Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

2.2. Анализ творчества художника




2. 2. Анализ творчества художника

2. 2. 1. Ранние произведения

Первые сохранившиеся произведения художника датируются 1969 годом и написаны во время прохождения службы. В основном, это пейзажи города Мурманска и его окрестностей, где служил Алексей Александрович, а также графические портреты сослуживцев. Лучшие акварельные работы, такие как «Скалы», «В сопках», «У Кольского залива», «Бухта», передают неповторимый колорит северной природы, отражают мощную энергию моря. Рисунки города Мурманска – «Из окна госпиталя», «Улица Марата» переносят нас в конец 1960-х годов, показывая, каким был город в то время. Интересен рисунок «Церковь Благовещения. Кола», выполненный цветными карандашами.

На раннем этапе творчества значительную часть составляют портреты армейских друзей – «Петухов», «Денисов», «Смирнов», «Гиниатулин». Акварельные зарисовки тщательно, до каждой чёрточки, передают характер своих героев – весёлый Петухов и задумчивый Денисов.

Позже Алексей Александрович реже будет обращаться к жанру портрета, предпочитая пейзаж. Но, работая в школе, улучив свободную минутку, обязательно нарисует дружественный шарж на какого-нибудь ученика. Некоторое время в Белосельской школе даже была традиция - на каждый выпускной дарить шуточные портреты выпускникам.

Первые графические работы проявили талант Алексея Александровича. Не случайно на выставках демонстрируется «У пирса. Порт» из мурманского цикла. В ранних работах художника заложен мощный творческий потенциал для создания будущих полотен.

 

2. 2. 2. Костромской цикл работ

   Картины и этюды, созданные в Костроме, очень трогательны, романтичны. Более десяти полотен художник посвятил главному явлению культуры города – Ипатьевскому монастырю. Каждая картина неповторима, изображает монастырь в разных ракурсах.    

Весь костромской цикл картин пронизан душевной теплотой и особым внутренним светом. Особенно хороши - « Ипатьевский монастырь»(1977), «Купола»(1978), «Копны у стен Ипатия» (1977). А такие полотна как «Берендеевка»(1979), «Деревянная церковь»(1974) отображают уже утраченные в наше время памятники культуры. Три картины цикла посвящены Плёсу, где когда-то творил И. Левитан – «Улочка в Плёсе», этюд «Плёс» и «Ночь в Плёсе», написанные в 1977 году.

Также интересны акварельные наброски, выполненные в 1974 году и изображающие виды Волги, – «Волжский простор», «Волга», «Вид на Волгу», «Лодочная станция».

Мне кажется, весь костромской цикл Алексея Александровича вдохновлен творчеством великого предшественника И. Левитана и выполнен в лучших традициях передвижников. Все картины этого цикла пронизывает особый прозрачный свет, что придаёт им легкость и воздушность, отражает душевное состояние художника, находящегося на подъёме сил и творчества.

   

2. 2. 3. Расцвет творчества

Расцвет творчества художника приходится на период конца 1970-х и 1980-е годы. В это время создаётся большинство картин, среди которых есть совершенно уникальные – «Рябинка» (1979), «Ночь. Негановское» (1980), «Осенняя дорога» (1979) и другие. Эти годы окончательно определили стиль и направление творчества художника.

Алексей Александрович много экспериментировал, пытаясь «найти себя» в живописи. Были созданы портреты «Женщина в розовом» (1977), «Женщина в красной косынке» (1978), «Саша» (1974), «Сосед» (1980), портреты близких – «Спящая женщина» (1977), «Наташа» (1978), «Леночка» (1980), «Автопортрет» (1982) и другие. Пробовал художник писать и натюрморты, но их совсем мало. Среди них особенно интересен по манере исполнения яркий колоритный натюрморт «Астры» (1979), выполненный густыми широкими мазками. На нем садовые астры выглядят как живые.

Основой живописи Алексея Александровича по праву стал пейзаж, который преобладает в его творчестве. Практически все пейзажи написаны непосредственно с натуры под открытым небом.

Художник тщательно работает над цветовой гаммой картин. В картине «Ольха весной» (1983) доминируют приглушённые серые тона, а в «Золотой осени» (1979) преобладают яркие, контрастные краски. Некоторые работы художника напоминают полотна импрессионистов. Например, «Летний вечер» (1981) и «Зимний день» (1983) созвучны картинам Клода Моне.

Интересна картина «Ветреный день» (1981), которая демонстрируется на каждой выставке. На сильном ветру колышется разноцветное бельё, сверху нависают тяжелые свинцовые тучи. Зритель ясно ощущает силу ветра, промозглость погоды. Это произведение уже напоминает полотна постимпрессионистов.

  Но Алексей Александрович - классик, продолжатель традиций русской реалистической школы, основанной передвижниками. Среди художников-передвижников, на мой взгляд, творчеству Чернова А. А. наиболее близок В. Д. Поленов, несколько меньше И. И. Левитан и А. К. Саврасов.

На картинах Алексея Александровича отражены все времена года. Художник не отдаёт предпочтения какому-либо из них – все они представлены одинаково широко. Среди картин, отражающих времена года, можно назвать следующие: «Лыжня» (1982), «Зима» (1980), «Март» (1981), «Ольха весной» (1983), «Летний день» (1985), «Последние лучи» (1981), «К вечеру. Осень» (1981), «Осенняя дорога» (1979).

  Картины А. А. Чернова - живая история нашего края. Как и многим провинциальным художникам, выросшим в сельской местности, Алексею Александровичу присуща глубокая любовь к своей малой родине, которую он неустанно воспевает в своих полотнах. На многих картинах изображены деревни, которых уже давно нет. Невозможно без грусти смотреть на такие картины, как «Афонино», «Крыловка», «Якушёво», «Соренжа», «Золотилово», ведь эти названия живут лишь в памяти.

С особой теплотой изображает Алексей Александрович любимую речку Иней. Бежит лесная река, извиваясь и ныряя под мостик, неся в своих водах частичку природной души. Картина «Иней» (1979) демонстрируется в Пошехонском краеведческом музее. Более десятка картин изображают реку Иней в разные времена года.

Больше всего полотен посвятил художник родной деревне Негановское и её окрестностям. Среди них шедеврами можно назвать картины «Рябинка» (1979), «Ночь» (1980), «Сбор малины» (1975), «Васильки» (1980), «Цветущий лён» (1981), «Осенняя дорога» (1979), «Мак. Дождливый вечер» (1981), «Вечер. Негановское» (1979). Последняя картина написана в нежных розовых тонах. Мягким золотистым светом, какой бывает вечером в конце лета, пронизана ткань полотна. Вечерний покой разлит в окружающем пейзаже. Одна из лучших картин Алексея Александровича – «Рябинка»(1979). На фоне бревенчатого дома с синими наличниками развесилась усыпанная красными гроздьями плодов красавица рябина. Деревенским уютом и щемящей грустью по прошедшему детству веет от этой замечательной картины.   

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...