Понятие и типы собственности. Собственность как основа экономической системы.
Основой, или фундаментом, любой экономической системы является собственность. В экономической системе она обусловливает: · экономический способ соединения работника со средствами производства; · цель функционирования экономической системы и условия ее развития; · характер производства, распределения, обмена и потребления экономических благ; · социальную структуру общества и положение индивида, социальных групп, слоев и классов в обществе. · Существует два типа собственности: частная и общественная. · Частная собственность – это такой тип собственности, когда исключительное право владения, пользования и распоряжения объектом собственности и получения дохода принадлежит (физическому или юридическому) лицу. Различают индивидуально-трудовую (личная и семейная) форму частной собственности и с наемным трудом (индивидуальная и с применением наемного труда); партнерство; кооперативную (акционерная). · Общественная собственность существует в двух формах: государственной и коллективной. · Государственная собственность: · - общегосударственная; · - муниципальная (коммунальная). · Коллективная собственность: · - собственность коллектива предприятия; · - кооперативная; · - собственность общественных организаций; · - собственность религиозных и культурных организаций. · Современные формы смешанной собственности: государственно-частная; государственно-кооперативная; государственно-коллективная; частно-коллективная; смешанная с привлечением иностранного капитала; комбинированная. Собственность -исторически развивающиеся общественные отношения по поводу распределения (присвоения), описывающие принадлежностьсубъекту, у которого имеются правомочия на распоряжение, владение и пользование объектом собственности. Совокупность вещей, принадлежащих данному субъекту (собственнику), составляет имущество соответствующего лица, поэтому отношения собственности называются также имущественными отношениями [1].
Рынок и его основные характеристики. Структура рынка. Ры́нок — категория товарного хозяйства, совокупность экономических отношений, базирующихся на регулярных обменных операциях между производителями товаров (услуг) и потребителями. Обмен обычно происходит на добровольной основе в форме эквивалентного обмена товара на деньги (торговля) или товара на товар (бартер). При свободном доступе на рынок, как производителей, так и потребителей, обмен происходит в условиях конкуренции. Одним из главных критериев рынка является наличие конкуренции. Чтобы рынок был конкурентоспособным, должно быть несколько независимых друг от друга покупателей и продавцов. Конкурентными считаются рынки со значительным числом независимых участников. Рынок с одним продавцом и несколькими покупателями называется монополией. Рынок одного покупателя и нескольких продавцов — монопсонией. Это крайности несовершенной конкуренции. Рынком также называют определённое место, где происходит торговля. К функциям рынка относятся: информационная — рынок даёт его участникам информацию о необходимом количестве товаров и услуг, их ассортименте и качестве; посредническая — рынок выступает посредником между производителем и потребителем; ценообразующая — цена складывается на рынке на основе взаимодействия спроса и предложения, с учётом конкуренции; регулирующая — рынок приводит в равновесие спрос и предложение. Через закон спроса он устанавливает необходимые пропорции в экономике. Наиболее успешно это происходит в условиях совершенной конкуренции;
стимулирующая — рынок стимулирует внедрение в производство достижений научно-технического прогресса, снижение затрат на производство продукции и увеличение качества, а также расширение ассортимента товаров и услуг; координирующая — рынок побуждает производителей создавать нужные обществу экономические блага с наименьшими затратами и получать достаточную прибыль; санирующая (оздоравливающая) — выявление неэффективных, убыточных предприятий и побуждение их к банкротству, ликвидации или реструктуризации. Субъектами рынка выступают собственники товаров, производители услуг, владельцы денег. Объекты рынка — материальные блага, факторы производства, ресурсы, товары и услуги, по поводу которых субъекты рынка вступают во взаимодействие, в рыночные отношения. Формами организации рынка служат базар, магазин, аукцион и т. д. Разновидности структур рынка: Монополистическая конкуренция, или конкурентный рынок, где существует большое количество компаний, каждая из которых имеет небольшую долю рынка и слабо дифференцированные продукты. Олигополия — рынок, на котором доминирует небольшое количество компаний, которые вместе контролируют подавляющую долю рынка. Дуополия — частный случай олигополии всего двух компаний. Олигопсония — рынок, на котором присутствует много продавцов, однако мало покупателей. Монополия — рынок, на котором присутствует только один производитель товара или услуги. Естественная монополия — монополия, в которой эффект масштаба чем больше повышает эффективность, тем больше размер компании. Компания является естественной монополией, если она способна самостоятельно обслуживать целый рынок с меньшей себестоимостью, чем любое сочетание двух и более компаний меньшего размера, или более узко специализированных компаний. Монопсония — рынок, на котором присутствует только один покупатель. Совершенная конкуренция - теоретически возможная структура рынка с ничем не ограниченной конкуренцией (или полным отсутствием барьеров входа); неограниченное количество производителей и покупателей в сочетании с совершенно эластичной кривой спроса. По территориальному признаку: местный, региональный, национальный, мировой.
По субъектам, вступающим в обмен: рынок потребителей, производителей, промежуточных продавцов, государственных учреждений. По объектам обмена: рынки средств производства, рынок товаров и услуг, финансовый рынок, рынок интеллектуальной собственности. По степени конкуренции: совершенная конкуренция, с монополистической конкуренцией, олигопольный, монополия. С учётом ассортимента: замкнутый, насыщенный, смешанный По степени соблюдения законности: легальный (официальный), нелегальный (теневой) По степени насыщенности: равновесный (спрос = предложение), дефицитный (спрос > предложение), избыточный (спрос < предложение). По степени развитости экономической свободы: свободный, регулируемый. По характеру продаж: оптовый, розничный.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|