Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Гештальд: целое больше, чем совокупность




Представьте себе двух человек с прекрасным слухом и слушаю­щих красивую музыку. Один совсем не умеет воспринимать му­зыку. Поэтому он слышит только звуки, о которых думает, как об ужасном шуме. Другой слышит не шум, а музыку и наслаждает­ся ею. Как вы опишите разницу, как они обрабатывают входя­щую информацию?

Именно этой темой занимается Гештальдская психология — пятая важная школа мышления. "Гештальд" — немецкое слово, которое означает что-то вроде:

Очертания или форма объекта или другого конкретного существа.

Происхождение этой теории датируется 1890 годом, когда вышла статья Кристиана фон Эренфелса. Он утверждал о существова­ние свойства, называемого "Гештальдом". К нему нужно отно­ситься как и к другим качественным ощущениям, таким как звук или цвет. Свойство Гештальд означает разницу между звуками и музыкой или цветом и живописью, и это определенное свойство такое же реальное, как тон и цвет. Это Гештальткуалитет (Gestaltqualitat).

Основание Гештальдской школы часто приписывают трем немецким ученым: Максу Вертеймеру (1880—1943), первому из трех, четко сформулировавшему принципы Гештальдской пси­хологии (в 1912 году), Вольфгангу Кёлеру (1887—1967) и Курту Коффка (1886—1941). (Max Wertheimer, Wolfgang Kohler, Kurt Koffka.).

Макс Вертеймер впервые задумал создать школу, когда однажды ехал в поезде во время отпуска в 1910 году. Идея, пришедшая к нему, заключалась в проведении такого экс­перимента, который убедил бы людей, что они видели движение, которого на самом деле не было. Итак, он забыл про отпуск, ку­пил стробоскоп и провел эксперимент на самом себе в гостинич­ном номере (он повторил его позже в более подходящих для на­учного эксперимента условиях). Он доказал, что человеческое восприятие может отличаться от действительности.

Гештальдская школа вначале была только теорией о воспри­ятии, но вскоре развилась и стала очень перспективным направ­лением. Гештальдские психологи полагали, что три важных по­нятия — предыдущая наука обозначала их как "ощущение", "обучение" и "внимание" — недостаточны для описания вос­принимаемого нами окружающего мира. Почему так? Гештальд­ские психологи объясняли это экстраполяцией, основанной на наших собственных ощущениях. Если для нас нарисована какая-то незаконченная картина, мы мысленно пытаемся закончить ее, представляя/предполагая остальное. И мы делаем это бессозна­тельно. Коффка, когда разбирал этот вопрос в своей статье "Вос­приятие: введение в Гештальд-Теорию" (Perception: an introduc­tion to Gestalt-Theorie) в 1922 году, не претендовал на новизну своего наблюдения, но утверждал, что оно означает совершенно новый подход к психологии:

То, что эти три концепции не полностью охватывают все богатст­во психических явлений, вовсе не открытие Гештальдской психо­логии. Многие придерживаются этого мнения и мысленно начали уже экспериментальную работу по этому вопросу... Но все они ос­тавили традиционные понятия нетронутыми. Поэтому когда они преодолеют трудности посредством введения соответствующих новых понятий, то не станут проверять тенденцию, определяемую этими новыми понятиями, чтобы модифицировать старые пред­ставления.

Гештальдские теоретики не соглашались с бихевиоризмом, по­скольку рассматривали сознание как нечто важное (бихевиори-сты почти не придавали ему значения). Сторонники Гештальд-ской школы допускали, что мозг "незамедлительно, спонтанно и неизбежно" организовывает все, что мы воспринимаем. И мы это делаем через психические процессы, зачастую добавляющие воображаемую информацию к реальной информации, чтобы сделать картину яснее. Более того, мы часто допускаем ошибки в этом организационном процессе.

Коффка и другие немецкие первооткрыватели читали свои лек­ции по Гештальдской теории в Америке. К тому же в 1933 году в Германии к власти пришли нацисты. Это ускорило перемещение мозгового центра школы в США. Другой ученый, Курт Левин" (1890—1947), привнес в школу новое направление, предложив применять Гештальдскую теорию в групповой динамике, группо­вой психотерапии и исследовании социальной деятельности.

Некоторые из основных идей Гештальдской теории:

• Существует "целое" с реальными качествами помимо его
составляющих. Другими словами, целое больше, чем сумма
его частей.

• Элементы, создающие целое, взаимозависимы и приобре­
тают значимость посредством своей роли в целом.

• Внутри нас "динамический организационный процесс",
имеющий тенденцию снижать стресс и уровень психиче­
ской энергии, перемещая ощущения в простейшее и самое
обычное психическое состояния.

• Существует взаимодействие между нашим восприятием и
обстановкой, или "постижение внешнего мира", принося­
щее лучший порядок.

11 Kurt Lewin.

Гештальдская теория внесла значительный вклад в изучение ра­боты памяти и стала одной из школ, способствовавших понима­нию поведения людей на финансовых рынках.

гуманистическая школа: Жизнь такова, какой Ты сам ее делаешь

Гуманистическая школа психологии сформировалась в середине XX века как противовес господствующим школам — бихевио­ризму и психоанализу. Она создана людьми, считавшими, что бихевиоризм слишком механистичен, а психоанализ в большей степени зависит от биологического редукционизма и детерми­низма. Судьбоносными стали 1957 и 1958 годы, когда Абрахам Маслоу и Кларк Мустакас провели в Детройте две встречи с уча­стием многих психологов, где обсудили создание профессио­нальной ассоциации, разрабатывающей новый подход к психо­логии. Этот подход акцентировал свое внимание на самопозна­нии, здоровье, созидательное™, внутреннем мире, индивиду­альности и осмысленности. Несколько лет спустя, в 1961 году, они создали Американскую Ассоциацию Гуманистической пси­хологии, которая в тот же год стала выпускать свой собственный журнал "Журнал Гуманистической психологии" (Journal of Humanistic Psychology). Ассоциация провела свою первую конфе­ренцию в 1964 году, на которой обсуждалось, почему два господ­ствующих направления в психологии не рассматривают челове­ка именно как человека и не придают значения реальным проб­лемам человеческой жизни. Абрахам Маслоу, Карл Роджерс и Ролло Мэй, присутствующие на этой конференции, стали лиде­рами движения, а Маслоу часто называют "основателем" движе­ния. Основные идеи Маслоу изложены в работе "Иерархия Тео­рии потребностей"12, впервые опубликованной в 1943 году в " Психологическом обзоре Соединенных Штатов" (Psychological Review). Позже она превратилась в книгу "Мотивация и лич­ность "" (1954). Иерархия включала в себя:

• Основные потребности для выживания, принятые группой

• Эмоциональные потребности для интеллектуального роста

• Самоактуализацию, полностью осознанную, и гармонию с
собой и с жизнью.

12 Hierarchy of Needs Theory.

13 Motivation and Personality.

Гуманистическая психология сохраняла свое влияние на протя­жении десятилетий. Основные положения этого направления:

• Разум в подсознании находится под сильным влиянием оп­
ределяющих сил общества

• Некоторые из этих сил негативные и разрушительные

• Люди наделены способностью преодолевать негативные
силы посредством своей собственной силы воли и могут, та­
ким образом, развивать свою личную компетентность и са­
моуважение

• Учиться брать на себя ответственность за самого себя —
ключ к преодолению трудностей

• Общества и институты могут сознательно создавать инсти­
туционную и организационную среду, чтобы помогать лю­
дям в достижении "полностью осознанной самоактуализа­
ции, а также гармонии с самим собой и жизнью"

Теории в основе гуманистической психологии предлагали общий подход к пониманию человеческого поведения, но уже на ран­ней стадии стало ясно, что они особенно полезны при осмысле­нии мотивации в рабочей среде. Если бы у этой школы был де­виз, он звучал бы так: "Жизнь такова, какой ты сам ее делаешь".

когнитивная психология: понимание психических процессов

Слово "когнитивная" происходит от греческого слова gnosco ("знать") и латинского слова cogito ("я думаю"). Когнитивная психология в основном изучает то, как мы думаем и создаем зна­ния. Более широкое определение дал психолог Улрик Нейссер:

Когнитивная психология рассматривает все процессы, посредст­вом которых сенсорная информация перемещается, сокращается, тщательно обдумывается, хранится, воссоздается и используется.

Исследование — как мы думаем и накапливаем знания — прово­дилось на протяжении долгого периода времени. Одними из пер­вых этим вопросом стали интересоваться Сэр Фрэнсис Бэкон (1561—1626), Галилео Галилей (1564—1642), Томас Хоббс (1588— 1679), Рене Декарт (1596—1650), Джон Лок (1632—1704), Дэвид Хьюм (1711-1776) и Эммануил Кант (1724-1804).

Современная когнитивная психология получила развитие сразу после создания Гарвардского Центра Когнитивных иссле­дований в 1955 году. Другое важное событие — симпозиум по теории информации, проведенный годом позже в Массачусет-ском Технологическом институте. Джордж Миллер из Гарвард­ского университета представил на нем свою статью "Магическая цифра семь, плюс или минус два: некоторые ограничения в нашей способности обрабатывать информацию" ("The Magical Number Seven Plus or Minus Two: Some Limits on our Capacity for Processing Information'). (Миллер, 1956). Эта знаменитая статья обобщала результаты нескольких психологи­ческих экспериментов. Они давали новую интересную информа­цию о том, как мы обрабатываем входящие данные:

...мы должны осознать важность распределения или организации входящих данных по частям или участкам. Так как объем памяти определяется фиксированным количеством участков памяти, мы можем увеличить число бит информации, которые она содержит, построением все большего и большего числа участков, каждый из которых будет содержать больше информации, чем прежде.

Таким образом, заключил Миллер, мы наделены способностью уплотнять получаемую информацию, чтобы иметь возможность справляться с большим ее объемом в короткий промежуток вре­мени. Он приводил пример:

Человек, только что начавший изучать радиотелеграфный код, слышит каждые точку и тире как отдельные порции информа­ции. Вскоре он уже может организовывать эти звуки в буквы и тоже воспринимать их как порции. Затем буквы организовывают самих себя в слова, составляющие еще большие порции, и он на­чинает слышать целые фразы. Я не имею в виду, что каждый шаг дискретный процесс или что пологие участки должны появиться в его кривой обучения — естественно, уровни организации дос­тигаются с различной скоростью и перекрывают друг друга в процессе обучения. Я просто указываю на очевидный факт, что точки и тире организовываются посредством обучения в модели и что по мере того, как заполняются большие участки, объем со­общения, который оператор может запомнить, соответственно увеличивается. В показателях, которые я предлагаю использо­вать, оператор учится увеличивать число бит на участок.

На языке теории связи этот процесс назывался бы перекоди­рованием. Вводимые данные даются в виде кода, содержащего много порций с несколькими бит в каждой порции. Оператор пе­рекодирует данные в другой код, содержащий меньшее количест­во порций с большим количеством бит в каждой порции. Суще­ствует множество способов перекодирования. Пожалуй, самый простой — это группирование входящих данных, присвоение этой группе новое имя и затем использование нового имени, а не первоначально вводимых данных.

В заключительной части статьи он подытожил все свои наблюде­ния:

Во-первых, промежуток времени окончательного заключения и промежуток времени мгновенной памяти накладывают строгие ограничения на количество информации, которую мы в состоя­нии получить, обработать и запомнить. Посредством организа­ции стимулов на входе одновременно по нескольким направле­ниям и последовательно определяя очередность участков (пор­ций), нам удается разрушить (или, по крайней мере, вытянуть) этот информационный дефицит.

Во-вторых, процесс перекодирования очень важный в чело­веческой психологии и заслуживает намного более подробных исследований по сравнению с проводимыми ранее. В особенно­сти тип лингвистического перекодирования, который, как мне кажется, люди считают источником жизненной силы для мысли­тельного процесса. Процедуры перекодирования постоянно вол­нуют клиницистов, социальных психологов, лингвистов и антро­пологов. Возможно, из-за того, что перекодирование менее дос­тупно экспериментальным манипуляциям, чем бессмысленные слоги или Т-лабиринты, традиционный экспериментальный психолог вкладывает очень мало или вообще ничего в свои ана­лизы. Тем не менее могут использоваться экспериментальные подходы, устанавливаться методы перекодирования, выявляться поведенческие индиканты. И я ожидаю, что мы найдем очень упорядоченный ряд отношений, описывающий то, что сейчас, как кажется, не отмечено на карте дикой местности индивиду­альных различий.

Эта статья явно подталкивала к новым исследованиям и созда­нию школы мышления, но она не вызвала немедленной реак­ции. Тем не менее прорыв наступил через несколько лет после ее публикации. Одно из определяющих событий произошло в 1957 году после выхода статьи В. Ф. Скиннера "Словесное по­ведение" (Verbal Behavior). Ссылаясь на результаты экспери­ментов с голубями и крысами, Скиннер пытался объяснить, как люди, по всей вероятности, учатся писать и говорить. Скиннер был (как вы уже поняли) бихевиористом и полагал, что ученым следует в основном изучать внешние и измеряемые стимулы, а также реакции на них. Он заявлял, что возникает небольшая проблема при рассмотрении того, что происходит с нашим разумом: "идеи" и "мысли" очень сложно или вообще невозможно измерить. Более того, ученым следует только опре­делять общие принципы, которые можно применять ко всем разновидностям и типам поведения.

Сегодня часто "известные" люди комментируют научные ста­тьи, и эта конкретная статья не стала исключением. Правда, было немного странным, что обозревателем этой статьи оказался молодой и никому не известный ученый Ноам Чомский. Да, мо­лодой и неизвестный, но отнюдь не застенчивый: его обзор был разгромным. Чомский отвел по 30 страниц на критику фактиче­ски каждого предложения статьи Скиннера, не пренебрег он и откровенными насмешками. Его обзор заканчивался предложе­нием нескольких подходов, более актуальных для анализа мыс­лительных процессов, лежащих в основе речи и письма.

На самом деле, несколько всемирно известных исследований предполагают, что существуют серьезные основания для изуче­ния "всех процессов, посредством которых сенсорная информа­ция перемещается, сокращается, тщательно обдумывается и ис­пользуется". Вот два примера:

Исследование искусственного интеллекта в Институте Тех­
нологии Карнеги.
Герберт Саймон и Аллен Ньювел показали,
что компьютеры могут обеспечить логические доказатель­
ства и расшифровку кодов. Но, если они это могут делать и
если это был действительно тот программный код, опреде­
ливший, как все происходит, тогда почему бы нам не изу­
чать, как люди "производят логические доказательства и
расшифровку кодов"? Почему мы не обращаем на это вни­
мание, как бихевиористы?

Исследования процесса обучения детей в Швейцарии. Жан
Льеже объяснял, что дети проходят через несколько отдель­
ных стадий когнитивного развития. Вначале они имеют чи­
сто физическое взаимодействие с миром, затем начинают
понимать и классифицировать объекты, потом экспери­
ментировать с формальными логическими операциями. Ес­
ли у детей есть различные способы обучения в зависимости
от возраста, тогда почему мы не пытаемся понять эти разли­
чия?

Эти и многие другие события способствовали развитию когни­тивной психологии как настоящей науки. Однако чаще всего именно Ульрику Нейссеру приписывают ее основание. Он опуб­ликовал на эту тему свою самую важную книгу "Когнитивная психология"(Cognitive Psychology) в 1967 году. Основными облас­тями исследований этого течения:

Внимание. Что облегчает или затрудняет действия человека
при сосредоточении им внимания на данном предмете?
Может ли внимание быть разделено? Каковы требования к
вниманию для решения данного типа задачи?

Распознавание образов. Как на самом деле работает распоз­
навание образов? Какие виды когнитивных программ, су­
ществующих в нашем сознании, позволяют выявить и клас­
сифицировать информации о мире? Какая информация не­
обходима для сенсорных и когнитивных систем, для распо­
знавания образов.

Знания. Как мы храним в уме и классифицируем "информа­
ционные знания" (знания о предмете) и "процессинговые
знания" (знания о способности что-либо делать).

Запоминание и забывание. Как мы запоминаем и что проис­
ходит с нашей памятью, когда нам кажется, что мы забыли?
Как, когда и через какой промежуток времени мы забываем
различные виды воспоминаний?

Язык. Как происходит овладение языком? Как учатся линг­
вистические правила?

Рассуждение и принятие решений. Являются ли люди на­
следственно алогичными? Когда мы применяем нелогиче­
ские системы рассуждений?

Школа вскоре развила несколько важных направлений:

Наши чувства (зрение, слух, обоняние и осязание), получа­
ющие входящие сигналы

Нейронный код — занимается кодированием входящих сиг­
налов

Когнитивный код — трансформирует входящие сигналы в
энергию, в потенциале допускающую погружение в состоя­
ние осведомленности

Память, в которой происходят процессы, занимающиеся
хранением, вспоминанием и реконструкцией когнитивных
кодов

"Нейронный код" или "когнитивный код" не альтернативы — это два способа рассмотрения одних и тех же процессов. Однако когнитивные системы обработки информации эквиваленты компьютерной программе, тогда как нейронный код, фиксирую­щий события, больше подобен жесткому диску компьютера. Не­которые когнитивные коды вводят в состояние осведомленно­сти, в то время как другие не делают этого (это основная пробле­ма самоанализа школы структурализма).

 

раткий обзор Основных Школ мышления в Психологии

Школа   Структу-рализм   Функцио­нализм   Бихевио­ристская психоло­гия   Психоа-нализ   Гештальд ская пси- хология   Гуманис-тическая психоло-гия     Когнити-вная психоло- гия Происхожде-ние     Основана Ви-льгельмом Максимили-аном Вандом в 80-х годах XIX в   В основном, со­здана Виль-ямом Джейм-сом в 1890 году, но впер-вые офици-ально описа­на Эдвардом Брэдфор-дом Титчне-ром в 1898 году     Основана Джоном Б. Ватсоном в 1913 году   Основана Зигмундом Фрейдом приблизи- тельно в 1900 году     В основном создана Максом Вертеймером в 1912 году     Основана Абрахамом Маслоу в 1943 году   Основана Улриком Нейссером в 1967 году     Область   Исследование сознательно-го опыта   Исследова-ние разума: как он функ-циониру­ет или исполь­зуется при адаптации ор­ганизма к ок­ружающей об­становке   Исследова-ние окружа-ющих усло-вий, кото­рые становятся причиной определен-ного пове-дения субъ-екта   Исследование психических заболеваний и подсознания     Исследование, как мы экстра- полируем из входящей ин- формации, ко- торую мы по лучаем, чтобы создать более завершенные мыслительные образы     Исследование, как люди мо-гут воспол-нять свои эмоциональ-ные потреб-ности дости-гать самопо-знания   Исследование, как мышление человека конт- ролирует его поведение     Основные Концепции     •основное внима-ние уделяется менталь­ным процессам, за­- действованным в та­ких областях, как слух и зрение; •использует само-ана­лиз как ис-следова­тельский подход (оп­рос субъектов об их мыслях и чувс-твах); •пытается изоли-ро­вать отдель-ные эле­менты рассудка для их отдельного изуче­ния   •«Невозможно понять дом, исследуя его кирпичи, необ-ходи­мо пони-мать его замы-сел»     •не обращает вни-ма­ния на мен-тальные проце-ссы, так как предполагает, что их невозможно досто­верно изучать; •людей можно изу-чать таким же образом, как и животных     • большая часть ума – подсозна-ние; • люди с психи-ческими рас-стройствами в основном страда-ют от своих подсозна­тельных воспомина­ний; личность можно раз­делить на три взаимодействую-щие час­ти: идентификация, эго и суперэго; лечение психоло-ги­ческих заболе-ваний следует проводить через разговор     • основное вни-мание уделяется памяти и проце-ссу принятия решений; • существует «целое» с реаль-ными качества- ми, помимо тех, что привносят части, составля-ющие его; • внутри нас воз-никает «динами-чески организую-щий процесс». Этот процесс имеет тенденцию снижать стресс и уровень пси­хиче-ской энергии, пе-ремещая ощуще­ ния в простейшее и самое обычное пси­хическое со-стояние.     • предполагает, что разум нахо-дится под силь-ным влиянием определяющих сил общества и находится в под-сознании; • полагает, что люди наделены способно­стью преодолевать не-гативные силы по­средством своей собствен-ной силы воли и могут, таким образом, разви-вать свою лич­ную компетентность и самоуважение; • полагает, что учиться брать на себя ответст­вен-ность за самого се­бя — ключ к преодоле­нию тру-дностей; подчер-кивает, что об­ще-ства и институты могут сознатель-но соз­давать ин-ституцион­ную и организацион­ную среду, помогаю-щую людям вос-пол­нять свои эмо-циональные по-требности и до­стигать самопоз-нания;   • основное вни-мание уделяется пониманию про-цесса обработки информации, па-мяти, восприя-тию, вниманию, распоз­наванию образов и приня-тию решений.

 

 

разветвление

Психология — обширная тема, поскольку отчасти охватывает большую часть того, что мы делаем. Следовательно, не удиви­тельно, что она разветвляется на все большее и большее число подобластей, рассматривающих не только такие вопросы, как мысли, поведение, восприятия и чувства, но и такие дисципли­ны, как менеджмент, педагогика, спорт, маркетинг, торговля и финансы. Следующая глава введет вас в области, где психология играет важную роль в финансах.

 

Глава 9

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...