Факторы внешней среды, воздействующие на организм в процессе его жизнедеятельности, роста и развития
Для рассмотрения того, как окружающая среда воздействует на организм человека в течение всей его жизни от рождения до смерти, удобно разделить факторы среды по природе их воздействия на физические, химические, биологические и социальные. Физические факторы. Человек на протяжении всей своей постнатальной жизни постоянно взаимодействует с двумя основными физическими факторами, к которым организму приходится непрерывно приспосабливаться, — это температура окружающей среды и сила тяжести (гравитация). Реакция организма на оба эти фактора самым непосредственным образом связана с массой, геометрическими размерами и пропорциями тела, которые меняются по мере возрастного развития. Другие физические факторы, также определяющие особенности среды обитания человека, воздействуют на организм независимо от его формы и размеров (например, влажность, атмосферное давление, газовый состав окружающего воздуха, инсоляция и т.п.). Температура — постоянно действующий фактор переменного значения. Клетки организма нуждаются для своего нормального функционирования в постоянной температуре около 37 °С, изменение температуры на 10 °С в ту или иную сторону способно в 2— 3 раза изменить скорость всех биохимических реакций, причем их согласованность в этом случае будет нарушена. Если температура тела опускается ниже +25 или поднимается выше +42 "С, клетки тела погибают и наступает смерть. Изменения внешней температуры требуют приспособления организма к этому переменному фактору. В этом случае очень важны размеры и пропорции тела, так как, согласно физическим законам, интенсивность производства тепла в организме пропорциональна его массе, а скорость теплоотдачи пропорциональна площади поверхности тела. Изменение размеров и пропорций, происходящее в результате роста, непосредственно сказывается На балансе продукции и отдачи тепла. Ребенок обладает относительно большой поверхностью тела (т.е. на 1 см2поверхности у ребенка приходится меньшее количество его массы), поэтому для него задача вывести избыточное тепло решается легче, чем выработать дополнительное количество тепла. В то же время относительно большая поверхность тела ребенка приводит к тому, что при низкой температуре он быстрее охлаждается.
Повышенная температура среды требует — во избежание перегрева — активации функций, способствующих теплоотдаче: усиливаются поверхностный кожный кровоток, а также легочная вентиляция и потоотделение — все это способствует переносу тепла из «ядра» тела к его поверхности и выделению избыточного тепла в окружающее пространство. Пониженная температура, напротив, требует сохранения тепла в организме: сужаются кожные кровеносные сосуды, снижается активность внешнего дыхания, прекращается потоотделение и усиливается теплопродукция за счет повышения интенсивности метаболизма. В организме взрослого человека дополнительное тепло при охлаждении образуется главным образом в печени и скелетных мышцах (всем известно, когда холодно, мы начинаем дрожать — это и есть проявление терморегуляторной активности мышц: не производя никакой внешней работы, они непрерывно сокращаются, согревая протекающую через них кровь). У детей есть орган, специально предназначенный для производства дополнительного тепла, — бурая жировая ткань. Это жировые клетки, которые обильно снабжаются кровью и содержат огромное количество митохондрий. Особенностью митохондрий бурого жира является их способность «сжигать» большое количество жира, не производя АТФ. При этом практически вся высвобождающаяся энергия превращается в тепло. Таким образом, бурая жировая ткань выполняет в детском организме роль своеобразной «печки», которая включается каждый раз, когда ребенку становится холодно. Сигналом для такого включения служит воздействие симпатического отдела ЦНС и ее медиатора норадреналина, который может также поступать из надпочечников. Бурый жир расположен у детей под кожей между лопатками, вдоль крупных шейных сосудов, а также около крупных сосудов внутри грудной клетки и брюшной полости. У взрослых бурая жировая ткань встречается редко, это специальный «детский» орган, исчезающий по мере взросления. Так же ведут себя многие лимфатические железы, обеспечивающие иммунитет (зобная железа, гланды и другие). Перенесенные ребенком острые заболевания (воспаление легких, грипп и другие) могут приводить к уменьшению размеров и активности бурого жира. Поэтому так важно соблюдать комфортный температурный режим для больных и выздоравливающих детей.
Детский организм более чувствителен к изменениям внешней температуры, чем взрослый. Температурный диапазон, в котором человек чувствует себя комфортно, составляет для взрослого от +25 до +30 °С, а для ребенка первого года жизни — от +27 до +33 °С. Защиту от колебаний температуры окружающей среды человеку обеспечивает одежда. Она должна быть такой, чтобы внутри (на поверхности кожи под одеждой) температура приближалась к зоне комфорта. При этом важно, чтобы одежда не препятствовала воздухообмену: ведь кожа должна дышать, а испарения потовых желез должны иметь выход, иначе кожные покровы начинают преть. что часто бывает при неправильном уходе за маленькими детьми. Механизмы терморегуляции у детей начинают интенсивно развиваться в возрасте 4—5 лет, именно в этом возрасте наиболее эффективны различные закаливающие процедуры, благодаря которым сосудистые реакции ребенка приобретают подвижность, необходимую для эффективного поддержания постоянной температуры тела. Закаливание позволяет ребенку защититься от простуд и повышает общий иммунитет организма. ФАКТОРЫ ВНЕШНЕЙ СРЕДЫ, ВОЗДЕЙСТВУЮЩИЕ НА ОРГАНИЗМ ЧЕЛОВЕКА Физические факторы Человек живет вусловиях постоянно меняющейся среды. Все проявления жизни обусловлены взаимодействием между внутренними силами организма и внешним влиянием окружающей среды.
Вредно воздействующие на организм человека факторы условно можно разделить на внешние и внутренние. К внешним следует в первую очередь отнести физические. Это воздействие ультрафиолетовых лучей, озона, электромагнитных полей, температуры и ряда других факторов. К внешним также следует отнести химические факторы. Это выбросы промышленных предприятий, загрязняющих атмосферу: пестициды, гербициды, применяемые в сельском хозяйстве, пищевые добавки, бытовая химия, косметические средства, лекарства, запахи красителей, растворителей, инсектицидов, тяжелых металлов и других факторов. Однако красители, пищевые добавки, тяжелые металлы попадают в организм не только внешним, но и внутренним путем. Поэтому условно мы можем классифицировать химические факторы как внешние, так и внутренние. К внешним следует отнести группу факторов риска, зависящих от образа жизни. Это алкоголь, курение, наркотики. Последних можно избежать. К внутренним факторам следует отнести энергообмен, активность окислительных ферментов, иммунную защиту, недостаток кислорода, старение, стресс, на которые можно воздействовать с помощью образа жизни. Таким образом, приведенная классификация укладывается в простую схему:
Природные факторы составляют 16 %. 31 приходится на другие изотопы, являющиеся вечными спутниками почвы, растений, животных, в том числе и человека. Влияние природных факторов зависит от многих условий: высоты над уровнем моря, географической широты и целого ряда других. Вряд ли нам удастся изменить место жительства, однако мы можем уменьшить время пребывания под лучами палящего солнца в часы и дни так называемого активного солнца. Никто не может помешать нам принимать большое количество минеральной воды, облегчить свою диету, заменить в рационе питания жиры животного происхождения на растительные принимать антиоксидантный комплекс витаминов.
Физические факторы внешней среды являются нашими постоянными спутниками, идущими с нами постоянно по жизни. Некоторых мы с вами избежать не можем, таких как влияние Космоса, солнечных лучей, электромагнитных излучений, радона Земли, строительных материалов, влияния электромагнитных бурь. Мы можем только уменьшить их влияние. Это то, что подарено нам Природой.
Многое известно нам о влиянии радона на организм человека. Вечный наш спутник и в какой-то мере враг радона — 2.2.2, как известно, влияет на нас по-разному в различные периоды года. В зимний период его влияние проявляется в меньшей степени, так как наблюдается экранизация его снежных покровов. Так, слой снега в 50 см, пролежавший до весны, на 80 % сдерживает его влияние на организм человека. Весной же, наоборот, его влияние усиливается в результате оттаивания почвы и усиленного его выделения, именно в этот период мы чувствуем недомогание, усталость, слабость. Радон очень коварен. В малых дозах он стимулирует нашу активность, в больших — наоборот угнетает. Летом наблюдается усиленная миссия газа радона в результате разницы температур почвы и воздуха. Однако хороший ливневый дождь на короткое время закупоривает поры земли и мы его не ощущаем. Легко дышится. Газ радон мы неоднократно наблюдали на городских улицах, покрытых асфальтом. В жаркий летний день ощущается его выделение в виде бесцветного потока. Врачи-гигиенисты рекомендуют летом больше времени проводить вне городских условий — в лесу, на лугу, у водоема, на даче. В жилых помещениях газ радон также распределен неравномерно. Все зависит от экологии жилища. В деревянных домах его меньше, чуть больше в кирпичных, намного больше в домах из шлаков. Внутренняя отделка зданий снижает уровень воздействия радона на организм человека. Два слоя масляной краски, слой обоев снижают уровень радиоактивности строительных материалов на 30 — 40 %. Чаще всего радон скапливается в подвалах жилых домов. Высоко его содержание в непроветриваемых, жилых помещениях. Особую опасность представляют кухни, оборудованные газовыми колонками и плитами. Именно в таких помещениях следует установить дополнительную вытяжную вентиляцию. Много радона поступает с водой в ванной комнате. Часто мы забываем проветривать ванную комнату. Хорошо бы и там установить дополнительную вытяжную вентиляцию. Есть вещи, которые создает сам человек, но это уже спутники нашей жизни, от которых мы вряд ли сможем отказаться.
Это и телевизор, и компьютер, и сотовый, и радиотелефон, и дистанционное управление. Однако влияние этих факторов на наш - организм можно уменьшить. Искусственно созданных руками человека источников, вредно влияющих на организм человека, избежать вряд ли удастся, но возможно уменьшить их влияние. Какой телевизор с точки зрения здоровья лучше: цветной или черно-белый? Конечно, цветной смотреть приятнее. Яркие цвета экрана привлекают наш взор, однако, черно-белый безопаснее. Если сравнить их, то в процентном выражении но дозе облучения они соотносятся ЕЖ десять к одному. При правильном использовании телевизора можно избежать излишней дозы облучения. Соблюдая правила продолжительности просмотра телепередач и правила расстояния человека во время просмотра, человек не подвергает себя излишнему риску. Чем меньше время просмотра телепередач — тем лучше, но ведь бывают дни, когда мы практически не выключаем телевизор в течение всего дня. Чем больше расстояние телезрителя от экрана, тем лучше для человека. Минимальное расстояние от экрана 3 метра. При работе с компьютером также следует соблюдать санитарные правила, сидеть перед экраном дисплея следует так, чтобы линия взгляда совпадала с центром экрана. Стул должен соответствовать росту. Лучше иметь стул с подлокотниками, чтобы спина и ступни ног имели опору, а мышцы спины и предплечий напрягались как можно меньше. Расстояние глаз от экрана дисплея должно быть 50 — 70 см. Для тех, кто носит очки, их следует надевать и при работе с компьютером. Желательно, чтобы перед экраном дисплея сидел только один человек, так как сидящему сбоку грозит боковое свечение и нарушение условий для просмотра объектов на экране. Объекты на экране должны быть достаточно яркими и контрастными, не иметь бликов и свечений от предметов, находящихся рядом. Следует также избегать засвечивания экрана, для чего целесообразно использовать шторы и жалюзи. Освещенность поверхности стола или клавиатуры должна быть не менее 300 лк., а экрана 200 лк. При работе с черно-белым дисплеем работу с текстами следует выполнять с использованием темных знаков на белом фоне. При цветном дисплее не рекомендуется использовать более семи цветов. Помните также и о том, что компьютерная игра не может продолжаться более 30 минут. После игры или работы на компьютере следует сделать несколько физических упражнений. И следует помнить, из двух экранных удовольствий в один день следует пользоваться только одним из них. Считаем уместным привести реальные цифры для подбора высоты клавиатуры от пола — она должна располагаться на высоте 71 — 86 см, а центр дисплея на высоте — 91 — 116 см. Желательно, чтобы сидение стула имело наклон от 5 до 15 градусов с обязательным горизонтальным упором для поясницы. Размер экрана дисплея должен быть 38 см но диагонали. Для профилактики утомления следует использовать желтый цвет. Во время работы с видеотерминалами при вводе информации обязательными являются десятиминутные перерывы в работе. Первый перерыв — после двух часов работы, последующий — через каждый час работы. Трудно сегодня выделить влияние одного отдельно взятого фактора на организм человека. Чаще всего мы имеем дело с целой группой, комплексом факторов. Физические, химические и биологические факторы воздействуют одновременно, однако каждое из химических веществ обладает специфическими, характерными только для него свойствами. Химические факторы
Все попадающие в организм человека соединения – это химические факторы, влияющие на здоровье. Они могут проникать с пищей, водой, вдыхаемым воздухом или через кожу. Негативное влияние могут оказывать:
· синтетические пищевые добавки, улучшители вкуса, заменители, консерванты, красители; · бытовая и автохимия, стиральные порошки, средства для мытья посуды, освежители воздуха в любой форме; · дезодоранты, косметика, шампуни и средства для гигиены тела; · лекарственные препараты и БАД; · содержащиеся в продуктах питания пестициды, тяжелые металлы, формальдегид, следы добавок для ускорения роста скота и домашней птицы; · клей, лаки, краски и другие материалы для ремонта помещений; · выделяющиеся из напольных и настенных покрытий летучие химические соединения; · используемые в сельском хозяйстве препараты для борьбы с вредителями и сорняками, средства для избавления от комаров, мух и других летающих насекомых; · табачный дым, который может попасть в легкие даже некурящего человека; · загрязненные промышленными отходами вода и воздух, городской смог; · дым от горящих свалок и сжигаемых листьев с городских деревьев (которые накапливают тяжелые металлы и другие продукты из выхлопных газов).
Химические факторы, влияющие на здоровье, особенно опасны при склонности к накоплению в организме. В результате у человека возникает хроническая интоксикация с поражением периферических нервов, почек, печени и других органов. Меняется работа иммунной системы, что приводит к повышению риска развития бронхиальной астмы, аутоиммунных и аллергических заболеваний. 11?.............. Социальные факторы Чтобы стать человеком, одной биологической наследственности мало. Это утверждение достаточно убедительно подкрепляют хорошо известные случаи, когда человеческие детеныши вырастали среди животных. Людьми в общепринятом понимании они при этом не становились, даже если попадали в конце концов в человеческое общество. Так что же делает человека человеком? В общем виде ответ на этот вопрос нам уже известен. Превращение биологического индивида в социального субъекта происходит в процессе социализации человека, его интеграции в общество, в различные типы социальных групп и структур посредством усвоения ценностей, установок, социальных норм, образцов поведения, на основе которых формируются социально значимые качества личности. Социализация — непрерывный и многогранный процесс, который продолжается на протяжении всей жизни человека. Однако наиболее интенсивно он протекает в детстве и юности, когда закладываются все базовые ценностные ориентации, усваиваются основные социальные нормы и отношения, формируется мотивация социального поведения. Если образно представить этот процесс как строительство дома, то именно в детстве происходит закладка фундамента и возведение всего здания; в дальнейшем производятся только отделочные работы, которые могут длиться всю последующую жизнь. Процесс социализации ребенка, его формирования и развития, становления как личности происходит во взаимодействии с окружающей средой, которая оказывает на этот процесс решающее влияние посредством самых разных социальных факторов. Различают макро- (от греч. «большой»), мезо- ("средний") и микро- («малый») факторы социализации личности. На социализацию человека оказывают влияние мировые, планетарные процессы — экологические, демографические, экономические, социально-политические, а также страна, общество, государство в целом, которые рассматриваются как макрофакторы социализации. В центре сфер находится ребенок, и все сферы оказывают на него влияние. Как отмечалось выше, это влияние на процесс социализации ребенка может быть целенаправленным, преднамеренным (как, например, влияние институтов социализации: семьи, образования, религии и др.); однако очень многие факторы оказывают на развитие ребенка спонтанное, стихийное воздействие. Кроме того, и целенаправленное влияние, и стихийное воздействие может быть как положительным, так и отрицательным, негативным. Наиболее важное значение для социализации ребенка имеет социум. Эту ближайшую социальную среду ребенок осваивает постепенно. Если при рождении ребенок развивается, в основном, в семье, то в дальнейшем он осваивает все новые и новые среды — дошкольное учреждение, затем школу, внешкольные учреждения, компании друзей, дискотеки и т. д. С возрастом освоенная ребенком «территория» социальной среды все больше и больше расширяется. Если это наглядно изобразить в виде еще одной схемы, представленной ниже, то видно, что осваивая все больше сред, ребенок стремится занять всю «площадь круга» — освоить весь потенциально доступный для него социум. При этом ребенок как бы постоянно ищет и находит ту среду, которая для него в наибольшей степени комфортна, где ребенка лучше понимают, относятся к нему с уважением и т. д. Поэтому он может «мигрировать» из одной среды в другую. Для процесса социализации важное значение имеет, какие установки формирует та или иная среда, в которой находится ребенок, какой социальный опыт может накапливаться у него в этой среде — положительный или негативный. Среда является объектом исследования представителей разных наук — социологов, психологов, педагогов, которые пытаются выяснить созидательный потенциал среды и ее влияние на становление и развитие личности ребенка. История изучения роли и значения среды как существующей реальности, оказывающей воздействие на ребенка, уходит корнями в дореволюционную педагогику. Еще К. Д. Ушинский считал, что для воспитания и развития важно знать человека «каков он есть в действительности со всеми его слабостями и во всем величии», надо знать «человека в семействе, среди народа, среди человечества... во всех возрастах, во всех классах...». Другие выдающиеся психологи и педагоги (П. Ф. Лесгафт, А. Ф. Лазурский и др.) также показывали значимость среды для развития ребенка. А. Ф. Лазурский, например, считал, что бедно одаренные индивидуумы обычно подчиняются влияниям среды, натуры же богато одаренные сами стремятся активно воздействовать на нее. Интересно, что в профессиональной лексике педагогов того времени широко использовались такие понятия, как «среда для ребенка», «социально-организованная среда», «пролетарская среда», «возрастная среда», «товарищеская среда», «фабрично-заводская среда», «общественная среда» и др. Однако в 30-е годы научные исследования в этой области практически были запрещены, а само понятие «среда» на долгие годы было дискредитировано и ушло из профессиональной лексики педагогов. Главным институтом воспитания и развития детей была признана школа, и основные педагогические и психологические исследования были посвящены именно школе и ее влиянию на развитие ребенка. Научный интерес к проблемам среды возобновляется в 60-70-е годы нашего столетия (В. А. Сухомлинский, А. Т. Куракина, Л.И. Новикова, В. А. Караковский и др.) в связи с изучением
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|