Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие, виды и психологические основы допроса




Допрос — это следственное действие, сущность которого состоит в получении следователем непосредственно от до­прашиваемого в установленной уголовно-процессуальным законом форме показаний об известных ему обстоятельствах и иных данных, имеющих значение для расследуемого дела.

Допрос является самым распространенным способом получения до­казательств и, как правило, одним из наиболее сложных следственных действий. Предметом допроса могут быть различные обстоятельства, подлежащие доказыванию, а также иные данные, имеющие прямое или косвенное отношение к расследуемому уголовному делу и способ­ствующие установлению истины. Допрашиваемый обязан дать показа­ния только о тех обстоятельствах, которые ему достоверно известны (сам видел, слышал, узнал о них из каких-то источников). ~~

Процессуальный порядок допроса регламентируется нормами уго­ловно-процессуального кодекса РФ, соблюдение которых обязательно. В зависимости от процессуального положения допрашиваемого и по некоторым иным основаниям допрос классифицируется на различные виды. Так, в зависимости от процессуального положения допрашивае­мого выделяются следующие виды допроса: 1) свидетеля; 2) потерпев­шего; 3) подозреваемого; 4) обвиняемого; 5) подсудимого; 6) эксперта.

По возрасту допрашиваемого можно выделить допрос взрослого и несовершеннолетнего, по времени проведения и содержанию допрос бывает первичным, повторным и дополнительным. Допрос может так­же проводиться с различными участниками процесса (защитник, педа­гог, прокурор и т.п.). Первичный — это основной допрос, который про­водится первоначально. Повторный бывает необходим в тех случаях, когда после первоначального допроса появились сведения о том, что допрашиваемый практически не дал нужных показаний об известных ему обстоятельствах, либо возникли сомнения в достоверности его по­казаний. Необходимость в дополнительном допросе возникает тогда, когда в процессе основного допроса не были выяснены какие-то об­стоятельства, имеющие значения для дела.

Действия следователя во время допроса, по существу, можно рас­сматривать как специфический процесс получения доказательств по расследуемому делу. С точки зрения психологии, допрос можно счи­тать специфической формой общения между допрашивающим и до­прашиваемым. Во время допроса такое общение может последователь­но проходить по следующим этапам:

а) истребование следователем информации от допрашиваемого;

б) мысленное осознание допрашиваемым востребованной от него следователем информации, обработка этой информации и конструиро­вание ее в вербальную (словесную) форму;

в) передача допрашиваемым следователю информации в сконстру­ированной им форме;

г) получение следователем информации от допрашиваемого, ос­мысление им этой информации;

д) запечатление следователем полученной информации в памяти и фиксация ее в протоколе допроса (возможно, с помощью и других средств фиксации).

Информация, исходящая от следователя (прямой канал связи), всег­да рассчитана на обратную связь, что позволит определить, какое воз­действие она оказала на допрашиваемого. Свой ответ допрашиваемый, как правило, строит таким образом, чтобы следователь воспринял его как достоверный (даже тогда, когда он дает ложные показания). При таком общении и возникает канал обратной связи. В конфликтных си­туациях допрос должен быть основан на правилах рефлексивного (имитационного) управления.

Применяя рефлексивное управление на допросе, следователь смо­жет лучше проанализировать тактическую позицию допрашиваемого, его поведение на следствии, «переиграть» его, предположительно вы­яснить, какие сведения в показаниях могут быть достоверными или ложными.

Успешное решение задачи получения объективной информации для установления истины по делу во многом зависит от того, насколь­ко подробно в процессе допроса и до него следователь выяснил, уста­новил факторы, влияющие на формирование показаний допрашиваемого.

Процесс формирования показаний складывается из следующих эта­пов: 1) восприятие; 2) запоминание; 3) воспроизведение.

Всякая классификация является условной, в некоторых учебниках " по криминалистике процесс формирования показаний подразделяется на пять и более стадий.

Во время восприятия происходит адекватное либо неадекватное (недостаточно адекватное) отражение реальной действительности. За­поминаются события, факты непосредственно во время восприятия, а воспроизводится информация о них во время допроса.

На процесс формирования показаний оказывают влияние различ­ные факторы. В одном случае они способствуют более правильному и полному отражению и запоминанию, а в другом, наоборот, мешают этому процессу, что может привести к искажениям и недостоверным показаниям. Факторы, влияющие на формирование показаний, могут быть объективными и субъективными. Объективные факторы — это реально существующие явления, обстановка, происходящие события, которые не зависят от воли и сознания человека, а субъектив­ные — это факторы, которые зависят от воли и сознания человека, его психофизических свойств, душевного состояния в момент восприятия, образования, профессии, навцков.

Процесс формирования показаний у несовершеннолетних имеет не­которые особенности. Несовершеннолетние, как правило, не обладают (достаточным жизненным опытом (особенно малолетние), у них нет не- I обходимых знаний, они склонны к подражанию, фантазированию, / чрезмерному возбуждению, внушению и т.п. Именно на них в боль­шей степени, чем на взрослых, оказывают влияние обстановка допро­са, линия поведения следователя, форма постановки вопросов и приме­нение тактических приемов.

Формирование показаний — это непрерывный процесс, который начинается с момента восприятия и заканчивается на последнем до­просе (на предварительном следствии или в судебном заседании). В течение этого времени нередко происходит трансформация восприня­того, и содержание показаний может быть значительно изменено. В за-

висимости от того, какие факторы влияли на допрашиваемого, они в последующем могут быть более полными и достоверными или, наобо­рот, в них могут появиться ошибки, пробелы и т.п. Знание указанных особенностей формирования показаний, учет их на допросе и примене­ние необходимых тактических приемов для нейтрализации отрицатель­ных факторов обеспечивают получение от допрашиваемого полной и объективной информации об известных ему обстоятельствах.

Подготовка к допросу

Допрос свидетелей (потерпевших) и обвиняемых (подозреваемых) регламентируется различными процессуальными нор­мами, имеются различия и в тактике их допроса. Но вместе с тем при подготовке к их допросу применимы многие общие тактические поло­жения. Надлежащая подготовка позволит провести допрос целенаправ­ленно, определить его предмет, выяснить, какие именно обстоятельст­ва, факты могут быть известны допрашиваемому, уточнить данные о его личности, возможную позицию, наметить заранее рациональную линию поведения, необходимые вопросы и тактические приемы.

Подготовка к допросу на предварительном следствии состоит в проведении комплекса действий, обеспечивающих эффективность и результативность его производства, получение от допрашиваемого до­стоверной информации. В основном это следующие действия:

1) изучение материалов расследуемого уголовного дела, уточнение обстоятельств, которые могут быть известны конкретным свидетелям, потерпевшим, обвиняемым, подозреваемым;

2) уточнение данных, непосредственно относящихся к предмету до­проса, и выявление источников, из которых им стали известны обстоя­тельства, факты. При подготовке к допросу обвиняемого (подозревае-

) мого) нужно заранее выяснить, какие доказательства подтверждают их I виновность;

3) собирание и изучение сведений о личности допрашиваемого. Кроме сведений биографического характера нужно выяснить также данные о специальных познаниях, навыках, физических и психических недостатках, моральном облике, заинтересованности в деле, взаимоот­ношениях с лицами, которые проходят по делу;

4) изучение вопросов, относящихся к специальным познаниям, ис­пользование консультаций специалистов;

5) определение времени допроса, способа вызова на допрос и места допроса. Если по делу проходит несколько свидетелей (потерпевших), обвиняемых (подозреваемых), то тактически важно определить очеред­ность их допроса. Следователь обязан принять меры, обеспечивающие вызов и явку на допрос защитника, переводчика, представителей несо-

вершеннолетних. Местом допроса, как правило, является кабинет сле­дователя. Он должен быть оборудован скромно, бед_отвлекающих вни­мание предметов. Во время допроса нужно исключить появление по-сторонних лиц, шумовых раздражителей (телефонные звонки, радио). Обстановка в кабинете должна располагать к откровенной беседе, спо­собствовать установлению психологического контакта с допрашивае­мым;

6) техническое обеспечение допроса. К началу допроса должны быть подготовлены необходимые бланки, пишущая машинка, если бу­дут применяться звукозапись или видеозапись, то нужно подготовить и тщательно проверить эти технические средства, убедиться в их на­дежности, подобрать необходимые кассеты с лентами;

7) тактическое обеспечение допроса. Оно состоит в том, чтобы за­ранее подготовить материалы дела, доказательства, которые могут быть предъявлены (протоколы, магнитные ленты с записью показаний других лиц, заключения экспертиз и т.п.). Следует предусмотреть оп­ределенную последовательность предъявления доказательств, заранее наметить тактические приемы, определить момент их применения, а также вопросы, которые могут быть заданы допрашиваемому.

На завершающем этапе подготовки к допросу составляется план. В зависимости от сложности следственного действия план может быть устным или письменным, кратким либо подробным. Иногда он может быть упрощенным, в котором отмечается лишь перечень вопросов, подлежащих выяснению. В плане невозможно предусмотреть все осо­бенности тактики допроса, поэтому могут быть внесены изменения и дополнения в план этого следственного действия уже в ходе его про­ведения.

3. Тактические приемы допроса (общие положения)

Применение тактических приемов во время до­проса позволяет провести его целенаправленно, установить психологи­ческий контакт с допрашиваемым, выяснить, какие именно обстоятель­ства, факты ему известны, принять меры к нейтрализации его негатив­ной позиции и получить от него показания, в которых содержится объ­ективная информация.

На допросе различные по содержанию тактические приемы могут применяться последовательно по определенной системе либо объеди­ненными в комплексы с целью получения в полном объеме достовер­ных показаний. Тактический прием допроса — это определенная ли­ния поведения следователя либо его наиболее оптимальные, эффектив­ные действия. В отличие от процессуальных норм тактические приемы

10-65

не регламентируются законом. Их применение в процессе допроса за­висит от усмотрения следователя, процессуального положения и пози­ции допрашиваемого, его психофизиологических свойств, других лич­ностных качеств. Непременным условием применения тактического приема является его правильный выбор с учетом конкретных обстоя­тельств, следственных ситуаций.

Процесс допроса может быть условно подразделен на четыре час­ти: вступительная; свободный рассказ; ответы допрашиваемого на воп-' росы; заключительная. Приступая к допросу, следователь удостоверя­ется в личности допрашиваемого, уточняет анкетные данные, проверя­ет документы, выясняет, следует ли приглашать переводчика или иных лиц, имеющих право участвовать в допросе, разъясняет права и обя­занности допрашиваемому с учетом его процессуального положения. Свидетель и потерпевший предупреждаются об ответственности за да­чу ложных показаний и за отказ от дачи показаний. Кроме того, до­прашиваемому разъясняется его право, предусмотренное ст. 51 Консти­туции РФ не свидетельствовать против себя, своего супруга и своих близких родственников. Следует также выяснить отношение допраши­ваемого к делу и лицам, которые проходят по нему, его возможную позицию и установить с ним психологический контакт.

Переходя непосредственно к допросу, следователь должен предло­жить допрашиваемому свободно рассказать все, что ему известно по делу. Не следует перебивать допрашиваемого, нужно внимательно вы­слушать его. Умение слушать — это важное профессиональное качест­во следователя.

Во время свободного рассказа допрашиваемый часто не освещает все известные ему обстоятельства. Поэтому и возникает необходи­мость перейти к стадии «вопросы и ответы». Все вопросы должны от­носиться к предмету допроса, а ответы на них должны дополнять, уточнять изложенные ранее сведения, факты. Различают следующие разновидности вопросов: основные, дополнительные, уточдщощие^на-поминающие.^ичающие^и jcoHrpoflbHbie. Основные позволяют вы­яснить обстоятельства, непосредственно относящиеся к предмету до­проса. Ответы на них должны отражать все известные допрашиваемо­му обстоятельства, факты. Дополнительные могут быть по­ставлены с целью дополнить показания обо всех или отдельных обсто­ятельствах. Если во время допроса выяснится, что допрашиваемому известны какие-то обстоятельства, о которых нет данных в материалах дела, то необходимо также задать дополнительные вопросы и полу­чить на них ответ. Уточняющие вопросы позволяют полу­чить более четкие показания об отдельных фактах, деталях, устранить противоречия, неточные выражения, употребление неудачных, грубых

терминов. Чтобы допрашиваемый более точно вспомнил факты, дета­ли, обстановку, могут быть заданы напоминающие вопро-с ы. Они позволяют оживить ассоциативные связи, память и получить более полные показания. Уличающие вопросы ставятся в конфликтных ситуациях, позволяют выяснить противоречия и несоот­ветствия в показаниях, изобличить допрашиваемого во лжи и показать бесперспективность его позиции.

Недопустимо задавать наводящие вопросы, так как они могут при­вести к внушению и искажению показаний. Контрольные вопросы могут быть поставлены для того, чтобы выяснить, из ка­ких источников допрашиваемому стали известны обстоятельства, све­дения, о которых он дает показания, а также с целью проверить и оце­нить, насколько они объективны, не допускает ли он ложь.

Тактические приемы допроса разнообразны и неравнозначны по со­держанию, но цель их применения одна: обеспечить получение от до­прашиваемого такой объективной информации, которая отражает дей­ствительность и представляет ценность для установления истины по расследуемому уголовному делу. Тактические приемы должны отве­чать определенным требованиям:

а) не противоречить закону и морально-этическим нормам;

б) не оказывать на допрашиваемого влияния, которое могло бы привести к самооговору или же к оговору других лиц;

в) не основываться на насилии, угрозах и других незаконных ме­рах, невыполнимых обещаниях;

г) не дискредитировать правоохранительные органы и их деятель­ность.

Тактические приемы применяются как во время подготовки к до­просу, так и непосредственно в процессе основного, повторного и до­полнительного допросов.

Тактические приемы, используемые при организации допроса и ус­тановлении психологического контакта с допрашиваемым, имеют оп­ределенную специфику. В основном к ним относятся тактические при­емы, применяемые с целью изучения личности допрашиваемого, орга­низации допроса и подготовки к нему, для установления психологиче­ского контакта.

Непосредственно в процессе допроса могут применяться следую­щие группы тактических приемов:

1) побуждающие допрашиваемого к даче показаний (постановка вопросов, позволяющих уточнить, какая именно информация известна допрашиваемому по расследуемому делу; напоминание в общих чер-тах о происшедшем^ событии; уточнение эмоционального состояния допрашиваемого, обстановки, условий, при которых формировались

его показания, оживление его ассоциативных связей с целью восста­новления в памяти воспринятых им фактов и т.п.);

2) оказывающие психологическое воздействие на допрашиваемого (побуждение допрашиваемого отказаться от противодействия и введе­ния следствия в заблуждение, создание впечатления о безнадежности таких попыток, использование сомнений допрашиваемого в способно­сти придерживаться до конца избранной им негативной позиции, вне­запное предъявление наиболее важных доказательств и др.);

3) применяемые в бесконфликтных ситуациях (создание доброже­лательной обстановки на допросе, способствующей даче полных и до­стоверных показаний, оказание помощи в воспоминании воспринятых допрашиваемым фактов, постановка уточняющих вопросов с целью не допустить в показаниях пробелов и неточностей и др.);

4) используемые в конфликтных ситуациях (создание на допросе строго рабочей обстановки, которая была бы неблагоприятной для вы­ражения неприязни к следователю, а, наоборот, вызывала бы уважение к нему; преодоление негативной позиции, создание впечатления о пол­ной осведомленности следователя об обстоятельствах дела; убеждение допрашиваемого в бесполезности конфликтовать, и скрывать извест­ные ему факты и т.п.).

Во время допроса возникают конфликтные ситуации различного характера. Для их разрешения необходимо применять такие тактиче­ские приемы, которые были бы наиболее эффективными, нейтрализо­вали бы противодействие допрашиваемого, побудили бы его дать по­казания, соответствующие реальным обстоятельствам. Можно указать, например, на следующие распространенные ситуации: показания до­прашиваемого являются неопределенными, в них имеются серьезные противоречия; допрашиваемый заявляет, что не помнит все или от­дельные факты; сведения, которые он сообщает, не согласуются с ма­териалами дела либо являются ложными. Для уточнения таких показа­ний возникает необходимость в распознании правдивых и ложных со­общений, отграничении умышленной лжи от заблуждения, в предотв­ращении лжи и изобличении во лжи допрашиваемого. Тактические приемы, применяемые для разрешения некоторых возникших конфлик­тных ситуаций, условно можно разграничить на группы:

1) направленные на распознание правдивых и ложных показаний (создание нормальной, не отвлекающей внимание допрашиваемого об­становки, уточнение и конкретизация неопределенных, неполных пока­заний, постановка вопросов для повторного изложения отдельных или всех фактов, формирование у допрашиваемого представления о невоз­можности лгать или умалчивать о фактах);

2) направленные на отграничение умышленно ложных показаний от заблуждений (уточнение условий восприятия допрашиваемым собы­тий, фактов; выяснение субъективного состояния в момент восприя­тия; постановка вопросов, возбуждающюмили ослабляющих его эмо­циональное состояние; внезапный переход от выяснения одних фактов к выяснению других; постановка вопросов, направленных на выясне­ние признаков, указывающих на заведомую ложь; выяснение возмож­ных причин, вследствие которых допрашиваемый заинтересован в даче ложных показаний, и др.);

3) направленные на использование положительных качеств лично­сти (нейтрализация отрицательных качеств личности допрашиваемого и использование его положительных качеств, призыв к чувству сове­сти, справедливости, честности, добросовестному исполнению своих обязанностей, долга, оказанию содействия в борьбе с преступностью и т.п.);

4) направленные на изобличение допрашиваемого во лжи (создание на допросе строго рабочей обстановки, корректное поведение следова­теля, формирование у допрашиваемого представления о том, что лгать бесполезно и любая ложь будет разоблачена, что следователь реши­тельно настроен на выяснение истины по делу, неожиданная постанов­ка вопросов, относящихся к важным обстоятельствам дела, создание у допрашиваемого представления о полной осведомленности о проис­шедшем событии и доказательствах, отвлечение внимания допрашива­емого от надуманной лжи, предъявление доказательств без разъясне­ния их содержания и относимости к делу, внезапное предъявление наиболее веских доказательств или предъявление их в определенной последовательности с целью изобличения допрашиваемого во лжи, предъявление видеофильмов, магнитофонных записей, вещественных доказательств, документов и т.д.).

Рассмотренные группы тактических приемов применяются во вре­мя допроса свидетелей, потерпевших, подозреваемых, обвиняемых. Вместе с тем в тактике их допроса, безусловно, имеются определен­ные особенности, в связи с чем с учетом сложившейся следственной ситуации, процессуального положения допрашиваемого, его личност­ных качеств могут применяться и иные разнообразные и специфиче­ские приемы.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...