многих причин, порождающих конфликт, определенное место занимает несовместимость в физическом, психологическом, социально-идеологическом отношении. Противоречия в межличностных отношениях не всегда приводят к конфликтам, многие из них решаются мирным путем. Другие вызывают противоборство и решаются в нем.

Существуют различные определения конфликта, но все они подчеркивают наличие противоречия, которое принимает форму разногласий, если речь идет о взаимодействии людей. Конфликты могут быть скрытыми и явными, но в основе их всегда лежит отсутствие согласия. Поэтому определим конфликт как отсутствие согласия между двумя или более сторонами – лицами, группами.

Отсутствие согласия обусловлено наличием разнообразных мнений, взглядов, идей, интересов, точек зрения. В возможности иметь и выражать различные мнения, выявлять больше альтернатив при принятии решений и заключается позитивный смысл конфликта. Это, безусловно, не означает, что конфликт всегда носит положительный характер. Некоторые конфликты могут способствовать развитию взаимоотношений и принятию обоснованных решений, такие конфликты принято называть функциональными. Конфликты, препятствующие эффективному взаимодействию и принятию решений, принято называть дисфункциональными.

Для нормального функционирования и развития коллектива нужно стремиться не к тому, чтобы «раз и навсегда» уничтожить условия для возникновения конфликтов, а к тому, чтобы научиться ими правильно управлять. Для этого надо понимать причины конфликтов, уметь их анализировать. Существует 4 основных типа конфликтов: внутриличностный, межличностный, между личностью и группой, межгрупповой.

«Участниками» внутриличностного конфликта являются не люди, а различные психологические факторы внутреннего мира личности, часто кажущиеся или являющиеся несовместимыми: потребности, мотивы, ценности, чувства. Решение подобного конфликта может быть функциональным или дисфункциональным, в зависимости от того, как и какое решение примет человек и примет ли его вообще.

Внутриличностные конфликты, связанные с работой в организации, могут принимать различные формы. Одна из наиболее распространенных – это ролевой конфликт, когда различные роли человека предъявляют к нему противоречивые требования. Внутриличностные конфликты на производстве могут возникать из-за перегруженности работой или, напротив, когда при отсутствии работы необходимо находиться на рабочем месте (формальное «отбывание» рабочего времени).

Межличностный конфликт – это самый распространенный тип конфликта. В организациях он проявляется по-разному. Многие руководители считают, что его причиной является несходство характеров. Действительно, встречаются люди, которые из-за различия в характерах, взглядах, манере поведения просто не в состоянии ладить друг с другом. Однако более глубокий анализ показывает, что в основе таких конфликтов лежат объективные причины. Чаще всего – это борьба за ограниченные ресурсы. Каждый считает, что в ресурсах особенно нуждается именно он, а не другой. Конфликты возникают между руководителем и подчиненным, например, когда подчиненный убежден, что руководитель предъявляет к нему непомерные требования, а руководитель считает, что подчиненный бездельник и не умеет работать.

Конфликт между личностью и группой. Неформальные группы (организации) устанавливают свои нормы поведения, общения. Каждый член такой группы должен их соблюдать. Отступление от принятых норм группа расценивает как негативное, в результате возникает конфликт между личностью и группой. Другой распространенный конфликт этого типа – конфликт между группой и руководителем. Наиболее тяжело такие конфликты протекают при авторитарном стиле руководства.

Межгрупповой конфликт. Любая организация состоит из множества формальных и неформальных групп, между которыми могут возникать конфликты. Например, между руководством и исполнителями, между работниками различных подразделений, между неформальными группами внутри подразделений, между администрацией и профсоюзом. Частым примером межгруппового конфликта служат разногласия между высшим и низшим уровнями управления, то есть между «линейным» и «штабным» персоналом. Это – яркий пример дисфункционального конфликта.

Управление конфликтами включает межличностные способы разрешения конфликтных ситуаций. Известны пять основных стилей разрешения конфликтов, или стратегий поведения в конфликтных ситуациях.

Ø Уклонение. Человек, придерживающийся данной стратегии, стремится уйти от конфликта. Эта стратегия может быть уместна, если предмет разногласий не представляет для человека большой ценности, если ситуация не может разрешиться сама собой, если нет условий для эффективного разрешения конфликта в данный момент, но через некоторое время благоприятные условия возникают.

Ø Сглаживание. Этот стиль основывается на тезисах: «Не стоит раскачивать лодку», «Давайте жить дружно» и тому подобных. «Сглаживатель» старается не выпустить наружу признаки конфликта, конфронтации, призывая к солидарности. При этом часто забывается проблема, лежащая в основе конфликта. В результате может временно наступить покой. Отрицательные эмоции не проявляются, но они накапливаются. Рано или поздно оставленная без внимания проблема и накопившиеся отрицательные эмоции приведут к взрыву, последствия которого окажутся дисфункциональными.

Ø Принуждение. Тот, кто придерживается этой стратегии, пытается заставить принять свою точку зрения во что бы то ни стало, его не интересует мнение других. Данный стиль связан с «жестким», агрессивным поведением. Для влияния на людей применяются власть, основанная на принуждении, и традиционная власть. Этот стиль может стать эффективным, если он используется в ситуации, угрожающей существованию организации или препятствующей достижению ею своих целей. Руководитель отстаивает интересы дела, интересы организации, и порой он просто обязан быть настойчивым. Главный недостаток использования руководителями этой стратегии – подавление инициативы подчиненных и возможность повторных вспышек конфликта.

Ø Компромисс. Этот стиль характеризуется принятием точки зрения другой стороны, но лишь до определенной степени. Способность к компромиссу в управленческих ситуациях высоко ценится, так как уменьшает недоброжелательность и позволяет быстро разрешать конфликт. Однако, через некоторое время могут проявиться и дисфункциональные последствия компромиссного решения, например, неудовлетворенность «половинчатым» решением. Кроме того, конфликт в несколько измененной форме может возникнуть вновь, так как осталась нерешенной породившая его проблема.

Ø Решение проблемы (сотрудничество). Этот стиль основывается на убежденности участников конфликта в том, что расхождение во взглядах – это неизбежный результат того, что у умных людей есть свои представления о том, что правильно, а что нет. При этой стратегии участники признают право каждого на собственное мнение и готовы понять друг друга, что дает им возможность проанализировать причины разногласий и найти приемлемый для всех выход. Тот, кто соглашается на сотрудничество, не старается добиться своей цели за счет других, а ищет решения проблемы.

 

Задания. Вопросы. Ответы.
1. Раскройте содержание понятия «общение». 2. Какова структура общения? 3. Какова специфика обмена информацией в коммуникативном процессе? 4. Какие Вы знаете средства общения? 5. Каково место взаимодействия в структуре общения? 6. Какие способы взаимодействия осуществляются в межличностном общении? 7. Раскройте содержание понятия «социальная перцепция». 8. Каковы механизмы взаимопонимания в процессе общения? 9. Раскройте содержание понятия «эмпатия». 10. Что такое «социометрический статус»? 11. Какие отличительные признаки присущи малым группам? 12. Чем характеризуется референтная группа? 13. Конформизм – это хорошо или плохо? Это естественное или искусственное? 14. Какие типы конфликтов Вам известны? 15. Каковы пути преодоления конфликтов?  

 

 

Задания. Тесты. Ответы.
1. Перцептивная сторона общения состоит: а) в обмене информацией между людьми; б) в организации взаимодействия между людьми; в) в процессе восприятия друг друга партнерами по общению и установлении на этой основе взаимопонимания; г) в культурном взаимодействии между членами социума; д) в давлении, которое оказывает группа на каждого ее члена. 2. Невербальная коммуникация включает в себя: а) кинетику; б) паралингвистику; в) речевые звуковые явления; г) характерные специфические звуки, возникающие при общении; д) модуляции высоты голоса; е) проксемику; ж) визуальное общение. 3. В проблематике общения идентификациейпринято считать: а) «приписывание» индивидом своих мыслей, чувств и эмоций его партнеру по общению; б) осмысление индивидом того, как он воспринимается и понимается партнером по общению; в) мысленный «перенос» индивидом себя на место партнера, в аналогичную ситуацию; г) мысленный процесс уподобления себя партнеру по общению с целью познать и понять его мысли и представления. 4. Формальным общением называют: а) «контакт масок»; б) примитивное общение; в) деловое общение; г) светское общение; д) манипулятивное общение. 5. Деловые переговоры предполагают наличие: а) полного согласия по всем вопросам деятельности; б) несовпадающие интересы сторон-участников; в) конфронтацию точек зрения участников; г) противоположные интересы сторон-участников. 6. Сторонники «жесткого подхода» ведения деловых переговоров придерживаются следующих принципов: а) совершение уступок для развития отношений; б) дружелюбие; в) «победить любой ценой»; г) вынуждение оппонента совершать уступки; д) доверие партнерам; е) недоверие партнеру; ж) угроз и принуждения. 7. Малая группа характеризуется: а) высокой степенью конфликтности; б) сплоченностью; в) наличием ярко выраженной иерархической структуры; г) психологической близостью ее членов; д) относительной разобщенностью. 8. Фактически существующее объединение людей с реальными связями и взаимоотношениями его членов называется: а) референтной группой; б) условной группой; в) реальной группой; г) экспериментальной группой. 9. Группа людей, объединенных едиными целями, подчиненными целям общества называется: а) общественной организацией; б) добровольным обществом; в) коллективом; г) обществом с ограниченной ответственностью. 10. Кооперация - это: а) объединение, в котором налажены содержательные контакты; б) группа людей, объединенных одной идеей; в) взаимодействие индивидов в социуме; г) акционерное общество. 11. На отношение к личности со стороны членов референтной группы решающее влияние оказывает: а) поведение личности; б) социальный статус личности; в) внешность; г) интеллект; д) признание эталонных норм и ценностей группы. 12. Изменение мнений, установок, поведения индивида под влиянием окружающих называется: а) аттракцией; б) нонконформизмом; в) интеракцией; г) конформизмом.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...