Организация расследования налоговых преступлений
Расследование налоговых преступлений должно начинаться с изучения налогового законодательства и инструкций по его применению. В подавляющем большинстве случаев поводами для возбуждения уголовных дел служат сообщения контролирующих органов государственной налоговой инспекции. В соответствии с ведомственными указаниями налоговые инспекции должны направить материалы о нарушениях налогового законодательства в налоговую полицию или в прокуратуру в трехдневный срок со дня принятия решения по акту проверки налогоплательщика. Такими материалами являются: 1) письменные сообщения о фактах сокрытия доходов (прибыли) или иных объектов налогообложения налогоплательщиками, подписанные начальником государственной налоговой инспекции или его заместителем; 2) акт документальной проверки соблюдения налогового законодательства и решение по нему начальника налогового органа или его заместителя с приложением подлинных бухгалтерских документов, подтверждающих факт сокрытия доходов, постановление должностного лица налоговой инспекции об их изъятии и соответствующий протокол об изъятии; 3) документы о разъяснении налогоплательщику его права представлять письменные возражения по акту документальной проверки и о результатах их рассмотрения; 42 1652 4) возможные письменные возражения по акту проверки, а в случае их отсутствия объяснения должностных лиц налогоплательщика по фактам выявленных нарушений; 5) копии приказов о назначении на должность лиц, ответственных за финансово-хозяйственную деятельность налогоплательщиков в проверяемый период, и материалов о привлечении их к административной ответственности (если они к ней привлекались).
Как правило, в этих документах содержатся данные, указывающие на признаки преступления, что позволяет возбудить уголовное дело без проведения проверок и получения объяснений, однако все представленные документы должны быть тщательно проверены, и недостающие документы истребованы. Наряду с документами, связанными с исчислением и уплатой налогов, при необходимости могут быть запрошены устав предприятия, учредительный договор, свидетельство о регистрации, а также первичные документы бухгалтерского учета. Если поводами для возбуждения уголовного дела являются сообщения должностных лиц (например, должностных лиц банка), письма и заявления граждан, публикация в печати о фактах сокрытия объектов налогообложения, то круг проверочных действий расширяется. В таком случае у заявителя целесообразно взять письменное объяснение, в котором должны быть отражены конкретные факты с указанием наименования и адреса организации, где обнаружено сокрытие объектов налогообложения, физических лиц, с ведома или по указанию которых осуществлено сокрытие, какими документами можно подтвердить факт сокрытия. Если в этих объяснениях есть указания на конкретных осведомленных о преступлении лиц, то целесообразно получить и их объяснения, а также истребовать необходимые документы. В заключение проверки осуществляется анализ и оценка акта документальной проверки и истребованных документов. Необходимо установить соответствие содержания документов данным, изложенным в акте проверки, а также выявить возможный подлог — интеллектуальный (например, внесение заведомо ложных данных или невыяснение фактических сведений) или материальный (исправления, подчистки и т.п.). Основной прием выявления изменений в содержании документов — сопоставление одних и тех же показателей или сравнение данных, отражающих одну и ту же операцию в различных документах.
При возбуждении уголовного дела должны быть учтены два критерия достаточности оснований для принятия решения: 1) наличие в представленных материалах данных об одном или нескольких признаках сокрытия объектов налогообложения (полная совокупность признаков устанавливается только в результате расследования); 2) размер сокрытия — крупный или особо крупный. С учетом изложенного можно определить две типичные ситуации расследования. Первая ситуация — получение исходной информации о налоговом преступлении оперативно-розыскным путем — в результате оперативно-розыскных мероприятий гласного и негласного характера. Способами получения такой информации при условии абсолютной конфиденциальности могут являться: 1) сообщения негласных сотрудников органов милиции, ФСБ и налоговой полиции; 2) негласное наблюдение за процессом производства, передвижения и сбыта сырья, полуфабрикатов и готовой продукции, за системой документооборота; 3) негласный осмотр помещений, транспорта и документов; 4) беседы с осведомленными лицами (вероятными в будущем свидетелями); 5) консультации со специалистами, их возможное участие в оперативно-розыскных мероприятиях; 6) использование криминалистических и оперативно-розыскных учетов и соответствующих банков данных; 7) получение образцов для сравнительного исследования; 8) предварительное исследование возможных в будущем вещественных доказательств. Вторая ситуация — получение исходной информации о налоговом преступлении из открытых и официальных источников (например, средств массовой информации, актов КРУ МФ РФ, справок и заключений аудиторских служб, документов налоговых инспекций и др.). В этом случае наиболее распространенными проверочными действиями являются: 1) ревизии финансово-хозяйственной деятельности объекта налогообложения — сплошные и выборочные; 2) аудиторские проверки по заданиям налоговых инспекций и полиции, службы БЭПа; 3) запросы и материалы проверок налоговых инспекций; 4) осмотры помещений и документов службами налоговой полиции и службы БЭПа; 5) контрольные закупки с целью получения образцов сырья, полуфабрикатов и готовой продукции;
6) получение объяснений от должностных, материально-ответственных и иных осведомленных о преступлении лиц. В процессе предварительной проверки до возбуждения уголовного дела надлежит устанавливать не только признаки налоговых преступлений, но других сопутствующих преступлений (растрат и др.). 42* С момента получения исходной информации выдвигаются такие общие версии: 1) налоговое преступление совершено при обстоятельствах, известных из исходных данных; 2) налогового преступления нет, однако есть признаки, свидетельствующие о других преступлениях; 3) налоговое преступление совершено группой. Типичными частными следственными версиями являются: 1) версии об участниках преступления, характере их взаимоотношений; 2) версии о способах сокрытия налогооблагаемой базы, источниках получения сырья и полуфабрикатов; путях реализации изготовленной продукции; преступных связях заподозренных лиц и др.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|