В орг. период очень важно позиционирование вожатого. От того как он поставит себя в первые дни зависит то, какое отношение к нему будет на протяжении всей смены.
Стр 1 из 3Следующая ⇒ Детские оздоровительные лагеря: цели, задачи и основные функции.
Определение термина "Лагерь" существует множество. Мы выбрали и соединили наиболее важные, на наш взгляд, моменты, которые отражают его специфику. Итак, лагерь – это контролируемая программа для детей и/или подростков, проводимая (обычно) в течение летних месяцев. Главная цель детского оздоровительного лагеря (далее - ДОЛ) — это, прежде всего, создание необходимых условий для оздоровления, отдыха и развития детей. Основные факторы, определяющие содержание воспитательной деятельности в лагере. К основным факторам, определяющим содержание воспитательной деятельности в лагере, относятся: ü возрастные и половые особенности детей; ü потребности и интересы, возникающие в зависимости от возрастных особенностей; ü уровень воспитанности, условия проживания, индивидуальные особенности развития; ü приоритет личных интересов перед общественными.
Функции вожатого в лагере: 1) Сохранить жизнь и здоровье ребёнка. 2) Обеспечить благополучие – интеллектуальное, морально-нравственное, физическое, психолого-эмоциональное, социальное (удовлетворить потребности) 3) Обеспечение занятости/досуга ребёнка.
Педагогический анализ. Педагогический дневник.
Педагогический анализ – это оценочное рассмотрение реально разворачивающегося процесса воспитания с позиции избранных целей и задач воспитания; проведенное рассмотрение позволяет дать характеристики как выделенным элементам, так и всему процессу в целом. Процедура анализа складывается из следующих этапов: ü Подготовка к наблюдению и анализу (определение цели, предварительное знакомство с группой, планами, и т.д.);
ü Наблюдение дела с письменным фиксированием результатов; ü Беседа с ребятами по результатам дела; ü Анализ дела присутствующими на нем; ü Выводы с оценкой педагогической результативности дела; ü Рекомендации, предложения. Анализ ситуации: ü краткое содержание и ее участники; ü в связи, с чем возникла ситуация? ü как проявили себя участники ситуации? ü итог ситуации; ü выход из ситуации.
Анализ дня (Проведённого дела). Схема анализа дня Вожатым: ü Выполнен ли план работы на день? Что удалось выполнить? ü Какое дело или событие было наиболее важным в воспитательном отношении? ü Какую задачу решили? ü Основные этапы этого дела; ü В направлении ли решения был продуман и осуществлен ход дела? ü Как действовали в этом деле ребята (активно, пассивно, слушали, смотрели)? ü Отношение ребят к делу? ü Как реагировали ребята в ходе дела (хлопали, смеялись, задумывались, смотрели)? ü Приходилось ли Вам вносить корректировки в ходе дела? Что это дало?
Общая характеристика прожитого дня: ü был ли отряд организован? ü произошли ли изменения в коллективе? ü настроение отряда (индивидуально, группировок); ü кто обратил на себя внимание? ü как изменились ребята, на которых Вы раньше не обращали внимание?
Общий вывод: ü удался ли день в целом (дела и мероприятия)? ü что нового этот день дал Вам, как вожатому? ü какие формы воспитательного воздействия проверил (для чего? почему именно эти?) ü задачи на следующий день.
Педагогический дневник - это основной отчетный документ, имеющий юридическую силу, в котором ты планируешь свою организаторскую и педагогическую деятельность, раскрываешь сущность проводимых дел и мероприятий, анализируешь каждый прожитый день с отрядом, делаешь выводы, обобщения, намечаешь перспективы.
Регулярное ведение педагогического дневника и планирование отрядной работы - это функциональные обязанности вожатого. №2. Организационный период Периоды лагерной смены
Жизнедеятельность детей и педагогов в лагере осуществляется в трех периодах смены: организационный (орг. период), основной и заключительный. Планируя свою работу, вожатый должен исходить из задач этих периодов, так как это поможет ему более четко определить, какие же формы работы выбирать в определенной ситуации. Для этого вожатому требуется понимание того, как проходит смена, какова последовательность задач и каким образом решаются задачи, стоящие перед ним.
Периоды лагерной смены мы будем рассматривать на примере стандартной смены в 21 день. Эти же периоды проходит любая другая смена, но в более сжатые или, наоборот, растянутые сроки.
Динамика развития смены: ü орг. период, 3 дня - знакомство, привыкание, адаптация. ü основной период, около 15 дней – взаимодействие в отряде, межотрядами, общелагерное взаимодействие ü завершающий период, 2-3 дня, когда есть итоговое дело, логическое завершение концепции смены, подарки, время для подведения итогов.
Подготовительный и организационный период. Позиционирование вожатого
Подготовительный период
Задачи:
Совместно с ребятами
ü Повторить игры; ü Повторить возрастную психологию детей; ü Продумать внешний вид; ü Подготовить материальную базу.
Организационный период
Основная цель этого периода — адаптация детей и педагогов к условиям и особенностям летнего лагеря. Дети знакомятся друг с другом, педагоги и воспитатели узнают об их интересах, определяют лидера, дают детям возможность проявить себя.
Задачи:
Совместно с ребятами
ü Знакомство детей друг с другом, со взрослыми и с условиями проживания, с территорией лагеря, с правилами лагеря, с особенностями смены; ü Обеспечение детям чувства защищенности, самостоятельности; ü Определение места (статуса) в коллективе; ü Формирование умения найти «золотую середину» между удовлетворением личностных потребностей и реализацией общественных интересов;
ü Формирование чувства «Мы» (семья, особенные, вместе), доверия друг к другу; ü Формирование групповых норм, ценностей и традиций.
Предлагаемые формы работы:
ü Игры на знакомство, взаимодействие, выявление лидера; ü Огоньки знакомств; ü Оформление отрялного места, отрядной уголка; ü Экскурсия по лагерю; ü КТД; ü Выбор названия и других отличительных особенностей отряда; ü Установление традиций в отряде.
Позиционирование вожатого в оргпериод. В орг. период очень важно позиционирование вожатого. От того как он поставит себя в первые дни зависит то, какое отношение к нему будет на протяжении всей смены.
День заезда
Первая встреча - я эффективен (не суетится, уверен в себе, в общение лоялен, доброжелателен, каждый имеет право на мое внимание, любые обострения снимаются шуткой). Цели - создание позитивного первого впечатления, закладываются основы личных отношений и авторитета.
Первая беседа (инструктаж, первое собрание) – я - человек лагеря (я здесь главный, правила лагеря - мои правила, я выполняю правила и законы, я готов бороться за их соблюдение, мы одна команда, я отвечаю за отряд и каждого ребенка, я решаю проблемы.) Цели - заявка на лидерство в отряде, формулирование законов совместного существования, приглашение к выстраиванию отношений, закладка этических норм отношений в отряде.
Первое мероприятие – я организатор (то, что я делаю, я делаю хорошо, я яркий и умелый, со мной хорошо). Цели - заявка на успешность, решение первого дисциплинарного момента, подтверждение заявки на лидерство, выстраивание личных отношений, через совместное действие.
Вечерний разговор по палатам – я интересен вам (я взрослый человек, общение со мной интересно, я честен с вами, готов честно отвечать на заданные вопросы, называю вещи своими именами). Цели – налаживание личных отношений, завоевание доверия, заявка себя, как личности (формирование легенды о себе), формулирование этических норм жизни в нашем отряде.
Здесь необходимо оговорить, что решая задачи по собственному позиционированию, одновременно оказывается помощь и поддержка в позиционировании своих напарников и всего лагеря.
Представление отрядов – я творческая личность (я предлагаю и реализую интересные идеи, работать со мной в кайф, я верю в значимость того, чем мы занимаемся). Цель - подтверждение собственной успешности, введение отряда состояние успеха.
Решение дисциплинарных и организационных вопросов – я сказал - я сделал (правила поведения в лагере не пустой звук, я отвечаю за свой слова, мои слова не расходятся с делом). Цели - закрепление доверия, фиксирование лидерской позиции в отряде, подкрепление своей «взрослости».
Личное общение – я твой старший друг (мне можно доверять, я готов помочь решить твои проблемы, я честен с тобой, мой жизненный опыт может быть тебе полезен, ты мне интересен). Цели - выстраивание отношений, завоевание доверия, обозначение перспектив личностного роста (ребенок должен ощущать, что я воспринимаю его более интересным, чем он сам воспринимает себя, т.е. видеть во мне перспективу собственного роста).
Нужно понимать, что твой образ формируется и обсуждается всем отрядом, поэтому постоянно добавляется дозированная информация о себе (семейное и социальное положение, истории из жизни, армия, опыт работы в лагере).
Воспользуйтесь поиском по сайту: ![]() ©2015 - 2025 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|