Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Теоретические основы лидерства




Государственный институт экономики, финансов, права и технологий

Кафедра менеджмента

Курсовая работа

по дисциплине: «Стратегический менеджмент»

На тему: «Стратегии промышленных лидеров»

                                                                     Выполнил: Мяснянкина

                                                                       Светлана Витальевна

ф.и.о.          

 

                                                                                   Гр. № _2-66___________

                                                                             Курс __5_____________

                                                                       Факультет заочный

 

       Проверил:______________

ф.и.о.          

Оценка:________________
Подпись:_______________

Дата:__________________

Гатчина
2010

 

 

Содержание

Введение                                                                                                      3

1. Теоретические основы лидерства

1.1 Стратегическое лидерство                                                                    5

1.2 Лидер рынка                                                                                         7

1.3 Стратегии компаний – лидеров отрасли                                             9

2. Лидерство ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»

2.1 Финансово-экономическая характеристика ОАО

«Булочно-кондитерский комбинат»                                                     12

2.2 Стратегический анализ ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»            14

2.3 Ключевые факторы успеха ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»    17

3. Стратегический подход к лидерству

3.1 Пути формирования и развития лидерского потенциала                     21

3.2Проблема лидерства                                                                               23

Заключение                                                                                                  27

Список литературы                                                                                     29

Приложение                                                                                                     31                                                                                 

 

 

Введение

 

В настоящее время многие предприятия стали настолько громоздкими, что работники теряют возможность человеческого контакта со своими работодателями. Важнейшим фактором достижения высокого уровня конкурентоспособности, остается концентрация производства, что повлияет на сокращение тенденции к образованию гигантских промышленных объединений.

Наряду с концентрацией уровень конкурентоспособности будет определяться такими факторами, как развитие производства новых видов продукции и стимулирование становления новых потребностей.

Интерес представляет анализ конкретных шагов и действий, которые предпринимают производственные лидеры высоко развитых предприятий для того, чтобы осуществить очередной рывок в «борьбе за лидерство». Поэтому, мне, как будущему менеджеру необходимо знать такие стратегические шаги и подходы, которые будут выделять фирму среди конкурентов. Из всего выше сказанного можно сделать вывод, что тема моей работы является актуальной.

Цель данной работы – показать влияние различных факторов и действий на стратегическое лидерство.

Задачи курсовой работы состоят в следующем:

1. описать теоретические основы лидерства;

2. проанализировать стратегию лидерства на ОАО «Булочно-кондитерский комбинат»;

3. рассмотреть стратегические подходы к лидерству.

Объектом исследования является лидерство.

Предметом исследования являются особенности и развитие стратегии.

Методами курсовой работы являются: документационный, а также метод анализа и синтеза.

При написании курсовой работы использовались следующие источники:

- учебная литература по предмету исследования под редакцией: Базарова Т.Ю., Виссема Х., Егоршин А.П., Зайцев Л.Г., Карташова А.В., Минцберг Г., Виханский О.С., Кноринг В.И., Максимова М.М., Резник С.Д., Томпсон – мл, Артур и др.

- печатная литература: Резанович И., Волкова О.Д., Гринберг Дж.

 

 

Теоретические основы лидерства

1.1 Стратегическое лидерство

 

    Секрет успешного стратегического менеджмента прост: надо создать стратегический план, воплотить его в конкретные мероприятия, реализовать, при необходимости корректировать – и все. Но легче сказать, чем сделать. Ответственное руководство, инициативность, обучение подчиненных, умение увлечь, в том числе личным примером – непростое дело. Менеджер, отвечающий за реализацию стратегии, должен решить множество управленческих задач: прогнозировать, вносить предложения, участвовать в разработке стратегии, проявлять творческий подход, отвечать за реализацию стратегии, создавать культуру, распределять ресурсы, создавать возможности, объединять процессы, быть наставником, решать проблемы подчиненных, выступать перед аудиторией, вести переговоры, стимулировать, выступать в роли арбитра, проводить политику руководства. В разных обстоятельствах надо проявлять жесткость или искать компромисс, навыки работы в команде или умение принимать решения единолично, наказывать и воспитывать. Надо уметь отходить на второй план и быть в центре внимания [22, c.422].

    Ключевые усилия по корректировке культуры компании должны проводиться сверху вниз и строиться на видении. Сначала следует всесторонне изучить ситуацию, а потом решить, как лучше поступить. Рассмотрим пять управленческих задач, которые берет на себя менеджер в процессе реализации стратегии.

1. Контролирует ход событий, внимательно отслеживает их, предугадывает возможные проблемы, анализирует препятствия на пути успешной реализации.

2. Укрепляет культуру и корпоративный дух, мобилизуя членов организации на эффективную реализацию стратегии и достижение высоких трудовых показателей.

3. Поддерживает адаптивные способности организации, постоянно ищет новые возможности, генерирует идеи, опережает соперников в развитии конкурентно ценных возможностей и компетенций.

4. Возглавляет внедрение высоких этических стандартов и настаивает, чтобы компания вела свою деятельность как «образцовый гражданин».

5. Инициирует корректирующие меры для улучшения реализации стратегии и повышения общей эффективности компании.

    Менеджеры, отвечающие за разработку и реализацию стратегии, должны возглавить работу по созданию, культуры, соответствующей стратегии. При осуществлении важнейших стратегических перемен менеджер обязан посвятить как можно больше времени руководству переменами, особенно если требуется корректировка корпоративной культуры. Надежда на то, что со временем культура компании изменится «сама собой», редко оправдывается; к тому же при таком подходе теряется драгоценное время. Чтобы кардинально и быстро скорректировать культуру, требуются энергичные усилия. В большинстве случаев положительные перемены сводятся к минимуму из-за конфликта с устоявшимися интересами подразделений и работников. Только уверенное, энергичное руководство и согласованные мероприятия во многих направлениях обеспечивают успех при решении такой масштабной и сложной задачи, как коренное изменение корпоративной культуры [22, c.423].

    Для успешного изменения культуры процесс корректировки должен проходить под руководством топ-менеджмента; решение этой задачи нельзя передать на низовой уровень.

    Единственное и самое заметное отличие успешных мероприятий по изменению культуры – компетентное руководство со стороны топ-менеджмента. Эффективное лидерство в изменении культуры предполагает следующие действия:

1. Реализация принципа «собственники решают все», сочетающего изменение культуры с долгосрочными интересами заинтересованных сторон.

2. Регулярный пересмотр основ деятельности компании.

3. Организация мероприятий, на которых каждый руководитель напрямую выслушивает жалобы недовольных клиентов и стратегических союзников, увольняемых работников, а также разочарованных акционеров; при этом руководители не только получают информацию из первых рук, но и лучше понимают, какие черты корпоративной культуры поддерживают стратегию, а какие – нет.

4. Обоснование смены стратегического курса и изменения корпоративной культуры, убеждение работников в том, что проводимые изменения соответвуют интересам организации и требуют от отдельных лиц и коллективов настойчивых усилий по их реализации. Мысль о необходимости изменения стратегии и культуры следует донести до каждого работника, чтобы она закрепилась в общественном сознании.

5. Решительное искоренение нежелательных элементов корпоративной культуры, внедрение новых моделей поведения и принципов.

6. Признание и поощрение работников, которые усвоили новые культурные нормы, активно участвуют в проводимых руководством изменениях и служат примером для своих коллег.

    Из всего выше сказанного можно сказать, что только менеджеры высшего уровня обладают властью и влиянием, позволяющие достичь радикальных перемен в культуре компании.

 

1.2 Лидер рынка

 

    Лидер рынка в случае, если он выбирает стратегию концентрированного роста, может пытаться реализовать ее следующими способами [5, c.187]:

· расширить общий рынок продукта за счет привлечения новых потребителей, поиска новых возможностей использования продукта либо же интенсификации потребления продукта;

· расширить свою долю на рынке в том случае, если взят курс на ускоренный рост, или сохранить имеющуюся долю рынка в случае, если не предполагается ускоренного роста фирмы.

Ведя борьбу за расширение доли рынка, лидер становится в позицию вызова. Рассмотрим стратегии конкуренции лидера применительно к тому случаю, когда он защищает свою долю рынка.

    Отстаивая свои ведущие позиции на рынке, лидер может применить одну из четырех стратегий конкуренции [5, c.188].

    Во-первых, он может придерживать стратегии инновации, базирующейся на принципе: «Сейчас мы лучше всех, однако, когда-то кто-то сможет делать это лучше, так почему этим кем-то должны быть не мы». Такая стратегия предполагает, что лидер должен стабильно иметь ведущие позиции в создании новых продуктов и систем их доведения до клиентов.

    Во-вторых, лидер может использовать стратегию закрепления, позволяющую сохранять конкурентную силу. При этой стратегии внимание концентрируется на поддержании приемлемых цен и на обновлении продукта за счет новых размеров, форм и марок.

    В-третьих, лидер может реализовывать стратегию конфронтации, предполагающую быстрые и направленные ответные действия в отношении бросающего вызов. Средствами проведения данной стратегии являются ценовые выпады против атакующего, проведение политики продвижения своего продукта на его рынке, проникновение в сети распределения.

    В-четвертых, лидер может задаться целью, доставить беспокойство конкуренту. Для этого фирма может организовать критику конкурента, попытаться воздействовать на его основных поставщиков и тех, кто распределяет его продукцию, начать переманивать ключевых сотрудников.

 

1.3 Стратегии компаний – лидеров отрасли

        

Конкурентные позиции лидеров отрасли либо намного прочнее, чем у остальных, либо господствующие. Лидеры хорошо известны в отрасли и используют опробованные стратегии (лидерство по издержкам или за счет дифференциации). Основная стратегическая задача отраслевого лидера – выбор методов защиты и упрочения конкурентной позиции либо завоевания доминирующей позиции. Завоевание позиции лидера отрасли и большой доли рынка само по себе весьма важно, поскольку обеспечивает существенное конкурентное преимущество и уровень рентабельности, соответствующие статусу крупнейшей компании отрасли. Обычно лидеры отрасли доминирующие лидеры используют одну из нижеперечисленных стратегий [22, c.274].

1. Наступательная стратегия. Основная цель этой стратегии – сохранение позиции первопроходца в отрасли. Наступательная стратегия строится на принципе, что лучший способ добиться широкой известности и доминирования на рынке – постоянно опережать конкурентов и ставить их в положение догоняющего, вынужденно адаптирующегося к инициативам лидера. Такое положение в отрасли заставляет компанию непрерывно искать пути совершенствования и обновления бизнеса, удерживать технологическое и инновационное лидерство, лидерство по качеству и потребительским свойствам товара, по уровню обслуживания потребителей; постоянно снижать издержки, максимально упрощать для потребителей переход с товаров конкурентов на товары лидера. К вариантам наступательной стратегии относятся также созданию новых товарных линий, адаптация товара к потребностям покупателей в развивающихся странах, расширение спектра возможностей использования товара, привлечение новых потребителей, стимулирование повторных покупок.

2. Стратегия активной обороны. Эта стратегия состоит в создании препятствий для действующих конкурентов и новых компаний на рынке. Цель оборонительной стратегии – сохранить за собой имеющуюся долю рынка и конкурентные преимущества и закрепиться на уже занятых позициях. Рассмотрим некоторые примеры оборонительных действий.

· Затруднять новичкам и конкурентам достижение их целей, интенсивно ведя рекламные кампании, улучшая обслуживание потребителей, активно инвестируя в НИОКР.

· Расширять ассортимент предлагаемых товаров или моделей с тем, чтобы противопоставить товарам конкурентов собственные товары с теми же потребительскими свойствами, либо занять свободные рыночные ниши, чтобы ими не воспользовались конкуренты.

· Предлагать индивидуальное обслуживание и другие дополнительные услуги, повышающие уровень приверженности потребителей и затрудняющих их переход на товары конкурентов.

· Удерживать цены и качество товаров на привлекательном уровне.

· Сооружать резервные производственные мощности на случай резкого роста спроса и для предотвращения попыток более мелких конкурентов расширить свою производственную базу.

· Инвестировать в снижение издержек и обновление технологии, чтобы обеспечить себе лидерство по этим позициям.

3. Стратегия демонстрации силы. В этом случае доминирующий в отрасли лидер действует жестко и решительно (не выходя за рамки юридических и этических норм), если конкуренты помельче пытаются с помощью ценовых скидок и иных наступательных действий поколебать позиции лидера. Компания может еще сильнее снизить цены в ответ на снижение цен конкурентом; развернуть мощную маркетинговую кампанию при первых попытках конкурента отвоевать долю рынка; предложить заманчивые условия поставок ключевым потребителям. Доминирующий лидер в рамках стратегии демонстрации силы жестко преследует дистрибьюторов за попытки заключения соглашений с конкурентами, снабжает торговых агентов письменной информацией о недостатках товаров конкурентов, переманивает лучших сотрудников конкурентов, предлагая им заманчивые условия труда и оплаты. 

    Компании – лидеры отрасли укрепляют долгосрочные конкурентные позиции с помощью стратегий агрессивного наступления, активной обороны или демонстрации силы, стремясь принудить соперников и потребителей отказаться от борьбы за передел рынка. Лидеры нередко проводят политику «выкручивания рук» компаниям-потребителям, принуждая их к отказу от товаров конкурентов. Действия здесь бывают самыми разнообразными, начиная от энергичного выражения недовольства и заканчивая предложением потребителям подписывать эксклюзивные контракты на поставку товаров компании в обмен на более низкие цены, либо наоборот, повышать цены на свою продукцию для тех потребителей, которые закупают и товары конкурентов. В качестве последнего средства применяются специальные скидки и привилегированные поставки тем клиентам, которые не работают с компаниями-конкурентами [22, c.275].

        

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...