Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сведения, уменьшающие неопределённость нашего знания об окружающем




Нас мире, которые являются объектом хранения, преобразования, передачи и использования.

В книге «Синергетика и информация» Д.С. Чернавский

приводит обширную коллекцию неудовлетворительных, по его мнению,

тавтологических определений информации. Большое число похожих и

непохожих друг на друга определений понятия «информация» означает,

что общепринятого определения информации ещё нет. Более того,

отмечает Д.С. Чернавский, нет даже четкого понимания сути этого

явления, хотя потребность в нем давно уже назрела.

Рассуждая об информации,академик Н.Н. Моисеев приходит к выводу, что являясь центральным понятием в информатике, оно до сих пор не имеет чёткого определения. Он утверждает, что информация не

Является всеобщим свойством материи и считает, что необходимость понятия информации возникает лишь при изучении систем, обладающих целеполаганием.

Существует подход, в котором вводится понятие информации как

отраженного разнообразия. Источником разнообразия, по мнению академика В.М. Глушкова, является неоднородность распределения материи и энергии в пространстве и во времени. Отсюда и определение, данное В.М. Глушковым: информация – это мера неоднородности распределения материи и энергии в пространстве и во времени, показатель изменений, которыми сопровождаются все происходящие в мире процессы.

 

Трудность в построении общего определения информации состоит в

том, что существуют разные типы информации. Например, социальная

информация, информация биологическая, информация в экономике,

научная информация. В самом простом случае мы говорим об

информации, которая введена в компьютер для решения задачи, или об

информации, передаваемой по проводам и радиоканалам. В этом случае

можно определить количество информации, указать носитель информации, память, оценить качество информации. Отметим, что здесь мы имеем дело скорее с данными, чем с информацией. В общем случае, когда мы говорим об информации при изучении окружающего мира, возникают только вопросы, на которые пока нет ответов.

Другое важное понятие информатики - данные. Этот термин

встречается не менее часто, чем информация и также является основным в информатике, но не вызывает таких затруднений при определении.

Понятие «данные»

Сушествует несколько различных по форме, но эквивалентных по сути определений

того, что такое «данные». Наиболее часто встречаются следующие

определения:

Данные - это зарегистрированные сигналы.

Данные - это информация, представленная в виде, позволяющем

Запоминать, хранить, передавать или обрабатывать её с помощью

Технических средств.

Данные – это информация об объекте или отношениях объектов,

Выраженная в знаковой форме.

Первое определение, на наш взгляд, наиболее удачное и наиболее

Общее. Под сигналом здесь понимается условный знак, физический

Процесс, явление, несущие сообщение о каком-либо событии, состоянии

Объекта и режиме его работы или передающие команды управления,

оповещения. Сигнал – это изменяющийся во времени физический процесс.

К регистрации сигналов можно отнести: запись музыки на магнитофон,

 

запись лекции в тетрадь, запись наблюдений в ходе эксперимента в виде

чисел, графиков, фотографирование каких-либо объектов, запоминание

учеником материала на уроке, нарисованный план, запись данных в память

компьютера, на жёсткий диск и т.д.

Второе и третье определения понятия «данные» являются

неудачными, так как в них делается попытка определить данные через

информацию. Получается circulus vitiosus - порочный круг. Второе

определение сужает общность понятия «данные» до уровня данных,

используемых в технике. Третье определение также носит прикладной

характер и имеет отношение к базам данных.

 

Понятия «данные» и «информация» близки, но не тождественны.

Эти понятия часто смешивают и, как отмечалось выше, делаются попыткиопределить одно через другое. Данные и информация взаимосвязаны.

Информация не может существовать без данных, без какого-либо

носителя: она как-то должна быть представлена с помощью данных.

Именно этот факт и пытались подчеркнуть авторы второго определения

данных. С другой стороны, любые данные всегда несут в себе какую-то

информацию.

Пример: мы слушаем иностранную речь по телефону, но не понимаем

её. Идёт регистрация данных (запоминание сигнала), но нет процесса

получения информации. Если мы запишем это сообщение на магнитофон

(зарегистрируем сигнал) и передадим запись переводчику, то он сможет

передать нам содержание телефонного сообщения, и мы получим

информацию, которая в нём содержалась. С другой стороны, даже не

понимая иностранную речь, мы можем получить информацию о том, кто нам звонил – мужчина или женщина, в каком состоянии находился

звонивший человек, а в некоторых случаях мы сможем определить язык, на котором он говорил.

В качестве примера реализации данной схемы можно привести

процесс обмена сообщениями по телефону. Источник информации – один из абонентов. Кодирующее устройство – микрофон. Он преобразует звуковые колебания в электрические сигналы, которые затем передаются по телефонному кабелю. Кабель в данном случае это и есть канал связи.

Иногда канал связи называют средой передачи данных. Во время

передачи сигналов по каналу связи могут возникать различного рода

помехи, которые искажают передаваемый сигнал. В этом случае мы

слышим в телефонной трубке посторонние шумы, потрескивания и т.п.

Декодирующее устройство – динамик телефонной трубки. Он совершает обратное преобразование электрических сигналов, полученных по кабелю, в акустические колебания, которые слышит другой абонент – приёмник информации.

 

:

Канал
 
связи
 
П
омехи
 
Источник
 
информации
 
Кодирующее
 
устройство
 
Приёмник
 
информации
 
Декодирующее
 
устройство
 

Рис. 1 Общая схема передачи информации (данных).

 

Другой пример: преподаватель читает лекцию в аудитории для

студентов, во время которой происходит передача информации. Каналами связи в этом случае являются воздух и доска, на которой во время лекции преподаватель мелом делает пояснительные записи. Помеха - шум в аудитории, события, отвлекающие внимание слушателей, плохое качество доски или мела. Источник информации - преподаватель, его знания; кодирующие устройства – голосовые связки, язык, мел. Информационные сигналы по каналам связи поступают в органы зрения и слуха, где воспринимаются и фиксируются слушателями, декодируются и

запоминаются ими.

Данные могут восприниматься человеком или техническим

устройством; их можно переводить из одной знаковой системы в другую без потери содержащейся в них информации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...