Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности.




Пути и средства повышения эффективности и качества учебных занятий

 

Современные подходы и требования к организации учебной деятельности.

Современное образование выходит на более высокий технологический уровень. Ведется поиск новых педагогических технологий, что связано, прежде всего, с отказом от традиционного обучения и воспитания, с идеей целостности педагогического процесса как системы, опирающейся на теории общечеловеческих ценностей, гуманизации, личностно – ориентированного подхода.

Особое место, роль и значение занимает в этом процессе урок. Здесь уместны слова С. Л. Соловейчика: «Урок есть искусство, его и надо доводить до уровня искусства. Бывают уроки и более интересные, чем любой спектакль… В педагогике не принято говорить о драматургии урока, а жаль: в хорошем уроке есть завязка, кульминация, развязка, текст и подтекст».

Очевидно, что знание и соблюдение педагогических требований к организации учебного процесса намного повышают профессиональную компетенцию современного учителя. Да и дидактические принципы также предполагают наличие правил, соблюдение которых обязательно для нормальной организации учебного процесса и урока. Эта обязательность соблюдения правил и воспринимается как совокупность требований к уроку или учебному процессу в целом. Рассмотрение требований с двух позиций, подходов:

1) общедидактического (с которым каждый из нас знаком по обучению в вузе, непосредственной собственной практике);

2) раскрыть новые черты современного урока, преобразившегося в ходе смены педагогических позиций воспитания под влиянием новых педагогических идей.

Нормальная организация современного урока возможна только при соблюдении определенных правил.

Первое правило: определение целей урока.

Цели урока должны быть максимально конкретными. Так цели обучения предполагают формирование у учащихся новых понятий и способов действий, системы научных знаний и т. д. Например:

- обеспечить усвоение учащимися закона, признаков, свойств;

- обобщить и систематизировать знания о …

-отработать навыки (какие);

- устранить пробелы в знаниях (какие);

-добиться усвоения учащимися каких – то понятий.

Цель воспитания – предполагает формирование у учащихся определенных свойств личности и черт характера.

Цель развития – предполагает в основном развитие на уроке психических качеств учащихся: интеллекта, воли, самостоятельности.

Второе правило: уточнение типа урока.

По цели организации занятий они делятся на следующие типы: уроки изучения нового материала; уроки обобщения и систематизации знаний; комбинированные уроки; контрольные уроки учета и контроля знаний.

Третье правило: уточнение вида урока: урок - лекция; урок – беседа; киноурок; урок теоретических или практических самостоятельных работ; урок лабораторных работ; урок – экскурсия; урок –семинар; дидактическая игра; анализ ситуаций; устный и письменный опрос; контрольная работа; зачет.

Четвертое правило: выбор методов и приемов обучения в соответствии с поставленными целями. Я назову только те методы, о которых говорится в рамках теории развивающего обучения:

-метод монологического или диалогического;

-метод эвристической беседы (отличается от сообщающей беседы главным образом постановкой основной проблемы, делением ее на подпроблемы и организацией поисковой деятельности учащихся по ее решению);

- метод исследовательских заданий (организация самостоятельной работы учащихся, подбор проблемных познавательных задач и заданий, имеющих практический характер);

- метод алгоритмических предписаний (инструктирование учащихся, подходит для лабораторных работ);

- метод программированных заданий (пошаговая разбивка учебного материала в форме вопросов, задач и заданий, часто с выбором ответов).

И, наконец, пятое правило: определение структуры урока (устойчивый порядок внутренних связей между элементами урока), соответствующей целям и задачам, содержанию обучения.

Чаще всего используется следующая структура урока:

  1. Актуализация знаний – сделать знания актуальными, как бы «освежить» их в памяти. Кроме того, это и психологическая подготовка обучающего. Актуализация – понятие более широкое, чем опрос. Это может быть решение задач, чтение текста, самостоятельные работы, взаимопроверка и т. д.
  2. Формирование новых понятий и способов действий. Преподаватель объясняет новый материал или организует деятельность учащегося по самостоятельному раскрытию сущности новых понятий.
  3. Формирование умений и навыков. Здесь происходит отработка навыков применения знаний.
  4. Домашнее задание входит в структуру урока как самостоятельный элемент и может быть дано на любом из этапов урока.

В современных условиях используется гибкая структура урока, предусматривающая совокупность и взаимодействие важнейших элементов и их целей на разных уровнях и в самых разнообразных сочетаниях, что приводит к инновационным типам и формам обучения. Каждая «технологическая цепочка» урока должна рассматриваться учителем как система, подчиненная определенным технологическим целям и требованиям:

1) четкая целенаправленность урока;

2) достаточное организационное и материальное обеспечение;

3) оптимальный психологический режим;

4) оптимальный темп и ритм работы на уроке;

5) систематическая последовательность, преемственность, и завершенность учебных операций;

6) экономия времени на уроке;

7) непрерывный контроль и самоконтроль;

8) восстановление делового равновесия, при его нарушении;

9) закрепление и оценка знаний, умений;

10) непрерывное совершенствование учебного процесса.

 

Организация урока – это индивидуальное педагогическое творчество. При его конструировании учитель учитывает как общие требования к уроку, так и свои индивидуальные возможности и способности.

Вместе с тем нетрадиционному уроку как авторскому произведению присущи системность и целостность, единая логика совместной деятельности учителя и учеников, подчиненная общим целям и дидактическим задачам, определяющим содержание учебного материала, выбор средств и методов обучения. Только при этих условиях процесс познавательной деятельности и поведение школьников становятся развивающими и управляемыми. Большинство учителей продолжают использовать технологию традиционного урока, который при умелой его организации может быть и воспитывающим, и развивающим.

Современный развивающий урок предполагает использование разнообразных форм и методов. Среди них лекция, эвристическая беседа, самостоятельная работа с учебником и другими источниками, постановка проблем и проведение экспериментов, опытов, лабораторных работ, семинаров, экскурсий, практикумов, зачетов. Сегодня школа, каждый учитель должны сориентированы не только на систему знаний, но ина самообразование учащихся.

Но эти требования далеко не очерчивают все те характеристики, которые приобретает сегодня урок под влиянием социальных, культурологических, педагогических изменений. Сегодняшний урок собирает в себе все проблемы школьного воспитания, отражает общий облик школы и состояние дела воспитания детей.

Ситуация современного урока – ситуация расставания с уроком строгим, характеризуемым проверенной регламентацией, исполнительностью учеников, точными очертаниями учебного материала, и встреча с малоизученным и не совсем знакомым свободным, характеристики которого рождаются благодаря усилиям педагога, выстраивающего урок.

Три постулата заложены в основании новой технологии урока.

Первый: «Урок есть открытие истины, поиск и осмысление ее в совместной деятельности учителя и ученика. Целью урока всегда является открытая наукой закономерность мира, адоптированная для детского восприятия. Но стратегия урока должна выходить за пределы простой передачи знаний. Ведь урок – это духовное общение группы, содержанием которого является научное знание.

Истина не вкладывается в ребенка как в мешок. Ее можно только постигнуть, наполнив личностным смыслом. И тогда многое в процессе обучения перестанет быть проблематичным с позиции запоминания.

Второй постулат новой технологии урока: «Урок есть часть жизни ребенка». Строгий урок предполагал забвение ее за порогом школы, максимальное устремление к знаниям. Свободный урок есть протекание 45 –минутного момента жизни, как продолжение ее домашней, уличной. Разумеется в других условиях.

Третий постулат современной технологии урока звучит так: «Человек на уроке остается всегда наивысшей ценностью, выступая в роли цели и никогда не выступая в виде средства». Свободный урок – это, прежде всего, урок, освобожденный от страха: никто никого не боится на уроке, никто никого не пугает. Здесь, правда, одной доброй воли недостаточно. Очень многое зависит от профессионализма учителя. Поскольку урок – общение человека с другим человеком, то педагог должен предъявлять ученикам наивысшие образцы культурного общения.

Что касается ситуации страха у ребенка перед учебным материалом, предстоящими усилиями, возможными неудачами, неловким положением, в котором может оказаться ребенок на уроке, то это неотъемлемая составляющая обязанности учителя. Педагог даже должен декларировать на уроке право «быть глупым «для каждого, в том числе и для себя, ибо «кто не боится быть глупым, имеет шанс стать умным, а кто молчит, боясь прослыть глупцом, так и остается таковым навсегда»

Поэтому педагог должен предварять любую форму работы фразой: «Если нам не понравится, мы можем заменить другой работой, ведь мы с вами хозяева положения» Необходимо настойчиво отодвигать мотив отметки в организуемой деятельности, а выдвигать на первый план мотив познавательный и нравственный. Чтобы реализовать на уроке данные культурные ценности, использую систему пяти организационных правил:

- доводить педагогические требования до своего логического конца, держа в поле зрения каждого ребенка;

-сопровождать педагогическое требование инструкцией; раскрывающей способы выполнения требования;

-предлагать положительную программу действий, выдвигая позитивные требования;

-предъявлять доступные для детей требования, в настоящий период их развития;

- переакцентировать внимание детей с общего требования на его детали, чтобы частично снимать сопротивление ребенка, неизбежное становление его личностного Я.

И конечно же не забывать авансировать детей перед тем, как они приступят к реализации поставленной задачи.

Реальной помощью в движении ребенка к успеху может стать и скрытая инструкция: «Начать, наверное, лучше с … Тут главное, как вы помните…».Ситуация неуспеха – полярно противоположная величина ситуации успеха. Иногда и очень осторожно педагог может прибегнуть и к ней. Ее целесообразно применять, когда имеет место завышенные притязания учеников, которые в силу определенных причин явно превысили оценку своих достижений. Тогда ситуация неуспеха содействует рациональной активности, сравнительному оцениванию достигнутого.

Все эти принципиальные основания, по которым должен выстраиваться урок, могут и не совпадать с принципиальными основами семейной, дворовой, общественной жизни, в контекст которой вмонтировано ребенка его рождение. Такое несовпадение очень даже плодотворно, так как оно демонстрирует ребенку другой опыт, который находится за пределами его житейского опыта.

Имея в виду, что все эти позиции, гуманистические способы обучения и воспитания проникают в школу, в учебном процессе все же сохраняется противоречие между фронтальными формами обучения и сугубо индивидуальными способами учебно – познавательной деятельности каждого ученика, между необходимостью дифференциации образования и единообразием его содержания, между преобладающим объяснительно – иллюстративным способом преподавания и деятельностным характером учения. Причем обучение доминирует над учением. А учитель при этом выполняет три основные функции: информирующую (излагая новый материал), контролирующую (определяет уровень его понимания), оценивающую (выражает в баллах степень точности его воспроизведения школьниками).

Урок в большинстве случаев имеет объяснительно – иллюстративную структуру, у которой конечно же есть ряд положительных сторон (таких как организационная четкость, систематический характер обучения, разносторонность и обилие информации). Но слабых сторон у этой структуры больше:

1) преобладание вербальных методов обучения, мало подкрепленных самостоятельной учебно – познавательной деятельностью школьников;

2) превалирование фронтальных форм работы;

3) шаблонное построение урока;

4) доминирование монологической формы обучения, отсутствие возможности для организации самостоятельной поисковой познавательной деятельности обучающихся;

5) перенесение большой тяжести работы на домашнее задание;

6) отсутствие самостоятельности.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...