Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Тактические особенности допроса свидетелей




В соответствии с уголовно-процессуальным зако­ном свидетелем может быть лицо, которому известны обстоятельства, относящиеся к расследуемому уголовному делу. Свидетели допраши-

ваются по всем уголовным делам. Нередко с их помощью удается ус­тановить факты, которые невозможно доказать другими следственны­ми действиями.

Предметом допроса свидетеля могут быть обстоятельства, которые он лично воспринимал или слышал о них от других лиц, а также све­дения, относящиеся к личности потерпевшего, обвиняемого либо иным участникам процесса. Предметом допроса потерпевшего также являют­ся обстоятельства, которые ему стали известны. Потерпевший — это лицо, которому причинен моральный, имущественный или физический вред. В соответствии с законом следователь обязан признать его по­терпевшим и разъяснить ему права. Он, так же как и свидетель, может быть допрошен о любых обстоятельствах дела и о взаимоотношениях с обвиняемым и другими лицами, которые проходят по делу. >

На допросе свидетелей и потерпевших могут возникнуть различ­ные ситуации, например:

обстоятельства происшедшего события действительно известны свидетелю (потерпевшему), и он о них подробно рассказывает;

свидетель (потерпевший) заявляет, что ему ничего не известно об обстоятельствах, о которых его допрашивают, он их не наблюдал и о них не слышал, хотя в деле имеются данные, что они ему известны;

обстоятельства, которые выясняются на допросе, им лично воспри­нимались, но он не дает о них подробных показаний в связи с тем, что забыл их, либо недостаточно четко воспринял;

допрашиваемый дает ложные показания в результате заблуждения (неблагоприятные условия восприятия, влияние субъективных факто­ров);

показания на допросе являются правдивыми, но противоречат мате­риалам дела, которые следователь считает бесспорными;

сведения, которые сообщает допрашиваемый, являются заведомо ложными и др.

Свидетели и потерпевшие чаще всего, дают правдивые показания, но нередки случаи, когда они умышленно искажают действительные факты, пытаются запутать следствие, отказываются от ранее данных показаний. Мотивы и причины при этом могут быть самые различные: влияние на свидетелей со стороны подозреваемых, обвиняемых, их знакомых, родственников, боязнь мести преступников или лиц, кото­рые связаны с ними; стремление выгородить виновного или смягчить его вину; стремление потерпевшего преувеличить причиненный ему ущерб и т.п.

Допрос свидетеля (потерпевшего) целесообразно проводить в каби­нете следователя. Официальная обстановка в большей степени способ­ствует установлению деловых отношений с допрашиваемым. Присту-

пая к допросу свидетеля (потерпевшего), следует установить не только анкетные данные, но и другие сведения, например: о его окружении, друзьях, условиях жизни, работы, интересах и т.п. Выяснение сведе­ний о личности свидетеля (потерпевшего), некоторых иных данных о нем, подробное знакомство с ним значительно облегчают установле­ние психологического контакта и создают благоприятные условия для свидетельствования.

В соответствии с законом дача показаний является обязанностью свидетеля (потерпевшего), и за отказ или уклонение от дачи показа­ний, а также за дачу заведомо ложных показаний он несет ответствен­ность. Перед допросом его следует предупредить об этом, чпГон дол­жен удостоверить своей подписью. Сделать это необходимо спокойно и корректно. Но если допрашиваемый упорно не желает дав^тьТюказа-ния или предпринимает попытки дать заведомо ложные показания, то его следует в более строгой форме повторно предупредить об ответст­венности, разъяснив серьезные последствия его негативного поведе­ния.

Следователь обязан разъяснить, что свидетель или потерпевший вправе отказаться от дачи показаний, уличающих в совершении пре­ступлений их самих или близких родственников. Свидетель или потер­певший, не воспользовавшиеся этим правом, предупреждаются об уго­ловной ответственности за дачу ложных показаний, о чем делается от­метка в протоколе (в данном случае они несут ответственность за лю­бые ложные сообщения).

Переходя к стадии допроса «свободный рассказ», необходимо пра­вильно сформулировать первый вопрос. Свидетелю нужно в тактичной форме предложить свободно и подробно рассказать все, что ему изве­стно об обстоятельствах, которые он лично наблюдал или слышал о них и от кого именно. Следователь должен внимательно выслушать, по возможности не перебивая допрашиваемого. Вместе с тем нельзя признать правильным распространенное мнение, что во время свобод­ного рассказа не следует задавать вопросы, так как некоторые свидете­ли тогда ничего или почти ничего не расскажут. Вопросы на этой ста­дии могут быть заданы свидетелю, но лишь с целью более подробно и последовательно изложить известные ему обстоятельства. Если он яв­но отвлекается от раскрытия содержания предмета допроса, то необхо­димо в тактичной форме предложить вернуться к изложению извест­ных ему фактов.

Во время свободного рассказа свидетели и потерпевшие нередко только в общих чертах излагают то, что им известно, а отдельные де­тали упускают, считая, что они не имеют значения для дела или допу­скают ошибки и неточности. Эти погрешности устраняются на следу-

ющей стадии допроса, когда следователь задает допрашиваемому воп­росы и получает на них ответы. Действия следователя на этой стадии рассмотрены в общих положениях тактики допроса. Отметим лишь не­которые, особенности. Прежде всего следует придерживаться опреде­ленного порядка и последовательности постановки вопросов. Вначале, как правило, ставятся основные вопросы, если в этом возникает необ­ходимость, то следователь задает дополнительные вопросы, стремясь полностью раскрыть содержание предмета допроса. Уточняющие воп­росы ставятся допрашиваемому в том случае, когда он дал нечеткие, неясные показания по каким-то обстоятельствам, допускал противоре­чивые суждения. Напоминающие вопросы следователь задает с целью помочь свидетелю (потерпевшему) вспомнить какие-то факты, детали, оживить его ассоциативные связи, память. Контрольные вопросы мо­гут быть заданы в любое время, но чаще всего их задают в конце до­проса, так как они ставятся с целью проверить достоверность свиде­тельских показаний, насколько они соответствуют обстоятельствам расследуемого события и материалам дела.

Тактические приемы общего характера, обеспечивающие эффектив­ность допроса в различных ситуациях и с учетом особенностей лично­сти допрашиваемого, всецело применимы и в процессе допроса свиде­телей и потерпевших, но к ним могут, естественно, применяться и спе­цифические приемы. Показания свидетелей и потерпевших нередко яв­ляются основными доказательствами по делу. Это обязывает следова­теля особенно тщательно подходить к их допросу, принимать все не­обходимые меры, чтобы получить от них показания, которые действи­тельно соответствовали бы истинным обстоятельствам дела.

Свидетели и потерпевшие в большинстве случаев являются добро­совестными участниками уголовного процесса, желают оказать содей­ствие в раскрытии преступления и дают правдивые показания. В таких случаях на допросе складываются бесконфликтные ситуации и благо­приятные условия для получения объективной информации о проис­шедшем событии. Наиболее распространенные из них следующие: свидетель (потерпевший) добросовестно дает правдивые показания; свидетель (потерпевший) заблуждается и в связи с этим ненамеренно сообщает ложные сведения в полном объеме или частично. Тактиче­ские приемы при таких ситуациях применяются в целях выяснения и уточнения обстоятельств, составляющих предмет допроса. Необходимо постоянно поддерживать с допрашиваемым надлежащий психологиче­ский контакт и благоприятную обстановку для свидетельствования, применять тактические приемы, позволяющие максимально подробно и детально выяснить все, что ему известно. Эффективными могут быть, например, следующие: стимулирование положительных качеств

свидетеля, оживление его ассоциативных связей, создание обстановки доверия к следователю, постановка вопросов, побуждающих к подроб­ному изложению обстоятельств, известных ему, и позволяющих избе­жать неточностей и пробелов, и др. В частности с целью восстановле­ния в памяти фактических обстоятельств, целесообразны предъявление рисунков, фотографий, схожих предметов, которые могли бы стимули­ровать воспоминание об обстановке и действительной картине проис­шедшего события; постановка уточняющих и напоминающих вопро­сов: посещение вместе с потерпевшим (свидетелем) места происшест­вия и т.д. Чтобы установить действительные причины добросовестного заблуждения свидетеля (потерпевшего), необходимо тщательно и де­тально изучить его личность, психофизические свойства, выяснить объективные и субъективные факторы, которые могли повлиять на восприятие и запоминание и проанализировать их на допросе.

Но иногда первый допрос лишь дает толчок, стимул к припомина­нию фактов, в таком случае свидетелю нужно дать время подумать, а затем провести повторный допрос.

Однако нередки конфликтные ситуации возникают в процессе до­просов свидетелей и потерпевших. Основные варианты конфликтных ситуаций следующие. Свидетель (потерпевший) отказывается дать по­казания, либо скрывает известные ему обстоятельства, либо дает умышленно частично или полностью ложные показания. Для преодо­ления таких конфликтных ситуаций необходимо сначала нейтрализо­вать негативную установку лжесвидетеля и противодействие с его сто­роны. Действия следователя должны быть прежде всего направлены на то, чтобы убедиться, что показания действительно являются ложными, а затем установить мотивы лжесвидетельства. Следует иметь в виду, что ложь легче предупредить, чем ее устранить. Поэтому на допросе нужно ориентироваться не на последующее разоблачение во лжи, а на ее предупреждение и превентивное изобличение лжесвидетеля непос­редственно во время допроса. В отдельных случаях эффективный ре­зультат может быть достигнут при обращении к положительным каче­ствам личности свидетеля, призыв к чувству совести, честности, доб­росовестному исполнению своих обязанностей. Иногда положитель­ный результат может быть достигнут тогда, когда в процессе допроса анализируются внутренние противоречия в показаниях, а также проти­воречия в показаниях допрашиваемого с показаниями иных лиц или с другими доказательствами дела. Убеждаясь в наличии противоречий, свидетель затрудняется правдоподобно их объяснить и часто приходит к выводу, что ложь не удается скрыть и лгать бессмысленно. Если эти действия, в том числе и предъявление доказательств, не дают резуль­татов, то следует еще раз напомнить свидетелю об уголовной ответст­венности за дачу ложных показаний и провести серию очных ставок.

Тактика допроса несовершеннолетних свидетелей. Особенности тактики допроса несовершеннолетних свидетелей и потерпевших обус­ловлены своеобразием их возрастной психики и характером восприя­тия ими происходящих событий, особенностями формирования показа­ний в целом. Для несовершеннолетних характерны недостаточный уровень знаний, развития, ограниченный круг даже общепринятых по­нятий, отсутствие надлежащего опыта, профессиональных знаний, по­вышенное эмоциональное состояние во время восприятия и некритиче­ское отношение к воспринимаемому, неспособность правильно оце­нить поступки, как свои, так и других людей, повышенная склонность к внушению, фантазированию. Начиная допрос, следователь должен сразу же расположить к себе несовершеннолетнего свидетеля (потер­певшего), вызвать его на откровенный разговор. Для установления надлежащего психологического контакта полезно вести с ним беседу на отвлеченную тему, представляющую для него интерес, выяснить его отношения со сверстниками, дружеские связи, поведение в школе и семье. Малолетних желательно допрашивать дома, в детском саду или создать подобную обстановку в другом месте.

Свидетели и потерпевшие в возрасте до шестнадцати лет не пре­дупреждаются об уголовной ответственности об отказе или уклонении от дачи показаний и за дачу заведомо ложных показаний, но при этом им указывается на необходимость говорить только правду. Несовер­шеннолетним свидетелю и потерпевшему также разъясняется право от­каза от дачи показаний, уличающих в совершении преступления их са­мих или близких родственников, о чем делается отметка в протоколе.

Свободный рассказ несовершеннолетнего об известных ему обстоя­тельствах, как правило, бывает неполным, отрывочным и непоследова­тельным. Задача следователя в данном случае состоит в том, чтобы по­мочь несовершеннолетнему восстановить в памяти известные ему об­стоятельства, последовательно и подробно изложить показания.

Во время допроса необходимо постоянно обращать внимание на эмоциональное состояние несовершеннолетнего, его реакции. Нужно выяснить, не напуган ли он, не подвергался ли угрозам. Но следует помнить, что несовершеннолетние иногда без всяких причин искажают реальные факты, отказываются давать показания. Следователь должен набраться терпения и умело устранить подобную негативную установ­ку. Вопросы, которые ставятся несовершеннолетнему, должны быть простыми, понятными для него и соответствовать уровню его образо­вания и развития. Ответы следует записывать, сохраняя речевые осо­бенности, не допуская не свойственных ему терминов, выражений, ре­чевых оборотов.

 

В процессе допроса несовершеннолетних могут применяться такти­ческие приемы, которые помогают получить от него подробные и правдивые показания, например стимулирование положительных ка­честв, нейтрализация отрицательных качеств, призыв к честности, ока­занию содействия в борьбе с преступностью и др. К несовершеннолет­ним свидетелям, занимающим негативную позицию, могут быть при­менены тактические приемы, связанные с психологическим воздейст­вием, постановкой неожиданных для него вопросов, убеждением в том, что ложь будет разоблачена, предъявлением веских доказательств, акцентированием внимания на внутренних противоречиях в показани­ях и т.д.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...