Виды профессиональной компетентности
Для определения содержания понятия профессиональной компетентности необходимо рассмотреть его структуру, включающую в себя различные ее виды. Рассмотрением вопроса о видах профессиональной компетентности занималась Кузьмина Н.В., которая выделяет один из таких видов как «психологическая компетентность». По мнению автора, психологическая компетентность представляет собой структурированную систему знаний о человеке как индивиде, индивидуальности, субъекте труда и личности, включенном в индивидуальную или совместную деятельность, осуществляющем профессиональные и иные взаимодействия. Психологическая компетентность состоит из нескольких взаимосвязанных подсистем: • социально-перцептивной компетентности (знание людей, ее основу составляет наблюдательность и проницательность); • социально-психологической (закономерности поведения, деятельности и отношений человека, включенного в профессиональную группу); • аутопсихологической (самопознание, самооценка, самоконтроль, умение управлять своим состоянием и работоспособностью, самоэффективность); • коммуникативной (знания о различных стратегиях и методах эффективного общения); • психолого-педагогической (знания методов осуществления влияния) (25, 105 с.). Высокий уровень психологической компетентности обеспечивает успешное освоение психологических методов управления «человеческой составляющей». В настоящее время активно проводятся исследования структуры и содержания профессиональной компетентности различных категорий государственных служащих (25). Маркова А.К. различает следующие виды профессиональной компетентности: – специальная компетентность – «владение собственно профессиональной деятельностью на достаточно высоком уровне, способность проектировать свое дальнейшее профессиональное развитие» (27, 34 с.);
– социальная компетентность – владение совместной (групповой, кооперативной) профессиональной деятельностью, сотрудничеством, а также «принятыми в данной профессии приемами профессионального общения, социальная ответственность за результаты своего профессионального труда» (27, 34 с.); – личностная компетентность – «владение приемами личностного самовыражения и саморазвития средствами противостояния профессиональной деформации личности» (27, 34 с.); – индивидуальная компетентность – «владение приемами самореализации и развития индивидуальности в рамках профессии, готовность к профессиональному росту, способность к индивидуальному самосохранению, неподверженность профессиональному старению, умение организовать рационально свой труд без перегрузок времени и сил, без усталости» (27, 35 с.). Названные виды компетентности означают, по мнению автора, зрелость человека в профессиональной деятельности, в его профессиональном общении, в становлении личности профессионала, его индивидуальности. Каждый из видов компетентности включает в себя и общие межпрофессиональные компоненты. Так специальная компетентность характеризуется: способностью к планированию производственных процессов, умением работать с компьютером, с оргтехникой, чтением технической документации. Личностная компетентность включает: способность планировать свою трудовую деятельность, контролировать и регулировать ее, способность самостоятельно принимать решения, способность находить нестандартные решения (креативность), гибкое теоретическое и практическое мышление, умение видеть проблему, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения. Индивидуальная компетентность включает в себя такие межпрофессиональные компоненты как: мотивация достижения, ресурс успеха, стремление к качеству своей работы, способность к самомотивированию, уверенность в себе, оптимизм.
Маркова А.К. упоминает также такой вид компетентности как – «экстремальная профессиональная компетентность, когда человек готов к работе во внезапно усложнившихся условиях деятельности» (27, 35 с.). Деркач А.А., рассматривая структуру профессиональной деятельности профконсультантов службы занятости, выделяет следующие основные компоненты профессиональной компетентности: • профессионально-правовую компетентность (знание законодательства о труде и нормативных актов, распорядительных документов службы занятости на всех ее уровнях, методических материалов по профессиональному консультированию и пр.); • профессиологическую компетентность (система знаний о различных профессиях, требованиях, предъявляемых ими к субъекту труда, общей и специальной профессиональной подготовке, факторах профессионального развития, видах профессиональной деформации личности и пр.); • социально-перцептивную компетентность (так как деятельность профконсультанта относится к системе «человек-человек», то необходима система знаний о типах личности, детерминантах поведения и отношений, восприятии и понимании человека человеком и пр.); • коммуникативную компетентность (в виду того, что деятельность профконсультантов осуществляется в процессе общения, необходимы знания содержания различных форм межличностного общения, методов психологических воздействий, особенностей их применения) (11, 71 с.). Таким образом, структура и содержание профессиональной компетентности, с точки зрения акмеологического подхода, во многом определяется спецификой выполняемой профессиональной деятельности и ее принадлежности к определенным типам. По мнению Деркача А.А. психологическая компетентность занимает особую роль в структуре профессиональной компетентности, если деятельность относится к классам «человек-человек», «человек-группа или коллектив» и «человек – большие социальные группы» (по классификации Е.А. Климова). Причем, психологическая компетентность позволяет эффективно взаимодействовать и управлять «человеческой составляющей» управляемых систем.
Разработкой и изучением различных видов компетентности уделялось немалое внимание и Бодалев А.А. Автор выделяет основные три группы профессиональной компетентности: «компетентность в профессиональной деятельности, компетентность в профессиональном общении и компетентность в реализации личности профессионала» (5, 314 с.) и виды профессиональной компетентности внутри каждой из групп. Компетентность в профессиональной деятельности и ее виды: - специальная (знание своего дела); - технологическая; - субъектная; - профессиологическая (осведомленность в мире профессий); - правовая; - экономическая и т.д. Компетентность в профессиональном общении и ее виды: - коммуникативная, общенческая (способность к сотрудничеству); - социально-перцептивная (способность к восприятию другого человека); - дифференциально-психологическая; - диагностическая (способность к изучению другого человека); - этическая; - эмпатийная; - межкультурная, социокультурная (терпимость к другим культурам); - конфликтная и др. Компетентность в развитии личности профессионала и ее виды: - психологическая (умение изучать другого человека); - индивидуальная, аутопсихологическая (умение изучать себя); - культурная (способность к усвоению культурных норм, принятых в данном обществе как эталонов для развития своей личности); - рефлексивная и др. Таким образом, рассмотрение системных характеристик компетентности показывает, что она содержит различные взаимосвязные компоненты. Стержневой составной частью профессиональной компетентности является психологическая компетентность, которая включает в себя: социально-перцептивную компетентность, социально-психологическую, аутопсихологическую, коммуникативную, психолого-педагогическую компетентность. Бодалев А.А. утверждает, что каждая из данных компетентностей включает в себя ряд определенных свойств и умений личности. Так в основе социально – перцептивной компетентности лежат такие интегративные свойства и умения, как проницательность и наблюдательность.
Уровень аутопсихологической компетентности определяет развитие таких характеристик как качество самоанализа, адекватность самооценки, уровень саморегуляции, самоэффективность и другие важнейшие свойства. Так же выделяют рефлексивную компетентность, которая «состоит в осведомленности относительно процессов актуализации личности, реализации рефлексивных способностей в осмыслении и преодолении стереотипов мышления и образования нового инновационного содержания» (1, 156 с.). Важным видом профессиональной и психологической компетентности является конфликтологическая компетентность. В основе данного вида лежит умение разрешать конфликты и управлять ими. Исследования в рамках акмеологии позволили выделить новую акмеологическую категорию – «акмеологическая компетентность» (1, 161 с.). В общем виде, она рассматривается как когнитивный компонент системы профессионализма акмеолога, сфера его профессионального ведения включает акмеологические знания о принципах и закономерностях развития зрелой личности и ее профессионализма. Тушов П.Я. предлагает различные уровни компетентности менеджеров: Неосознанная некомпетентность (некомпетентный менеджер). «Менеджер не знает о множестве существующих способов и методов управления, не желает их изучать и тем более применять. С людьми работает, как умеет, и привык работать. Своим подчиненным он может заявлять: «Кого не устраивает работа со мной, увольняйтесь» (51). Осознанная некомпетентность (развивающийся менеджер). «Руководитель понял, что ему необходимо развиваться, определил границы развития (они в дальнейшем могут расширяться) и начал обучаться. Такие менеджеры по мере обучения пытаются применять полученные знания на практике» (51). Осознанная компетентность (компетентный менеджер). «Данный менеджер отличается тем, что найдет выход из любой сложной ситуации, в которую попадает. Компетентные менеджеры высшего звена управления, как правило, всегда на виду и достаточно известны общественности и профессионалам» (51). Неосознанная компетентность (мудрый менеджер). «Мудрого менеджера отличает, то, что он не попадает в сложные ситуации, из которых нужно искать выход. Очень часто данные менеджеры знают оптимальное решение, но не могут его логически объяснить другим. Иногда они не обладают большой эрудицией и обширными управленческими знаниями, и со стороны не всегда производят впечатление очень умных людей. Сложные ситуации разрешаются успешно для них, как бы сами собой. Несмотря на то, что многие из них являются менеджерами высшего звена управления, их исключительность зачастую незаметна для широкой общественности» (51).
На основе данных уровней автор выстроил модель компетентности, базирующуюся на стандартах компетентности менеджеров ведущих западных стран, т. к. российские стандарты компетентности отсутствуют; стандарты компетентности менеджеров ведущих западных стран, по мнению автора, разработаны очень качественно, комплексно и системно, хотя и имеют некоторые ограничения. Например, стандарт MCI-2 (для менеджеров среднего звена) предусматривает следующие блоки компетентности: · инициировать и проводить улучшения услуг, товаров и систем; · контролировать и совершенствовать предоставление услуг и поставку товара; · контролировать использование ресурсов; · обеспечивать оптимальное распределение ресурсов между операциями и проектами; · нанимать и отбирать кадры; · совершенствовать команды, повышать квалификацию сотрудников и свою собственную для улучшения показателей; · планировать, распределять и оценивать работу команд, отдельных сотрудников и свою собственную; · налаживать, поддерживать и укреплять эффективные рабочие связи; · собирать, оценивать и организовывать информацию; · обмениваться с коллегами информацией для принятия решений. Комплексная модель компетентности менеджеров основана на следующих принципах: 1. По мере перемещения руководителя с нижних уровней управления на более высокие ему требуются все большие знания законов мироздания и высокие общечеловеческие качества, чем традиционная компетентность, которой обучают в бизнес-школах; 2. На каждом уровне управления важна гармоничная пропорциональность элементов компетентности; 3. Модель отражает скорее качественную, а не количественную оценку соотношения отдельных элементов компетентности (см. рис 1).
Рис. 1. Комплексная модель компетентности менеджеров
Таким образом, из рисунка видно, что границы компетентности менеджеров определяются его принадлежностью к определенному уровню, включающему в себя высшее, среднее и низшие звенья. Стержневым компонентом для менеджера любого звена является компетентность, определяемая стандартом ведущих западных стран. Причем, чем выше уровень менеджера любого из звеньев, тем шире и полнее должны быть представлены знания законов мироздания, которые включены в необходимую профессиональную компетентность. Из вышесказанного следует, что повышение уровня занимаемого менеджером, определяет широту его профессиональных знаний и соответственно, границы его профессиональной компетентности. Растянников А.В., изучая компетенцию в совместном творчестве, выделял в ее составе два вида компетенций: компетентность субъекта в решении творческих задач, социально – психологическую компетентность (43, 26 с.). Где социально – психологическая компетентность – это «способность индивида эффективно взаимодействовать с окружающими его людьми в системе межличностных отношений» (43, 28 с.). В состав социально психологической компетенции автор включает такие характеристики как: умение ориентироваться в социальных ситуациях, правильно определять личностные особенности и эмоциональные состояния других людей, выбирать адекватные способы обращения с людьми и реализовывать эти способы в процессе взаимодействия. Зимняя И.А. опираясь на сформулированные в отечественной психологии положения таких авторов как: Б.Г. Ананьев, В.Н. Мясищев, Н.В. Кузьмина, А.А. Деркач, А.К. Маркова, выделяет следующие виды компетентностей: – «компетентности, относящиеся к самому себе как личности, как субъекту жизнедеятельности – компетентности, относящиеся к взаимодействию человека с другими людьми – компетентности, относящиеся к деятельности человека, проявляющиеся во всех ее типах и формах» (14, 40 с.). Таким образом, каждая группа компетентностей включает в себя виды, образуя тем самым 10 основных компетенций: 1. компетенции здоровье сбережения: знание и соблюдение норм здорового образа жизни, знание и соблюдение правил личной гигиены; 2. компетенции ценностно-смысловой ориентации в мире: ценности бытия, жизни, ценности культуры; 3. компетенции интеграции: структурирование знаний, расширение накопленных знаний; 4. компетенции гражданственности: знание и соблюдение прав и обязанностей гражданина; 5. компетенции самосовершенствования, саморазвития, саморегулирования, личностной и предметной рефлексии, смысл жизни, профессиональное развитие; 6. компетенции социального взаимодействия; 7. компетенции в общении; 8. компетенция познавательной деятельности: постановка и решение познавательных задач, интеллектуальная деятельность; 9. компетенции деятельности: планирование, проектирование, моделирование, прогнозирование, исследовательская деятельность; 10. компетенции информационных технологий: прием, переработка, выдача информации. Первые пять основных компетенций входят в состав компетентности, относящейся к самому человеку как личности, субъекту деятельности, общения. Шестая, седьмая компетенции входят в состав компетентностей, относящихся к социальному взаимодействию человека и социальной сферы. И компетенции с восьмой по десятую образуют компетентность, относящуюся к деятельности человека. Зеер Э.Ф. выделяет следующие компоненты профессиональной компетентности: · социально-правовая компетентность – знания и умения в области взаимодействия с общественными институтами и людьми, а также владение приемами профессионального общения и поведения; · специальная компетентность – подготовленность к самостоятельному выполнению конкретных видов деятельности, умение решать типовые профессиональные задачи и оценивать результаты своего труда, способность самостоятельно приобретать новые знания и умения по специальности; · персональная компетентность – способность к постоянному профессиональному росту и повышению квалификации, а также реализация себя в профессиональном труде; · аутокомпетентность – адекватное представление о своих социально-профессиональных характеристиках и владение технологиями преодоления профессиональных деструкций (15, 53 с.). Из вышесказанного видно, что, описывая понятие профессиональной компетентности, обязательным является определение основных ее составляющих, что порождает многообразие классификаций данного феномена. Как отечественные, так и зарубежные авторы занимались разработкой подобного рода классификаций, что свидетельствует об актуальности изучения проблематики профессиональной компетентности. Проанализировав многочисленные психологические источники мы пришли к выводу, что профессиональная компетентность состоит из различных специфичных компетенций, определяющих успешность выполнения профессиональной деятельности и являющихся неотъемлемой частью личности профессионала. Одной из таких компетенций является личностная компетенция, обеспечивающая личностное развитие и самосовершенствование в процессе профессиональной деятельности. В дальнейшем мы перейдем к рассмотрению основных личностных характеристик муниципальных служащих, составляющих его профессиональную компетентность.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|