Исследователь и исторический источник
Гуманизм – совокупность идей, выдвигающих на первый план интерес к личности человека, требующих уважения ее достоинства, провозглашающих жизнь человека величайшей ценностью. Вспомогательные исторические дисциплины – археология (изучение памятников материальной культуры), историческаядемография (изучение истории народонаселения), историческая ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных) и др. Европоцентризм – концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа. Идеология – система взглядов, идей, выражающих отношение к действительности, цели и интересы определенных социальных групп, классов, народов и консолидирующая их. Историография – отрасль исторической науки, изучающая становление и развитие исторических знаний. Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая различные виды источников (письменные, вещественные, этнографические, фольклорные и др.) Концепция – система взглядов, основополагающая идея какой-либо теории. Менталитет – склад ума, мировоззрение, мироощущение. Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов; теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания; система наиболее общих принципов, положений и методов (подходов), составляющих основу науки.
Метод научный – это инструмент, с помощью которого изучается историческое прошлое. Метод хронологический направлен на изучение последовательности исторических событий во времени. Метод ретроспективный – заключается в последовательном проникновении в прошлое; предполагает направленность исследований от следствия к причине. Метод синхронный – изучает различные исторические события, происходящие в одно и то же время. Метод системный – раскрывает внутренние механизмы функционирования и развития, устанавливает взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии. Метод типологический метод – классифицирует исторические явления, события, объекты; раскрывает внутренние механизмы функционирования и развития; рассматривает соизмеримость изучаемых объектов по наиболее характерным признакам, лежащим в основе исторической типологии. Метод историко-генетический – раскрывает изменения явления в процессе его исторического движения. Метод сравнительный (компаративный) – раскрывает сущность изучаемых явлений на основе сравнения различных исторических фактов, объектов в пространстве и во времени. Методологический формационный метод (марксистский подход) – рассматривает историю как смену пяти общественно-экономических формаций в истории человеческого общества: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной), коммунистической (социалистической); создателями формационной теории являлись К. Маркс и Ф. Энгельс Методологический цивилизационный метод (подход) – изучает общественное развитие, материальную и духовную культуру, достигнутую обществом; создатели – Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер и др. Методологический синтетический подход к истории обобщает в единое целое отдельные части и элементы прошлого Методологический теологический подход рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли.
Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека. Объект исторической науки – развитие человеческого сообщества во всем его многообразии. Предмет исторической науки – деятельность человека, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество. Периодизация истории – выделение наиболее крупных этапов, качественно отличающихся по своему содержанию. Принципы исторического исследования – научность, объективность, историзм, диалектика. Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными симпатиями, взглядами субъекта, отсутствие объективности. Формация общественно-экономическа я – исторически тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства и производственных отношений в жизни людей: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной), коммунистической (социалистической). Каждая из формаций имеет свои законы возникновения и развития. Функция познавательная исторической науки – дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого, выявить закономерности исторического развития. Функция прогностическая исторической науки – дает возможность предвидеть, прогнозировать и объяснять прошлое; показывает тенденции общественного развития в будущем. Функция социальной памяти – заключается в передаче социально-значимой исторической информации из поколения в поколение, идентификации и ориентации общества и личности. Функция воспитательная направлена на формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств человека на основе исторических примеров. Функция практически-рекомендательная направлена на выработку научно обоснованного политического курса. Цивилизация – сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу; уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества; способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и др.) Эволюция – процесс поступательного развития, непрерывное количественное изменение.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|