Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Школа функционализма: потоки мыслей




Функционализм, в основном, разработан Вильямом Джеймсом4 (1842—1910). Джеймс в возрасте 27 лет получил докторскую сте­пень в Гарварде. Но уже в то время испытывал серьезные пробле­мы со здоровьем, из-за чего часто впадал в глубокую депрессию. Он изучал немецкую психологию, утверждавшую, что происхо­дящее с разумом в действительности не поддается контролю. Эта мысль ввергала его в еще большую депрессию. Однажды Джеймс прочел очерк Чарльза Ренувье о свободе волеизъявления, и это изменило его жизнь. Он решил, что свобода воли не иллюзия, и сделал следующий вывод:

Моим первым свободным действием будет верование в свободу воли.

3 Hermann Ebbinghaus, Georg Elias Muller, Franz Bretano, Carl Stumpf,
Oswald Kulpe.

4 William James.

Джеймс начал свою карьеру химика, но вскоре бросил ее, так как работу в лаборатории считал слишком обременительной. Затем стал интересоваться, может ли психология (он называл ее "отвратительной крохотной наукой" и "уточнением очевидно­го") развиться в более серьезную науку. С 1872 года он начал пре­подавать психологию в Гарварде, и спустя три года стал первым аме­риканским учителем экспериментальной психологии. В 1890 году Джеймс опубликовал свою первую книгу о психологии "Принципы психологии "(Principles of Psychology). В ней он сделал особый акцент на следующие вопросы:

• Неразумные аспекты человеческой природы

• Как влияют на эмоции

• Как человеческие желания и потребности воздействуют на форми­
рование концепций и здравомыслие

• Как интеллект влияет на тело

Джеймс установил, что подход Ванда к самоанализу — сокращение проблем до мельчайших подмножеств, а затем их отдельный ана­лиз на основе опросов субъектов об их мыслях и чувствах — не­точный или вовсе не подходит для психологии. Самоанализ не работает, потому что очень многое в поведении определяется под­сознательным мышлением. Поэтому ученый просто не имеет до­ступа к мыслям субъекта, определяющим его утверждения. Джеймс комментировал это таким образом (1892):

Движение мысли настолько стремительно, что почти всегда при­водит нас к какому-либо заключению еще до того, как мы успе­ваем затормозить мысль. Или если мы оказались достаточно про­ворными и приостановили ее, она тотчас прекращает быть сама собой... Мы видим, что разум на любой сцене — театр одновре­менного представления различных возможностей. Работа созна­ния заключается в сравнении их друг с другом, выборе некоторых и подавлении остальных путем концентрации внимания на из­бранном и сдерживании прочих факторов.

...Сознание, в свою очередь, не выглядит разделанным на ку­сочки... Оно также и не представляет собой какую-либо однород­ность: оно течет. "Река" или поток — как раз те метафоры, кото­рые самым естественным образом его определяют.

Его нападки на Ванда становились все более агрессивными, по­ка не стали вообще оскорбительными:

На протяжении нескольких лет в Германии развивалось то, что можно назвать микроскопической психологией, которая вына­шивалась посредством экспериментальных методов, изучала ка­ждую мелочь, почерпнутую из самоанализа, и при этом пренеб­регала неопределенностями при оперировании в крупном мас­штабе, используя статистические средства. Этот метод испыты­вает терпение до самого его предела, и едва ли он мог развиться в стране, чьим гражданам все быстро надоедает.

Будучи достаточно потешной, критика в действительности не была полностью справедливой. Структурализм доказал свою применимость в качестве подхода к решению многих психологи­ческих проблем.

Но личный подход Джеймса — функционализм — также имел свои достоинства, и эта школа стала стремительно развиваться. Функционалисты рассматривали процессы мышления с очень сложного ракурса, поэтому исследования не определялись узким диапазоном методов. Каждый исследовательский подход, нацелен­ный, как казалось, на решение определенной проблемы, в принци­пе, стоил того, чтобы его использовали функционалисты. Они были прагматиками. Этот подход позволял им экспериментировать с животными с целью познания человеческого разума, помогал об­следовать людей с психическими расстройствами, особенно если они не могли предоставить достоверную информацию, основан­ную на самоанализе. Основная цель этих исследований — понима­ние не отдельных эмоций или самих мыслей, а понимание функций мыслей, рассматриваемых как постоянный поток разума, кото­рый, как кажется, ведет нас по направлению к желаемым целям и помогает приспосабливаться к окружающей нас обстановке.

развитие привычек

Привычка образуется как функция мыслей, и Вильям Джеймс про­являл особый интерес, как эти привычки развиваются. Он наблю­дал за живыми существами, рассматривая их как совокупность привычек, позволявших установить сущность нервной системы. Когда нам приходится часто что-либо делать, со временем нам да­ется это все легче и требует все меньше или вообще никакого вни­мания и, следовательно, легко становится привычкой:

Вы постоянно ощущаете небольшие трещины, проходящие через характер, некие трюки мыслей, возникновение предубеждений, навязываемых вам, словно это "магазин". Словом, у человека вскоре не будет выхода, кроме как принять новую привычку, что сродни то­му, каким образом рукав пиджака внезапно получает новые склад­ки. В целом, лучше человеку и не скрываться. Вполне нормально, что большинство из нас к тридцати годам имеет сложившийся хара­ктер, подобно штукатурке, которая уже никогда не размягчится.

В то время как Вильям Джеймс изыскивал способы исследова­ния, возможно, именно Эдвард Брэдфорд Титчнер (человек, с которым мы встречались несколько страниц назад и который также участвовал в формализации школы структурализма) сде­лал первое официальное описание функционализма. И сделал он это противопоставлением двух систем взглядов в своей книге "Постулаты структуральной психологии" (The Postulates of a Structural Psychology) в 1898 году.

Функционализм стал широко популярным в Америке и внес свой вклад, чтобы развитие науки шло стремительными темпами по всей стране, включая и ее практические приложения. Функ­ционализм продолжал развиваться благодаря важным вкладам Джона Девея (1859—1952), Джеймса Роуланда Ангелла (1869— 1949) и Харвея Карра5 (1873—1954). По мере развития науки уве­личивалось и количество лабораторий в Америке. Еще в 1880 году не было ни одной лаборатории, а в 1900 их стало уже 42. К1903 го­ду популярность психологии достигла такого уровня, что в Аме­рике стало больше докторов психологических, чем других наук, за исключением химии, зоологии и физики. Благодаря функци­онализму центр сосредоточения научных сил стал перемещаться из Германии в Америку. Если в 1920 году 50% научных статей по психологии написаны на немецком языке и только 30% — на ан­глийском, то к 1933 году соотношение изменилось: на немецком языке вышло 14% статей, а на английском — 52%.

Но структурализм и функционализм были только галькой среди груды камней. Оба они, достигнув своего пика только в на­чале XX века, скоро будут вытеснены новыми школами. Первая из них несла в себе довольно радикальные убеждения. Она утвер­ждала, что психологам не следует изучать мысли и чувства. Од­ним из новаторов, прокладывавшим путь для этой школы, был русский ученый Иван Павлов.

5 John Dewey, James Rowland Angell, Harvey Carr.

 

Вильямс джеймс о том, как Люди приспосабливаются к Новым мнениям

I Вильям Джеймс описывал в своем "Прагматизме "(Pragmatism) в 1907 году, как человек приспосабливается к новым мнениям:

"Процесс всегда идет одним и тем же путем. У человека уже есть набор ста­рых убеждений. Человек встречается с новым опытом, который приводит некоторые из этих убеждений в напряжение".

• Кто-то противоречит им

• В момент обдумывания человек вдруг обнаруживает, что они сами себе
противоречат:

• Человек видит факты, с которыми они не совместимы

• В человеке возникают желания, которые прежние убеждения уже не удов­
летворяют

В конце концов, рождаются новые убеждения, которые человек может при­совокупить к прежнему набору старых убеждений с минимальным беспо­койством для всех других.

• Новое убеждение посредничает между существовавшим ранее набором
убеждений и новым опытом

• Новое убеждение ведет прежний набор в другое состояние, являющееся
самым подходящим и соответствующим новому опыту

Новое убеждение затем принимается как истинное.

• Новое убеждение оберегает старый набор истин, ограничивая их миниму­
мом модификаций, позволяя им проявляться настолько, насколько они
способны принимать новшества, но в то же время полагая, что именно та­
ким образом старые убеждения войдут в новые привычки

• Необычное объяснение, нарушающее все наши предубеждения, никогда
не пройдет как новшество, имеющее верную оценку

Самые неистовые революции, направленные на изменение убеждений чело­века, заставляют большинство из его старых укладов мыслей сопротивляться. Новая правда всегда связующее звено, фактор, сглаживающий переходный момент.

Вопрос, который я сейчас вам рекомендую детально исследовать, часть игры, ведущейся старыми истинами.

 

 

Глава 6

Появляются новые школы

Единственная причина, из-за которой человек запутывается в мыслях, — это нахождение его на незнакомой территории.

Пол Фикс

Иван Петрович Павлов (1849—1936) исследовал реакцию живот­ных на раздражение. В своем самом известном эксперименте он звонил в колокольчик, когда кормил собак. Каждый раз, когда собаки слышали колокольчик, они знали, что приходит время есть, и, конечно же, у них начинала выделяться слюна. Спустя время, когда животные привыкали к тому, что звон колокольчи­ка означает пищу, Павлов начинал звонить, не давая при этом еду, а собаки все равно выделяли слюну. Он "обусловил" их вы­делять слюну при звуке колокольчика.

Эксперименты Павлова воодушевили на создание школы мышления, названной "бихевиоризмом". Другой ученый, стояв­ший у истоков этого течения, Эдвард Торндайк (Edward Thorndike) (1874—1949), пытался разработать объективную, механистическую теорию обучения, в большей степени опирающуюся на изучение поведе­ния животных. Он придумывал, кроме всего прочего, деревян­ные ящики ("головоломки"), которые можно было открыть только с помощью различных наборов щеколд, рычагов, веревок и педалей. Затем в этот ящик он помещал собак, кошек или крыс (конечно, не одновременно!) и наблюдал, как они будут пытать­ся выбраться из него путем проб и ошибок. Его основной целью было показать, что подходы, описываемые людьми в фабульной форме, могут быть воссозданы в контролируемой лабораторной обстановке. Вскоре он осознал, что может использовать тот же подход при проверке времени обучения ("кривые обучения") для животных.

Его следующий вопрос — могут ли животные обучаться толь­ко путем проб и ошибок или они могут обучаться посредством наблюдения или имитации. Он исследовал это, сравнивая кри­вые обучения крыс, наблюдавших, как другие крысы справляют­ся с заданием, с кривыми обучения тех, которые не видели. Раз­ницы не было никакой.

Торндайк заключил (отчасти наивно), что два закона в соче­тании с понятием инстинкта могут объяснить поведение челове­ка:

Закон Применения: ассоциации усиливаются посредством их ис­
пользования и ослабевают при неупотреблении (чем чаще живот­
ное находит свой путь в эту проклятую клетку, тем лучше оно до
нее доберется)

Закон Эффекта: действия, которые вознаграждались, будут повто­
ряться чаще (давая животному мясные шарики, как только оно
выйдет из клетки!).

Он комментировал (Торндайк, 1898):

Среди нескольких реакций на одну и ту же ситуацию те, что со­провождались удовлетворением желания животного или за кото­рыми сразу следовало их удовлетворение, при прочих равных ус­ловиях должны быть теснее связаны с ситуацией таким образом, что, когда реакция возникает, она, вероятней всего, будет повто­ряться; те, что сопровождались дискомфортом или вызвали у жи­вотных дискомфорт, при прочих равных условиях должны иметь связь с ситуацией более ослабленную с тем, чтобы возникшая реакция, вероятней всего, больше не повторялась. Чем больше удо­влетворение или дискомфорт, тем больше усиление или ослабле­ние связи.

Работа Торндайка была важна, но на самом деле не он счита­ется основателем школы бихевиоризма. Настоящий основатель этой школы Джон В. Ватсон2 (1878 —1958).

бихевиоризм, механический человек

В 1903 году Ватсон был самым молодым, получившим доктор­скую степень в Чикагском университете (ему было всего 25 лет). Он искал источник дохода, чтобы оплачивать свое обучение, ко­гда получил возможность наблюдать за лабораторными крыса­ми, используемыми в научных исследованиях и предназначен­ными для имитации "реальных" обучающих заданий, таких как передвижение в сложном лабиринте. Подопытные крысы, воз­можно, не помогли ему покорить сердце девушки, но зато для самого молодого человека стали настоящим предметом страсти. Он всерьез заинтересовался опытами и начал ставить свои соб­ственные эксперименты над животными. Его подход заключал­ся в проведении экспериментов более упрощенным способом, и он добился нескольких изумительных результатов. В одном из экспериментов он сделал в клетке узкий коридор, в один конец которого поставил крысу, а в другой положил пищу. Крыса, ко­нечно, бежала в другой конец, чтобы съесть там с огромным удовольствием лакомство (пока что ничего удивительного). Но затем он укоротил коридор и повторил эксперимент. Та же кры­са теперь бежала мимо пищи, направляясь прямо к стене (вот что удивительно). Этот эксперимент стал известен под названи­ем "Эксперимент Керпланка"3, и он скорее подтверждал закон применения Торндайка, нежели показывал, что крысы тупые.

2 John В. Watson.

3 Kerplunk Experiment.

радикальный бихевиоризм

Теоретическая позиция Ватсона становилась все более экстре­мальной в сравнении с позицией Торндайка, - он даже не обсу­ждал такие темы, как боль и удовольствие. Вот некоторые из его позиций:

• Психическая болезнь — результат "искажения привычки",
возможно, вследствие случайного обучения (закон приме­
нения)

• Речь — просто другое поведение (закон эффекта)

• Вы можете лечить фобии (боязнь высоты, пауков, змей и
так далее), ставя субъекты в ситуации, которых они боятся,
а затем вознаграждая их (закон эффекта)

Новая школа Ватсона открыто отвергала и структурализм, и функционализм. Основное допущение заключалось в том, что в основном человеческое поведение известно, а делать надежные наблюдения за человеческими мыслями невозможно. Экспери­ментальный подход школы, следовательно, заключался в иссле­довании, как люди (или животные) в действительности ведут се­бя в различных ситуациях, не уделяя большого или вообще ника­кого внимания тому, что нам приходится говорить об этом (жи­вотные все равно не могут разговаривать). Основной версией би­хевиоризма стал так называемый "радикальный бихевиоризм", принадлежавший школе "радикального эмпиризма" с более ши­рокими взглядами. Предполагалось, что науке не следует пытать­ся объяснять чего-либо, — ей следует только искать способ пре­доставления систематического описания функциональных взаи­моотношений. Радикальный бихевиоризм рассматривает чело­века просто как биологическую машину, обучаемую с помощью стимуляции, отдавая предпочтение приносящим выгоду дейст­виям.

Даже смешно, что именно эмоциональная привязанность по­ложила конец карьере Ватсона в академии. У него была любовная связь с девушкой, которая не была ему женой. В результате ему пришлось покинуть университет. После этого он стал рабо­тать в знаменитом рекламном агентстве Волтера Томсона, в ко­тором он использовал свои методы из бихевиористской психоло­гии, чтобы демонстрировать, что предпочтения человека между конкурирующими продукциями основываются не на чувствен­ности, а на ассоциациях. Он закончил карьеру одним из четырех вице-президентов компании.

Бихевиоризм достиг своего расцвета в 20-х годах и пережил спад в 30-х, так как новые эксперименты предполагали, что крысы в лабораторных лабиринтах на самом деле создают мен­тальную карту лабиринта, а также испытывают некоторое эмо­циональное развитие. Однако даже сегодня бихевиоризм про­должают считать одной из ведущих школ психологии. Его спасли ученые, к числу которых относится, например, Буррус Фредерик Скиннер4 (1904—1990), который сдерживал свой ра­дикальный подход. В 1938 году Скиннер опубликовал, бес­спорно, самую значительную работу века по поведению живот­ных "Поведение организмов " (The Behavior of Organisms). Он ро­дился в Америке в 1904 году, где вырос и учился в колледже^ а в последующем обратился к психологии. Он проводил иссле­дования на тренированных голубях в период Второй мировой войны, а затем разработал "коробку Скиннера"5: приспособле­ние, в котором поведение обучаемого животного строго конт­ролировалось и измерялось. Его исследования привели к по­ниманию, что обучающий процесс — в основном вопрос сти­муляции и вознаграждения или "усиления" реакции. В лабора­тории Скиннер также проверял теорию Ватсона. В результате он отверг Ватсона и Павлова, акцентирующих свое внимание почти исключительно на рефлексах и создание соответствую­щих условий для их проявления.

4 Burrhus Frederic Skinner.

5 Skinner box.

Бихевиоризм внес свой вклад в науку, сделав психологию более конкретной и объективной, и стимулировал массу лабо­раторных экспериментов. К некоторым из них мы вернемся позже. Но он отличался однобокостью и упрощенностью, по­скольку не придавал значения некоторым важным вопросам, которые с успехом решили другие школы. Одна из этих школ помогла зародиться тому, что многие спонтанно связывают с психологией: человек лежит на кровати и разговаривает с боро­датым доктором с немецким акцентом. Те, кто практикует в психоанализе подобный подход, способствуют устойчивости этой ассоциации.

психоаналитическая школа: изучая Свои внутренние секреты

Психоаналитическая школа основана Зигмундом Фрейдом6 (1856—1939), заядлым курильщиком (20 сигар в день!), привер­женцем кокаина, бородатым австрийским психологом. Зигмунд Фрейд акцентировал свое внимание на психических заболевани­ях, тогда как другие школы — на типичном поведении нормаль­ного человека. Фрейд сделал важнейшее наблюдение: пациенты, страдающие истерией, имеют тенденцию к излечению, если час­тично забытый материал восстанавливается у них в сознании. Отталкиваясь от этого, он разработал основной постулат психо­анализа: существует динамическое подсознание, воздействую­щее на каждое действие. Он предполагал, что наши рассудки, по­добно айсбергам, сознательно открываются только маленькой видимой частью, в то время как большая часть спрятана или бес­сознательна (нормальный умственный процесс не может ее вспомнить). Этот процесс забывания воспоминаний, тем не ме­нее хранящихся в памяти, часто служит цели, но одновременно это основная причина многих психических проблем.

6 Sigmund Freud.

Для людей, страдавших от недугов, возникающих из под­сознания, Фрейд проводил стимуляцию сознательного опоз­нания (признания) подавленных переживаний. Затем он вы­водил скрытую часть подсознания наружу, чтобы мы могли понять ее и связать с противоречиями, которые она для нас, возможно, создавала. После эксперимента под гипнозом в це­лях зондирования подсознания он проводил терапию "сво­бодных ассоциаций". Пациенты (обычно лежащие на знаме­нитой кровати) говорили вслух свои мысли по мере того, как они к ним приходили. Другой его подход состоял в толкова­нии снов.

Система Фрейда развивалась постепенно и сконцентрирова­лась вокруг следующих основных моментов:

• Роль подсознания

• Как можно лечить психическое заболевание посредством
терапии

• Роль мотивации

• Роль раннего развития в формировании нашей взрослой
психологической жизни

Он раскладывал личность на три составляющие:

Эго. Эго — это то, о чем мы думаем, когда ссылаемся на "я"
или "мне". Когда что-то во внешнем мире представляет
объективную угрозу для нашего эго, мы переживаем "объе­
ктивную травму"

Идентификация. Это самая примитивная составляющая
личности, представляющая собой биологические нужды и
желания (пища, секс, сигареты). Она требует безотлага­
тельного удовлетворения. Иногда требования, относящие­
ся к идентификации, представляют угрозу подавления эго,
и тогда мы можем испытывать "невротическое беспокой­
ство"

Суперэго. Эта составляющая содержит в себе наши идеи,
нормы и ценности. Она служит цели создания нормально функционирующей личности, отвечающей ожиданиям ок­ружающего мира. Если требования суперэго угрожают по­давить эго, мы можем ощутить "моральное беспокойство"

Теперь, что делает эго для защиты себя от этого потенциаль­ного беспокойства? Фрейд предложил семь различных способов:

Вытеснение. Мы заставляем неприятные воспоминания,
восприятия или мысли входить внутрь подсознания

Возвращение. Мы отступаем к ранней стадии нашей жизни

Проекция. Мы приписываем личные недостатки и слабости
чему-то внешнему. Мы можем, например, критиковать дру­
гих или осуждать их за то, что они имеют те же проблемы,
что и мы

Образование реакции. Мы меняем свои чувства на противо­
положные, например, любовь на ненависть

Сублимация. Мы делаем что-то, что принимает общество,
и подавляем наши действительные желания делать то, что в
меньшей степени принимается обществом

Рациональность. Мы даем ложное, но часто благовидное
объяснение своим слабостям

Идентификация. Мы должны уменьшить потребности сво­
ей собственной личности и пытаться подражать кому-то
еще, кого воспринимаем как более удачливого

Вне всяких сомнений, Фрейд — великий мыслитель, но и он не был совершенен. Его мысли впоследствии стали мишенью для нападок со многих сторон. В основном из-за того, что он слишком сильный акцент делал на сексуальность, а также слиш­ком многое обобщал. Основанная им школа продолжала разви­ваться, но вскоре она разделилась на несколько направлений.

 

работа и Жизнь зигмунда фрейда

1856 Родился во Фрейбурге, Австрия

1859 Семья переехала в венский "Леопольдстадт"

1865 Пошел в среднюю школу

1873 Принят на медицинский факультет Венского университета

1874 Изменил свое имя с Сигизмунда на Зигмунд

 

1881 Получил докторскую степень по медицине

1882 Работал научным сотрудником в Институте физиологии под ру­
ководством Эрнста Бруке

 

1885 Одногодичная стипендия в Чаркоте при "Солптриер" в Париже

1886 Открыл свой первый неврологический кабинет в Вене

 

1886 Женился на Марте Бернэйс

1887 Рождение дочери Матильды
1889 Рождение сына Мартина

1889 Стипендия в Нэнси; изучение гипноза

1891 Рождение сына Оливера

1892 Рождение сына Эрнста

1893 Рождение дочери Софи

1895 Рождение дочери Анны (впоследствии станет известным психо­аналитиком)

1895 Опубликование работ по истерии

1896 Введение термина "психоанализ"

 

1900 Публикация работы "Толкование снов" (The Interpretation of
Dreams)

1901 Опубликована "Психологическая патология повседневной жизни"
(Psychopathology of Everyday Life)

1902 Назначен адъюнкт-профессором в Венском университете

 

1908 Основал Венскую Ассоциацию психоаналитиков

1909 Приглашен читать лекции в Соединенные Штаты, Университет
Вустершира, Массачусетс

1910 Основал Международную Ассоциацию психоаналитиков

 

1912 Издание "Ежегодника психоаналитика "(Yearbook of
Psychoanalysis)

1913 Издание "Международного журнала для психоаналитиков"
(International Magazine for Psychoanalysis)

1917 Начало "Лекций по введению и психоанализ"

1919 Издание "Международного журнала для психоаналитиков"
(The International Journal of Psychoanalysis)

1920 Публикация "Позади принципа получения удовольствия" (Beyond
the Pleasure Principle

1920 Назначен профессором в Венском университете

1923 Опубликована книга "Эго и идентификация " (The Ego and the Id)

1924 Назван "Гражданином Вены" городом Веной
1930 Награжден Призом Гете за литературные труды

1930 Опубликована книга "Цивилизация и ее неудовлетворенности" (Civilization and its Discontents)

1938 Уезжает из Вены после вторжения фашистов

1939 Умирает от рака 23 сентября

 

Карл Юнг

Самым знаменитым сторонником Зигмунда Фрейда был Карл Юнг7 (1875—1961). Юнг учился в Базельском университете, в Швейцарии, позже стал читать лекции по психиатрии в Цюрих­ском университете. Он приобрел хорошую профессиональную ре­путацию, но его карьера резко изменилась, когда в 1900 году он прочел работу Фрейда "Толкование снов " XФрейд, 1976). Потрясен­ный Юнг начал переписываться с Фрейдом, хотя не был согласен с тем, что писал и говорил Фрейд. В 1912 году Юнг опубликовал свою основную работу "Психология подсознания " (The Psychology of the Unconscious), где предположил, что сильные желания (стремле­ния) могут означать столько же или даже больше для нашего пси­хического развития, чем переживания детства, и секс играет ми­нимальную роль в формировании нашей психологии (Юнг, 1992). Он разработал новую теорию личности, согласно которой людей можно классифицировать по восьми группам:

Интроверты (люди, чувству­
ющие себя лучше, находясь Экстраверты
дома со своими мыслями, и (люди, открытые внешнему
стремящиеся удалиться от миру и лучше принимающие
внешних объектов) внешние события)

Чувствительные Чувствительные интроверты Чувствительные экстраверты
Думающие Думающие интроверты Думающие экстраверты

Чувствующие Чувствующие интроверты Чувствующие экстраверты Интуитивные Интуитивные интроверты Интуитивные экстраверты

С тех пор классификация личностей продолжала развиваться. Теперь наиболее известной и распространенной считается книга Американской Психиатрической Ассоциации "Диагностическое и статистическое руководство для психических расстройств" (Diagnostic and Statistical Manual of Mental Disorders), изданная в 1994 г.

Co времен Фрейда психоаналитики достигли заметной зрело­сти, а оригинальные мысли Фрейда, пережившие его, стали важ­ной частью современной науки и практики по психологии.

7 Carl Jung.

работа и Жизнь карла юнга

1875 Родился в Кессвиле, Швейцария

1879 Переезжает в Базель

1895 Зачислен студентом в Базельский университет

1900 Оканчивает университет

1900 Врач-ассистент при Южине Блелере

1902 Получает докторскую степень в Цюрихском университете

1903 Женится на Эмме Рошенбах

1904 Исследование словесных ассоциаций

1905 Начинает читать лекции в Цюрихском университете
1907 Впервые знакомится с Зигмундом Фрейдом

1911 Читает лекции в Соединенных Штатах вместе с Зигмундом Фрейдом

1911 Становится президентом Международного Общества психо­
аналитиков

1912 Публикация книги "Психология подсознания" (Psychology of
the Unconscious)
и отделяется от Фрейда

1913 Прекращает занятия в Цюрихе

1914 Выходит из состава Международного Общества психоанали­
тиков

 

1920 Путешествует по Тунису и Алжиру

1921 Публикует "Психологические типы "(Psychological Types)
1924 Изучает жителей индейской деревни

1926 Изучает африканцев в Кении

1933 Становится профессором психологии в Федеральном Поли­техническом университете Цюриха

1933 Начинает издавать "Центральный журнал по психотерапии и связанным областям" (Central Journal for Psychotherapy and Related Fields)

1935 Становится президентом Швейцарского Общества практи­ческой психологии

1937 Посещает Индию

1941 Увольняется из Федерального Политехнического универси­тета Цюриха

1943 Становится Профессором медицинской психологии в Ба-зельском университете

1961 Умирает в Кусснахте, Швейцария

 

 

классификация психических расстройств

Таблица включает в себя основные виды психических рас­стройств, как они обычно описываются в сегодня.

Диагностическое и стати­
стическое руководство
для классификации пси­
хических расстройств
Американской Психиат­
рической Ассоциации Типичные симптомы

Параноидное раздвоение личности Шизоидное раздвоение личности Шизотипичное раздвоение личности Мимическое раздвоение личности Самовлюбленное раздвоение личности Антиобщественное раздвоение личности (новый термин для психопатов)   Пограничное раздвоение личности Замкнутое раздвоение личности Зависимое раздвоение личности Навязчивый невроз Депрессивное раздвоение личности     Пассивно-агрессивное раздвоение личности       • субъекты демонстрируют подозритель­ ность и ригидность; • они склонны чрезмерно спорить; • они постоянно готовы атаковать • субъекты демонстрируют неспособ­ ность создавать социальные взаимоот­ ношения и равнодушны ко всем из них; • они демонстрируют незначительную потребность любить и принадлежать • субъекты затворнические, сверхчувст­ вительные и эксцентричные; • у них часто можно наблюдать странные мысли, восприятие и речь • субъекты неполовозрелы; • они демонстрируют эмоциональную неустойчивость; • они усиленно ищут внимания; • они склонны самодраматизировать • субъекты демонстрируют преувеличен­ ное чувство самомнения; • у них пониженное самолюбие и они могут быть ранимы; • они постоянно ищут одобрения; • они находят очень сложным или невоз­ можным допущение чужой точки зре­ ния • субъекты могут быть бесчеловечны и могут нарушать права других без угры­ зения совести; • однако часто они бывают разумными и очаровательными • субъекты не в состоянии создать свою собственную индивидуальность; • они могут быть импульсивными и неус­ тойчивыми; • они часто непредсказуемы; • им не удается завершить процесс фор­ мирования индивидуальности • субъекты часто получают недостаточ­ ное социальное воспитание; • они часто боятся и ждут отвержения; • они отчаянно желают близости; • они чувствуют себя одинокими или яв­ ляются одинокими • субъекты крайне зависимы от других; • могут паниковать, если остаются одни; • у них очень низкое чувство самоуверен­ ности; • они оставляют принятие решений другим • субъекты чрезмерно озабочены прави­ лами, порядком и контролем; • они тверды, взыскательны, им не хвата­ ет теплоты; • могут быть очень категоричны и таким образом проявлять неспособность пра­ вильно действовать в профессиональ­ ной ситуации; • часто запасаются чем-либо • субъекты часто в плохом или «пустом» настроении; • они могут чувствовать безнадежность, вину или беспомощность; • часто теряют интерес к повседневной деятельности; • они могут страдать нарушением сна, на­ рушением аппетита или их могут посе­ щать мысли о смерти или самоубийстве; • они могут быть беспокойными и раз­ дражительными; • некоторые могут быть маниакально-де­ прессивными (комбинация расстройств) • субъекты демонстрируют пассивное со­ противление требованиям социального беспорядка и социального исполнения; • они не приемлют ответственности и де­ монстрируют свое возмущение через по­ ведение, а не через открытое выражение чувств; • они могут прибегнуть к сознательной медлительности, проявить умышленное неумение и забывчивость, чтобы избе­ жать ответственности; • они редко выражают враждебность или злость открыто; • они боятся власти и сопротивляются предложениям других.  
Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...