Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Методические рекомендации преподавателю




Дисциплины «Россиеведение»

Изучение россиеведения требует рассмотрения и анализа большого по объему и количеству материала, содержащегося в разноплановых (по характеру и жанрам) источниках с целью его последующего обобщения и систематизации. Поэтому в лекционном материале преподавателю следует выделить ключевые темы и особое внимание уделять разбору фундаментальных теоретических проблем курса с привлечением новейшего исследовательского материала и использованием разнообразных форм лекций. Не менее 30% аудиторного времени занимают интерактивные формы работы (лекции-конференции, лекции-диспуты, круглые столы, лекции-беседы, «лекции с ошибками»).

Необходимо привлекать источники как научного, так и публицистического, художественного, статистического характера, для более наглядной демонстрации выводов, а также для мониторинга современной ситуации.

Желательно также привлекать студентов к активному сбору информации, например, с помощью социологических опросов различных групп населения.

Занятия должны носить проблемный характер и быть направленными на ознакомление, обучение, обобщение, систематизацию и закрепление нового знания.

Одни темы курса являются предметом рассмотрения на лекциях, другие – изучаются самостоятельно. Самостоятельная работа студентов осуществляется как во время аудиторных занятий, так и во внеаудиторные часы и предполагает следующие формы: конспектирование, составление выписок, работу с электронными информационными сайтами, подготовку реферативных выступлений, анализ результатов соцопросов, написание эссе, докладов, сообщений, подготовку к дискуссиям и разбору проблемных ситуаций. Преподаватель организует проверку всех форм самостоятельной работы студентов.

Зачет проводится в конце I семестра по вопросам, утвержденным кафедрой. Для получения зачета студент отвечает на один вопрос из предложенного списка вопросов. Оценка работы студента осуществляется при помощи бально-рейтинговой системы. За защиту докладов и рефератов студент получает от 5 до 10 баллов, в зависимости от полноты раскрытия темы и уровня подачи информации. За написание эссе и проведение соцопроса – от 10 до 15 баллов. Правильный ответ на зачете – 30 баллов.

Так как отметка «зачтено» соответствует любой положительной оценке, студент должен получить более 60 баллов для преодоления зачета.

 

Методические рекомендации студенту

 

Методические рекомендации по проведению социологического опроса

I. Подготовительная часть:

1. Кратко и четко сформулируй вопросы, которые будешь задавать респондентам. Желательно заменить сложные термины на более доступные и понятные.

2. Определи круг анкетируемых и систематизируй их по логическим группа (половозрастным, социальным или профессиональным). Принципы выбранной систематизации должны быть аргументированы.

II. Практическая часть:

При непосредственном опросе населения необходимо помнить элементарные правила воспитанности. Прежде, чем обратиться к незнакомому человеку с вопросом – поприветствуй его. Объясни цель своего вопроса. Будь вежлив и доброжелателен. Запиши ответ и интересующие данные о респонденте (пол, возраст, социальный статус, образование). Поблагодари за ответ.

Помни: ты не должен отнять у человека более 5 – 10 минут.

III. Теоретическая часть:

Проанализируй результаты опроса. Составь диаграмму, которая наглядно продемонстрирует выявленные закономерности и связи.

 

Методические рекомендации по написанию реферата (доклада).

Реферат (доклад) выполняется по одной из предложенных тем, в срок, установленный преподавателем.

Требования к оформлению:

Реферат (доклад) выполняется на листах формата А4.

Параметры страницы:

верхнее поле – 1,5 нижнее – 2

левое – 3 правое – 1,5

Шрифт Times New Roman, 14. Межстрочный интервал – 1. Выравнивание текста по ширине. Объем: реферат – 10 – 15 стр.

доклада – 5 – 10 стр.

Примечания:

Допускается концевая или постраничная система сносок. Нумерация – сквозная.

Библиографический список состоит из перечня источников и литературы, использованных для выполнения работы. Список оформляется в соответствии с ГОСТом 2003 г.

Образец:

1. Бердяев, Н. А. Судьба России: сочинения. [Текст] / Н. А. Бердяев, сост., вступ. ст. и коммент. В. В. Шкоды. – М.: Эксмо, 2004. – 735 с.

2. Данилевский, Н.А. Россия и Европа. [Текст] / Н.Я. Данилевский, сост., послесловие и комментарии С.А. Вайгачёва. – М.: Книга, 1991. – 574 с.

3. Россия в актуальном времени-пространстве. [Текст] / Под ред. Ю.М. Осипова, О.В. Иншакова, М.М. Гузева, Е.С. Зотовой. М. – Волгоград: Изд-во Волгоградского гос. ун-та, 2000. – 674 с.

4. Цивилизационные модели современности и их исторические корни. [Текст] /. Н. Пахомов, С.Б. Крымский, Ю.В. Павленко и др. – Киев: Научная мысль, 2002. – 632 с.

 

Требования (критериальные показатели)

К уровням освоения программы

«Зачтено» – студент обнаруживает знания, соответствующие оценкам «удовлетворительно», «хорошо», «отлично»: обнаруживает знание и понимание основных положений учебного материала, допускаются неточности и ошибки в определении понятий, желательно связывать теорию с практикой, иллюстрировать примерами, фактами, данными научных исследований; осуществляет межпредметные связи, предложения. Допущенные ошибки исправляются студентом после дополнительных вопросов экзаменатора. В целом, студент должен обладать знаниями по наиболее важным вопросам курса.

«Незачтено» – соответствует оценки «неудовлетворительно»: студент имеет разрозненные, бессистемные знания: допускает ошибки в определении понятий, формулировке теоретических положений, искажающие их смысл; беспорядочно и неуверенно излагает материал; не умеет соединять теоретические положения с педагогической практикой; не умеет применять знания для обоснования и объявления фактов, не устанавливает межпредметные связи.

 

Фонды оценеочных средств

ВОПРОСЫ К ЗАЧЕТУ

1. Истоки и сущность современной российской цивилизации.

2. Природно-географические характеристики российской цивилизации.

3. Этнический состав населения России. Полиэтнический (многонациональная) характер российской цивилизации.

4. Политическая система России.

5. Труд и предпринимательство в России.

6. Земля и сельское хозяйство в России.

7. Смысл науки и технологии в России.

8. Город и городская культура в России.

9. Институт брака в России. Мужчина и женщина.

10. Общественная мысль, искусство и массовая культура в России.

11. Общество и личность в России.

 

12. Россия в западном восприятии.

13. Религии и верования в России.

14. Россия в мировом сообществе государств.

15. Конфессиональная характеристика этносов в России.

16. Зарубежная Россия.

 

Тема рефератов

1. Природно-географические условия и народный характер.

2. География России как фактор ее уникальности.

3. Российский механизм освоения новых земель.

4. Образ дороги в литературе и искусстве.

5. Образ России в поэзии.

6. Российское этническое многообразие в истории и современности.

7. Проблема самоидентификации народов в современной России.

8. «Воля» и «свобода» в русском восприятии.

9. Идея Ф. Достоевского о «всемирной отзывчивости» русских.

10. Л. Гумилев о России.

11. «Еврейский вопрос» В России.

12. Отношения власти и общества в России.

13. Уникальность русского купечества.

14. «Труд» в литературе и искусстве.

15. Благотворительность в России.

16. Образ женщины в российской ментальности.

17. Семья и брак в России.

18. Россия в западном восприятии.

19. Россия в восприятии эмигрантов.

20. Феномен русской эмиграции начала и конца XX вв.

21. Западный миф и западная наука о России.

22. Мораль российской общественной мысли.

23. Особенности российского бытового уклада.

24. Общественная роль личности в оценке русских философов.

25. Феномен русской интеллигенции.

26. Российский смысл жизни.

27. Традиционные религии России.

28. Историческая роль православия.

29. Духовные центры России.

30. Наука и образование в России.

31. Русское искусство как мировой феномен.

32. Историософия России.

33. Русский патриотизм.

34. Российский воинский дух.

 

 


Программа составлена в соответствии с требованиями ФГОС ВПО с учётом рекомендаций ПрООП ВПО по специальности «Правоохранительная деятельность».

Автор (составитель):

Преподаватель ______________ Е.О. Шиманский

 

Учебно-методический комплекс дисциплины одобрен и рекомендован кафедрой всеобщей истории, археологии и этнологии

 

Протокол заседания от «__» __________ 20__ г. №_____

 

Заведующий кафедрой _________________ В.В. Грудзинский

 

 


 

 

Начальник управления

Образовательной политики

С.П. Еремеева

«___» ________2012 г.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...