Ход и результаты диагностического исследования уровня социальной адаптированности воспитанников (специальной) коррекционной школы
Задачами практической части настоящего исследования являются следующие: 1.Выявить основные направления социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида. 2. Провести диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида. 3. Изучить опыт работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате и выявить её результативность. 4. Провести повторную диагностику уровня социальной адаптированности воспитанников школы-интерната VIII вида. Базой исследования является ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида». Методы исследования: 1. Составление социального паспорта школы. 2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся. 3. Наблюдение. 4. Беседа с педагогическим коллективом школы. В 2007-2008 учебном году в школе-интернате в начальной и основной школе занимались 9 классов-комплектов, в которых на конец 2007-2008 учебного года обучались 132 ученика.
Таблица 3 Комплектование классов по ступеням
Социальный паспорт школы позволил выявить следующее: В школе постоянно обучаются 132 учащихся в возрасте от 7 до 17 лет. Из 132 учащихся школы – 94 мальчика и 38 девочек.
Рис. 1. Соотношение количества мальчиков и девочек к общему числу учащихся.
Таким образом, мальчики составляют 71,2% от общего количества учащихся, девочки – 28,8% от общего количества учащихся. Каждый из воспитанников, кроме основного диагноза имеют сопутствующие заболевания. 98% учащихся относятся к 4-оой группе здоровья, 2% - к 3-й группе, инвалидов - 21 человек.
Сирот - 14, опекаемых - 2 человека. Социальный состав семей: Всего семей - 60, из них: · 17 – семей многодетных, · 38 - семей малообеспеченных, · 10 – семей неблагополучных. Таким образом, видно, что все дети из семей группы риска. Из одной и той же семьи в школе обучается несколько детей. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся показал: 1. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в умеренной степени выраженности» - 42чел. Из них 12 человек имеют общее недоразвитие речи и логоневрозы, как следствие этого проблемы в обучении грамоте и трудности в коммуникации. 2. Учащихся с диагнозом «Умственная отсталость в лёгкой степени выраженности» - 63 человека. Из них имеют нарушения поведения – 5 человек, нарушения памяти – 4 человека, нарушения речи – 7 человека, органические поражения ЦНС – 6 человек, что создаёт дополнительные трудности для обучения и социальной адаптации таких учащихся. 3. Учащихся с диагнозом «Олигофрения в стадии дебильности» - 25 человек. Из них общее состояние здоровья отягощено наследственностью у 1 человека, нарушения речи – у 4 человек. 4. Учащихся с диагнозом «органическое расстройство личности и поведения с выраженной интеллектуальной недостаточностью I степени» (ОНР I) - 2 человека.
Рис. 2. Соотношение количества учащихся с различными диагнозами Таким образом, большое количество детей наряду с основным диагнозом имеют дополнительные проблемы, как то: - нарушения, недоразвитие речи и логоневрозы – 17,4%; - нарушения памяти – 3%; - нарушения поведения – 3,8%; - органические поражения ЦНС – 4,5%. По результатам наблюдения и бесед с педагогическим коллективом школы был выявлен круг проблем в социальной адаптации, поведении и воспитании учащихся школы-интерната, связанных с диагнозом: 1. Проблемы в коммуникации со сверстниками. 2. Довольно высокий уровень тревожности и агрессивности.
3. Проблема непосещаемости учебного заведения. 4. Проблемы в трудоустройстве. На основании полученных данных можно выделить три уровня социальной адаптации учащихся коррекционной школы: Высокий уровень: характеризуется хорошей успеваемостью по учебным дисциплинам, сформированностью социально-нравственных позиций, сформированностью социально-бытовых умений и навыков, высоким уровнем коммуникации, низким уровнем тревожности и агрессии. Средний уровень: характеризуется удовлетворительной успеваемостью по учебным дисциплинам, стабильностью социально-нравственных позиций, некоторыми трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, недостаточно высоким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии. Низкий уровень: характеризуется неуспеваемостью по учебным дисциплинам, отсутствием социально-нравственных позиций, значительными трудностями в приобретении социально-бытовых умений и навыков, низким уровнем коммуникации, повышенным уровнем тревожности и агрессии. Диагностика уровня социальной адаптации показала следующее (рис.3):
Рис. 3. Уровень социальной адаптации воспитанников ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида».
Высокий уровень социальной адаптации показали 36 человек - 27,3% учащихся. Средний уровень социальной адаптации показали 54 человека - 41% учащихся. Низкий уровень социальной адаптации показали 42 человека - 31,7% учащихся. В качестве примера рассмотрим проблемы социальной адаптации двух учащихся. Юдина Оксана Юрьевна, 1997 г.р. Диагноз: органическое расстройство личности в форме умеренно-выраженной неполноценности выраженного когнитивного снижения и эмоционально-волевой неустойчивости вследствие эпилепсии. 10.12.07г. поступила в школу в 1 класс, училась по программе индивидуального обучения. До учёбы в 1 классе дошкольных учреждений не посещала. Воспитывается в полной семье. Оксана физически развитая девочка, но со слабой памятью, неустойчивым вниманием, со слаборазвитым логическим мышлением и недостаточно развитой речью (очень бедный словарный запас). При поступлении в школу Оксана не знала ни одной буквы, ни одного стихотворения, сказки. Иногда считала до 16, но при повторном счёте не могла сосчитать до 10. Познавательные интересы не развиты, запас знаний и представлений об окружающем мире крайне мал.
При обучении Оксана не усваивает многих сведений, которые дети усваивают в дошкольные годы. Не может проводить обобщение по предметам, выделить лишний предмет. Все задания выполняет только с помощью учителя. На замечания реагирует кратковременно, после нескольких повторений. Очень трудно удержать внимание ребёнка на одном виде деятельности, быстро теряет интерес к заданиям (даже в игровой форме). Девочка не имеет навыков общения со сверстниками, поведения в различных бытовых ситуациях. Уровень самообслуживания крайне низок. Следовательно, особое внимание необходимо обратить на усвоение ученицей учебной программы и формирование навыков самообслуживания, социально-бытовой ориентации и развитие коммуникативных способностей. Мунтянов Андрей Сергеевич, 1998 г.р.. Диагноз: умственная отсталость лёгкой степени. Помимо основного диагноза наблюдается общее недоразвитие речи, дислексия, дисграфия. В 2008 году был зачислен в 3 класс ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида». До этого времени обучался в МОУ «Малодельская СОШ» Фроловского муниципального района Волгоградской области. До поступления в школу дошкольные общеобразовательные учреждения не посещал. Семья полная, родители употребляют спиртные напитки. Родители не уделяют ребёнку внимания. Прочных эмоциональных связей не наблюдается у ребёнка ни с одним из членов семьи. Ученик отличается конфликтностью (отмечены неоднократные жалобы родителей и учителей), обидчивостью, упрямством, агрессивностью. С 25.06.2008 г. состоит на учёте в отделении по делам несовершеннолетних ОВД по г.Фролово и Фроловскому району за кражу продуктов из школьной столовой. Навыки общения со сверстниками развиты достаточно хорошо, однако общается не со всеми, а только с отдельными учащимися.
Внимание непроизвольное, не сосредоточенное, переключение внимания происходит с трудом. Кругозор ограничен, знания отрывочны, бессистемны. Мышление предметно-образное. Навыки самообслуживания развиты достаточно хорошо. Следовательно, особое внимание необходимо уделить работе по снятию агрессивности и коррекции девиантного поведения ребёнка. Таким образом, результаты диагностического исследования воспитанников в коррекционной школе показали, что на момент начала учебного года в образовательном учреждении существовал круг проблем, для решения которых педагогическим коллективом школы-интерната была разработана и реализована программа «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования».
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|