Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Типичный и атипичный сдвиг уровня притязаний




При исследовании уровня притязаний были получены кажущиеся парадоксальны­ми данные. Моултон (Moulton, 1965) попытался объяснить их с помощью модели выбора риска. Речь идет о наблюдавшихся у некоторых испытуемых необычных отклонениях в уровне притязаний: подъеме уровня притязаний после неудачи и снижении после успеха. Модель выбора риска может объяснить подобное поведе­ние взаимодействием мотива и субъективной вероятности успеха. Именно такие отклонения должны наблюдаться у мотивированных на избегание неудачи испы­туемых, если вопреки ожиданиям им удается успешно решить трудную задачу или не удается решить легкую, вследствие чего повышаются или соответственно пони­жаются вероятности успеха при выполнении заданий всех степеней трудности, так что трудность задачи при соотношении с типичным отклонением оказывается смещенной к точке средней вероятности успеха и усиливает компонент избегания в результирующей тенденции.

Рис. 8.14. Атипичные сдвиги уровня притязаний (после успеха в решении более сложной задачи А или неудачи в решении более легкой задачи С), выводимые из модели выбора риска

На рис. 8.14 показано смещение шкалы We у мотивируемых неуспехом испыту­емых после неожиданного для испытуемого успеха или неудачи и вызванный этим смещением полярный сдвиг в уровне его притязаний. Правильность этих выводов проверил Моултон (Moulton, 1965). Сначала были определены три степени труд­ности задачи с симметрично распределенными вероятностями успеха, вероятность решения которых равнялась 0,75; 0,50 и 0,25. После этого испытуемый мог выбрать для решения одну из трех задач. После выбора задания ему требовалось решить

задачу средней степени трудности. Испытуемым, выбравшим легкую задачу, в ре­шении задачи средней трудности сопутствовал неуспех, а выбравшим трудную за­дачу — успех; испытуемые же, отдавшие предпочтение задаче средней трудности, распределились поровну: часть из них успешно решила задачу, а часть — нет. За­тем каждый испытуемый мог свободно выбрать еще одну задачу. Как видно из табл. 8.6, результаты в основном соответствуют модели выбора риска. При свободном выборе значительно большее количество испытуемых, мотивированных на избе­гание неудачи, по сравнению с испытуемыми, мотивированными на успех, отдава­ли предпочтение легким и трудным задачам, уклоняясь от решения задач средней трудности. Правда, выбор в полном соответствии с моделью осуществлялся лишь испытуемыми, мотивированными на успех. У испытуемых, мотивированных на избегание неудачи, наблюдалось только относительное предпочтение пограничных областей шкалы трудности. Что касается смещений уровня притязаний после ус­пеха и неудачи, то очень показательным является преобладание атипичного выбо­ра у испытуемых, мотивированных на избегание неудачи.

, Таблица 8.6

Число испытуемых с мотивацией на успех или на неудачу, изначально

предпочитавших задачи разной степени сложности, которые после успеха

или неудачи в решении задач средней степени сложности обнаружили типичные

или атипичные сдвиги уровня притязаний (Moulton, 1965, р. 155)

Мотивационная группа Первоначальное предпочтение задачи Изменение уровня притязаний
  средней (1У =0,50) легкой <W,= 0,75) трудной (IF = 0,25) атипичное типичное
Стремление к успеху (N= 31) Избегание неудач (N = 31) 23 14 1 9 7 8 1 30 11 20
Поделиться:





Читайте также:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...