Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Практические занятия - 24 часа.




 

Тема 4. Общие положения криминалистической тактики

Отрабатываемые вопросы: 1. Правовые основы криминалистической тактики. 2. Психологические и этические основы криминалистической тактики. 3. Связь криминалистической тактики с другими разделами криминалистики. 4. Содержание криминалистической тактики. 5. Понятие и сущность тактического приема. 6. Понятие и сущность следственной ситуации.

 

Тема 5. Тактика осмотра и освидетельствования

Отрабатываемые вопросы: 1. Сущность и понятие осмотра места происшествия. 2. Цели и задачи следственного осмотра. 3. Научно-технические средства, применяемые в ходе осмотра. 4. Мероприятия, осуществляемые при подготовке к проведению осмотра места происшествия. 5. Методы осмотра места происшествия. 6. Особенности осмотра трупа. 7. Тактика осмотра предметов. 8. Тактические приемы освидетельствования.

Занятие проводится в виде деловой, ролевой игры в имитированной обстановке по фабуле, предложенной преподавателем.

Задание

1. Подготовиться к производству осмотра места происшествия.

2. Провести осмотр места происшествия.

3. Провести мероприятия, сопутствующие ОМП.

4. Составить протокол осмотра места происшествия. Приобщить его к материалам лабораторного практикума № 2.

Тема 6. Тактика допроса и очной ставки

Отрабатываемые вопросы:

1. Подготовка к допросу. 2. Технические средства, используемые при допросе. 3. Планирование допроса.4. Тактические приемы изобличения допрашиваемого во лжи. 5. Фиксация хода и результатов допроса.

Занятие проводится в виде деловой, ролевой игры в имитированной обстановке по фабуле, предложенной преподавателем.

Задание

В ходе подготовки к имитированному допросу подозреваемого, студенты должны составить план допроса, с использованием изученных в ходе самостоятельной подготовки тактических приемов допроса.

Во время практического занятия, при производстве имитированного допроса, составляется протокол допроса подозреваемого.

План допроса и протокол допроса являются документами, в совокупности с нижеуказанными приобщаемыми к материалам лабораторного практикума № 2.

Тема 7. Тактика предъявления для опознания

Отрабатываемые вопросы: 1. Понятие и сущность предъявления для опознания. 2. Подготовка к предъявлению для опознания. 3. Тактика предъявления для опознания.

Занятие проводится в виде деловой, ролевой игры по фабуле, предложенной преподавателем. По окончанию занятия студенты должны предъявить для проверки протокол предъявления для опознания.

Задание

Протокол предъявления для опознания приобщается к материалам лабораторного практикума № 2.

Тема 7. Тактика обыска и выемки

Отрабатываемые вопросы: 1. Понятие, сущность и задачи обыска и выемки. 2. Подготовка к обыску. 3. Тактика проведения обыска. Фиксация его хода и результатов. 4. Тактика проведения выемки.

Занятие проводится в виде деловой, ролевой игры в имитированной обстановке помещения (на полигоне) по фабуле, предложенной преподавателем.

Студенты самостоятельно принимают оперативные решения по возникающим в процессе организации и проведения обыска ситуациям. По результатам обыска студенты составляют протоколы обыска.

Задание

Протокол обыска приобщается к материалам лабораторного практикума № 2.

Тема 8. Тактика следственного эксперимента

Отрабатываемые вопросы: 1. Сущность следственного эксперимента. 2. Участники следственного эксперимента.3. Отличие следственного эксперимента от осмотра места происшествия. 4. Оценка результатов следственного эксперимента. 5. Научно-технические средства могут использоваться в ходе следственного эксперимента.

Тема 8. Тактика проверки показаний на месте

Отрабатываемые вопросы: 1. Понятие и сущность проверки показаний на месте. 2. Подготовка к проверке показаний на месте. 3. Тактика проверки показаний на месте.

Тема 9. Использование специальных знаний в расследовании преступлений

Отрабатываемые вопросы: 1. Понятие и значение судебной экспертизы. 2. Классификация судебных экспертиз. 3. Стадии экспертного исследования. 4. Понятие и значение образцов для сравнительного исследования.

 

Во время практического занятия студенты выносят постановления о назначении судебных экспертиз на основании данных, полученных на предыдущих лабораторных занятиях.

Задание

Приобщить к материалам лабораторного практикума № 2 Постановление о назначении экспертизы и сдать практикум на проверку.


Модуль 3. Криминалистическая методика

Теоретические занятия (лекции) – 0 часов.

Практические занятия – 0 часов.

Лекция 10. Общие положения криминалистической методики расследования преступлений отдельных видов

Информационная лекция

 

Вопрос 1. Понятие и структура методики расследования отдельных видов
и групп преступлений.

Вопрос 2. Основные элементы общих положений криминалистической методики.

 

Вопрос 1. Понятие и структура методики расследования отдельных видов и групп преступлений

 

Методика расследования отдельных видов и групп преступлений (криминалистическая методика) – это завершающий раздел курса криминалистики. Каждое преступление по своим обстоятельствам и деяниям индивидуально и неповторимо. Поэтому не может быть и совершенно одинакового процесса их расследования. Однако каждое преступление, наряду с индивидуальными особенностями, содержит в себе и некоторые общие, повторяющиеся черты. Единые требования законности, общие задачи однородных преступлений, аналогичные способы их совершения, типичные материальные следы преступления обуславливают возможность выделить общие, типичные методы расследования. В месте с тем нельзя требовать от методики расследования исчерпывающие указания о направлениях расследования конкретного преступления. Это практически невозможно.

Криминалистическая методика тесным образом связана с другими разделами науки криминалистики – общей теорией, криминалистической техникой, криминалистической тактикой, а также с криминалистическими вопросами организации раскрытия и расследования преступлений. Технико-криминалистические средства и методы, тактические приемы и рекомендации рассчитаны на использование их при раскрытии и расследовании любых преступлений. Однако характер следов может быть различным, отсюда могут различаться приемы допроса, планирования и т.п. Рекомендации, которые содержатся в криминалистической методике, обеспечивают возможность наиболее эффективного применения средств, приемов и методов, разработанных в других разделах криминалистики.

В криминалистической литературе имеются различные точки зрения на понятие криминалистической методики. Так, Р.С.Белкин считает, что криминалистическая методика изучает закономерности организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения различных видов преступлений в целях выработки научно обоснованных рекомендаций по эффективному проведению следствия и дознания.

Н.П.Яблоков считает, что методика расследования отдельных видов преступлений представляет собой целостную часть криминалистики, изучающую опыт совершения и практику расследования преступлений и разрабатывающую на основе познания их закономерностей систему наиболее эффективных методов расследования и предупреждения различных видов преступлений. Имеются и иные точки зрения.

Учитывая высказанные точки зрения, представляется возможным определить методику расследования преступлений как систему научных положений и разрабатываемых на их основе рекомендаций по раскрытию и расследованию преступлений конкретных видов и групп.

Характер закономерностей, изучаемых криминалистической методикой, предопределяет ее систему, которая состоит из двух частей: общих положений и частных методик расследования конкретных видов и групп преступлений. Принято считать, что к отдельным видам относятся преступления, различающиеся между собой по составам, т.е. по уголовно-правовому признаку (например, убийства, изнасилования, кражи и т.п.), а к отдельным группам – различающиеся по другим признакам (например, преступления, совершенные несовершеннолетними, групповые и т.п.).

Общие положения – это теоретические основы криминалистической методики. От разработки этих вопросов зависит создание эффективных частных криминалистических методик и успех их применения в борьбе с преступностью.

В число структурных элементов (составных частей) общих положений методики расследования отдельных видов и групп преступлений входят следующие вопросы:

понятие и предмет криминалистической методики, соотношение методики с другими частями криминалистики, роль и значение методики в системе криминалистики;

понятие и содержание обстоятельств, подлежащих установлению;

понятие, сущность и значение криминалистической характеристики преступлений;

понятие и сущность следственной ситуации;

понятие этапов расследования, задачи и общая характеристика каждого этапа.

Частные методики расследования, являясь конечным продуктом всей криминалистической науки, представляют собой комплексы теоретически обоснованных рекомендаций, имеющих прикладной характер и предназначенных следователям (оперативным работникам) для оптимизации их работы при раскрытии, расследовании и предотвращении отдельных видов преступлений.

Соответственно типовая структура методики расследования конкретных видов и групп преступлений (частных методик) должна выглядеть следующим образом:

· обстоятельства, подлежащие установлению при расследовании преступлений данного вида (группы);

· криминалистическая характеристика конкретного вида преступлений;

· особенности возбуждения уголовного дела и планирования первоначального этапа расследования по делам данной категории;

· порядок (программа, алгоритм) действий следователя на каждом этапе расследования с учетом возникающих при этом типичных следственных ситуаций;

· особенности тактики следственных действий, организационных и иных мероприятий;

· особенности применения специальных познаний по делам данной категории;

· особенности использования помощи населения;

· организация взаимодействия следователя с аппаратами дознания при расследовании преступлений данного вида;

· организация профилактической деятельности следователя по материалам расследования по соответствующей категории дел.

Данная структура является типовой, в нее могут быть внесены те или иные уточнения. Однако в целом она в наибольшей степени отвечает современному состоянию данного раздела криминалистики.

Источниками криминалистической методики являются:

нормы уголовного и уголовно-процессуального права, устанавливающие признаки состава преступлений, а также предмет и пределы доказывания при расследовании по уголовным делам;

положения общей теории криминалистики, криминалистической техники, криминалистической тактики, организационно-криминалистические положения;

опыт раскрытия, расследования и предотвращения преступлений;

отдельные положения других наук, используемые при расследовании преступлений (судебной медицины, психологии, криминологии и др.).

Одним из важнейших положений данного раздела является установление отправных начал (принципов):

Обеспечение и неуклонное соблюдение законности.

Конкретность криминалистических методических рекомендаций.

Этапность методик расследования преступлений.

Ситуационность и многовариантность методик расследования преступлений.

Структурное единство криминалистических методик расследования преступлений.

Научная обоснованность криминалистических методик.

Следует коротко остановиться на каждом из данных положений:

3. Строгое и неуклонное соблюдение законности является одним из важнейших исходных положений частных методик. Это означает требование точного соблюдения научных рекомендаций в области организации и осуществления раскрытия, расследования и предотвращения преступлений.

4. Расследование преступлений – процесс индивидуальный, однако зачастую при этом можно встретить много общего: наличие типичных версий, общий предмет доказывания, аналогичные условия подготовки следственных действий и т.п. Поэтому криминалистические рекомендации должны быть более конкретными, мера общности и конкретности проявляется в степени детализации их научных положений, обусловленных потребностями практики.

5. С точки зрения этапов расследования в криминалистике нет единого мнения. Многие криминалисты делят их на два, три и даже четыре этапа. Не вдаваясь в полемику, следует отметить, что наиболее устоявшаяся точка зрения такова, что процесс расследования имеет два этапа: первоначальный и последующий. Данные этапы связаны с проведением следственных действий.

6. В процессе расследования возникают разнообразные следственные ситуации. Эти ситуации, как правило, разрабатывались для отдельных видов преступлений. Наиболее часто встречающиеся называют типичными следственными ситуациями, они требуют разработки специальных комплексов следственных действий и оперативно-розыскных мероприятий. Их создание и является целью методики расследования.

7. Структурное единство криминалистических методик предусматривает удобство пользования методическими рекомендациями.

8. Практика раскрытия, расследования и предотвращения преступлений требует, чтобы частные криминалистические методики имели такой уровень теоретического обоснования, при котором практическое применение их рекомендаций обеспечивало бы наиболее эффективную организацию следствия.

 

Вопрос 2. Основные элементы общих положений криминалистической методики

 

1. Круг обстоятельств, подлежащих установлению по каждому виду преступлений, определяется соответствующей статьей УК РФ, устанавливающей ответственность за преступления данного вида, а также ст. 73 УПК РФ и некоторыми другими статьями УПК. Руководствуясь нормами закона и следственной практикой, криминалистическая методика разрабатывает рекомендации, позволяющие следователю более точно определить перечень обстоятельств, подлежащих установлению по каждому виду или группе преступлений.

Надо отметить, что обстоятельства, подлежащие установлению, – это не простое механическое сочетание элементов предмета доказывания и диспозиций соответствующих статей Уголовного кодекса. Названные категории, относящиеся соответственно к наукам уголовного процесса и уголовного права, в криминалистике обобщаются, пополняются и в силу этого приобретают новое качество. Как известно, при расследовании преступлений часто устанавливаются такие обстоятельства, которые правового значения не имеют и поэтому не нуждаются в доказывании, но необходимы в криминалистическом отношении для успеха расследования. Например, не имея данных о личности свидетеля и его взаимоотношениях с подозреваемым, крайне трудно установить тактику допроса этого свидетеля. Иными словами, существуют факты и обстоятельства, которые имеют важное криминалистическое значение, т.е. подлежат установлению, но не входят в предмет доказывания по делу.

2. Криминалистическая характеристика преступлений – это система присущих тому или иному виду преступлений особенностей, имеющих наибольшее значение для расследования и обуславливающих применение криминалистических методов, приемов и средств.

В криминалистической литературе имеются и иные определения криминалистической характеристики. Так, Р.С. Белкин предложил следующее: криминалистическая характеристика представляет собой систему обобщенных фактических данных и основанных на них научных выводов и рекомендаций о наиболее типичных криминалистически значимых признаках преступлений, знание которых необходимо для организации и осуществления их всестороннего, полного, объективного и быстрого раскрытия и расследования.

Все существующие в науке определения криминалистической характеристики имеют право на существование, их конкретное содержание пополняется в зависимости от вида совершенного преступления.

К числу наиболее значимых в криминалистическом отношении особенностей преступлений определенных видов (элементов или компонентов их криминалистических характеристик) относятся:

предмет преступного посягательства;

способ совершения и сокрытия преступления;

обстоятельства, при которых готовилось и было совершено преступление (время, место, условия охраны объекта и т.д.);

особенности оставляемых преступниками следов (механизм следообразования в широком смысле);

личность преступника и потерпевшего.

Криминалистическую характеристику можно рассматривать на двух уровнях:

9. Как общее понятие (высший уровень абстракции применительно к данной научной категории).

10. Как криминалистические характеристики конкретных видов и групп преступлений.

Разумеется, можно говорить и о третьем уровне классификации – о криминалистических характеристиках отдельных преступлений, но в таком случае речь будет идти лишь об обстоятельствах одного преступления, которые могут оказаться совершенно нетипичными. Для науки криминалистики такие случаи, как правило, не представляют особого интереса, поскольку ее приемы и рекомендации рассчитаны именно на обстоятельства типичные, характерные для определенных видов и групп преступлений.

Таким образом, криминалистическая характеристика – это категория, связанная преимущественно с конкретными видами преступлений.

С ледственная ситуация – это сумма значимой для расследования информации (доказательств, а также сведений, полученных непроцессуальным путем), имеющейся в распоряжении следователя к определенному моменту расследования.

Содержание следственной ситуации составляют:

собранные по делу доказательства;

иная информация, имеющая значение для расследования;

сведения об источниках получения такой информации.

Эти фактические данные в их совокупности представляют собой полную и объективную картину расследуемого события на любой конкретный момент и позволяют следователю дать им надлежащую оценку и принять вытекающие из этой оценки решения о своих дальнейших действиях.

Особо следует сказать о позиции в этом вопросе проф. Р. С. Белкина. Согласно его определению, следственная ситуация – это совокупность условий, в которой протекает процесс доказывания. Таким образом, следственная ситуация определяется предельно широко – в нее включается все, что в той или иной степени влияет на ход и результаты расследования. Приведем лишь один аргумент: следственная ситуация как криминалистическая категория не может совпадать по объему с ситуациями, складывающимися на практике. Содержание этого понятия должно быть значительно более узким, и, в частности, факторы, относящиеся к личности следователя, его технической оснащенности, условиям его работы и т.п., в рассматриваемое понятие входить не могут, поскольку это исключило бы возможность типизации следственных ситуаций и сделало бы разработку данной проблемы практически бесцельной. Оптимальным является включение в содержание следственной ситуации лишь одной группы факторов – информационных: как показывает практика, этого вполне достаточно, чтобы выработать конкретные рекомендации по расследованию преступлений.

Следственные ситуации можно классифицировать по самым различным основаниям. Нам представляется наиболее удачной следующая классификация:

ситуации типичные и конкретные ситуации, складывающиеся при расследовании по делу в целом и при проведении отдельного следственного действия;

ситуации конфликтные и бесконфликтные.

Типичные – это ситуации, характерные с точки зрения объема и содержания имеющейся информации для преступлений, определенного вида или группы на конкретном этапе их расследования. Так, для первоначального этапа расследования краж и ряда других преступлений характерны три типичные ситуации:

11) преступник задержан на месте преступления с поличным;

12) преступник не задержан, но о нем имеется определенная информация, позволяющая организовать его розыск;

13) преступник не задержан и никаких данных о нем нет (например, при карманных кражах).

Для изнасилований на первоначальном этапе расследования характерны две типичные ситуации:

11. Потерпевшая знает насильника или может дать о нем информацию, позволяющую организовать его розыск.

12. Потерпевшая не может дать никакой информации о насильнике (скажем, если нападение произошло внезапно для потерпевшей и она не смогла рассмотреть преступника) и т.д.

Конкретными являются ситуации, складывающиеся при расследовании по определенному уголовному делу. Они могут как совпадать с типичными, так и не совпадать с ними, быть атипичными. Разумеется, при наличии атипичной ситуации рекомендации, разработанные в криминалистике для тех или иных случаев (иногда их называют «алгоритмы действий следователя»), использоваться не могут.

Ситуации, складывающиеся при расследовании по делу в целом, всегда являются в той или иной мере конфликтными. Ситуации, складывающиеся при проведении отдельного следственного действия, могут быть как конфликтными, так и бесконфликтными.

3. Этапы расследования преступлений. На основе обобщения многолетнего опыта криминалисты пришли к выводу о том, что расследование преступлений, как правило, фактически делится на два этапа – первоначальный и последующий.

На первоначальном этапе должны решаться следующие основные задачи:

13. Проверить общие типичные версии о событии преступления, выдвинутые на основании данных, имеющихся к моменту принятия решения о возбуждении уголовного дела.

14. Уяснить факты, подлежащие исследованию.

15. Безотлагательно собрать и закрепить доказательства, могущие быть утраченными, принять необходимые меры для розыска и задержания лица, заподозренного в совершении преступления.

16. Принять срочные меры к возмещению ущерба, причиненного преступлением.

17. Начать работу по выявлению обстоятельств, способствовавших совершению данного преступления.

На последующем этапе расследования продолжается работа по собиранию, проверке и оценке доказательств с целью полного установления всех обстоятельств дела.

Первоначальный и последующий этапы расследования различаются между собой не только задачами, стоящими перед следователем в ходе каждого этапа. На первоначальном этапе расследования следователь обычно работает в очень напряженном ритме, характерном для расследования преступлений «по горячим следам», часто без письменного плана, поскольку его в этот момент просто некогда составлять. На последующем этапе темп работы следователя несколько снижается. Границей между первоначальным и последующим этапами нередко становится момент, когда следователь, выполнив самые неотложные следственные действия и собрав значительный доказательственный материал, приступает к его анализу и составлению развернутого плана расследования по делу. Конечно, эта граница является условной, первоначальный этап может закончиться, например, после задержания подозреваемого, получения какого-либо важного доказательства, определяющего дальнейшее направление расследования, и т.д.

Для первоначального и последующего этапов расследования в криминалистике разработаны по каждому виду преступлений рекомендации, касающиеся круга и последовательности следственных действий, розыскных и организационных мероприятий, а также тактики их проведения.

В последнее время некоторые криминалисты взамен традиционного деления процесса расследования на два этапа стали говорить о трех, четырех и более этапах. Действительно, в зависимости от характера дела число этапов может быть и более двух. В частности, для многих категорий дел весьма характерен этап возбуждения уголовного дела, в ходе которого осуществляется проверка материалов о событии, имеющем признаки преступления. По делам о присвоении чужого имущества, о преступлениях, совершаемых организованными группами, и некоторым другим завершение расследования и составление обвинительного заключения также целесообразно выделять в самостоятельный этап. Для ряда других дел наиболее удобным в практическом отношении остается принятое сейчас деление на два этапа.

Говоря о следственных действиях и оперативно-розыскных мероприятиях, проводимых на первоначальном этапе расследования, следует напомнить, что начиная с 1959 г. в криминалистической литературе неоднократно дискутировался вопрос об очередности их проведения, соотношении с «неотложными» следственными действиями. Для истории вопроса очень важно, что проф. Н.П. Яблоков, Р.С. Белкин, А.Н. Колесниченко в свое время организовали в литературе обсуждение этого вопроса, и в настоящее время существует общепринятое мнение: оба эти понятия – первоначальные и неотложные – могут совпадать и не совпадать. В большинстве случаев неотложные следственные действия осуществляются на начальном этапе расследования, и тогда эти понятия совпадают. Однако неотложный характер может приобрести любое следственное действие на любом этапе расследования. Например, проведение обыска места, указанного обвиняемым после предъявления ему доказательств и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...