Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Объяснительные подходы




Мы уже говорили о различиях между каузальной атрибуцией и атрибуцией наме­рений. Атрибуцию каждого из этих двух видов следует изучать как с точки зрения помогающего, так и получающего помощь. Какая бы то ни было попытка система­тического объяснения, связавшая воедино оба вида атрибуции и обе перспективы рассмотрения, до сих пор отсутствует. Вместо этого был сделан ряд попыток объяс­нить отдельные частные области проблемы. Примечательно, что на объяснение причин ориентированы четыре независимых друг от друга подхода, а на объясне­ние мотиваций (или намерений) — лишь один. Не в последнюю очередь это может быть связано с тем, что выявить действительные основания действия психологи­чески сложнее, чем возможные причины сложившейся ситуации.

Существующие объяснительные подходы относятся, в основном, к трем из на­меченных нами восьми перспектив суждения и сводятся, по существу, всего к двум вопросам: во-первых, к вопросу о причинах бедственного положения, поставлен­ному из перспективы помогающего и нуждающегося в помощи, во-вторых, к во­просу нуждающегося в помощи о том, ради чего помогает помогающий.

Рассмотрим сначала вопрос о причинах бедственного положения. В данном случае целесообразно привлечь модель ковариации Келли (Kelley, 1967), посколь­ку она и была разработана для того, чтобы дать исследователю возможность раз­личать зависящие от личности и зависящие от ситуации (или, иными словами, «внутренние» и «внешние») причины того или иного положения дел — при нали­чии информации о последовательности, согласованности и специфичности. Так, мы склоняемся к внутренней атрибуции результата действия, когда он мало отли­чается от результатов других действий этого человека (низкая специфичность), расходится с результатами действий других людей в аналогичной ситуации (низ­кая согласованность) и постоянно наблюдается у данного человека (высокая после­довательность). Более подробно мы обсудим это в главе 13. Если модель ковариа­ции Келли подходит для объяснения внутренней и внешней каузальной атрибуции сточки зрения как помогающего, так и получающего помощь, другие объяснитель­ные подходы годятся лишь для последнего. К ним относятся, как мы уже упомина­ли, норма взаимности, во многом совпадающая с ней «теория справедливости», и, наконец, теория реактивного сопротивления.

Для атрибуции намерений существует лишь одна модель — «теория корреспон­дирующих выводов» Джонса и Дэвиса Qones, Davis, 1965; Jones, McGillis, 1976). Согласно этой теории, мы можем приписать определенное намерение действующе­му субъекту, если предполагаем, что он предвидит результат своего действия и обладает способностью достигнуть этого результата. Если оба этих момента имеют место, следует искать дальнейшие причины, которые могут быть связаны лишь с данным действием (а не с отказом от этого действия или с другими действиями). В той мере, в какой можно выделить ту или иную отдельную движущую силу, ко­торую нельзя свести к типовому ролевому поведению или ситуативно обусловлен­ному нормативному поведению, можно приписать эту движущую силу действую­щему субъекту в качестве его намерения. Более подробно «теория корреспондиру­ющих выводов» будет рассмотрена в главе 13. Теперь же мы обратимся к данным, касающимся наиболее важных перспектив суждения.

Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...