Источники экономического эффекта от использования логистики
МП, двигаясь от первичного источника сырья через цепь производственных, транспортных и посреднических звеньев к конечному потребителю, постоянно увеличивается в стоимости. Исследования, проведенные в Великобритании, показали, что в стоимости продукта, попадающего к конечному потребителю, около 70% составляют расходы, связанные с хранением, транспортировкой, упаковкой и другими операциями, обеспечивающими продвижение МП (рис. 1.1 ). В масштабах экономики развитых стран, таких как США, Япония, Франция, Германия, Великобритания, на логистические издержки приходится около 20% валового внутреннего продукта. Высокая доля расходов на логистику показывает, что оптимизация управления МП имеет значительные резервы для улучшения экономических показателей деятельности предприятий. Рассмотрим основные источники экономического эффекта от использования логистики. Снижение запасов на пути движения МП. По данным Европейской промышленной ассоциации сквозной мониторинг МП обеспечивает сокращение материальных запасов на 30—70% (по данным промышленной ассоциации США — на 30—50%). Высокая значимость оптимизации запасов объясняется следующим: · в общей структуре издержек на логистику расходы на содержание запасов составляют около 50%, включая расходы на управленческий аппарат, а также потери от порчи или кражи товаров; · большая часть оборотного капитала предприятий, как правило, отвлечена в запасы (от 10 до 50% всех активов предприятий); · в производстве расходы по содержанию запасов составляют до 25—30% от общего объема издержек. Сокращение времени прохождения товаров по ЛЦ. В западных странах в общих затратах времени на движение товара от первичного источника сырья до конечного потребителя всего лишь 2—5% занимают затраты времени на собственно производство, а 95% — на хранение, складские, погрузочно-разгрузочные и другие логистические операции (ЛО). Сокращение этой составляющей позволяет ускорить оборачиваемость капитала, соответственно увеличить прибыль, получаемую в единицу времени, снизить себестоимость продукции.
Снижение транспортных расходов. Общий объем транспортных расходов в США и Канаде оценивается примерно в 6,5% валового национального продукта. По различным оценкам затраты на выполнение операций с использованием транспортных средств составляют от 30% до 50% от суммы общих затрат на логистику. В связи с глобализацией мировой экономики большую значимость приобрели международные перевозки, которые являются более сложными и дорогими, чем на менее широких национальных рынках. Затраты на них в зависимости от типа перемещаемых товаров могут достигать 25—35% стоимости продаж экспортно-импортной продукции по сравнению с 8—10% стоимости товаров, предназначенных для отгрузки на внутреннем рынке. Таким образом, снижение транспортных расходов является важным резервом снижения себестоимости продукции. Сокращение затрат ручного труда и соответствующих расходов на операции с грузом. Сокращение затрат ручного труда на операции с грузом приводит к: · значительному сокращению времени выполнения погрузочно-разгрузочных и складских операций, что сокращает время выполнения заказа и в целом длительность логистического цикла; · сокращению соответствующих расходов на операции с грузом, в том числе за счет применения однотипных средств механизации, одинаковой тары, использования аналогичных технологических приемов грузопереработки во всех звеньях ЛЦ. Вопросы для самопроверки 1. Дайте определение логистики. 2. В чем принципиальное отличие логистического подхода к управлению МП от традиционного?
3. Какие виды потоков выделяют в логистике и в чем их принципиальное отличие? 4. Чем логистическая функция отличается от логистической операции? 5. Какие основные факторы развития логистики Вы можете назвать? 6. С какими трудностями сталкивается предприятие, не применяющее логистическое управление на своем производстве? Базовые понятия и принципы логистики Тезисы 1. Что такое логистические потоки. 2. Что такое логистические операции. 3. Что такое логистические системы. 4. В чем заключаются основные принципы логистики. 2.1. Потоки в логистике Материальные потоки. Объектом изучения логистики как науки являются МП и соответствующие им ФП и ИП. При этом под потоком понимают направленное движение совокупности чего-либо условно однородного (например, продукции, информации, финансов, материалов, сырья и т.п.). Понятие МП является ключевым в логистике. Как было кратко сказано в первой лекции, материальный поток — это поток материалов, незавершенная продукция, ГП, рассматриваемые в процессе приложения к ним различных логистических операций (транспортировка, складирование и др.) и отнесенные к определенному временному интервалу. Размерностью МП является отношение размерности продукции (единицы, тонны, м3 и т.д.) к размерности временного интервала (сутки, месяц, год и т.д.). МП могут рассчитываться для конкретных участков предприятия, для предприятия в целом, для отдельных операций с грузом. МП, который рассматривается для заданного момента или периода времени, становится материальным запасом (МЗ). Параметрами МП могут быть: номенклатура, ассортимент, количество продукции, габаритные, весовые, физико-химические характеристики груза, характеристики тары, упаковки, условия купли-продажи, транспортировки и страхования, финансовые характеристики и др. Существует большое разнообразие МР, продукции и операций с ними. В табл. 2.1 приведена одна из возможных классификаций МП. Таблица 2.1 Классификация материальных потоков
Информационные потоки. Каждому МП соответствует некоторый ИП и ФП. Информационный поток — это поток сообщений в речевой, документной (бумажной и электронной) и другой форме, генерируемый исходным МП в рассматриваемой ЛС, между ЛС и внешней средой и предназначенный для реализации управляющих функций. В табл. 2.2 приведена одна из возможных классификаций ИП.
Таблица 2.2
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|