Реализация норм права — это процесс фактического осуществления (претворения в жизнь) предписаний юридических норм в правомерном поведении граждан, должностных лиц и иных субъектов права.
⇐ ПредыдущаяСтр 2 из 2 Реализация норм права всегда связана с правомерным поведением субъектов правоотношений. В одном случае это активные действия, связанные с использованием субъективных прав или исполнением юридических обязанностей, а в другом случае — это пассивное поведение, связанное с воздержанием от совершения противоправных действий. Речь идет о том, каким образом субъект права реализует предписания правовых норм, т. е. как воплощаются правовые предписания в практической деятельности граждан, органов государственной власти по осуществлению субъективных прав и выполнению юридических обязанностей. Реализация субъективного и объективного права играет существенную роль в социальном прогрессе, развитии и совершенствовании общественных отношений. Право как явление цивилизации и культуры серьезнейшим образом способствует творческому развитию личности, удовлетворению ее духовных и материальных потребностей, реализации основных прав и свобод. Реализация правовых норм происходит в форме использования (осуществления) субъективных прав, соблюдения юридических запретов, исполнения юридических обязанностей и применения норм права как особой формы реализации права. Использование субъективных прав — это осуществление субъектами индивидуальных прав, которые закреплены в нормативно-правовых актах. В отличие от соблюдения норм права, это активное правомерное поведение субъекта, осуществляющего свои права. Путем их использования реализуются управомочивающие нормы, содержащиеся в нормативно-правовых актах, например осуществление конституционных прав и свобод граждан (право иметь имущество в собственности, владеть, пользоваться щ распоряжаться им как единолично, так и совместно с другими лицами; право участвовать в управлении делами государства как непосредственно, так и через своих представителей; право избирать и быть избранным в представительные органы государственной власти и органы местного самоуправления, а также участвовать в референдуме; право на объединение, включая право создавать профессиональные союзы для защиты своих интересов; право на свободу совести и др.).
При использовании субъективных прав граждане свободно выбирают сферу деятельности в рамках закона для достижения тех или иных целей. При этом государство обязуется гарантировать провозглашенные права и свободы, создавая необходимые условия для реализации этих прав, с тем чтобы гражданин мог полнее осуществлять свои права. В соответствии с действующим законодательством органы государственной власти, органы местного самоуправления, общественные организации, должностные лица в рамках своих полномочий тоже осуществляют юридические права, реализация которых имеет свои особенности. При этом осуществление данных правомочий не должно противоречить их правовому статусу, закрепленному действующим законодательством. Тем не менее осуществление правомочий должностными лицами, органами государственной власти, органами местного самоуправления, общественными объединениями значительно отличается от использования прав гражданами, так как это является не только правом, но и обязанностью этих органов и должностных лиц. Например, в соответствии с Конституцией РФ Верховный Суд РФ имеет не только правомочие, но и обязанность выступать в качестве высшего судебного органа по гражданским, уголовным, административным и иным делам, подсудным судам общей юрисдикции, осуществлять в предусмотренных федеральным законом процессуальных формах судебный надзор за их деятельностью, а также давать разъяснения по вопросам судебной практики.
Соблюдение юридических запретов — это выполнение предписаний юридических норм, которые запрещают совершение определенных действий, т. е. субъект права строго следует установленным запретам. Сущность данной формы реализации правовых норм состоит в том, что субъект права воздерживается от совершения действий, которые наносят вред личности и обществу. Не совершая действий, запрещенных правовыми нормами, граждане реализуют требования этих норм. В отличие от исполнения обязанностей, соблюдение запретов предполагает пассивное поведение. Исполнение юридических обязанностей — осуществление субъектом права юридических обязанностей, закрепленных в нормативно-правовых актах, например юридических обязанностей граждан, должностных лиц, государственных органов и общественных организаций совершать определенные действия (выполнение гражданами обязанностей, возложенных на них законом, — платить налоги, нести военную службу, сохранять природу и окружающую среду, бережно относиться к природным богатствам и др.; обязанность поставщика в установленный срок поставить заказчику продукцию; обязанность должника возвратить долг; обязанность свидетеля давать правдивые показания правоохранительным органам; обязанность работодателя выплачивать заработную плату работникам и т. д.). Особенностью данной формы реализации предписаний правовых норм является то, что субъекты права обязаны, независимо от собственного желания, совершать активные действия, предусмотренные юридическими нормами, т. е. в данном случае реализуются обязывающие нормы права. Побудительные мотивы для осуществления субъектами права юридических обязанностей могут быть разными: это и осознание своего общественного долга перед обществом и государством, и страх перед неблагоприятными последствиями, которые могут наступить в случае нарушения правовых норм, и желание получить определенные выгоды — моральное или материальное поощрение. Соблюдение и исполнение предписаний правовых норм является одной из необходимых и важнейших предпосылок утверждения в стране прочной законности и стабильного правопорядка. Эти формы реализации правовых норм тесно взаимосвязаны и дополняют друг друга. Например, руководитель предприятия, исполняя возложенные на него нормами права обязанности, тем самым соблюдает действующее законодательство.
Использование юридических прав, соблюдение юридических обязанностей и исполнение предписаний норм права принято называть формами непосредственной реализации права, так как предписания юридических норм претворяются в жизнь непосредственно действиями самих субъектов общественных отношений. Однако в реальной жизни эти три формы реализации права не всегда оказываются достаточными для полного осуществления правовых норм. В определенных случаях в процессе реализации права требуется вмешательство компетентных органов государственной власти и возникает необходимость в применении правовых норм как особой форме реализации права. Например, при приеме на работу необходимо издание приказа о зачислении на работу, по достижении пенсионного возраста — решение о начислении пенсии и т. д. Применение права — особая форма реализации права, сущность которой заключается в деятельности компетентных органов государственной власти по претворению предписаний правовых норм в жизнь.
Применение норм права
Правовое регулирование общественных отношений государство осуществляет не только на абстрактном уровне (путем установления правовых норм), но и на уровне конкретных общественных отношений (реальных жизненных ситуаций). В общественной жизни очень часто возникает необходимость государственного вмешательства в обеспечение реализации субъективных прав и юридических обязанностей участников правоотношений. Речь идет о правоприменительной деятельности по реализации предписаний юридических норм. Сущностью правоприменительной деятельности является разрешение юридически значимых дел. Действия правоприменяющего органа (должностных лиц) призваны содействовать реализации предусмотренных законом прав и обязанностей субъектов правоотношений.
Применение норм права — это особая форма реализации права, связанная с деятельностью органов государственной власти, должностных лиц. Например, совершение правонарушения — это юридический факт, с которым закон связывает реализацию санкции правовой нормы, что является исключительной прерогативой государства. Применение норм права имеет место и тогда, когда суд разрешает гражданский спор в связи с открытием наследства, и тогда, когда издаются приказ руководителя предприятия о приеме на работу гражданина, приказ ректора о зачислении абитуриентов, прошедших конкурс, в число студентов вуза. Таких примеров можно привести очень много. Во всех этих случаях речь идет о применении норм права компетентными органами государственной власти к конкретным правоотношениям в установленном процессуальном порядке. Применение права имеет большое значение в механизме правового регулирования общественных отношений. Для стабильного функционирования и развития общества необходимы меры государственно-правового характера, что и обосновывает потребность в специальной деятельности по применению права. Роль и место правоприменительной Деятельности в механизме правореализации обусловлены наличием объективных предпосылок, предопределяющих необходимость такой стадии. Главная правоприменительной деятельности — содействие лицам в реализации' субъективных прав и юридических обязанностей, а также осуществление контроля со стороны государства в лице его специальных органов за законностью при реализации предписаний правовых норм. В правовом государстве права и свободы человека как таковые приобретают непосредственное юридическое действие, так как они имеют высшую ценность по отношению к другим общественным ценностям и включены систему конституционного регулирования. Основные права и свободы человека и гражданина являются основой для юридически обязательных актов органов государственной власти, органов местного самоуправления, должностных лиц. Следовательно, применение права как стадия в общем механизме осуществления прав и свобод личности должно быть направлено на защиту и обеспечение законных интересов индивида. Применение права - это государственно-властная деятельность, осуществляемая по конкретным индивидуальным делам, которая завершается принятием конкретного решения компетентным органом государственной власти. Государство определяет, в каких случаях правоприменение обязательно, каковы его границы в сфере регулирования и охраны общественных отношений, каков круг субъектов, применяющих право, и т. д.
В процессе применения норм права органы государственной власти и должностные лица осуществляют свою деятельность по управлению обществом, тем самым государство обеспечивает установление законности и правопорядка в обществе. Применение норм права — это властная, специальная юридическая деятельность, осуществляемая компетентными органами государственной власти и должностными лицами, направленная на реализацию предписаний юридических норм в четко установленном процессуальном порядке применительно к конкретным правоотношениям индивидуального характера. Правоприменительная деятельность имеет характерные особенности в механизме правового регулирования общественных отношений. Во-первых, это властная, специальная юридическая деятельность, субъектами которой могут быть только компетентные органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения, если они на то уполномочены государством или государство признает их решения юридически значимыми. Выделяют следующие признаки, определяющие властный характер правоприменения: 1. Правоприменительной деятельностью в пределах своей компетенции занимаются органы государственной власти, органы местного самоуправления, должностные лица, а также общественные объединения. Такова, например, деятельность суда по осуществлению правосудия или 2. Правоприменительная деятельность осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных субъектов правоприменения. 3. Исполнение правоприменительных актов носит обязательный характер. 4. В необходимых случаях правоприменительные акты обеспечиваются государственным принуждением. Правоприменительную деятельность осуществляют как органы правосудия, так и органы исполнительной власти. Судебные органы, рассматривая конкретные юридические дела, тем самым создают условия для реализации субъективных прав и юридических обязанностей. Применение норм права в сфере социального управления осуществляется посредством властных действий органов исполнительной власти. Во многих случаях возникает необходимость содействия органов исполнительной власти гражданам в реализации их субъективных прав. Как отмечает В. А. Туманов, «если законодатель провозглашает и закрепляет права и свободы и основные их гарантии, правосудие — охраняет эти права от нарушителей, от кого бы они ни исходили, то создание необходимых материальных, организационных и иных условий (в той мере, в какой они зависят от государства) реализации прав и свобод — сфера деятельности исполнительной власти». Необходимо отметить, что правоприменительная деятельность не всегда осуществляется по одностороннему волеизъявлению компетентных органов. В некоторых случаях, чтобы начать правоприменительный процесс, гражданин должен обратиться в компетентный (правомочный) орган государственной власти. Например, гражданско-правовые особенности правоприменительной деятельности предопределены в целом особенностями метода правового регулирования, диспозитивным характером подавляющего большинства юридических предписаний. Во-вторых, право на правоприменительную деятельность субъекта сливается с его обязанностью осуществлять эту правоприменительную деятельность. Законодательство возлагает на субъектов правоприменительной деятельности обязанность заниматься этой деятельностью в силу их полномочий. В-третьих, правоприменительная деятельность всегда связана с решением конкретного дела, жизненного случая, т. с. носит индивидуальный характер. Индивидуальные правоприменительные акты относятся к определенным жизненным случаям и адресуются конкретным лицам, например приговор суда в отношении лица, совершившего преступление, решение администрации города о выделении земельного участка под строительство жилого дома конкретному гражданину, указ Президента о награждении гражданина Почетной грамотой и др. В-четвертых, вся правоприменительная деятельность осуществляется в четкой процессуальной форме, строго в рамках правомочий, предоставленных соответствующим субъектам. Существует определенная процедура правоприменительной деятельности органов государственной в-1асти и должностных лиц. Во многих случаях правоприменительная деятельность урегулирована процессуальным законодательством, например, органы судебной власти, правоохранительные органы при рассмотрении гражданских и уголовных дел руководствуются нормами гражданского процессуального и уголовно-процессуального законодательства; органы государственной власти и должностные лица, рассматривающие административные правонарушения, — нормами административно-процессуального законодательства. Правоприменительные органы (должностные лица) должны последовательно обеспечивать законность при рассмотрении конкретного юридического дела. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) основывается на определенных принципах, среди которых важнейшее значение имеют принципы законности, социальной справедливости, целесообразности и обоснованности принимаемых решений. Принцип законности — это строгое и неуклонное следование закону со стороны субъектов правоотношений в процессе правоприменительной деятельности. Он предполагает действие органов государственной власти, должностных лиц строго в рамках предоставленных им законодательством полномочий, а также строгое и точное соблюдение установленной процедуры при принятии юридических решений. Осуществляя правоприменительную деятельность органы государственной власти, должностные лица не должны выходить за рамки закона. Принцип социальной справедливости означает, что деятельность правоприменительных органов и должностных лиц должна быть направлена в первую очередь на защиту законных прав, свобод личности, установление законности и правопорядка в обществе, а не на обеспечение интересов каких-либо отдельных социальных групп и слоев. Соблюдение этого принципа — непременное условие формирования гражданского общества и построения правовой государственности. Принцип обоснованности правоприменительной деятельности означает принятие решения компетентным органом только на основе проверенных, достоверных, не подлежащих сомнению фактов. Правоприменительный орган обязан тщательно изучить и использовать только относящиеся к делу материалы. Нарушение принципа обоснованности служит основанием для отмены правоприменительного акта. Принцип целесообразности в правоприменительной деятельности означает выбор оптимального варианта осуществления юридических предписаний в тех или иных конкретных жизненных обстоятельствах, а также учет конкретных условий применения того или иного нормативно-правового акта. Динамика развития общественных связей и отношений не всегда позволяет учесть все разнообразие конкретных случаев и обстоятельств, которые возникают в общественной жизни в процессе формирования норм права. Правоприменительный орган в каждом конкретном случае с учетом всех обстоятельств дела выбирает наиболее оптимальный вариант принятия решения. Особенно это касается правоприменительной деятельности органов судебной власти. Можно выделить следующие основания для осуществления правоприменительной деятельности. 1. Правоприменительная деятельность начинается тогда, когда возникает необходимость содействия компетентного органа государственной власти в реализации субъективных прав и юридических обязанностей. 2. Правоприменительная деятельность органов государственной власти (должностных лиц) необходима тогда, когда имеются препятствия к осуществлению субъективных прав и юридических обязанностей. Например, если собственнику имущества создают препятствия для реализации им права владения, пользования, распоряжения своим имуществом, то он имеет право обратиться в компетентный орган государственной власти, чтобы восстановить свое нарушенное право. 3. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда совершено правонарушение, за которое законодательством предусмотрена юридическая ответственность, и нужно определить меру юридического взыскания к виновному лицу, совершившему правонарушение. Например, при совершении уголовно наказуемого деяния меру наказания определяет только суд на основании наличия состава преступления; к лицам, совершившим административное правонарушение, меры административного взыскания применяют только компетентные органы государственной 4. Правоприменительная деятельность необходима тогда, когда правоотношения должны пройти контроль со стороны соответствующего органа государственной власти, например при регистрации сделок нотариальными органами, нотариальном оформлении завещания, регистрации Устава общественной организации в Министерстве юстиции, налоговом Контроле за финансовой деятельностью предприятия или организации. 5. Правоприменительная деятельность имеет место тогда, когда возникает спор о праве и необходимо разрешить конфликт между сторонами (например, имущественный спор между участниками правоотношений может разрешить только суд). 6. Правоприменительная деятельность необходима также тогда, когда требуется официально установить наличие или отсутствие конкретных фактов и квалифицировать их как юридически значимые (например, признание лица безвестно отсутствующим). Применение норм права осуществляется компетентными органами государственной власти (должностными лицами) в форме оперативно-исполнительной и правоохранительной деятельности. Под оперативно-исполнительной деятельностью понимают организацию выполнения предписаний юридических норм. Регулирование общественных отношений, обеспечение субъективных прав и юридических обязанностей органы государственной власти осуществляют путем принятия индивидуально-правовых актов, например издания приказа о приеме на работу, выдачи свидетельства о регистрации брака, решения о зачислении абитуриента в вуз и т. д. Под правоохранительной деятельностью понимают действия компетентных органов государственной власти, направленные на охрану общественных отношений, регулируемых юридическими нормами. Правоохранительная деятельность юрисдикционных органов (суда, прокуратуры, органов внутренних дел и др.) направлена на защиту прав и свобод человека и гражданина, обеспечение законности и правопорядка. Стадии правоприменительного процесса. Правоприменительная деятельность представляет собой сложный процесс, состоящий из не* скольких логически связанных друг с другом последовательных стадий. На каждой стадии разрешаются конкретные задачи правоприменительного процесса, связанные с установлением фактических обстоятельств юридического дела, правовой квалификацией, толкованием правовых норм, устранением пробелов в праве и исполнением принятого решения. 1. Установление фактических обстоятельств юридического дела, При применении норм права очень важно четко определить те факты, которые необходимы для правильного решения юридического дела. От правильного установления фактических обстоятельств дела во многом зависит обоснованность решения, принимаемого компетентным органом государственной власти (должностным лицом). Иногда в самом законе указывается, какие юридические факты необходимо установить. Глубокое и всестороннее исследование юридических фактов позволяет выявить объективную истину по конкретному делу и на основе этого правильно подобрать правовую норму, применимую к данным обстоятельствам. Так, при исследовании обстоятельств совершения конкретного правонарушения в первую очередь должны быть установлены следующие факты: кто совершил правонарушение? когда и где было совершено правонарушение? каковы мотивы совершения этого правонарушения? и т. д. Факты, имеющие юридическое значение, устанавливаются в предусмотренном законом порядке и называются юридическими доказательствами. Они устанавливаются путем исследования документов, осмотра места происшествия, проведения экспертизы, с помощью свидетельских показаний и других данных. Сбор необходимых доказательств в одних случаях может быть сложнейшей юридической деятельностью (например, предварительное следствие по уголовному делу), а в других — сводиться к представлению заинтересованным лицом необходимых документов. Например, гражданин, имеющий право на пенсию, обязан представить в органы социального обеспечения документы, подтверждающие это право. В ходе правоприменительной деятельности в каждом конкретном случае следует определить, какие юридические доказательства необходимы по данному делу, достаточны ли эти доказательства для принятия решения по существу дела. При применении права к юридическим доказательствам, с помощью которых устанавливаются фактические обстоятельства по делу, к ним предъявляются определенные процессуальные требования. Во-первых, в ходе правоприменительного процесса рассматриваются только те доказательства, которые имеют значение для дела (ст. 56 Арбитражного процессуального кодекса РФ). Во-вторых, правоприменительные органы (должностные лица) должны использовать лишь те средства доказывания, которые определены процессуальным законодательством. Согласно уголовно-процессуальному законодательству Российской Федерации не могут служить доказательством показания потерпевшего, свидетеля, основанные на догадке, предположении, слухе, а также показания свидетеля, который не может указать источник своей осведомленности. А, скажем, чтобы установить причину смерти и характер телесных повреждений, необходимо провести судебно-медицинскую экспертизу. В-третьих, при осуществлении правоприменительной деятельности важны полнота и правильность установления всех фактических обстоятельств, имеющих значение для юридического дела. Неполное и неправильное определение юридически значимых обстоятельств дела является основанием для отмены или изменения решения либо приговора суда. При сборе доказательств по уголовным и административным делам действует презумпция невиновности. Правоохранительные органы (должностные лица) обязаны доказать факт нарушения закона и собрать все необходимые юридические доказательства, подтверждающие виновность лица, совершившего правонарушение. В соответствии с законодательством Российской Федерации только суд может признать лицо виновным в совершении преступления. В гражданском праве действует принцип виновности лица, причинившего вред другим субъектам права или нарушившего закон. Бремя доказывания своей невиновности лежит на самом лице, совершившем гражданское правонарушение. 2. Установление юридической основы дела (правовая квалификация). После того как установлены все фактические обстоятельства дела, имеющие юридическое значение, начинается вторая стадия применения норм права. На этой стадии правоприменительный орган решает, какую юридическую норму применить при рассмотрении конкретного дела, т. е. дает правовую квалификацию его фактическим обстоятельствам. В ходе юридической квалификации проверяется правильность текста закона, т. е. его подлинность (достоверность) с точки зрения наличия ошибок, а также наличие изменений в законодательстве. Применяется только текст закона, опубликованный в официальных изданиях, со всеми изменениями и дополнениями на день применения юридической нормы. Также нужно определить место юридической нормы в иерархической структуре системы права, чтобы эта норма не противоречила вышестоящим нормативно-правовым актам. При выборе юридической нормы важно учитывать и соответствие этой нормы общим правовым принципам. Правовой анализ выбранной юридической нормы включает проверку юридической силы этой нормы, ее действия во времени, в пространстве и по кругу лиц. При этом правоприменительный орган должен точно установить, действует ли данная норма права:
Определяя действие закона во времени в ходе правоприменительного процесса, необходимо учесть следующие юридические правила: «Закон, устанавливающий или отягчающий ответственность, обратной силы не имеет. Никто не может нести ответственность за деяние, которое в момент его совершения не признавалось правонарушением. Если после совершения правонарушения ответственность за него устранена или смягчена применяется новый закон» (ст. 54 Констит. РФ); «Законы, устанавливающие новые налоги или ухудшающие положение налогоплательщиков, обратной силы не имеют» (ст. 57 Конст. РФ); «Действие закона распространяется на отношения, возникшие до введения его в действие, только в случаях, когда это прямо предусмотрено законом» (п. 1 ст. 4 ГК РФ). В правоприменительной деятельности иногда имеет место коллизия правовых норм, т. е. противоречие между различными юридическими нормами, что является нежелательным в правовой практике. При их разрешении применяются следующие правила:
3. Толкование правовых норм. Анализ содержания нормы права, ее толкование предполагают обращение к официальному тексту соответствующего нормативно-правового акта и официальное разъяснение смысла и содержания применяемой юридической нормы. Толкование правовой нормы необходимо для принятия правильного юридического решения, которое должно отвечать требованиям диспозиции (санкции) применяемой нормы. 4. Устранение (преодоление) пробела в праве. В процессе правоприменительной деятельности иногда возникает необходимость устранения пробела в праве, связанного с отсутствием в действующей системе законодательства нормы, в соответствии с которой мог бы быть решен вопрос, требующий правового регулирования. Пробелы в законодательстве в некоторых случаях неизбежны. Их появление обусловливается темпами развития общественной жизни, отсутствием достаточного внимания к Устранение (преодоление) пробела в праве осуществляется путем принятия нормативного правового акта. Однако нормотворчество — процесс, требующий времени, а правоприменительные органы не могут отказаться от решения конкретного дела по причине отсутствия соответствующей правовой нормы в законодательстве. Поэтому в таких случаях возникает необходимость применения аналогии закона и аналогии права, о чем более подробно будет сказано ниже. 5.Решение дела по существу. Вынесение решения по юридическому делу является наиболее ответственной стадией применения права. Прежде чем вынести юридическое решение, правоприменительный орган должен убедиться, что все фактические обстоятельства юридического дела исследованы правильно и достаточно полно, что они достоверны и им дана верная юридическая оценка, что по данному делу правильно выбрана юридическая норма и она всесторонне и полно изучена. Только после изучения всех фактических обстоятельств юридического дела и окончательной правовой квалификации следует выносить решение по делу. Решение по юридическому делу может быть единоличным или коллегиальным. Принятое решение по делу фиксируется в правоприменительном акте. Правоприменительный акт — это подзаконный, властный, индивидуально-определенный акт, принимаемый компетентным органом государственной власти или должностным лицом по конкретному юридическому делу. В нем определяются права и обязанности сторон, устанавливается мера юридической ответственности виновного лица. Обоснованно принятое, правильное решение обеспечивает законность, укрепляет правопорядок, воспитывает в гражданах уважение к законодательству, правоприменительным органам, государству в целом. 6. Исполнение решения и контроль за действиями тех, кто должен реализовать это решение. После того как компетентным органом государственной власти или должностным лицом вынесено обоснованное решение, возникает необходимость исполнения этого решения. В соответствии с Федеральным законом «Об исполнительном производстве» от 2 октября 2007 г. № 229-ФЗ принудительное исполнение судебных актов и актов других органов в Российской Федерации возлагается на Федеральную службу судебных приставов и ее территориальные органы. Исполнение приговора суда в отношении виновного лица, осужденного к лишению свободы, осуществляется в исполнительно-трудовых учреждениях, а надзор за правильным исполнением наказания возлагается на органы прокуратуры. Акты применения права являются официальной формой выражения правоприменительной деятельности. В них закрепляются решения компетентных органов государственной власти или должностных лиц по конкретным юридическим делам. Акт применения права характеризуется определенными специфическими признаками:
Акт применения права - это индивидуальное государственно-властное решение компетентного органа государственной власти или должностного лица по конкретному юридическому делу, направленное на регулирование определенных общественных отношений. К актам применения права предъявляются определенные требования. Они должны:
Правоприменительный акт — это надлежащим образом оформленный юридический документ, который имеет четкую структуру и обычно включает четыре части — вводную, описательную, мотивировочную и резолютивную. Вводная часть содержит наименование акта (приказ, решение, приговор, постановление, определение, распоряжение и т. д.), место и дату его принятия, наименование органа государственной власти или должностного лица, принявшего решение. В описательной части приводятся факты, ставшие предметом исследования, рассматривается, при каких обстоятельствах и какими способами, когда, где и кем совершены действия. В мотивировочной части дается анализ доказательств, подтверждающих наличие или отсутствие фактических обстоятельств юридического Дела, приводится их правовая квалификация и ее обоснование, указание на официальные разъяснения применяемого нормативно-правового акта и процессуальные нормы, которыми руководствовался правоприменительный орган (должностное лицо). В резолютивной части формулируется решение, принятое по юридическому делу (права и обязанности сторон, избранная мера юридической ответственности и т. д.). Правоприменительные акты, как правило, оформляются в письменном виде. В некоторых случаях они могут излагаться и в устной форме (например, удаление свидет
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|