Тема 5. Механизм государства
План 1. Понятие государственной власти и её особенности. 2. Механизм государства и его структура. 3. Государственный орган как первичный элемент механизма государства.
Понятие государственной власти и её особенности Прежде чем характеризовать власть государственную, необходимо дать определение социальной власти, под которой понимают присущее всякой общности людей отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на принуждение или авторитет. Социальная власть неотъемлема от любой организованной, более или менее устойчивой и целенаправленной общности людей (рода, племени, семьи, общественной организации, партии, государства, общества и т.п.); она – важнейшее средство функционирования социальных структур и институтов. Государственная власть представляет собой особую разновидность социальной власти. Согласно одной точке зрения, государственная власть – более узкая категория, чем политическая власть, ибо последняя осуществляется не только государством, но и другими звеньями политической системы общества: партиями, общественными организациями и т.п. В соответствии с другой точкой зрения, понятие “политическая власть” тождественно понятию “государственная власть”, так как первая исходит от государства и реализуется не иначе, как при его (прямом или косвенном) участии. Государственная власть – это публично-политическое отношение господства и подчинения между субъектами, опирающееся на государственное принуждение. Характерные черты государственной власти: 1) распространяется на все общество; 2) носит публично-политический характер; 3) опирается на государственное принуждение;
4) осуществляется специальными лицами (чиновниками, политиками и т.п.); 5) имеет систему налогов; 6) подразделяет население по территориальному признаку. Механизм государства и его структура Под механизмом государства понимается целостная система взаимосогласованных и взаимодействующих государственных органов и средств, с помощью которых осуществляются задачи и функции государства. В ряде случаев механизм государства именуют государственным аппаратом, однако более точно отражает сущность рассматриваемого государственного явления термин “механизм”. Это не просто “набор” государственных органов, находящихся в статическом состоянии, а целостная динамическая система, обладающая сложной структурой, каждый из элементов которой обеспечивает реализацию соответствующей функции государства. Сам механизм государства – полисистемное образование. В его структуре можно выделить три взаимосвязанных уровня: элементарный – уровень государственного органа, системный – уровень группы государственных органов, образующих ту или иную подсистему механизма государства (правоохранительная система) и инструментальный уровень – правовые нормы, регламентирующие деятельность государственных органов, отношения, возникающие на базе этих норм, и средства, обеспечивающие реализацию функций государства (эмиссия, налоговая система, бюджет, материально-технические средства и др.).
Государственный орган как первичный элемент Наибольший интерес для уяснения сущности механизма государства представляет его первичный элемент – государственный орган. Государственный орган – это структурно обособленная, относительно самостоятельная часть государственного аппарата, выполняющая функции государственного характера и наделенная для этого определенной компетенцией. Государственные органы, составляя элементарный уровень механизма государства, в то же время обладают относительной самостоятельностью, структурной обособленностью и могут одновременно выступать частями нескольких подсистем. Так, например, налоговая полиция, выполняя свои собственные функции (охрану налоговых отношений), вместе с тем участвует в деятельности нескольких подсистем, реализующих соответствующие функции государства в целом: правоохранительная функция (правоохранительная система), экономическая функция (экономическая система) и т.д.
Государственные органы многообразны и их принято классифицировать по определенным основаниям. 1. По форме осуществления государственной деятельности: – представительные органы, избираемые непосредственно населением и выражающие его государственную волю; – органы государственного управления, т.е. реализующие законодательную волю народа и во исполнение этой воли издающие подзаконные акты в целях управления различными сферами общественной жизни; – судебные органы, т.е. осуществляющие правосудие от имени общества; – прокурорские и иные контрольно-надзорные органы, осуществляющие контроль и надзор за законностью в обществе. 2. По принципу разделения властей подразделяются на органы: – законодательной власти; – административной (исполнительной) власти; – судебной власти. 3. По территориальной сфере деятельности выделяют: федеральные, органы субъектов федерации и местные органы. 4. По порядку образования: – первичные органы члены которых избираются непосредственно населением; – производные органы в формировании которых население непосредственного участия не принимает. 5. По характеру компетенции: – общей компетенции, рассматривающие и принимающие решения по делам, касающимся широкого круга вопросов; – органы специальной компетенции, рассматривающие специальные вопросы, относящиеся к их компетенции. 6. По способу принятия решений (по порядку осуществления компетенции): – коллегиальные органы, принимающие решение несколькими членами; – единоначальные, где решение принимается одним лицом – начальником органа или его заместителем единолично. 7. По срокам полномочий:
– постоянные органы, создаваемые без ограничения срока деятельности; – временные органы, создаваемые на определенный срок. 8. По организационно-правовым формам деятельности: – полновластные органы, решение которых не нуждается в утверждении вышестоящим органом; – неполновластные органы, решение которых нуждается в обязательном утверждении вышестоящим органом. 9. По содержанию деятельности на правоохранительные, санэпиднадзора и др. Сущность, функции и механизм государства определяют его форму, т.е. его внутреннюю и внешнюю организацию.
Темы рефератов 1. Компетенция органов государства. 2. Классификация органов государственной власти. 3. Понятие государственного аппарата. 4. Разделение властей и советское государство.
Тема 6. ФоpмА госудаpства План 1. Понятие формы государства. 2. Форма правления. 3. Форма государственного устройства. 4. Политический государственный режим.
Понятие формы государства Под формой государства принято понимать его комплексную характеристику, отражающую организацию верховной государственной власти, территориальную организацию государства, а также приемы и способы осуществления государственной власти. Форма государства складывается из трех элементов: формы правления, формы государственного устройства и политического (государственного) режима.
Формы правления Форма правления – это способы организации верховной государственной власти, порядок образования, ее органов и их взаимоотношения с населением. Различают две основные формы правления: монархию и республику. Монархия [гр. monarchia единовластие, единодержавие] – форма правления, при которой высший пост в государстве замещается одним лицом в порядке престолонаследования. Монархия может быть двух видов: 1) абсолютная, в которой власть монарха никем и ничем не ограничена (например, большинство средневековых монархий, Саудовская Аравия до 1994 г.); 2) ограниченная (конституционная), в которой власть монарха ограничена конституцией и парламентом.
В то же время существует две разновидности ограниченной монархии: парламентарная и дуалистическая. 1. Дуалистическая (двойственная) монархия – это такая организация верховной государственной власти, при которой законодательная власть принадлежит парламенту, а монарх и руководимое им правительство осуществляют функции исполнительной власти. Она возникает в переходные периоды, когда зарождающийся класс буржуазии еще не может взять в свои руки всю полноту государственной власти, а монарх уже не может ее удержать. Классический пример – Великобритания в XVII – XIX вв., в которой двухпалатный парламент формировался монархом путем назначения (палата лордов) и классом буржуазии выборным путем (палата общин). Из числа существующих дуалистических монархий можно назвать Норвегию, король которой, согласно Конституции 1983 г., наделен достаточно широкими полномочиями; Данию, где король совместно с парламентом (фолькетингом) осуществляет законодательную власть, и др. 2. Парламентарная монархия – такая организация высших органов государственной власти, при которой монарх “царствует, но не правит”. Он лишь формально утверждает состав правительства, формируемого лидером партии, получившей большинство на парламентских выборах, подписывает законы, принимаемые парламентом, и официально представляет государство. Примером конституционной монархии могут служить Япония, император которой, согласно Конституции 1946 г., является “символом государства и единства нации”, Испания, король которой – “символ государственного единства и постоянства, гарант правильного функционирования государственных институтов”, и др. Республика – [лат. respublica, res власть, publicus народ] – форма правления, при которой высшие органы государственной власти формируются выборным путем. Различают республики аристократические и демократические. В аристократических республиках в формировании органов государственной власти принимает участие не все население страны, а лишь меньшая его часть. Право участия в выборах ограничивается рядом цензов (например, личная свобода, происхождение, имущественное положение и др.). Примером аристократической республики могут выступать Рим периода республики, Спарта, Новгородская республика. В республике демократической (от гр. demos – народ) высшие органы государственной власти формируются при участии широких слоев населения. Принято различать две разновидности демократической республики: парламентарную и президентскую. В парламентарной республике доминирует законодательная ветвь власти. В ней правительство формируется лидером партии, получившей большинство голосов на парламентских выборах, утверждается парламентом и ему подотчетно. Таковыми являются Италия, ФРГ, Греция, Португалия, Индия и др.
В президентской республике приоритет принадлежит исполнительной власти. Президент – глава государства – формирует правительство, которое ему подотчетно, утверждает законы, принимаемые парламентом, и обладает правом вето на законы, принимаемые парламентом. В числе президентских республик можно назвать США, Россию и большинство государств, ранее входивших в состав СССР.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|