Проблема совершенствования безналичных расчетов в современных условиях
Особое место в совершенствовании безналичных расчетов занимает повсеместное внедрение новаций в проведение безналичных расчетов. Суть инновационных изменений в этой сфере можно свести к следующему: –«многоканальная деятельность» при сочетании новых и традиционных технологий и инструментов; –самообслуживание; –дистанционное обслуживание; –использование Интернета (виртуальные банковские и финансовые технологии управления банковским счетом); –создание телефонных центров; –предоставление новых банковских продуктов (услуг) на базе новых технологий. Во многих развитых странах все больше операций проводится клиентами без посещения банка. Во Франции прямую связь с банком имеют многие клиенты. В США все крупные банки предлагают своим клиентам обслуживание на дому. Современные тенденции развития безналичных расчетов обусловлены интенсивным развитием современных информационных технологий и основаны не на развитии новых форм платежных инструкций, а на создании принципиально нового механизма безналичного денежного обращения на основе использования так называемой безбумажной технологии. Поэтому очень важным является дальнейшее развитие безналичных расчетных операций с использованием различных коммуникационных систем: почтовой, телеграфной, телетайпной, телексной и других, а также электронной связи, когда носителями платежных инструментов являются электронные импульсы и дискеты. Во многих странах сегодня повсеместно применяются IT-технологии и развивается e-banking. Эти услуги предоставляют клиенту возможность удаленного управления своим счетом с использованием тех или иных телекоммуникационных сетей. В нашей стране уже несколько лет существует индустрия интернет-банкинга. Несмотря на недоверие большинства населения к Интернет-технологиям, число клиентов, предпочитающих дистанционный способ общения с банком постепенно увеличивается. Специалисты банков отмечают, что клиенты все чаще используют Интернет не только для проверки финансового состояния, но и в качестве инструмента для работы с банковскими продуктами. Интернет-банкинг является наиболее совершенным и перспективным воплощением технологии домашний интернет. В отличии от системы «Клиент-банк», Интернет-банкинг не привязан к конкретному компьютеру с установленным программным обеспечением. Клиент может активизировать систему с любого компьютера при помощи электронного пароля или электронного ключа. Так он может получить банковские услуги в любом месте земного шара и на любом компьютере. В нашей стране подобные услуги оказываются банками только корпоративным клиентам - юридическим лицам. Банки позволяют клиенту получать в электронном виде выписки со счета, переводить средства на любой счет в другом банке, а так же по специальным шаблонам осуществлять коммунальные платежи, оплачивать счета засвязь. Модернизация телекоммуникационных систем, используемых для осуществления дистанционного обслуживания банковских клиентов, обусловила появление новой концепции организации банковской деятельности Dialog banking, согласно которой моно– и многофункциональные информационные автоматы освобождают сотрудников от рутинной работы, а сами сотрудники ориентируются на контактное интеллектуальное обслуживание клиентов.
Создание зон самообслуживания позволяет резко снизить нагрузку на специалистов операционного зала банка и соответственно сократить количество исполнителей. Создаются и полностью автоматизированные филиалы, представляющие собой помещение, оснащенное специальным банковским оборудованием. Они могут располагаться в жилых зданиях, на территории магазинов, промышленных объектов, вокзалов и оказывают услуги в автоматическом режиме 24 часа в сутки.
Развитие системы безналичных расчетов в РФ находит государственную поддержку. Ведь именно государство должно быть заинтересовано в широком привлечении средств населения в банки, сокращении наличной денежной массы и затрат на ее поддержание, сокращении масштабов теневого экономического оборота и контроле за операциями на потребительском рынке. Поэтому органы власти заинтересованы в развитии платежной системы нашей страны. Действующая в республике платежная система нуждается в некоторых усовершенствованиях в плане повышения эффективности управления платежными потоками со стороны банков и создания оператором системы – Национальным банком – условий, способствующих снижению объемов денежных средств (или ликвидности), которые необходимы банкам для безостановочного прохождения платежей.
Следует отметить, что Центральный банк Российской Федерации уделяет особое значение развитию платежной системы и в заявлении Правительства Российской Федерации и Центрального банка Российской Федерации о «Стратегии развития банковского сектора Российской Федерации на период до 2012 года» были озвучены основные задачи, условия их решения и меры по их реализации для создания высокоэффективной платежной системы. Рассмотрим эти задачи. 1) Проведение мероприятий по расширению безналичных расчетов, внедрение современных технологий и методов передачи информации, повышение защищенности информационных систем, обеспечение эффективного и надежного обслуживания всех участников расчетов. 2) Разработка Банком России системы валовых расчетов, осуществляемых в режиме реального времени. Такая система предназначена для проведения крупных, срочных, приоритетных платежей, генерируемых межбанковскими рынками, рынками ценных бумаг и другими пользователями, и позволит существенно повысить роль платежной системы России в обеспечении эффективной работы финансовых рынков и осуществить в дальнейшем ее интеграцию с международными платежными системами.
3) Совершенствование тарифной политики в сфере предоставления платежной системой России услуг пользователям, включая органы федерального казначейства. 4) Осуществление разработки и внедрение унифицированных форматов электронных документов, используемых при проведении расчетов. 5) Совершенствование регулирования действующих в стране частных платежных систем, обеспечивающих внутрибанковские расчеты, расчеты на основе межбанковских корреспондентских отношений и клиринговые (неттинговые) расчеты. 6) Для сокращения наличного денежного оборота развитие правовой и методологической базы, способствующей внедрению безналичных инструментов платежа с использованием специальных средств, базирующихся на современных информационных технологиях, включая платежные карты. 7) Создание клиринговых систем, которые смогут предоставлять дополнительные платежные услуги с использованием платежных карт и тем самым способствовать распространению их в Российской Федерации. 8) Развитие и расширение применения документарных форм расчетов, включая аккредитивы. 9) Унификация законодательства Российской Федерации и норм банковского регулирования в соответствии с международными правилами и практикой в области документарных операций.[4]
Со стороны Национального банка должен быть обеспечен эффективный постоянный надзор за функционированием системы безналичных расчетов по розничным платежам, направленный на формирование заинтересованности населения в предлагаемых банками розничных услугах и укрепление доверия к национальной валюте. С целью повысить эффективность, надежность и безопасность функционирования национальной платежной системы, своевременного и качественного осуществления расчетов продолжается работа по совершенствованию нормативно–правовой базы платежной системы, расширению набора инструментов монетарного регулирования.
Г Л А В А 2 . А Н А Л И З О П Е Р А Ц И Й С К Р Е Д И Т Н Ы М И К А Р Т А М И
2 .1 И с т о р и я р о с с и й с к о г о р ы н к а к р е д и т н ы х к а р т . К а р т ы м е ж д у н а р о д н ы х с и с т е м п о я в и л и с ь в С С С Р е щ е в 1 9 6 9 г о д у . Н о э т о б ы л и к а р т ы , э м и т и р о в а н н ы е з а р у б е ж н ы м и к о м п а н и я м и и б а н к а м и . В С о в е т с к о м С о ю з е н а ч а л а с о з д а в а т ь с я с е т ь п р е д п р и я т и й , п р и н и м а ю щ и х э т и к а р т ы в к а ч е с т в е п л а т е ж н о г о с р е д с т в а . С о г л а ш е н и е т а к о г о р о д а б ы л о п о д п и с а н о с к о м п а н и е й D i n e r s C l u b . В 1 9 7 4 г н а р о с с и й с к о м р ы н к е п о я в и л а с ь « A m e r i c a n E x p r e s s » , а в 1 9 7 5 г - « V I S A » ( т о г д а е щ е « B a n k A m e r i c a r d » ) и E u r o c a r d , в 1 9 7 6 г - я п о н с к а я « J C B » . С с о в е т с к о й с т о р о н ы э т и с о г л а ш е н и я п о д п и с ы в а л и с ь В А О « И н т у р и с т » , к о т о р о е и о р г а н и з о в ы в а л о р а с ч е т ы п о п л а с т и к о в ы м к а р т о ч к а м в в а л ю т н ы х м а г а з и н а х « Б е р е з к а » и г о с т и н и ц а х . С е й ч а с р а б о т а с к о м м е р ч е с к о й с е т ь ю м е ж д у н а р о д н ы х п л а т е ж н ы х с и с т е м ( к р о м е A m e r i c a n E x p r e s s ) п р а к т и ч е с к и п о л н о с т ь ю с о с р е д о т о ч е н а в р у к а х U C S ( U n i t e d C a r d S e r v i c e ) . П е р в ы м С о в е т с к и м э м и т е н т о м м е ж д у н а р о д н ы х к .к . б ы л В н е ш э к о н о м б а н к . В 1 9 8 9 г о д у о н в ы п у с т и л « з о л о т ы е » к а р т о ч к и « E u r o c a r d » . О д н а к о д о с и х п о р т о ч н о н е и з в е с т н о , к о м у о н и б ы л и н у ж н ы . О с е н ь ю 1 9 9 1 г « К р е д о Б а н к » в ы п у с т и л с о б с т в е н н у ю к а р т о ч к у « V I S A » .З а « V I S A » п о с л е д о в а л и « E u r o p a y » , « M a s t e r C a r d » , « J C B » и « D i n e r s C l u b » . С п р о ш л о г о г о д а в с е р а с ч е т н ы е ф у н к ц и и К р е д о б а н к а п о о б с л у ж и в а н и ю э т и х п л а т е ж н ы х с и с т е м п е р е д а н ы О н е к с и м б а н к у . П р и э т о м К р е д о б а н к с о х р а н и л з а с о б о й п р а в о н а в ы п у с к с о б с т в е н н ы х п л а с т и к о в ы х к а р т . С м а я 1 9 9 2 г « М о с т Б а н к » э м и т и р о в а л к а р т о ч к у « E u r o c a r d / M a s t e r C a r d » , а з а т е м , в я н в а р е 1 9 9 3 г , к а р т о ч к у « V I S A » . З а н и м и п о с л е д о в а л и М о с б и з н е с б а н к с « V I S A » и Э л б и м б а н к , н а ч а в ш и й в ы п у с к а т ь з о л о т ы е к а р т о ч к и « E u r o c a r d / M a s t e r C a r d » [5] . В э т о т п е р и о д с о с т о р о н ы в е д у щ и х м е ж д у н а р о д н ы х п л а т е ж н ы х с и с т е м п р о в о д и л а с ь н е о ф и ц и а л ь н а я п о л и т и к а п о с д е р ж и в а н и ю р о с с и й с к и х б а н к о в . О д н а к о в 1 9 9 3 г э т а б л о к а д а б ы л а п р е р в а н а И н к о м б а н к о м . В н а с т о я щ е е в р е м я р о с с и й с к и е б а н к и э м и т и р у ю т к а р т о ч к и с л е д у ю щ и х к о м п а н и й м и р а : V I S A , A m e r i c a n E x p r e s s , M a s t e r C a r d , E u r o c a r d , D i n e r s C l u b . С е г о д н я м е ж д у н а р о д н ы е п л а с т и к о в ы е к а р т ы в ы п у с к а ю т с в ы ш е 2 0 р о с с и й с к и х б а н к о в . Н а и б о л ь ш е е к о л и ч е с т в о к л и е н т о в , к о н е ч н о ж е , у к р у п н ы х б а н к о в , и м е ю щ и х в ы с о к у ю к а т е г о р и ю н а д е ж н о с т и (Сбербанк, И н к о м б а н к , и д р К о н к у р е н т н а я б о р ь б а п р и о б р е л а н о в ы е ф о р м ы , п о з в о л я ю щ и е г о в о р и т ь , ч т о р ы н о к п л а с т и к о в ы х п л а т е ж н ы х с р е д с т в в Р о с с и и в с т а л н а ц и в и л и з о в а н н ы х п у т ь р а з в и т и я . Н а б о р и с т о и м о с т ь у с л у г - в о т т е п е р ь г л а в н ы й к р и т е р и й , п о к о т о р о м у п о т е н ц и а л ь н ы й п о л ь з о в а т е л ь п л а с т и к о в о й к а р т ы о п р е д е л я е т , в к а к о й б а н к е м у с л е д у е т и д т и . Н е с л у ч а й н о р я д б а н к о в о б ъ я в и л и в п о с л е д н е е в р е м я о т о м , ч т о о н и м е н я ю т у с л о в и я п о л ь з о в а н и я с в о и м и к а р т а м и , у с т а н а в л и в а я т е и л и и н ы е л ь г о т ы . Н е к о т о р ы е б а н к и с н и ж а ю т с у м м ы с т р а х о в ы х д е п о з и т о в , к о т о р ы е я в л я ю т с я г а р а н т о м п л а т е ж е с п о с о б н о с т и к л и е н т о в в с л у ч а е о в е р д р а ф т а . В п о с л е д н е е в р е м я н а р о с с и й с к о м р ы н к е п л а с т и к о в ы х к а р т н а м е т и л а с ь т е н д е н ц и я п р и в л е к а т ь к л и е н т о в н е т о л ь к о с н и ж е н и е м ц е н н а о б с л у ж и в а н и е , н о и в в е д е н и е м д о п о л н и т е л ь н ы х л ь г о т , с к и д о к , б о н у с о в д л я в л а д е л ь ц е в к а р т . Т а к б а н к « М е н а т е п » и а в и а к о м п а н и я « Т р а н с а э р о » о б ъ я в и л и о в ы п у с к е н о в о й п л а с т и к о в о й к а р т ы « В и з а М н а т е п Т р а н с а э р о » , д е р ж а т е л и к о т о р о й с т а н о в я т с я у ч а с т н и к а м и п р о г р а м м ы « Т р а н с а э р о - п р и в и л е г и я » , д а ю щ е й о п р е д е л е н н ы е л ь г о т ы ч а с т о л е т а ю щ и м п а с с а ж и р а м . Н а и б о л е е д а л ь н о в и д н ы е б а н к и , э м и т и р у ю щ и е п л а с т и к о в ы е к а р т о ч к и , у ж е п о ж и н а ю т п л о д ы т а к и х п р о г р а м м . Сегодня уже созданы и успешно действуют чисто российские межбанковские платежные системы, такие как STB Card и Union Card. Первой была создана STB Card,основателем которой стал банк «Столичный», а в апреле 1993 г Автобанк и Инкомбанк учредили компанию Union Card. Эти две системы являются в настоящее время наиболее перспективными на рынке пластиковых карт. В обе вступили десятки российских банков и многие из них уже начали эмитировать карточки. Уже сейчас STB Card заключила договора с 29 банками, из которых 15 эмитируют собственную карточку. Недавно в STB Card вступил Сбербанк Москвы, купив 25 % акций компании, а в Union Card - Сбербанк России. На нынешний день STB Card имеет 27 000 клиентов только по Москве., а карту STB принимают 700 московских торговых точек. Сегодня в Москве уже действуют болеее 12 банкоматов, средний суточный объем каждого из них - 30 млн рублей. В систему Union Card в настоящее время входит более 40 банков Москвы (Авиабанк, ВББ, «Деловая Россия», Мосбизнесбанк, «Российский кредит», РНКБ, Токобанк) и ряда стран СНГ. Карты Union Card принимаются более чем в 300 торговых точках. Заместитель правления Инкомбанка Анатолий Макаев рассказал, что банк продал 2 000 карточек VISA. Сейчас Union Card и STB Card ведут работу по созданию объединенной платежной системы.[6]Обе системы очень активно расширяют сеть приема к. к. к оплате. Union Card удалось договориться с UCS о приеме к оплате в этой сети карточек «Union Card». Этот шаг принес Union Card свыше 1000 московских коммерческих точек. Еще неизвестно, какая система выйдет в лидеры за пределами Москвы, но уже сейчас конкуренты делают немало шагов в этом направлении. Процессинговые центры обеих компаний уже начали действовать в различных городах России. Скорее всего Union Card и STB Card будут развиваться параллельно, подобно VISA и Europay. Но можно думать, что наиболее конкурентоспособной окажется та платежная система, которая будет иметь разветвленную сеть вне крупных городов. Так уж сложилось, что большинство населения живет не в областных центрах. Лидерами в продвижении карточек международных систем на региональный рынок являются крупнейшие московские банки, распространяющие карточки через свои филиалы. Карточки «VISA» предлагают своим клиентам филиалы: Инкомбанка в Новосибирске, «Кредобанка» во Владивостоке, «Мост-банка» в Красноярске. Активно работают в России компании Olbi и Ortcard, выпускающие так называемые «потребительские карточки» (consume cards). Они используются для оплаты товаров и услуг в сети данных компаний. Строго говоря, потребительские карточки не являются универсальными, поскольку по ним нельзя получить наличные, однако в странах с развитой системой финансовых услуг они занимают значительную долю рынка, часто превосходя по общему количеству универсальные б. к. В нашей стране держатели карточек предпочитают иметь наличные, поэтому с большей охотой они пользовались бы банковскими карточками. Но компании точно уловили новую потребность рынка - размещение денег под высокие проценты и использовали свое преимущество перед банками по более высоким процентам (до 20 - 25 % годовых). В последнее время на российском рынке активно внедряются системы, основанные на чиповых картах. Наиболее известной является «Золотая корона», о которой было сказано выше. На чиповую технологию ориентируются Сбербанк России, Промстройбанк и Агропромбанк, подписавшие в 1994 г соглашение, предусматривающее координацию деятельности в этом направлении. Если это соглашение будет выполняться, то в скором времени в России возникнет новая мощная система.[7] В последнее время просматривается тенденция к объединению карточных программ. Так упоминавшийся уже банк «Оптимум», реализуя самостоятельную программу чиповых карточек, совместил ее с системой STB Card, работающей на магнитной полосе. Еще ранее в платежную систему STB Card влилась сомостоятельная карточная программа Элексбанка. Одну из ведущих позиций среди российских банков по количеству выпускаемых пластиковых карт занимает Сбербанк России. Предлагаемые Сбербанком карточные продукты достаточно многочисленны и разнообразны. Если пластиковая карта необходима клиенту для перечисления на нее заработной платы, то можно остановить свой выбор на самых простых картах: Сбербанк-Maestro или Сбербанк-Visa Electron (платежных систем MasterCard и Visa соответственно). Именно благодаря своей распространенности в качестве средства получения заработной платы эти карты получили статус зарплатных карт Сбербанка России.[8] В последние годы банки разрабатывают новые программы (карточки используются для совершения покупок в Интернет, в оффлайновой торговле, заказывают для своих клиентов авиабилеты, бронируют номера в отелях). Банковские карточки можно также разделить по платежным системам или ассоциациям карточек в рамках кото
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|