Подготовка бюджета закупок
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Координация и системная взаимосвязь закупок с производством, сбытом, складированием и транспортированием, а также с поставщиками Функции: формирование стратегии приобретения матер ресурсов и прогнозирование потребности в них получение и оценка предложений от потенциальных поставщиков выбор поставщиков определение потребности в материальных ресурсах и расчетколичества заказываемых материалов и изделий согласование цены заказываемых ресурсов и заключение договоров на поставку контроль за сроками поставки материалов входной контроль качества матер ресурсов и их размещение на складе доведение матер ресурсов до про-ных подразделений
10. Особенности использования закупочной логистики. Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда: что закупить, сколько закупить, у кого закупить, на каких условиях закупить. В процессе определения потребности в материальных ресурсах может решаться следующая задача «сделать или купить». При увеличении объемов потребления какого-либо продукта увеличивается выгодность его изготовления собственными силами. Дальнейшее развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями в сторону взаимного уменьшения издержек и повышения эффективности производства ведет к переходу к более глубокой кооперации, получившей название аутсорсинг - решается проблема выделения части функций закупок передачи их специализированным фирмам. Например, таких функций, как хранение, транспортировка, входной контроль, погрузочно-разгрузочные работы и др.
Задача определения потребности организации в материальных ресурсах - определении наиболее оптимальной их величины. Выбор методов расчета потребности в материальных ресурсах зависит от множества факторов: объема и регулярности потребления, нормативной базы, цен на материалы, их дефицитности и др. На практике широко известны методы группировки материалов по признакам ABC и XYZ. После решают задачу поиска и выбора поставщика. При поиске поставщиков необходимо: ♦ составить перечень потенциальных поставщиков; ♦ определить критерии выбора поставщиков и их значимость; ♦ произвести предварительный анализ поставщиков по критериям с целью сужения их круга до четырех-пяти; ♦ подготовить и выслать запросы поставщикам по недостающей информации; ♦ осуществить коммерческую оценку поставщиков; ♦ провести (при необходимости) предварительные переговоры или встречи с наиболее предпочтительными поставщиками; ♦ выбрать поставщиков и заключить с ними договоры на поставку продукции. Закупки товаров, осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, являются государственными закупками и проводятся с применением: ♦ конкурса (открытого, закрытого) при ориентировочной стоимости закупки от 8000 и более базовых величин; ♦ процедуры запроса ценовых предложений при ориентировочной стоимости закупки от 1000 до 8000 базовых величии; ♦ процедуры оформления конкурентного листа при ориентировочной стоимости закупки от 50 до 1000 базовых величин. Следует учитывать, что условия поставок могут быть транзитными или складскими. Транзитные поставки подразумевают закупку материальных ресурсов непосредственно у изготовителей, а складские - у посреднических торговых организаций с их баз и складов. Отношения по закупкам материальных ресурсов оформляются договором поставки между поставщиками и покупателями.
11. Механизм функционирования закупочной логистики. Закупочная логистика - это управление материальными потоками в процессе обеспечения предприятия материальными ресурсами. Основные вопросы, на которые следует ответить в процессе обеспечения предприятия предметами труда: что закупить, сколько закупить, у кого закупить, на каких условиях закупить. В процессе определения потребности в материальных ресурсах может решаться следующая задача «сделать или купить». При увеличении объемов потребления какого-либо продукта увеличивается выгодность его изготовления собственными силами. Дальнейшее развитие взаимоотношений между поставщиками и потребителями в сторону взаимного уменьшения издержек и повышения эффективности производства ведет к переходу к более глубокой кооперации, получившей название аутсорсинг - решается проблема выделения части функций закупок передачи их специализированным фирмам. Например, таких функций, как хранение, транспортировка, входной контроль, погрузочно-разгрузочные работы и др. Задача определения потребности организации в материальных ресурсах - определении наиболее оптимальной их величины. Выбор методов расчета потребности в материальных ресурсах зависит от множества факторов: объема и регулярности потребления, нормативной базы, цен на материалы, их дефицитности и др. На практике широко известны методы группировки материалов по признакам ABC и XYZ. После решают задачу поиска и выбора поставщика. При поиске поставщиков необходимо: ♦ составить перечень потенциальных поставщиков; ♦ определить критерии выбора поставщиков и их значимость; ♦ произвести предварительный анализ поставщиков по критериям с целью сужения их круга до четырех-пяти; ♦ подготовить и выслать запросы поставщикам по недостающей информации; ♦ осуществить коммерческую оценку поставщиков; ♦ провести (при необходимости) предварительные переговоры или встречи с наиболее предпочтительными поставщиками; ♦ выбрать поставщиков и заключить с ними договоры на поставку продукции. Закупки товаров, осуществляемые полностью или частично за счет средств республиканского и местных бюджетов, являются государственными закупками и проводятся с применением:
♦ конкурса (открытого, закрытого) при ориентировочной стоимости закупки от 8000 и более базовых величин; ♦ процедуры запроса ценовых предложений при ориентировочной стоимости закупки от 1000 до 8000 базовых величии; ♦ процедуры оформления конкурентного листа при ориентировочной стоимости закупки от 50 до 1000 базовых величин. Следует учитывать, что условия поставок могут быть транзитными или складскими. Транзитные поставки подразумевают закупку материальных ресурсов непосредственно у изготовителей, а складские - у посреднических торговых организаций с их баз и складов. Отношения по закупкам материальных ресурсов оформляются договором поставки между поставщиками и покупателями.
12. Расчет рейтинга поставщика в закупочной логистике. Для расчета рейтинга производят оценку поставщиков по следующим критериям: · цены на продукцию поставщиков, их уровень и стабильность; · качество продукции, ее соответствие требованиям потребителя; · полнота товарного ассортимента; · система расчетов за продукцию (предоплата, последующая оплата, продажа в рассрочку); · репутация поставщиков; · финансовое положение предприятий-поставщиков; · сроки поставки, оперативность реагирования на запросы покупателей; · уровень пред- и послепродажного сервиса; · удаленность поставщика от потребителя. Для расчета рейтинга используется методы индивидуальных или коллективных экспертных оценок. Чтобы исключить субъективизм в оценке поставщиков, следует отдавать предпочтение методу коллективных оценок. Его эффективность повышается, если правильно сформировать коллектив экспертов, объективно оценив компетентность каждого участника и его влияние на конечный результат. Итоговое значение рейтинга устанавливается путем суммирования произведений значимости критерия на его оценку для данного поставщика. Рассчитывая рейтинг для разных поставщиков и сравнивая полученные значения, определяют наилучшего партнера.
Анализ работы организаций показал, что многие из них не рискуют устанавливать отношения с одним поставщиком, предпочитая делать закупки у конкурирующих изготовителей. Это касается прежде всего основных материалов, требуемых в больших количествах. Считается, что в целях экономической безопасности нецелесообразно брать у одного изготовителя более 50 % общею объема закупки определенного материала. В связи с этим целесообразно распределять материальные потоки по двум-трем поставщикам пропорционально показателям их рейтинга.
13. Основные принципы взаимоотношений с поставщиками.
Логистическая интеграция с поставщиками достигается за счет совместного планирования, а также за счет комплекса мер экономического, технологического и технического характера. В основе интеграции должна лежать ориентация на хорошие партнерские отношения, ориентация на готовность сделать встречный шаг даже тогда, когда это не приносит никакой прибыли. В логистике отношения с поставщиками должны строиться на следующих принципах: ♦ Обращаться с поставщиками так же, как и с клиентами фирмы. ♦ Не забывать на деле демонстрировать общность интересов. ♦ Знакомить поставщика со своими задачами и быть в курсе его деловых операций. ♦ Проявлять готовность помочь в случае возникновения проблем у поставщика. ♦ Соблюдать принятые на себя обязательства. ♦ Учитывать в деловой практике интересы поставщика.
14. Сущность, задачи и функции производственной логистики. Производственная логистика это управление производственными процедурами внутри предприятия, обеспечивающее оптимизацию затрат на производство продукции в соответствии с заданной целевой функцией, как правило, основанной на маркетинговой стратегии предприятия. Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, называются внутрипроизводственными (микрологистические системы). К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; морской порт и др. Целью производственной логистики является оптимизация материальных потоков внутри предприятий, создающих материальные блага или оказывающих такие материальные услуги, как хранение, фасовка, развеска, укладка и др. Характерная черта изучаемых производственной логистикой объектов — их территориальная компактность. Участников логистического процесса в рамках производственной логистики связывают внутрипроизводственные отношения (в отличие от участников логистического процесса на макроуровне, связанных товарно-денежными отношениями).
Традиционная концепция организации производства предполагает: - никогда не останавливать основное оборудование и во что бы то ни стало поддерживать высокий коэффициент его использования; - изготавливать продукцию как можно более крупными партиями Логистичес кая концепция организации производства включает: · отказ от избыточных запасов; · сокращение времени выполнения основных и транспортно-складских операций; · отказ от изготовления продукции, на которую нет заказа покупателей; · устранение простоев оборудования; · обязательное устранение брака; · устранение нерациональных внутризаводских перевозок; · наличие оптимального запаса производственных ресурсов. Производство в условиях рынка может выжить лишь в том случае, если оно способно быстро менять ассортимент и количество выпускаемой продукции. вой продукции. Сегодня логистика предлагает адаптироваться к изменениям спроса за счет запаса производственной мощности. Запас производственной мощности возникает при наличии качественной и количественной гибкости производственных систем. Качественная гибкость обеспечивается за счет наличия универсального обслуживающего персонала и гибкого производства. Количественная гибкость может обеспечиваться резервом оборудования и резервом рабочей силы.
15. Варианты управления материальными потоками во внутрипроизводственных логистических системах. Логистические системы, рассматриваемые производственной логистикой, носят название внутрипроизводственных логистических систем. К ним можно отнести: промышленное предприятие; оптовое предприятие, имеющее складские сооружения; узловую грузовую станцию; узловой морской порт и др. На макроуровне внутрипроизводственные логистические системы выступают в качестве элементов макрологистических систем. Они задают ритм работы этих систем, являются источниками материальных потоков. Возможность адаптации макрологистических систем к изменениям окружающей среды в существенной степени определяется способностью входящих в них внутрипроизводственных логистических систем быстро менять качественный и количественный состав выходного материального потока, т. е. ассортимент и количество выпускаемой продукции. На микроуровне внутрипроизводственные логистические системы представляют собой ряд подсистем, находящихся в отношениях и связях друг с другом, образующие определенную целостность, единство. Эти подсистемы - закупка, склады, запасы, обслуживание производства, транспорт, информация, сбыт и кадры — обеспечивают вхождение материального потока в систему, прохождение внутри нее и выход из системы. В соответствии с концепцией логистики построение внутрипроизводственных логистических систем должно обеспечивать возможность постоянного согласования и взаимной корректировки планов и действий снабженческих, производственных и сбытовых звеньев внутри предприятия. Управление сквозным материальным потоком в рамках внутрипроизводственных логистических систем может осуществляться двумя принципиально разными способами, которые получили название толкающих и тянущих систем. Толкающая система организации материалопотока – система организации производства, при которой инициатором движения материальных ресурсов от одного структурного подразделения к другому является передающее подразделение. системы типа RP, а именно MRP I и MRP II. Формализация процессов принятия решений в системе MRP 1 производится с помощью различных методов исследования операций. Имеется возможность рассчитывать потребность в сырье материалах, формировать график производства, выдавать на принтер пли дисплей выходные формы. MRP II включает функции MRP I в части определения потребности в материалах, а также функции управления технологическими процессами. Тянущая система представляет собой организацию движения сквозного материального потока, при которой инициатором движения выступает производственное звено (цех, отдел, участок и т.п.), покупающее материальные ресурсы. При этом центральная система управления не вмешивается в процесс обмена материальными ресурсами между подразделениями, а управляющий сигнал (заказ) на отгрузку материалов на последующую стадию производственно-технологического цикла поступает из подразделения - получателя ресурсов. Роль центральной системы управления состоит в постановке задач перед конечным звеном производственной технологической цепи, т. е. управление потоком осуществляется децентрализовано.
16. «Толкающая система», ее сущность, условия применения, достоинства и недостатки. Толкающая система организации материалопотока – система организации производства, при которой инициатором движения материальных ресурсов от одного структурного подразделения к другому является передающее подразделение. В толкающей системе предметы труда, поступающие на производственный участок, непосредственно этим участком у предыдущего технологического звена не заказываются. Материальный поток «выталкивается» получателю по команде, поступающей на передающее звено из центральной системы управления предприятием. Наибольшее применение в современном производстве нашли толкающие системы типа RP (от англ. Resource Planning - «планирование потребности/ресурсов»), а именно MRP I и MRP II (от англ. Materials/Manufacturing Resource Planning - «планирование потребности в материалах, производственных ресурсах»). Формализация процессов принятия решений в системе MRP 1 производится с помощью различных методов исследования операций. Имеется возможность рассчитывать потребность в сырье материалах, формировать график производства, выдавать на принтер пли дисплей выходные формы. Использование системы MRP I позволяет уменьшить уровни запасов, ускорить их оборачиваемость, сократить количество случаев нарушения сроков поставки. Система MRP II рассматривается как второе поколение системы MRP I. Поколения систем различаются не по уровню развития технологии, а по гибкости управления и широте функций. MRP II включает функции MRP I в части определения потребности в материалах, а также функции управления технологическими процессами. Функции системы MRP: ♦ обеспечивать текущее регулирование и контроль производственных запасов; ♦ в реальном масштабе времени согласовывать и оперативно корректировать планы и действия различных служб предприятия - снабженческих, производственных, сбытовых. В выталкивающей системе в своем самом радикальном варианте к каждому последующему элементу технологической цепочки материальный поток выталкивается строго по командам, поступающим из центра управления. Выталкивающая система характерна для традиционных производств, на территории СНГ. Недостатки: ♦ невозможность быстрого реагирования на изменения рыночной ситуации; ♦ необходимость создания избыточных страховых запасов; ♦ невозможность полной оптимизации планов из-за отсутствия возможности учета всех обстоятельств; ♦ необходимость постоянного увеличения сложности информационных обрабатывающих систем и квалификации персонала при росте количества учитываемых при планировании факторов; ♦ необходимость создания крупных плановых подразделений и введения сплошной дорогостоящей автоматизации для обеспечения приемлемой скорости реагирования на возмущающие действия внутренних и внешних обстоятельств. 17. «Тянущие системы» управления внутрипроизводственным материальным потоком, их сущность, достоинства и недостатки.
Тянущая система представляет собой организацию движения сквозного материального потока, при которой инициатором движения выступает производственное звено (цех, отдел, участок и т.п.), покупающее материальные ресурсы. При этом центральная система управления не вмешивается в процесс обмена материальными ресурсами между подразделениями, а управляющий сигнал (заказ) на отгрузку материалов на последующую стадию производственно-технологического цикла поступает из подразделения - получателя ресурсов. Роль центральной системы управления состоит в постановке задач перед конечным звеном производственной технологической цепи, т. е. управление потоком осуществляется децентрализовано. Тянущие («вытягивающие») модели управления потоками при-меняются не только в производственной, но и в распределительной логистике. В практике логистических концепций «тянущего» типа широко распространена концепция «точно в срок». Принципом создания микрологистических систем типа just in time является такая организация материального потока, при которой все материалы, компоненты и полуфабрикаты поступают в нужное место, в необходимом количестве, необходимого качества, к точно назначенному сроку. Ничего не должно производиться или закупаться, пока в этом не возникнет потребность. Исходным «толчком» к возникновению материального потока является заказ на продукцию со стороны покупателя. Рынок как бы «вытягивает» продукцию из предприятия, а внутри него каждое последующее технологическое звено «вытягивает» из предыдущего звена необходимые для производства материалы и комплектующие. Основные слагаемые совокупного эффекта от применения логистического подхода к управлению материальным потоком: ♦ эффективный переход на мелкосерийное и индивидуальное производство, ориентация его на рынок; ♦ налаживание партнерских отношений с поставщиками; ♦ сокращение простоев оборудования; ♦ улучшение качества выпускаемой продукции; ♦ сокращение производственного цикла; ♦ минимизация затрат.
18. Сущность, задачи и функции распределительной логистики.
Распределительная логистика - это комплекс функций, связанных с процессом доведения готовой продукции от производителя до потребителя в соответствии с интересами и требованиями последнего. Она должна обеспечить: ♦ сквозное управление материальными потоками, т. е. увязать процесс распределения с процессами производства и закупок; ♦ маркетинговый подход в управлении материальными потоками; ♦ взаимосвязь всех функций внутри самого распределения. Предмет изучения – материальный поток на стадии движения от поставщика к потребителю, а также рационализация процесса физического продвижения продукта к потребителю. Распределительная логистика охватывает весь комплекс задач по управлению материальным потоком на участке «поставщик – потребитель», начиная от момента постановки задачи реализации и кончая моментом выхода поставленного продукта из сферы внимания поставщика. При этом основной удельный вес составляют задачи управления материальными потоками, решаемые в процессе продвижения уже готовой продукции к потребителю. В процессе решения задач распределительной логистики необходимо найти ответы на следующие основные вопросы: ♦ по какому каналу довести продукцию до потребителя; ♦ как упаковать продукцию; ♦ по какому маршруту отправить; ♦ потребуется ли складирование в процессе доставки готовой продекции к потребителю; ♦ какой уровень обслуживания обеспечить, а также на ряд других вопросов. На уровне предприятия, т. е. на микроуровне, логистика ставит и решает следующие задачи: ♦ планирование процесса реализации; ♦ организация получения и обработки заказа; ♦ выбор вида упаковки, принятие решения о комплектации, а также организация выполнения других операций, непосредственно предшествующих отгрузке; ♦ организация отгрузки продукции; ♦ организация доставки и контроль за транспортировкой; ♦ организация послереализационного обслуживания. На макроуровне к задачам распределительной логистики относят: ♦ выбор схемы распределения материального потока; ♦ определение оптимального количества и мест расположения распределительных центров (складов) на обслуживаемой территории. 19. Логистические каналы распределения, их виды и основные характеристики.
Канал распределения - это путь, по которому товары движутся от производителя к потребителю, совокупность организаций или отдельных лиц, принимающих на себя право собственности на конкретный товар или услугу на пути от производителя к потребителю. К участникам канала распределения относятся производители, различного рода посредники и потребители продукции. Они образуют логистическую цепь, представляющую собой линейно упорядоченное множество звеньев логистического процесса, осуществляющих логистические операции по доведению внешнего материального потока от одного звена к другому. Функции участников: ♦ сбор информации, необходимой для планирования и облегчения реализации товара; ♦ подготовка и распространение информации о товаре; ♦ налаживание и поддержание связей с потенциальными покупателями; ♦ изготовление товара с учетом требований покупателей (касается таких видов деятельности, как производство, сортировка, монтаж и упаковка); ♦ проведение переговоров по согласованию цен и прочих условий для последующего осуществления акта передачи собственности или владения; ♦ транспортировка и складирование товара; ♦ изыскание и использование средств для покрытия издержек по функционированию капала. Производитель может не прибегать к услугам посредников, но в этом случае их функции переходят к нему. Основным управленческим решением производителя в области товародвижения является выбор такого числа участников капала, при котором распределение функций позволяет минимизировать издержки обращения, не нарушая своевременное и качественное предложение целевому рынку необходимого ассортимента товаров. Каналы распределения можно охарактеризовать по числу составляющих их уровней, длине (протяженности) и ширине. Канал товародвижения, содержащий нулевой уровень, относится к прямому типу каналов, а содержащий большее количество промежуточных уровней - к косвенным каналам. Канал нулевого уровня предполагает прямой контакт производителя с потребителем, без участия посредников. Одноуровневый канал включает в себя одного посредника. На потребительских рынках этим посредником обычно бывает розничный торговец, а на рынках товаров промышленного назначения - агент по сбыту, оптовый посредник. Двухуровневый канал включает двух посредников. На потребительских рынках ими обычно становятся оптовые и розничные торговцы, на рынке товаров промышленного назначения - дистрибьюторы и дилеры Трехуровневый канал включает соответственно трех посредиников чаще всего двух оптовых и одного розничного. Длина капала – число промежуточных звеньев, выполняющих работу по движению товара от производителя к потребителю. Ширина – количество посредников на каждом уровне, участвующих в распространении продукции. Один оптовый покупатель – узкий канал сбыта, различные оптовые покупатели – широкий канал сбыта.
20. Типы посредников в распределительной логистике. Посредник это физическое или юридическое лицо, способствующее установлению деловых связей между производителями продукцпи с одной стороны и потребителями – с другой. Задача посредников состоит в том, чтобы преобразовать ассортимент продукции выпускаемой производителями, в ассортимент товаров, необходимых потребителям. В реально существующих каналах распределения возможно использование трех основных методов продвижения продукции: ♦ прямого - производитель продукции вступает в непосредственные отношения с ее потребителями и не прибегает к услугам независимых посредников; ♦ косвенного - для сбыта своих товаров организация прибегает к услугам различного рода независимых посредников; ♦ комбинированного - в качестве посреднического звена используются организации со смешанным капиталом, включающим средства как производителя, так и другой независимой компании. Посредников классифицируют по сочетанию двух признаков: а) от чьего имени работает посредник; б) за чей счет посредник осуществляет свои операции. Исходя из пои. выделяют два тина посредников: ♦ зависимые - оказывают содействие изготовителю (продавцу) в распределении продукции, но при этом не получают права собственности на эту продукцию; ♦ независимые - участвуют в распределении продукции изготовителя как собственники этой продукции. К первой группе относятся зависимые от изготовителя организации, а также отдельные лица, которые оказывают содействие изготовителю (владельцу) товара в распределении (продаже), но не принимают непосредственного участия в сделках купли-продажи своим капиталом и не несут при этом никаких коммерческих рисков. К данной группе посредников относят агентов (коммивояжер, брокер, комиссионер, консигнатор) - это физ. или юр. лицо, совершающее операции или выполняющее деловые поручения другого лица за его счет и от его имени, представляющее интересы покупателя или продавца на относительно постоянной основе и не принимающее на себя право собственности на товар. Агент ведет поиск потенциальных покупателей и продавцов, организует переговоры между ними, готовит проекты договоров, помогает в оформлении передачи права собственности на товары, рекламирует товар, заинтересовывает покупателей в приобретении товара. Ко второй группе посредников относятся независимые организации, которые участвуют в процессе распределения продукции изготовителя от своего имени и за свой счет, приобретая тем самым право собственности на реализуемую продукцию. В данной группе выделяются две подгруппы. Во-первых, это посредники, которые выступают по отношению к изготовителю (продавцу) как покупатели, приобретающие его продукцию на основе договора купли-продажи (торговые дома, оптовые и розничные организации). Вo-вторых, посредники, которые получают от изготовителя (товаровладельца) по отдельному договору право продавать его продукцию (товары) на определенной территории в течение согласованного периода времени. Для его выполнения стороны включают самостоятельные контракты, в соответствии с которыми посредники (дистрибьюторы, дилеры) выступают как покупатели продукции (товаров).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|