Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Понятие и признаки государства




Существует два основных значения рассматриваемого термина: во-первых, страна, т.е. политико-территориальное образование, и, во-вторых, общественно-политический институт, т.е. организация политической власти, система институтов власти, существующая в той или иной стране.

Объединив два этих понятия, можно получить целостную картину об этом сложном социальном феномене и определить государство как организацию политической власти, существующую в определенной стране.

Для того, чтобы отличить государство от других социальных явлений, необходимо рассмотреть признаки государства. Прежде всего, необходимо отметить следующее: признаком называется все, что так или иначе характеризует предмет, явление – в чем они сходны, в чем различны между собой. Необходимо иметь в виду, что признаками государства могут быть только те, которые отличают его как особую политико-правовую реальность.

Сущность предмета или явления могут раскрыть только существенные признаки, признаки, выражающие сущность того или иного предмета или явления. В философии существует положение, согласно которому, между явлением и его существенными признаками есть неотъемлемая, двухсторонняя связь, а именно: явление не может существовать без них, но и они, в свою очередь, не могут существовать без него. Например, государство и право являются непременным элементом, существенным признаком современного цивилизованного общества, которое без государства и права таковым бы не было, и в то же время государство и право не могут существовать вне общества. В классической марксистско-ленинской теории государства и права выделяют три основных признака, отличающих государство и право от родовой организации первобытного общества:

1. Разделение населения по территориальному признаку, в результате чего родовая организация общества преобразуется в административно-территориальную.

2. Учреждение публичной власти, которая, являясь политической властью экономически господствующего класса, не сливается с населением. Ее осуществляет группа привилегированных людей, занимающихся только управлением и использующих для этого аппарат принуждения.

3. Введение налоговой системы, основу которой составляют взносы населения на содержание публичной власти.

Вместе с тем общественные отношения в постоянно меняющемся мире, ставшие предметом исследования правовой науки, существенно отличаются от тех, в которых Ф. Энгельс в своей работе “Происхождение семьи, частной собственности и государства” выделял указанные три признака.

С позиции современных подходов в теории государства и права принято выделять пять основных признаков, характеризующих государственно-правовую организацию общества: 1) территория; 2) население; 3) организация публичной (политической) власти; 4) налоги; 5) суверенитет.

Территория. Если при родовом строе люди группировались в общины по кровно-родственным связям, то государственная власть объединяет людей не по признаку родства, а по признаку территории, т.е. по месту жительства. Новый принцип разделения населения по территории позволил государству разрушить старые родовые связи и обеспечить тем самым большую эффективность управления своими гражданами. Управлять обществом – это значит управлять определенной массой людей, находящихся на территории, очерченной границами. Поэтому именно территориальная, а не национальная или иная подчиненность людей общему управлению – важнейший признак государства. Заметим, что территория как признак государства фиксирует определенную часть земли, поверхность планеты – суши, моря, воздушного пространства, а также внутригосударственную, административно-территориальную организацию. Применительно к территории понятия “государство” как организация политической власти и “ страна”, в принципе, совпадают. Государство и есть организация политической власти страны.

Население. Данный признак характеризует состав и “относимость”, т.е. принадлежность людей к данному обществу, гражданству; порядок и понятия формы предоставления гражданства, именно через понятия “гражданство”, “население” происходит объединение людей в рамках всего общества. В отличие от родоплеменной организации общества, где люди объединялись по признаку кровного родства и становились членами данного общества в силу своей принадлежности к конкретному роду, при государственной организации общества, человек становится его членом в силу особой политико-юридической связи с государством, которую и принято называть гражданством.

Организация публичной политической власти. Имеется в виду то, что во-первых, государство является властью, которая не сливается с обществом, а выделяется из него, будучи относительно самостоятельной по отношению к обществу, в определенном смысле над ним; во-вторых, государственная власть внешне и официально представляет все общество, выступает в качестве особого органа управления обществом; в-третьих, эта власть призвана обеспечить поддержание правопорядка, нормальной жизнедеятельности людей; в-четвертых, публичная власть как разновидность политической власти означает наличие у нее особого аппарата, включающего различные органы. Этот аппарат (механизм) имеет свою материальную базу (государственную собственность), свои источники доходов (налоги); и, наконец, в-пятых, политическая власть – это организованное принуждение, концентрированное принуждение одной части общества по отношению к другой.

Суверенитет выражает верховенство государственной власти по отношению ко всем другим организациям и лицам внутри страны – внутренний, и независимость государственной власти в сфере взаимоотношений с другими государствами – внешний.

Суверенитет государства внутри страны выражается:

1. В единстве и распространении государственной власти на все население и общественные организации страны.

2. В общеобязательности решений органов государства для всех, кого они касаются на территории государства. Такая общеобязательность решений проявляется и в пределах экстерриториальности (например для граждан и учреждений, находящихся за границей).

3. В прерогативе, т.е. в возможности отмены и признании ничтожными антиконституционные действия любой общественной власти.

4. В исключительной компетенции (полномочиях) государства на издание законов и иных нормативно-правовых актов (указов, постановлений и т.д.), их применение.

Внешний суверенитет (вне государственной территории) выражается в возможности государства самостоятельно проводить внешнюю политику, выступать в качестве равноправного участника международно-правовых отношений.

Налоги. Под налогами понимается взимание с населения определенных материальных средств, необходимых для содержания государственного аппарата и реализации государственных программ (например, подоходный налог, налог на транспорт, на имущество и др.).

Таким образом, рассмотрев сущностные признаки государства, можно сформулировать следующее определение: государствоэто политико-территориальная суверенная организация публичной власти общества, взимающая с населения налоги, издающая законы и обеспечивающая их реализацию.

Сущность государства

Под сущностью какого-либо явления понимается совокупность внутренних устойчивых связей, глубокий смысл явления, проявляющийся в его предназначении.

Сущность государства определяется той ролью, которую оно выполняет в обществе, и целью, достижению которой подчинена его деятельность. Цель государства – благо общества, благо каждого из членов общества. Предназначение государства состоит в том, чтобы достичь стоящей перед ним цели с помощью имеющихся в его распоряжении средств (государственный аппарат и законы) в процессе регулирования общественных отношений. Таким образом, сущность государства состоит в том, чтобы с помощью государственного аппарата и законов обеспечивать целостность и нормальную жизнедеятельность общества. Сущность государства выражается в его функциях.

 

Функции государства

Под функцией в современной науке понимается та специфическая деятельность какого-либо явления, которую оно выполняет для достижения стоящей перед ним цели. Под функциями государства понимаются основные направления его деятельности, определяющие его сущность и назначение в обществе. Все существующие функции государства можно подразделить на внутренние и внешние.

Внутренние функции охватывают сферу внутренней, самостоятельной жизни государства, в которую входят экономические, культурные, экологические отношения, а также отношения, складывающиеся в области обеспечения правопорядка в обществе. К числу внутренних функций государства можно отнести: экономическую функцию; функцию социальных услуг, обеспечения и социальной защиты граждан (социальная функция); культурно-воспитательную; природоохранительную; правоохранительную.

Внешние функции государства охватывают те направления деятельности, которые характеризуют его как участника международно-правовых отношений, и направлены на обеспечение существования государства в мировом сообществе. В их число можно включить такие функции, как: защита государства от вооруженных нападений других государств; поддержание международных связей (экономических, политических, культурных) с другими государствами, а также борьба с преступлениями международного характера (терроризм, незаконный оборот наркотиков и др.) и участие в международной охране окружающей природной среды.

Формы осуществления функций государства могут быть правовыми и неправовыми.

К числу правовых форм осуществления функций государства следует отнести правотворческую и правоприменительную деятельность государства. Правотворчество – издание компетентными государственными органами нормативно-правовых актов, оно позволяет осуществить нормативную регламентацию общественных отношений в той или иной сфере деятельности государства (экологическая, культурная, внешнеполитическая и др.). Правоприменение – организационно-властная деятельность компетентных субъектов, состоящая в рассмотрении юридических дел и вынесении по ним решений, в результате которых у соответствующих субъектов правоотношений возникают субъективные права и юридические обязанности, направлена на индивидуальное поднормативное регулирование общественных отношений – абстрактное веление, содержащееся в юридической норме, “привязывается” к конкретной жизненной ситуации и конкретным лицам.

Правотворчество и правоприменение есть внешние формы выражения деятельности государства по осуществлению его функций.

Неправовые формы реализации функций государства не связаны непосредственно с правотворчеством, правоприменением и совершением иных юридически значимых действий. Это деятельность государства, представляющая различные материально-технические операции (например, обеспечение т.н. “северного завоза”, финансирование социальных программ, и др.), либо организационные мероприятия, способствующие реализации той или иной функции государства (например, проведение различных семинаров и конференций по проблемам окружающей природной среды или борьбы с международной преступностью).

 

Темы рефератов

1. Особенности материалистического понимания сущности государства.

2. Проблема соотношения классовых и общесоциальных функций государства.

3. Соотношение задач и функций государства.

4. Теории понимания сущности государства.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...