Возрастные особенности регуляции позы, мышечного тонуса и движений
⇐ ПредыдущаяСтр 10 из 10 Двигательная активность новорожденных и детей первого года жизни У новорожденных сохраняется флексорная гипертония новорожденных, характерное для плода преобладание тонуса мышц-сгибателей. Это проявляется в специфической позе: согнутом положении головы по отношению к туловищу, согнутых верхних и нижних конечностях. Эта поза имеет важное значение для уменьшения общей поверхности теплоотдачи. Гипертонус мышц-сгибателей в первые месяцы жизни обусловлен повышенным тонусом красного ядра в сочетании с незрелостью полосатого тела и пирамидной системы. Эта поза сохраняется до 1-1,5 месяцев. В возрасте 3-5 месяцев наблюдается нормотония - устанавливается равновесие мышц-антогонистов. В психомоторной деятельности детей раннего возраста различают: 1. таламопаллидарный период – от рождения до 4-6 месяцев; 2. стриопаллидарный период – включение антигравитационных механизмов (сидение, стояние), снижение мышечного тонуса, развитие движений на базе врождённых рефлексов – от 4 до 11 месяцев. 3. период созревания корковых функций – развитие сложных условных рефлексов, двигательных навыков, интеллектуальной психической деятельности. У распелёнутых новорожденных возникают беспрерывные беспорядочные массивные движения – сгибание рук, ног, туловища и головы. Движения конечностей слабо координированы и нецеленаправлены. Новорожденные не способны переворачиваться со спины на живот и обратно, удерживать головку: выпрямительные установочные рефлексы у них отсутствуют, но имеются вестибулярные и шейные тонические рефлексы, что свидетельствует о функционировании рецепторов полукружных каналов. У новорожденных и детей первых месяцев жизни имеются так называемые двигательные рефлексы новорожденных:
1. рефлекс Робинсона (хватательный рефлекс). При прикосновении к ладоням пальцами или карандашом ребёнок охватывает их с такой силой, что иногда таким образом можно его поднять. 2. Рефлекс Моро. При ударе по столику или кровати, на которой находится ребёнок, он разводит ручки в стороны, а затем сводит их. И рефлекс Робинсона, и рефлекс Моро объясняются усилением флексорного тонуса верхних конечностей, который характерен для новорожденных. 3. Рефлекс ползания (Бауэра). В положении на животе лёгкое давление ладонью на стопы вызывает отталкивание ребёнка от ладони и движения типа ползания. 4. Подошвенный рефлекс Бабинского. Штриховое раздражение кожной поверхности подошвы чаще вызывает разгибание большого пальца и сгибание всех остальных. У детей раннего возраста встречаются разные варианты рефлекса Бабинского (сгибательные и разгибательные). Полагают, что особенности рефлекса Бабинского у новорожденных связаны с незрелостью как пирамидной, так и стриопаллидарной систем. 5. Хоботковый рефлекс. Легкий удар пальцем по губам вызывает вытягивание губ вперед (элемент сосательного рефлекса). Эти и ряд других рефлексов используются педиатрами для исследования функции ЦНС ребёнка. С возрастом рефлексы новорожденных должны исчезать. Так, рефлекс Моро исчезает к 4 месяцам. Наличие его после этого возраста является признаком отставания в развитии. Рефлекс Робинсона постепенно исчезает к 3-6 месяцам. Рефлекс Бабинского может сохраняться до 5 лет. Наличие этих рефлексов у старших детей говорит о нарушении двигательной системы. На 2-ом месяце жизни ребёнок, положенный на живот, приобретает способность к рефлекторному тоническому сокращению шейной мускулатуры, приподнимает и удерживает головку, то есть осуществляет первую антигравитационную позу. Окончательно способность удерживать головку формируется к 3-ему месяцу жизни.
С 4-х месяцев ребёнок может переворачиваться со спины на бок и с живота на спину. В возрасте 5-6 месяцев ребёнок начинает садиться. Это так называемая вторая антигравитационная поза. В возрасте 6-8 месяцев он может вставать, стоять и опускаться, придерживаясь руками за предметы. В возрасте от 3 до 7 месяцев ребёнок осваивает ползание. Третья антигравитационная поза – поза стояния - возникает к 11-12 месяцам. Это открывает возможности выполнения первых двигательных актов. Ходить самостоятельно ребёнок начинает около 1-го года. Началом самостоятельной ходьбы считается день, когда ребёнок без посторонней поддержки прошёл несколько шагов. Начинающий ходить ребёнок передвигается быстро, так как при быстром перемещении ему легче сохранять равновесие. Удержание равновесия является трудным и важным моментом в развитии движений и формируется постепенно. С возрастом созревают двигательные центры и совершенствуются центральные координационные механизмы, что позволяет сохранять равновесие и выполнять сложные виды движений. Оглавление
Дополнительная литература 1. Физиология движений: Руководство по физиологии. Л.Наука,1976, 375с. 2. Т.В. Алейникова,В.Н.Думбай,Г.А.Кураев,Г.П. Фельдман. Физиология центральной нервной системы: учебное пособие. Ростов на Дону, Феникс, 2000.384с. 3. Недоспасов В.О. Физиология центральной нервной системы.М.:ООО УМК «Психология», 2002, 377с. 4. Смирнов В.М., Яковлев В.Н. Физиология центральной нервной системы. Уч. Пос.,М., АСАДЕМА, 2004, 606с. 5. Агаджанян Н.А., Л.З. Телль,В.И. Циркин, С.А.Чеснокова. Физиология человека. СПБ,СОТИС. 2000,527с.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|