Практические рекомендации для кадровых служб администраций города Самары по подбору персонала
Характеристика муниципальной службы как профессиональной управленческой деятельности является исходным критерием для составления личностного профиля муниципального служащего, включающего в себя основные личностные характеристики и позволяющего быть эффективным в сфере муниципального управления. Особое значение приобретает интегрирующая социальная роль муниципальных служащих, которая отражается в управленческом характере их профессиональной деятельности. В процессе профессионализации муниципальной службы усиливается управленческий характер содержания труда муниципальных служащих, обогащаются их профессиональные знания, умения и навыки, возрастают претензии на более высокий правовой и социальный статус, соответствующий рост вознаграждений и привилегий. Актуальным является потребность в высококвалифицированных кадров, способных к саморазвитию, профессиональному развитию и противостоянию профессиональной деформации. Данная проблема акцентирует вынимание на необходимости личностно-ориентированного развития личности будущего руководителя. Для достижения этой цели на начальном этапе требуется обеспечить формирование и совершенствование системы подбора кадров на муниципальные должности. В дальнейшем возможно развитие у субъектов труда необходимых содержательных и психологических новообразований. Содержание такой подготовки основывается, прежде всего, на гуманистических представлениях о профессиональной деятельности, желаемых качествах личности в рамках отведенной ей компетентности. Выбранный нами комплекс диагностических методик может быть предложен для использования в кадровых службах администраций города Самары при осуществлении подбора кадров на муниципальные должности. Такое комплексное тестирование позволяет выявить целостный профиль муниципального служащего, включающий в себя основные составляющие его профессиональной компетентности, а также отнести любого из кандидатов к одному из выявленных нами типов личности, что позволит прогнозировать успешность выполнения его профессиональной деятельности в конкретной области.
Рассмотрим основные характеристики первого типа муниципального служащего: «генератор идей». Данный тип характеризуется доминированием чувств над действиями, высокой творческой активностью, оригинальностью в высказываниях и суждениях. Представители этого типа являются хорошими генераторами идей, но не реализаторами, обладают устойчивыми интересами, упорством в отстаивании собственного мнения, конформностью и ведомостью поведения, но имеют трудности в профессиональной адаптации. Умение ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам также находится на высоком уровне. Обладают такой характеристикой как отзывчивость на чувства и нужды других людей, а также имеют высокую способность утверждать себя благодаря собственной силе и значимости. Условиями оптимальной эффективности для представителей данного типа являются те, где присутствует свобода принятия решения и возможность проявления индивидуального подхода к решению проблемы. Данные характеристики будут способствовать наиболее успешному выполнению деятельности в таких структурных подразделениях как: Управление по вопросам культуры и организации досуга населения, Управление международных связей, а также в подразделениях связанных, в основном, с социальной сферой. Все указанные структуры отличаются необходимостью наличия кадров, способных к разработке творческих и деловых вечеров, всевозможных презентаций и организаций встреч различных делегаций из других городов. В основном данный тип личности наиболее реализует свои способности на должностях помощника начальника или заместителя.
Перейдем к рассмотрению основных характеристик второго типа муниципального служащего: «рационализатор». Данный тип обладает устойчивостью интересов, упорством в отстаивании собственных взглядов, практичностью, любовью к аккуратности, верности принципам. Для них характерны такие черты как: прямолинейность, любовь к точности, конкретность, рациональность. Представители данного типа умеют увлекать людей, склонны к планомерным действиям. Присутствуют лидерские черты, оптимистичность, активность, легкость в принятии решений, общительность, демонстративность. Направленность на себя, свою систему ценностей и убеждений, приверженность данным ценностям. Умение ситуационно и спонтанно реагировать в нестандартных ситуациях, умение быть собой, принятие себя, несмотря на свои слабости и недостатки, выраженность творческой направленности личности. Вышеуказанные характеристики способствуют эффективной деятельности в сферах, где необходимы умения убеждения, отстаивания чьи-то интересов, необходимость принятия решений. Наиболее подходящими структурами будут являться: Отдел потребительского рынка и услуг, Комитет по управлению имуществом, Отдел по учету и распределению жилой площади, Департамент по промышленной политике, предпринимательству, связи и информатики, Комитет по делам семьи. Наиболее подходящими должностями для максимального проявления имеющихся личностных черт и способностей будут являться: начальник отдела, генеральный директор, главный уполномоченный отделения. Третий тип муниципального служащего: «исполнитель» имеет следующие характерологические особенности: проявление сверхконтроля, конформность, исполнительность, догматичность, приверженность устоявшимся принципам, высоконравственный образ жизни. Отсутствие спонтанности, непосредственности поведения, конформизм, низкая поисковая активность, неуверенность, неумение быстро принимать решения, низкая воля реализации желаний.
Наличие высокой степени конструктивности взглядов на природу мужественности / женственности, а также способности личности быть целостной, как в профессиональном, так и в личностном плане. Характерно умение целостного видения проблемной ситуации. Совокупность данных личностных особенностей указывает на возможность осуществления успешной профессиональной деятельности на таких должностях как: ведущий специалист, главный специалист. Наиболее подходящими будут такие отделы структурных подразделений администрации как: аналитический, отдел кадров, общий отдел, бухгалтерия и другие. Наиболее подходящими будут являться следующие структурные подразделения: Департамент экономики и финансов, Отдел социально-экономических программ и прогнозирования, Управление кадров и муниципальной службы. Четвертый тип муниципального служащего «нарцистический» имеет следующие характерологические особенности: нарцистическая личность, манерность поведения, наличие мужественных черт (у женского пола), независимость, стремление к экспансии. В поведении проявляется холодный индивидуализм, любовь к тем, кто перед ними преклоняется, индивидуальность, самостоятельность в принятии решений. Умение строить перспективные планы в настоящем с учетом прошлых событий и взглядом в будущее, высокая способность ситуационно реагировать без ригидной приверженности принципам. Наличие конструктивности взглядов на природу мужественности и женственности человека. Отсутствие жесткой приверженности устоявшимся принципам и догмам, низкая способность вчувствоваться и понимать состояние другого человека, неумение утверждать себя за счет своих собственных усилий и достоинств, неумение принимать какие-либо проявления агрессии других людей, отсутствие стремления к установлению близких, доверительных отношений с окружающими людьми, низкое стремление к познанию чего-либо нового. Данный тип наиболее комфортно будет себя ощущать, занимая такие должности как: начальник, руководитель аппарата, глава администрации и т.п. Наиболее подходящие структурные подразделения: Администрация города, Департамент по промышленной политике, предпринимательству, связи и информатике, Департамент строительства и архитектуры, Департамент экономики и финансов.
Пятый тип муниципального служащего называется «активно-инфантильный» и имеет следующие характерологические особенности: независимость, стремление к экспансии, самостоятельность и легкость в принятии решения, гипертимный тип личности, бесцеремонность, снисходительное отношение к недостаткам других людей, инфантилизм, любовь к новому. Высокая степень конструктивности взгляда на природу мужественности и женственности, а также выраженности творческой направленности личности. По данной характеристики можно предположить, что наиболее эффективным будет осуществление профессиональной деятельности данного типа в таких подразделениях как: Комитет по физической культуре и спорту, Комитет по делам молодежи и т.п. Желательные должности: главный специалист, заместитель начальника и т.п. Краткая характеристика выявленных нами типов и рекомендации по желательному трудоустройству и распределению персонала на муниципальную службу по нашему мнению должно максимально способствовать достижению эффективности выполнения профессиональной деятельности. Использование предложенного комплекса методик и разработанных нами практических рекомендаций в кадровых службах администраций города Самары будет способствовать более качественному подбору персонала и продвижению по карьерной лестнице на муниципальных должностях. Таким образом, проведенное нами экспериментальное исследование показало наличие специфических личностных особенностей муниципальных служащих, обуславливающих содержание их профессиональной компетентности. Изучение и выявление психологических особенностей профессиональной компетентности позволило выделить существующие профессиональные типы муниципальных служащих. Наличие данных типов обусловлено спецификой и условиями профессиональной деятельности, способствующих формированию и видоизменению личностных особенностей, первоначально имеющихся у представителей органов муниципальной власти. Таким образом, диагностика по предложенным нами методикам и выявление степени выраженности тех или иных личностных черт позволяет относить каждого из представителей муниципальной службы к определенному типу. Описанные нами особенности каждого из профессиональных типов, их специфика и отличительные черты, способствуют прогнозированию желательных должностей и структурных подразделений администраций города, что непосредственно влияет на успешность выполнения профессиональной деятельности на муниципальной службе.
Данные, полученные в ходе экспериментального исследования, были оформлены в виде практических рекомендаций для кадровых служб администраций города Самары, с целью подбора персонала на муниципальные должности.
Заключение
В ходе нашего исследования был проведен теоретический анализ проблемы профессиональной компетентности в литературе. Рассмотрены подходы смежных с психологией наук, зарубежных и отечественных психологов. Выделена методологическая основа нашего исследования и сформулировано свое понимание профессиональной компетентности муниципальных служащих. Под профессиональной компетентностью муниципальных служащих мы будем понимать интегральное личностное образование, включающее в себя профессионально-важные знания, умения и включающее в себя специфичные компетентности относительно выполняемой деятельности. Выявлены основные психологические составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих. Содержание профессиональной компетентности обуславливается спецификой и условиями выполнения профессиональной деятельности. Проанализировав содержание деятельности на муниципальной службе в качестве основных психологических составляющих мы выделяем: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации и личностный адаптационный потенциал. Подобран диагностический инструментарий для исследования психологических особенностей профессиональной компетентности муниципальных служащих. Выбранные нами диагностические методики позволяют выявлять выраженность основных базовых свойств личности, образующих профиль муниципального служащего, выявлять степень развития основных составляющих профессиональной компетентности и уровень развития личностного адаптационного потенциала. На основании исследования основных психологических особенностей профессиональной компетентности была выявлена профессиональная типология муниципальных служащих. Полученная типология включает в себя пять основных типов (генератор идей, исполнитель, рационализатор, нарцистический, активно-инфантильный), на каждый из которых составлена социально-психологическая характеристика, отражающая особенности каждого из типов. По результатам исследования разработаны практические рекомендации для кадровых служб различных структурных подразделений города Самары по отбору персонала. Рекомендации позволяют прогнозировать успешность выполнения своей профессиональной деятельности и качественно осуществлять подбор кадров. Таким образом, выдвинутая нами гипотеза подтвердилась: на основании психологических особенностей профессиональной компетентности была разработана типология муниципальных служащих. Новизна нашего исследования заключается в разработке основных составляющих профессиональной компетентности муниципальных служащих, выявлении основных личностных типов и составлении их социально-психологических характеристик, отражающих особенность каждого. Таким образом, поставленные в дипломном исследовании задачи решены полностью, цели нашего исследования достигнуты: проведен теоретический анализ литературы, направленный на изучение понятия профессиональной компетентности муниципальных служащих. На основе анализа различных психологических источников нами были выделены основные составляющие профессиональной компетентности муниципальных служащих. Стержневой основой содержания профессиональной компетентности являются такие личностные особенности как: синергичность, гибкость поведения, креативность, ориентация во времени, сензитивность, самопринятие, поддержка, ценностные ориентации, личностный адаптационный потенциал. Но проведенное исследование не претендует на полное решение проблемы исследования содержания профессиональной компетентности муниципальных служащих, хотя сделано основное – акцентировано внимание на значимости личностных особенностей в профессиональной деятельности муниципальных служащих. Созданные в дипломном исследовании теоретическая и экспериментальная базы позволяет продолжить исследование в этой области. Таким образом, что перспективой исследования этой проблематикой будет являться комплексное изучение профессиональной компетентности включающей в себя когнитивный, социальный, коммуникативный и другие, не рассматриваемые в нашей работе компоненты. Также перспективным является проведение работы по составлению тренинговой программы, направленной на повышения уровня развитости основных составляющих профессиональной компетентности муниципальных служащих.
Список литературы
1. Акмеология: Учебное пособие / А. Деркач, В. Зазыкин. – СПб.: Питер, 2003. – 256 с.: ил. – (Серия «Учебное пособие») 2. Акмеология: Учебник / Под общ ред А.А. Деркача. М.: Изд-во РАГС, 2002. – 650 с. 3. Анастази А. Психологическое тестирование. – В 2х т. – М.: Педагогика, 1982. – 524 с. 4. Анискин Ю.П. Общий менеджмент: Учебник по общей теории менеджмента. – М.: РМАТ, 1997. – 158 с. 5. Бодалев А.А. Вершина в развитии взрослого человека. Характеристики и условия достижения. М.: Флинта: Наука, 1998. – 453 с. 6. Бурлачук Л.Ф., Морозов С.М. Словарь-справочник по психодиагностике – СПб.: Изд-во «Питер», 2000. – 528 с.: (Серия «Мастера психологии») 7. Васильев А.В. Местное самоуправление: опыт, проблемы и перспективы. М.: Граница, 2002. – 426 с. 8. Веселков А.Ф. К вопросу о надежности результатов оценочных процедур и эффективности их использования / Журнал прикладной психологии, 2001, №3. – с. 3–8 9. Гневко В. Чиновники нового типа // Муниципальная власть. – 1999. – №6. – с. 75–77 10. Деркач А.А. Акмеология: Личностное и профессиональное развитие человека. Кн. 1–5. Акмеологические основы управленческой деятельности. Кн.2. – М.: РАГС, 2000. – 536 с. 11. Деркач А.А., Зазыкин В.Г., Маркова А.К. Психология развития профессионала: Учебное пособие. М. Издательство РАГС, 2000. – 124 с. 12. Джонсон Д.У. Тренинг Общения и развития: Пер. с англ. – М.: Изд-ая группа «Прогресс», 2001. – 248 с. 13. Замотаев А.А. Местное самоуправление: основные понятия и термины. – М.: РИЦ «Муниципальная власть», 1999. – 123 с. 14. Зимняя И.А. Ключевые концепции – новая парадигма результата образования // Высшее образование сегодня. – 2003. – №5. – с. 34–42 15. Зеер Э.Ф. Психология профессий: Учебное пособие для студентов вузов. – 2-е изд., перераб., доп. – М.: Академический Проект; Екатеринбург; Деловая книга, 2003. – 336 с. 16. Ибрагимов Х. Институциональная организация компетенции местного самоуправления // Муниципальная власть. – 2002. – №2. – с. 23–30 17. Исмагилова Ф.С. К проблеме психологического анализа профессионального опыта // Вестник Московского Университета. Сер. Психология. – 2000. – №2. – с. 16–26 18. Йеннекс Ж. Менеджмент в условиях рыночной экономики: Теория и практика. Учебное пособие повышения квалификации менеджеров. Минск, 1992. – 135 с. 19. Калаченко Л. Требуются профессионалы. Муниципальная служба: состояние, пути развития кадрового потенциала. Муниципальная власть. 2002, №2. – с. 40–42 20. Калиниченко Л.А. Организация муниципальной службы. Саратов, 1998 – 324 с. 21. Карпов А.В. Психология менеджмента. Учебное пособие. – М.: Гардарики, 2000. – 584 с. 22. Когнитивная психология / Х. Гейвин. – СПб.: Питер, 2003. – 272 с.: ил. – (Серия «Концентрированная психология») 23. Компетенция органов местного самоуправления. Часть 2.: Сост. Щепочев В.А., под. ред. Донковцева Г.П. Оренбург: Оренбургское книжное издательство. – 2000. – 353 с. 24. Краткий психологический словарь, Издание второе, расширенное, исправленное и дополненное. Под общ ред. А.В. Петровского и М.Г. Ярошевского. Ред-сост Л.А. Карпенко. – Ростов-на-Дону, «ФЕНИКС», 1998. – 256 с. 25. Кузьмина Н.В. Профессионализм личности преподавателя и мастера производственного обучения. М., 1990. – 305 с. 26. Лебедев О.Т., Каньковская А.Р. Основы менеджмента. Учеб. пособие / Под ред. О.Т. Лебедева. Изд. 2-е, доп. – СПб.: ИД «МиМ», 1998. – 192 с. 27. Маркова А.К. Психология профессионализма. – МГФ «Знание». М, 1996. – 308 с. 28. Мельников В.М., Ямпольский Л.Т. Введение в экспериментальную психологию личности: Учебное пособие для слушателей ИПК, преподавателей пед дисциплин ун-тов и пед ин-тов, – М.: Просвещение, 1985. – 319 с., ил. 29. Мескон М.Х., Альберт М., Хедоури Ф. Основы менеджмента. – М.: Дело, 1995. – 254 с. 30. Местное самоуправление. Учебное и научно – практическое пособие / В.И. Васильев. – М.: 1999. – 453 с. 31. Муниципальный менеджмент: Справочное пособие/ Иванов В.В., Коробова А.Н. – М.: ИНФРА-М, 2002. – 718 с. 32. Муниципальное право: Учебник для вузов / Под ред. А.М. Никитина. – М.: ЮНИТИ–ДАНА, Закон и право, 2000. – 439 с. 33. Муниципальное управление: профессиональное развитие персонала / А.К. Коньков, B.C. Нечипоренко, Б.Т. Пономаренко и др. – М.: Логос, 2001. – 60 с. 34. Настольная книга консультанта по проблемам местного самоуправления / Под.общ. ред С. Юрковой, У. Пюндта, Э. Маркварта, М-СПб.: Общество «Знание». – Санкт-Петербург и Ленинградская область, 2000. – 356 с. 35. Ожегов С.И. Словарь русского языка: Ок. 57000 слов / Под ред чл-корр АНСССР Н.Ю. Шведовой. – 18-е изд., стереотип. – М.: Рус. яз, 1986. – 797 с. 36. Орехов Д.В. «К лидерству в бизнесе через развитие компетентности» // Управление персоналом №3 (80) 2003 г. с. 48
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|