Методические рекомендации преподавателю
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Дисциплины «Россиеведение» Изучение россиеведения требует рассмотрения и анализа большого по объему и количеству материала, содержащегося в разноплановых (по характеру и жанрам) источниках с целью его последующего обобщения и систематизации. Поэтому в лекционном материале преподавателю следует выделить ключевые темы и особое внимание уделять разбору фундаментальных теоретических проблем курса с привлечением новейшего исследовательского материала и использованием разнообразных форм лекций. Не менее 30% аудиторного времени занимают интерактивные формы работы (лекции-конференции, лекции-диспуты, круглые столы, лекции-беседы, «лекции с ошибками»). Необходимо привлекать источники как научного, так и публицистического, художественного, статистического характера, для более наглядной демонстрации выводов, а также для мониторинга современной ситуации. Желательно также привлекать студентов к активному сбору информации, например, с помощью социологических опросов различных групп населения. Занятия должны носить проблемный характер и быть направленными на ознакомление, обучение, обобщение, систематизацию и закрепление нового знания. Одни темы курса являются предметом рассмотрения на лекциях, другие – изучаются самостоятельно. Самостоятельная работа студентов осуществляется как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторные часы и предполагает следующие формы: конспектирование, составление выписок, работу с электронными информационными сайтами, подготовку реферативных выступлений, анализ результатов соцопросов, написание эссе, докладов, сообщений, подготовку к дискуссиям и разбору проблемных ситуаций. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.
Зачет проводится в конце I семестра по вопросам, утвержденным кафедрой. Для получения зачета студент отвечает на один вопрос из предложенного списка вопросов. Оценка работы студента осуществляется при помощи бально-рейтинговой системы. За защиту докладов и рефератов студент получает от 5 до 10 баллов, в зависимости от полноты раскрытия темы и уровня подачи информации. За написание эссе и проведение соцопроса – от 10 до 15 баллов. Правильный ответ на зачете – 30 баллов. Так как отметка «зачтено» соответствует любой положительной оценке, студент должен получить более 60 баллов для преодоления зачета.
Методические рекомендации студенту
Методические рекомендации по проведению социологического опроса I. Подготовительная часть: 1. Кратко и четко сформулируй вопросы, которые будешь задавать респондентам. Желательно заменить сложные термины на более доступные и понятные. 2. Определи круг анкетируемых и систематизируй их по логическим группа (половозрастным, социальным или профессиональным). Принципы выбранной систематизации должны быть аргументированы. II. Практическая часть: При непосредственном опросе населения необходимо помнить элементарные правила воспитанности. Прежде, чем обратиться к незнакомому человеку с вопросом – поприветствуй его. Объясни цель своего вопроса. Будь вежлив и доброжелателен. Запиши ответ и интересующие данные о респонденте (пол, возраст, социальный статус, образование). Поблагодари за ответ. Помни: ты не должен отнять у человека более 5 – 10 минут. III. Теоретическая часть: Проанализируй результаты опроса. Составь диаграмму, которая наглядно продемонстрирует выявленные закономерности и связи.
Методические рекомендации по написанию реферата (доклада). Реферат (доклад) выполняется по одной из предложенных тем, в срок, установленный преподавателем.
Требования к оформлению: Реферат (доклад) выполняется на листах формата А4. Параметры страницы: верхнее поле – 1,5 нижнее – 2 левое – 3 правое – 1,5 Шрифт Times New Roman, 14. Межстрочный интервал – 1. Выравнивание текста по ширине. Объем: реферат – 10 – 15 стр. доклада – 5 – 10 стр. Примечания: Допускается концевая или постраничная система сносок. Нумерация – сквозная. Библиографический список состоит из перечня источников и литературы, использованных для выполнения работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТом 2003 г. Образец: 1. Бердяев, Н. А. Судьба России: сочинения. [Текст] / Н. А. Бердяев, сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. – М.: Эксмо, 2004. – 735 с. 2. Данилевский, Н.А. Россия и Европа. [Текст] / Н.Я. Данилевский, сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачёва. – М.: Книга, 1991. – 574 с. 3. Россия в актуальном времени-пространстве. [Текст] / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой. М. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2000. – 674 с. 4. Цивилизационные модели современности и их исторические корни. [Текст] /. Н. Пахомов, С.Б. Крымский, Ю.В. Павленко и др. – Киев: Научная мысль, 2002. – 632 с.
Требования (критериальные показатели) К уровням освоения программы «Зачтено» – студент обнаруживает знания, соответствующие оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»: обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, допускаются неточности и ошибки в определении понятий, желательно связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; осуществляет межпредметные связи, предложения. Допущенные ошибки исправляются студентом после дополнительных вопросов экзаменатора. В целом, студент должен обладать знаниями по наиболее важным вопросам курса. «Незачтено» – соответствует оценки «неудовлетворительно»: студент имеет разрозненные, бессистемные знания: допускает ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл; беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет соединять теоретические положения с педагогической практикой; не умеет применять знания для обоснования и объявления фактов, не устанавливает межпредметные связи.
Фонды оценеочных средств ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ 1. Истоки и сущность современной российской цивилизации. 2. Природно-географические характеристики российской цивилизации. 3. Этнический состав населения России. Полиэтнический (многонациональная) характер российской цивилизации. 4. Политическая система России. 5. Труд и предпринимательство в России. 6. Земля и сельское хозяйство в России. 7. Смысл науки и технологии в России. 8. Город и городская культура в России. 9. Институт брака в России. Мужчина и женщина. 10. Общественная мысль, искусство и массовая культура в России. 11. Общество и личность в России.
12. Россия в западном восприятии. 13. Религии и верования в России. 14. Россия в мировом сообществе государств. 15. Конфессиональная характеристика этносов в России. 16. Зарубежная Россия.
Тема рефератов 1. Природно-географические условия и народный характер. 2. География России как фактор ее уникальности. 3. Российский механизм освоения новых земель. 4. Образ дороги в литературе и искусстве. 5. Образ России в поэзии. 6. Российское этническое многообразие в истории и современности. 7. Проблема самоидентификации народов в современной России. 8. «Воля» и «свобода» в русском восприятии. 9. Идея Ф. Достоевского о «всемирной отзывчивости» русских. 10. Л. Гумилев о России. 11. «Еврейский вопрос» В России. 12. Отношения власти и общества в России. 13. Уникальность русского купечества. 14. «Труд» в литературе и искусстве. 15. Благотворительность в России. 16. Образ женщины в российской ментальности. 17. Семья и брак в России. 18. Россия в западном восприятии. 19. Россия в восприятии эмигрантов. 20. Феномен русской эмиграции начала и конца XX вв. 21. Западный миф и западная наука о России. 22. Мораль российской общественной мысли. 23. Особенности российского бытового уклада. 24. Общественная роль личности в оценке русских философов. 25. Феномен русской интеллигенции.
26. Российский смысл жизни. 27. Традиционные религии России. 28. Историческая роль православия. 29. Духовные центры России. 30. Наука и образование в России. 31. Русское искусство как мировой феномен. 32. Историософия России. 33. Русский патриотизм. 34. Российский воинский дух.
Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности «Правоохранительная деятельность». Автор (составитель): Преподаватель ______________ Е.О. Шиманский
Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой всеобщей истории, археологии и этнологии
Протокол заседания от «__» __________ 20__ г. №_____
Заведующий кафедрой _________________ В.В. Грудзинский
Начальник управления Образовательной политики С.П. Еремеева «___» ________2012 г.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|