Завершение позиционирования
Как правило, совпадает с окончанием орг. периода. Отряд завершает распределение ролей, и мы имеем тот коллектив и те взаимоотношения, с которыми проживем всю смену. Как правило, этот момент характеризуется кризисом, в ходе которого сложившийся коллектив проверяет вожатого «на прочность», оспаривая его право на лидерство.
Срыв отряда – я вожатый (я тот, кого вы знаете). Цель - подтверждение лидерства, подтверждение того образа, который сформировался у детей.
Если вам удалось, за предыдущие дни сформировать у детей образ интересного, симпатичного, взрослого человека, поступкам и оценкам которого можно доверять, если они убедились, что то, что мы делаем – здорово и т.д., то задачи позиционирования выполнены. Ребенок Вожатый Восприятие
ü формулирование задач и методов их решений ü формулирование этических норм существования в отряде и лагере ü подтверждение собственной успешности и введение напарника в состояние успеха ü позиционирование вожатого
Преодоление стресса от смены обстановки
ü оценка приехавших детей
Организация группировок, распределение в них ролей
ü анализ складывающихся в отряде группировок, выстраивание отношений с ними
Принятие законов, существования отряда (правила поведения, этические нормы, взаимоотношений дети - вожатый)
ü формулирование законов существования в отряде и этических норм
Вхождение в состояние успеха
ü ввод отряда в состояние успеха
Сплочение отряда, осознание коллективом себя
ü подтверждение позиционирования вожатого, подтверждение законов и этических норм ü отслеживание процесса образования коллектива, выстраивание отношений с лидерами (подготовка к срыву отряда)
Срыв отряда (попытка оспорить коллективом, осознавшим себя, роли вожатого и законов существования отряда)
ü преодоление срыва отряда
Преодоление срыва отряда (подтверждение роли вожатого и законов)
Основной вид деятельности вожатого.
Разъясняю, требую, добиваюсь выполнения требований. Инициатива исходит от вас. Показываю себя сотрудников лагеря.
Показатели успешной работы:
ü Сформирована официальная структура, у каждого есть поручения, выработаны законы жизни, составлен план. ü Все знают имена друг друга. ü Знают территорию. ü Обеспечена узнаваемость отряда. ü Налажено межличностное общение, в отряде нет отверженных ребят. ü Принятие норм и правил жизни, налажен быт. ü Существует атмосфера заинтересованности, готовности участия в общих делах.
№3. Основной период, заключительный период, кризисные дни Основной период
Основной период смены
Цель - реализация деятельности, спланированной на смену, развитие самоуправления, достижение успеха каждым ребёнком, совместная деятельность. Нужна максимальная самостоятельность и активность детей.
Основные задачи:
ü Поддерживать работу органов самоуправления в отряде; ü Поддержать благоприятный психологический климат в отряде; ü Разнообразить виды и формы деятельности детей (сочетая отрядные и общелагерные дела), новые игры; ü Обеспечить возможность для самореализации и индивидуального развития каждого ребенка (учитывая интересы и склонности каждого ребенка); ü Традиции; ü Рефлексия и мониторинг.
Упражнение «Что важно?»
Задать группе вопрос что важно вожатому и что важно ребёнку в основной период.
Для вожатого важно:
ü Мотивация детей на активное участие в смене.
ü Дать возможность каждому ребенку реализоваться. ü Сплоченный отряд. ü Не переутомлять детей. ü Обсуждение проведенных дел с детьми. ü Анализ прожитого дня. ü Заложить основы соуправления. ü Через анализ проведенных дел подводить детей к созданию творческих дел. ü Организация взаимодействия детей и поддержание групповых норм. ü Создание и поддержание положительного эмоционального настроя; ü Создание условий для проявления активности ребенка; ü Моделирование ситуации успеха.
Для ребенка важно:
ü Не поссориться, т.е. продолжать дружить и контактировать. ü Бодро пересечь 'экватор смены'. ü Участие в межотрядных и дружинных делах. ü Реализация собственных идей. ü Самореализоваться как личность. ü Чему-то научиться. ü Отдых и оздоровление ü Проявить себя в необычных формах проведения свободного времени. ü Проявление своей самостоятельности. ü Предоставление свободы выбора видов и форм деятельности; ü Возможность проявить себя лидером
Возможные отрядные дела основного периода:
ü Участие в общелагерных делах. ü Дела детских творческих групп/кружков/секций. ü Все виды игр. ü Костры, огоньки: тематические, проблемные, конфликтные. ü Тематические дни (День Ангела Хранителя, День Юмора, День Самоуправления, День Любви и др.). ü и другое...
Заключительный период
В этот период внимание вожатого должно быть полностью сосредоточено на отряде. Дети становятся более возбужденными, разговорчивыми, раскрепощенными. Главной ценностью становится возможность неформального общения, периодически возможно нарушение дисциплины.
В этот период необходимы мероприятия, которые подводят итоги лагерной смены. Очень хорошо, если каждый ребенок увезет что-то с собой на память из лагеря.
Цель - подведение итогов смены, реадаптация ребёнка к возвращению в свой постоянный детский коллектив (ПДК).
Задачи:
ü коллективная оценка приобретённого опыта, осознание роста ВДК ü самооценка полученного в лагере опыта, осознание личного роста ребенка ü создание условий для конструктивного расставания
ü определение перспектив последействия лагеря для каждого ребёнка, постановка задач на будущее ü эмоциональная стабилизация ü подготовка лагеря к следующей смене
Упражнение «Что важно?»
Задать группе вопрос что важно вожатому и что важно ребёнку в заключительный период.
Для вожатого важно:
ü Подведение итогов смены с детьми ü Анализ смены с напарником ü Планы на будущее ü Оформление итогов ü Настрой детей на лирический, но оптимистический лад
Для ребенка важно:
ü Не потерять новых друзей в городе ü Оценили труд ребенка ü Обогащение личного багажа знаний ü Услышать как можно больше теплых слов ü Возможность высказать свою оценку смены
Возможные отрядные дела:
ü Отрядный огонек ü Анкетирование. ü Костер. ü Награждение детей по номинациям в отрядах. ü Прогулки по любимым местам ü Прощальный вечер «Я оставляю Вам на память», ЛЗС
Итоговый период - это анализ смены пед. составом - подводим итога программы, определяем зону роста, характеризуем положительные моменты.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|