Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

В орг. период очень важно позиционирование вожатого. От того как он поставит себя в первые дни зависит то, какое отношение к нему будет на протяжении всей смены.




Детские оздоровительные лагеря: цели, задачи и основные функции.

 

Определение термина "Лагерь" существует множество. Мы выбрали и соединили наиболее важные, на наш взгляд, моменты, которые отражают его специфику. Итак, лагерь – это контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимая (обычно) в течение летних месяцев.

Главная цель детского оздоровительного лагеря (далее - ДОЛ) — это,

прежде всего, создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и развития детей.

Основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности в лагере.

К основным факторам, определяющим содержание воспитательной деятельности в лагере, относятся:

ü возрастные и половые особенности детей;

ü потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей;

ü уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особен­ности развития;

ü приоритет личных интересов перед общественными.

 

Функции вожатого в лагере:

1) Сохранить жизнь и здоровье ребёнка.

2) Обеспечить благополучие – интеллектуальное, морально-нравственное, физическое, психолого-эмоциональное, социальное (удовлетворить потребности)

3) Обеспечение занятости/досуга ребёнка.

 

Педагогический анализ. Педагогический дневник.

 

Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранных целей и задач воспитания; проведенное рассмотрение позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему процессу в целом.

Процедура анализа складывается из следующих этапов:

ü Подготовка к наблюдению и анализу (определение цели, предварительное знакомство с группой, планами, и т.д.);

ü Наблюдение дела с письменным фиксированием результатов;

ü Беседа с ребятами по результатам дела;

ü Анализ дела присутствующими на нем;

ü Выводы с оценкой педагогической результативности дела;

ü Рекомендации, предложения.

Анализ ситуации:

ü краткое содержание и ее участники;

ü в связи, с чем возникла ситуация?

ü как проявили себя участники ситуации?

ü итог ситуации;

ü выход из ситуации.

 

Анализ дня (Проведённого дела).

Схема анализа дня Вожатым:

ü Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить?

ü Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении?

ü Какую задачу решили?

ü Основные этапы этого дела;

ü В направлении ли решения был продуман и осуществлен ход дела?

ü Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)?

ü Отношение ребят к делу?

ü Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, задумывались, смотрели)?

ü Приходилось ли Вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?

 

Общая характеристика прожитого дня:

ü был ли отряд организован?

ü произошли ли изменения в коллективе?

ü настроение отряда (индивидуально, группировок);

ü кто обратил на себя внимание?

ü как изменились ребята, на которых Вы раньше не обращали внимание?

 

Общий вывод:

ü удался ли день в целом (дела и мероприятия)?

ü что нового этот день дал Вам, как вожатому?

ü какие формы воспитательного воздействия проверил (для чего? почему именно эти?)

ü задачи на следующий день.

 

Педагогический дневник - это основной отчетный документ, имеющий юридическую силу, в котором ты планируешь свою организаторскую и педагогическую деятельность, раскрываешь сущность проводимых дел и мероприятий, анализируешь каждый прожитый день с отрядом, делаешь выводы, обобщения, намечаешь перспективы.

 

Регулярное ведение педагогического дневника и планирование отрядной работы - это функциональные обязанности вожатого.

№2. Организационный период

Периоды лагерной смены

 

Жизнедеятельность детей и педагогов в лагере осуществляется в трех периодах смены: организационный (орг. период), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задачи, стоящие перед ним.

 

Периоды лагерной смены мы будем рассматривать на примере стандартной смены в 21 день. Эти же периоды проходит любая другая смена, но в более сжатые или, наоборот, растянутые сроки.

 

Динамика развития смены:

ü орг. период, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация.

ü основной период, около 15 дней – взаимодействие в отряде, межотрядами, общелагерное взаимодействие

ü завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.

 

 

Подготовительный и организационный период. Позиционирование вожатого

 

Подготовительный период

 

Задачи:

 

Совместно с ребятами

 

ü Повторить игры;

ü Повторить возрастную психологию детей;

ü Продумать внешний вид;

ü Подготовить материальную базу.

 

Организационный период

 

Основная цель этого периода — адаптация детей и педагогов к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.

 

Задачи:

 

Совместно с ребятами

 

ü Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания, с территорией лагеря, с правилами лагеря, с особенностями смены;

ü Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности;

ü Определение места (статуса) в коллективе;

ü Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;

ü Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу;

ü Формирование групповых норм, ценностей и традиций.

 

Предлагаемые формы работы:

 

ü Игры на знакомство, взаимодействие, выявление лидера;

ü Огоньки знакомств;

ü Оформление отрялного места, отрядной уголка;

ü Экскурсия по лагерю;

ü КТД;

ü Выбор названия и других отличительных особенностей отряда;

ü Установление традиций в отряде.

 

Позиционирование вожатого в оргпериод.

В орг. период очень важно позиционирование вожатого. От того как он поставит себя в первые дни зависит то, какое отношение к нему будет на протяжении всей смены.

 

День заезда

 

Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.

 

Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я - человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.

 

Первое мероприятие – я организатор (то, что я делаю, я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.

 

Вечерний разговор по палатам – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с вами, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.

 

Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.

 

Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую интересные идеи, работать со мной в кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель - подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.

 

Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал - я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели - закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».

 

Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели - выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).

 

Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...