Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Исследователь и исторический источник




Гуманизм – совокупность идей, выдвигающих на первый план интерес к личности человека, требующих уважения ее достоинства, провозглашающих жизнь человека величайшей ценностью.

Вспомогательные исторические дисциплины – археология (изучение памятников материальной культуры), историческаядемография (изучение истории народонаселения), историческая ономастика (изучение имен собственных), топонимика (изучение географических названий), палеография (история письма), геральдика (наука о гербах), сфрагистика (изучение печатей), дипломатика (наука о документах), нумизматика (изучение монет), метрология (наука об исторических мерах длины, площади, объема и веса), генеалогия (изучение родословных) и др.

Европоцентризм – концепция, согласно которой ведущую роль в развитии современной цивилизации и культуры сыграла Европа.

Идеология – система взглядов, идей, выражающих отношение к действительности, цели и интересы определенных социальных групп, классов, народов и консолидирующая их.

Историография – отрасль исторической науки, изучающая становление и развитие исторических знаний.

Источниковедение – отрасль исторической науки, изучающая различные виды источников (письменные, вещественные, этнографиче­ские, фольклорные и др.)

Концепция – система взглядов, основополагающая идея какой-либо теории.

Менталитет – склад ума, мировоззрение, мироощущение.

Методология – учение о способах исследования, освещения исторических фактов; теория научно-познавательной деятельности, направленная на изучение и разработку методов научного познания; система наиболее общих принципов, положений и методов (подходов), составляющих основу науки.

Метод научный – это инструмент, с помощью которого изучается историческое прошлое.

Метод хронологический направлен на изучение последовательности исторических событий во времени.

Метод ретроспективный – заключается в последовательном проникновении в прошлое; предполагает направленность исследований от следствия к причине.

Метод синхронный – изучает различные исторические события, происходящие в одно и то же время.

Метод системный – раскрывает внутренние механизмы функционирования и развития, устанавливает взаимосвязи и взаимодействия объектов в их историческом развитии.

Метод типологический метод – классифицирует исторические явления, события, объекты; раскрывает внутренние механизмы функционирования и развития; рассматривает соизмеримость изучаемых объектов по наиболее характерным признакам, лежащим в основе исторической типологии.

Метод историко-генетический – раскрывает изменения явления в процессе его исторического движения.

Метод сравнительный (компаративный) – раскрывает сущность изучаемых явлений на основе сравнения различных исторических фактов, объектов в пространстве и во времени.

Методологический формационный метод (марксистский подход) – рассматривает историю как смену пяти общественно-экономических формаций в истории человеческого общества: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной), коммунистической (социалистической); создателями формационной теории являлись К. Маркс и Ф. Энгельс

Методологический цивилизационный метод (подход) – изучает общественное развитие, материальную и духовную культуру, достигнутую обществом; создатели – Н.Данилевский, А.Тойнби, О.Шпенглер и др.

Методологический синтетический подход к истории обобщает в единое целое отдельные части и элементы прошлого

Методологический теологический подход рассматривает исторический процесс как результат проявления божественной воли.

Мировоззрение – система взглядов на мир и место в нем человека.

Объект исторической науки – развитие человеческого сообщества во всем его многообразии.

Предмет исторической науки – деятельность человека, групп людей или человеческих сообществ, находящихся в определенной взаимосвязи и составляющих все человечество.

Периодизация истории – выделение наиболее крупных этапов, качественно отличающихся по своему содержанию.

Принципы исторического исследования – научность, объективность, историзм, диалектика.

Субъективизм – отношение к чему-либо, определяемое личными симпатиями, взглядами субъекта, отсутствие объективности.

Формация общественно-экономическа я – исторически тип общества, в основе которого лежит определенный способ производства и производственных отношений в жизни людей: первобытнообщинной, рабовладельческой, феодальной, капиталистической (буржуазной), коммунистической (социалистической). Каждая из формаций имеет свои законы возникновения и развития.

Функция познавательная исторической науки – дает возможность современникам открыть неизвестные страницы прошлого, выявить закономерности исторического развития.

Функция прогностическая исторической науки – дает возможность предвидеть, прогнозировать и объяснять прошлое; показывает тенденции общественного развития в будущем.

Функция социальной памяти – заключается в передаче социально-значимой исторической информации из поколения в поколение, идентификации и ориентации общества и личности.

Функция воспитательная направлена на формирование гражданских, нравственных ценностей и качеств человека на основе исторических примеров.

Функция практически-рекомендательная направлена на выработку научно обоснованного политического курса.

Цивилизация – сообщество людей, объединенное основополагающими духовными ценностями, имеющее устойчивые особенные черты в социально-политической организации, культуре, экономике и психологическое чувство принадлежности к этому сообществу; уровень, ступень развития материальной и духовной культуры общества; способ жизнедеятельности человека в специфических условиях (климатических, географических, геополитических, историко-культурных и др.)

Эволюция – процесс поступательного развития, непрерывное количественное изменение.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...