Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Результаты опытно-педагогической работы в условиях коррекционной школы

 

Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются: диагностическое, коррекционно-образовательное, социокультурное, функционально-организаторское, профилактическое, правовое. Основной акцент целесообразно сделать на организацию социально-бытовой подготовки учащихся.

В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выдвигается их интеграция в социум.

В данной ситуации важной остаётся проблема социально-бытовой подготовки учащихся. Социальным педагогом совместно с педагогическим коллективом школы была разработана и реализована программа социально-бытовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-бытовая ориентация работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

Социально-педагогическая деятельность по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья в данном направлении призвана решать ряд задач:

· формирование у воспитанников знаний и умений бытового труда (личная гигиена, организация питания, уход за жилищем, одеждой, обувью и другими предметами обихода);

· формирование умений пользования услугами различных предприятий и учреждений (торговли, службы быта, связи, культуры, медицинской помощи), транспорта;

· формирование экономико-бытовых умений;

· формирование умений организовывать свой досуг;

· формирование представлений и знаний о нормах культуры, взаимоотношений с различными людьми, накопление соответствующего опыта;

· формирование эмоционально положительного отношения к окружающим.

В рамках данного направления проводились следующие виды мероприятий:

· фронтальные занятия, направленные на выявление имеющихся у детей представлений, знаний и умений по теме и восполнение дефицита имеющихся знаний и умений, а также сообщение новых знаний:

· занятия-практикумы по обучению детей умениям бытового труда (уходу за одеждой, обувью, помещением, приготовлению простейших блюд);

· групповые и индивидуальные занятия, проводимые с детьми, не усвоившими необходимый материал;

· дидактические и сюжетно-ролевые игры и др.

Для организации и проведения указанных мероприятий использовались следующие методы:

· наблюдение (организуя наблюдение, педагог направляет внимание учащихся на объект наблюдения посредством сочетания демонстрации объекта и активных действий с ним);

· демонстрация опытов;

· демонстрация результатов невыполнения или ошибочного выполнения действий и операций (например, необходимость завязывания узелка на конце нити при подготовке к работе);

· экскурсии (общеознакомительные и тематические);

· беседа;

· моделирование реальных ситуаций и др.

Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы общеучебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Старшие дети могут не только полностью себя обслуживать, помогать младшим, но и выполнять качественно многие виды работ. Доказательство этому работа на ремонте изолятора, работа на подсобном участке, ремонт одежды, ремонт мебели, вязание веников.

В период 2007-08 – 2008-09 уч.гг. в профессиональные училища поступило-37,0 % выпускников, в том числе детей-сирот 100 %.

Трудоустроено по месту жительства-38 %, инвалидов-25 %.

В связи с тем, что должность социального педагога введена в ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» недавно, необходимым представляется разработать программу работы данного специалиста по социальной адаптации воспитанников на 2009-2010 уч.г.(см. Приложение 5).

План работы социального педагога включает несколько направлений:

· образование;

· воспитание;

· досуг и отдых;

· военно-патриотическое направление;

· труд;

· социальная адаптация;

· семья-школа.

Работа социального педагога по направлению «Образование» имеет своей целью продолжить практику внедрения коррекционно-развивающей работы в учебно-воспитательный процесс путем применения специфических технологий обучения и воспитания школьников с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования. В рамках данного направления предполагается проведение следующих мероприятий:

· Диагностика уровня обученности.

· Анализ результатов диагностики.

· Обобщение результатов и создание рекомендаций по коррекции выявленных недостатков

Работа социального педагога по направлению «Воспитание» предполагает проведение комплекса мероприятий по коррекции недостатков межличностного общения, развитию нравственного потенциала учащихся, формированию правомерного поведения воспитанников. Задача социального педагога в работе по данному направлению заключается в следующем:

· Диагностика проблем межличностного общения.

· Диагностика уровня адаптации учащихся.

· Создание рекомендаций по коррекции выявленных недостатков (по результатам диагностик).

Работа социального педагога по направлению «Досуг и отдых» заключается в помощи педагогическому коллективу, организатору культурно-досуговой деятельности в организации и проведении комплекса мероприятий развлекательного характера, традиционных для школы.

Деятельность социального педагога по реализации военно-патриотического направления работы заключается в организации и проведении совместно с физруком школы комплекса мероприятий военно-патриотической направленности.

Работа социального педагога по направлению «Труд» предполагает помощь учащимся в формировании навыков коллективной трудовой деятельности на основе работы по благоустройству территории школы.

Работа социального педагога по социальной адаптации учащихся имеет своей целью передачу необходимого для социальной адаптации уровня образовательных и трудовых знаний и навыков. В рамках данного направления планируется проведение следующих мероприятий:

· Экскурсии по помещениям с целью изучения их назначения

· Знакомство с объектами быта (одежда, предметы гигиены, столовые приборы и проч.)

· Ролевые игры «Транспорт», «Предприятия торговли», «Предприятия сферы обслуживания».

Деятельность социального педагога по направлению «Семья школа» предполагает налаживание взаимоотношений с родителями, привлечение родителей к жизни и деятельности воспитанников в школе. С этой целью планируется проведение следующих мероприятий:

· Составление социального паспорта семей учащихся

· Выявление семейных проблем и организация помощи

· Общешкольные родительские собрания

· Индивидуальные беседы с психологом, органами опеки и попечительства и родителями.

Деятельность социального педагога по профилактике правонарушений среди воспитанников школы предполагает организацию совместной работы администрации школы и органов опеки и попечительства, а также РОВД района.

Повторная диагностика уровня социальной адаптации учащихся была проведена с использованием тех же самых методик, что и первичная, и показала следующие результаты (рис.4):

 

Рис. 4. Уровень социальной адаптации учащихся (повторная диагностика)

 

Высокий уровень социальной адаптации показали 40 человек – 30,3% учащихся.

Средний уровень социальной адаптации показали 64 человек – 48,5% учащихся.

Низкий уровень социальной адаптации показали 28 человек - 21,2% учащихся.

Сравним полученные результаты (рис.5):


Рис.5. Сравнительный анализ результатов первичной и повторной диагностики уровня социальной адаптированности учащихся

 

Следовательно, уровень социальной адаптации значительно повысился, низкий уровень заметно снизился.

Заметна динамика в обучении, развитии и уровне социальной адаптированнности рассматриваемых нами учащихся.

За истекший период Юдина Оксана выучила 10-15 букв, многие может назвать только с помощью картинки. Слоговому методу при чтении так и не научилась.

Появился интерес к занятиям, проводимым в игровой форме.

Сформированы необходимые для её возраста навыки самообслуживания.

Девочка с удовольствием стала участвовать в коллективных делах, начала активно общаться с одноклассниками.

Связь школы с семьёй тоже претерпела положительные изменения: беседы социального педагога, психолога и администрации школы с родителями дали следующие результаты:

· родители уделяют ей больше внимания, предоставляют большую самостоятельность в быту, закрепляя тем самым навыки самообслуживания, формируемые в школе.

Следовательно, мы можем утверждать, что в развитии ученицы заметен прогресс, проведённая работа по повышению уровня социальной адаптированнности принесла положительные результаты.

За истекший период времени Мунтянов Андрей посещал занятия с логопедом, которые принесли хорошие результаты: значительно увеличился словарный запас ребёнка, речь стала более выразительной, как следствие этого повысился уровень грамотности.

Занятия в группе по коррекции девиантного поведения также принесли положительные изменения: ученик стал более уравновешенным, стал спокойнее относиться к критике со стороны старших и сверстников, за истекший период не совершал побегов из школы, с удовольствием стал участвовать в занятиях по трудовому воспитанию, принимал активное участие в поддержании чистоты и благоустройстве территории.

Работа по направлению «Семья-школа» не принесла значительных результатов, интереса родителей к ребёнку вызвать не удалось, дома ребёнок бывает редко, посещения родителей носят несистематический характер.

Таким образом, деятельность социального педагога, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.

Выводы по II главе

1. Базой практической части настоящего исследования является ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) школа-интернат VIII вида». В ходе изучения опыта работы данной школы нами были использованы следующие методы исследования:

1. Составление социального паспорта школы.

2. Анализ личных дел и медицинских карт учащихся.

3. Наблюдение.

4. Беседа с педагогическим коллективом школы.

В 2007-2008 учебном году в школе-интернате в начальной и основной школе занимались 9 классов-комплектов, в которых на конец 2007-2008 учебного года обучались 132 ученика.

2. Опыт работы ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» насчитывает более полувека. Состав педагогических кадров остается стабильным на протяжении многих лет. В рамках функционирования школы-интерната постоянно ведётся социально-педагогическая деятельность по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья, конечной целью которой является интеграция таких детей в социум.

2. Результаты первичной диагностики показали, что на момент начала учебного года в образовательном учреждении существовал круг проблем, основной из которых являлась проблема социальной адаптации воспитанников школы. Диагностическое исследование позволило выявить следующее: высокий уровень социальной адаптации показали 36 человек - 27,3% учащихся; средний уровень социальной адаптации показали 54 человека - 41% учащихся; низкий уровень социальной адаптации показали 42 человека - 31,7% учащихся. Для решения указанной проблемы педагогическим коллективом школы-интерната была разработана и реализована программа «Коррекционно-развивающая направленность учебно-воспитательного процесса и формирование социально-интегрированной личности школьника с особыми образовательными потребностями в условиях модернизации образования».

3. Значительные результаты в данном направлении были достигнуты благодаря взаимодействию всех субъектов учебно-воспитательного процесса в воспитании и развитии умственно-отсталых детей (педагогов, воспитателей, дефектологов, медицинских работников, психологов, социальных педагогов) и использованию программно-целевого подхода в организации социально-педагогической деятельности по социальной адаптации умственно отсталых детей с акцентом на социально-бытовую подготовку воспитанников.

4. Проведённая повторная диагностика уровня адаптации воспитанников показала положительную динамику: высокий уровень социальной адаптации показали 40 человек – 30,3% учащихся; средний уровень социальной адаптации показали 64 человека – 48,5% учащихся; низкий уровень социальной адаптации показали 28 человек - 21,2% учащихся. Следовательно, уровень социальной адаптации учащихся по результатам повторной диагностики при сравнении с результатами первичной диагностики значительно повысился, низкий уровень заметно снизился. Таким образом, деятельность педагогического коллектива в целом и социального педагога в частности, направленная на увеличение уровня социальной адаптации, а в конечном итоге, интеграции учащихся с ограниченными возможностями здоровья в социум, показала свою результативность.

Обобщённый проанализированный опыт социально-педагогической деятельности в специальной коррекционной школе VIII вида может быть использован и в других образовательных учреждениях.

 


Заключение

 

Целью нашего исследования было проведение анализа, выявление сущности, специфики и обобщение опыта работы социального педагога в специальной (коррекционной) школе-интернате VIII вида.

В ходе исследования нами были решены следующие задачи.

В соответствии с заявленной целью и поставленными задачами нами был проведён анализ философской, социологической, психолого-педагогической литературы по проблеме исследования, а также изучены проблемы социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья.

Проведённый анализ позволяет сделать следующие выводы:

1. Исследование проблем социально-педагогической реабилитации детей с ограниченными возможностями здоровья имеет свою методологическую базу и предполагает использование междисциплинарного подхода к изучению данной проблематики. Разработкой проблемы оказания помощи и поддержки детям с ограниченными возможностями здоровья занимаются представители различных отраслей научного знания.

2. Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга. Исследованием проблем воспитания, развития и обучения детей с умственной отсталостью занимаются различные науки: специальная психология, специальная коррекционная педагогика, олигофренопедагогика, дефектология и др. В настоящее время умственно отсталые дети по их способности к обучению делятся на три группы: дети-олигофрены в степени дебильности - способны к обучению, но в специальных школах (по облегченной программе); дети-имбецилы - малоспособны к обучению, но могут приобрести несложные трудовые навыки; дети-олигофрены в степени идиотии - неспособны к труду и обучению.

3. Традиционно в соответствии с действующими инструкциями Министерства просвещения (образования) в специальные (вспомогательные) школы направлялись дети с диагнозом «олигофрения в степени дебильности» или «умственная отсталость в степени дебильности», что полностью соответствовало принципу интегрированного обучения. Специальные (коррекционные) образовательные учреждения для детей с умственной отсталостью (VIII вид) относятся к системе образования, здравоохранения и социальной защиты населения. Из всех типов специальных школ вспомогательные были (и остаются) самым многочисленным типом специальных школ. Основной контингент учащихся специальной школы VIII типа составляют дети с наиболее легкой степенью умственной отсталости - дебильностью. В таких школах-интернатах дети данной категории за 8-9 лет могут освоить учебную программу, соответствующую по отдельным предметам 5-6 классу массовой школы, а также получить доступную специальность. Трудовое обучение занимает главное место в учебном плане и является разделом работы по социально-бытовой подготовке детей к самостоятельной жизни. Параллельно реализации процессов воспитания и обучения квалифицированными специалистами - медиками проводится лечебно-оздоровительная работа.

Рассмотренные в ходе изучения теоретические основания проблемы требуют практического подтверждения. В связи с этим, нами было проведено опытно педагогическое исследование на базе ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида». В соответствии с поставленными задачами нами были основные направления социально-педагогической деятельности в данном учреждении, проведено диагностическое исследование уровня социальной адаптированности воспитанников школы, а также изучен опыт работы социального педагога.

В качестве конечной цели социально-педагогической деятельности по социальной адаптации учащихся с ограниченными возможностями здоровья в рамках работы ГОУ «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида» выдвигается их интеграция в социум.

Основными направлениями работы социального педагога в Серафимовичской специальной (коррекционной) школы-интерната VIII вида являются:

· диагностическое,

· коррекционно-образовательное;

· социокультурное,

· организаторское,

· профилактическое,

· правовое.

Основной акцент целесообразно сделать на организацию социально-бытовой подготовки учащихся.

В данной ситуации важной остаётся проблема социально-бытовой подготовки учащихся. Социальным педагогом совместно с педагогическим коллективом школы была разработана и реализована программа социально-бытовой подготовки учащихся с ограниченными возможностями здоровья.

Социально-бытовая ориентация в рамках работы по социально-педагогической адаптации направлена на практическую подготовку умственно отсталых детей к самостоятельной жизни, на повышение уровня их общего развития.

Результаты контроля социально-педагогической деятельности по социальной адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья показали, что у учащихся сформированы общеучебные, трудовые навыки, есть запас теоретических знаний. Большинство учащихся получили навыки культурного поведения в быту, санитарно-гигиенические навыки. Многие из выпускников продолжили образование в профессиональных училищах. Большой процент выпускников трудоустроен.

Таким образом, использование программно-целевого подхода при организации социально-педагогической деятельности по адаптации детей с ограниченными возможностями здоровья (умственно отсталых), а также активное взаимодействие всех участников учебно-воспитательного процесс, направленное на достижение конечной цели обучения и воспитания детей в специально школе-интернате VIII вида – интеграцию воспитанников в общество – способно принести значительные результаты. Немаловажную роль в этом процессе играет активная позиция и заинтересованность в работе социального педагога. Следовательно, гипотеза, заявленная в начале работы, подтверждена теоретическими и практическими основаниями.

 


Список литературы

 

1. Аксенова Л.И. Социальная педагогика // Дефектология, 1997. -№2. С.32-40

2. Асмолов В.М., Лебединская О.И., Шапиро Б.Ю. Теоретико-методические аспекты подготовки специалистов социально-педагогической сферы для работы с детьми, имеющими отклонения в развитии. -М., 1995

3. Бадмаев С.А. Психологическая коррекция отклоняющегося поведения школьников. - М., 1997.

4. Блейхер В.М., Крук И.В. Толковый словарь психиатрических терминов / Под ред. С.Н. Бокова: В 2 т. - Ростов-на-Дону, 1996.

5. Бондаренко Г.И. Социально-эстетическая реабилитация аномальных детей //Дефектология. 1998. №3. С. 12-26

6. Бочарова В. Г. Основные требования к развитию теории в области социальной педагогики и социальной работы / Материалы международной научно-практической конференции –М., Издательство Тюменского государственного университета, 2003.

7. Брезе Б. Активизация ослабленного интеллекта при обучении во вспомогательных школах / Пер. с нем. - М., 1991.

8. Бтажнокова И.М. Коррекционные задачи и основные направления в организации воспитательного процесса в детском доме (интернате) для детей с недостатками интеллекта. // Дефектология. – 1995г. - №5 – с.30

9. Бтажнокова М.М. Программы и перспективы развития коррекционной помощи детям с интеллектуальной недостаточностью. Дефектология. – 1994г. - №1 – с.11

10. Виноградова А.Д. Мотивация деятельности умственно отсталых школьников. - М., 1991.

11. Власова Т.А., Певзнер М.С. Учителю о детях с отклонениями в развитии. – Москва, Просвещение, 1997г.

12. Воспитание и обучение детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. - М.: Школа-Пресс, 1994.

13. Всеобщая декларация прав человека (принята на третьей сессии Генеральной Ассамблеи ООН резолюцией 217 А (III) от 10 декабря 1948 г.) // "Библиотечка Российской газеты", выпуск N 22-23, 1999 г.

14. Выготский Л.С. Педагогическая психология / Под ред. В.В.Давыдова. - М.: Педагогика, 1991.

15. Декларация прав ребёнка // принята Генеральной ассмблеей ООН. 1959.

16. Декларация о правах инвалидов. Принята 09.12.1975 Резолюцией 3447 (XXX) на 2433-ем пленарном заседании Генеральной Ассамблеи ООН.

17. Декларация о правах умственно отсталых лиц –М., Юристъ, 2001.

18. Дефектология. Словарь-справочник / Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1996.

19. Дошкольное воспитание аномальных детей / Под ред. Л.П. Носковой. - М., 1993.

20. Дульнев Г.М. Учебно-воспитательная работа во вспомогательной школе / Под ред. Т.А. Власовой и В.Г. Петровой. - М.: Просвещение, 1990.

21. Екжанова Е.А. Системный подход к разработке программы коррекционно – развивающего обучения детей с нарушением интеллекта. // Дефектология. – 1999г. - №6 – с.25.

22. Завражин С.А., Фртова Л.К. Адаптация детей с ограниченными возможностями. – М: Академический проект. – 2005.

23. Закон РФ "Об образовании лиц с ограниченными возможностями здоровья (специальном образовании)" // Собрание законодательств РФ, 1996.

24. Закон РФ "Об образовании" // Сведение законодательств РФ. - 1993.

25. Замский Х.С. История олигофренопедагогики. - М.: Просвещение, 1990.

26. Занков Л.В. Очерки психологии умственно отсталого ребенка. - М.: Наука, 1995.

27. Кащенко В.П. Педагогическая коррекция. - М.: Просвещение, 1994.

28. Кожалиева Ч.Б. Особенности содержания образования у младших умственно отсталых учащихся школьного возраста. // Дефектология. – 1995г. - №1 – с.42.

29. Конвенция Международной организации труда N 159 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов (Женева, 20 июня 1983 г.), Рекомендация Международной Организации Труда от 20 июня 1983 г. N 168 о профессиональной реабилитации и занятости инвалидов // Международная Организация Труда. Конвенции и рекомендации. 1957-1990, том 2.

30. Конвенция о правах ребенка. (одобрена Генеральной Ассамблеей ООН 20.11.1989) (вступила в силу для СССР 15.09.1990) // Сборник международных договоров СССР, выпуск XLVI, 1993.

31. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии: Учеб. пособие для студ. сред. пед. учеб. заведений / Б.П. Пузанов, В.И. Селиверстов и др. – 3-е изд., доп. – М.: Издательский центр «Академия»,2001. – 160с.

32. Коррекционная педагогика: Основы обучения и воспитания детей с отклонениями в развитии/ Под ред. Б.П. Пузанова. - М., 1999.

33. Курбатов В.И. Социальная работа: Учебное пособие. М., 2007.

34. Леонтьев А.Н. Деятельность. Сознание. Личность. – М., 2001.

35. Маллер А.Р. Состояние и тенденции развивающего обучения и воспитания глубоко умственно отсталых детей. // Дефектология. – 1994г. - №3 – с.28.

36. Маллер А.Р., Цикото Г.В. Обучение, воспитание и трудовая подготовка детей с глубокими нарушениями интеллекта. – Москва, Педагогика, 1998, с.23-35.

37. Малофеев Н.Н. Современный этап в развитии системы специального образования в России. (Результаты исследования, как основа для построения проблемы развития) // Дефектология. №4, 1997.

38. Малофеев Н.Н. Стратегия и тактика переходного периода в развитии отечественной системы специального образования и государственной помощи детям с особыми проблемами. // Дефектология. – 1997г. - №6 – с.3.

39. Мачихина В.Ф. Организационно – педагогические аспекты обучения и воспитания умственно отсталых детей – сирот и детей, оставшихся без попечения родителей. // Дефектология. – 1992г. №4 – с.19

40. Мошняга В.Т. Технологии социальной реабилитации детей с ограниченными возможностями / Технологии социальной работы (Под. Общ. ред. И. И. Холостовой), -М., Инфра-М, 2003.

41. Мустаева Ф.А.. Основы социальной педагогики. М.: Академический проект, 2001.

42. Образовательные стандарты для специальных школ: отвечаем на вопросы практиков. // Дефектология. – 1997г. - №4 – с.43.

43. Обучение и воспитание детей во вспомогательной школе / Под ред. В.В. Воронковой. – М., Школа-Пресс, 1994.

44. Овчарова Р.В. Справочная книга социального педагога. – М.: ТЦ Сфера, 2002.

45. Основы социальной работы. Отв. ред. П.Д. Павленок. М.:2001г.

46. Основы специальной психологии/ Л.В. Кузнецова, Л. И. Переслени, Л.И. Солнцева и др.; Под ред. Л.В. Кузнецовой. — М., 2002.

47. Петрова В Г., Белякова И.В. Кто они, дети с отклонениями в развитии? — М., 1998.

48. Положение о детском доме-интернате для умственно отсталых детей Министерства социального обеспечения РСФСР. Утверждено приказом МСО РСФСР от 6 апреля 1979г. №35.

49. Положение о специальных общеобразовательных школах – интернатах (школах, классах) для детей с недостатками в физическом и умственном развитии. // Дефектология. – 1991 - №1 – с.3.

50. Постановление Правительства РФ от 03.10.2002 N 732 (ред. от 30.12.2005) "О федеральной целевой программе "Дети России" на 2003 - 2006 годы" // Собрание законодательства РФ, 14.10.2002, N 41.

51. Рубинштейн С.Я. Психология умственно отсталого школьника. — М., 1986.

52. Семаго Н.Я. Новые подходы к построению коррекционной работы с детьми с различными видами отклоняющегося развития // Дефектология. – 2000. - №1 – с. 66-75.

53. Словарь справочник по социальной работе / Под ред. Е.И. Холостовой. М. Юристь, 1997.

54. Социальная педагогика / Под ред. В.А.Никитина. – М, 2000.

55. Специальная педагогика: Учеб. Пособие для студ. высш. пед. учеб. заведений / Л.И. Аксенова, Б.А. Архипов, Л.И. Белякова и др.; Под ред. Н.М. Назаровой. – 2-е изд., стереотип. – М.: Издательский центр «Академия»,2002. – 400с.

56. Холостова Е.И. Социальная работа с инвалидами: Учебное пособие. – М., 2006.

57. Холостова Е.И., Сорвина А.С. Социальная работа: теория и практика. Учебное пособие – М.: ИНФРА-М, 2002.

58. Шептенко П.А., Воронина Г.А. Методика и технология работы социального педагога. – М., 2007.

 


Приложение 1

 

ТЕЗАУРУС

 

И

Инвалид - лицо, которое в силу недостатка физических или умственных способностей не может самостоятельно обеспечить полностью или частично потребности нормальной личной и социальной жизни.

Н

Недееспособность (инвалидность) — любое следствие дефекта или ограниченная возможность конкретного человека, препятствующая или ограничивающая выполнение им какой-либо нормативной роли исходя из возрастных, половых или социальных факторов.

Недуг — любая утрата или аномалия психических либо физиологических функций, элементов анатомической структуры, затрудняющая какую-либо деятельность.

О

Ограниченная возможность — любые ограничения или потеря способности (вследствие наличия дефекта) выполнять какую-либо деятельность в пределах того, что считается нормой для человек.

П

Психический недостаток — это утвержденный в установленном порядке временный или постоянный недостаток в психическом развитии человека, включая нарушения речи, эмоционально-волевой сферы, в том числе повреждения мозга, а также нарушения умственного развития, задержку психического развития, создающие трудности в обучении.

С

Сложный недостаток сочетает в себе физические и (или) психические недостатки, подтвержденные в установленном порядке.

Социально-педагогическая реабилитация детей и подростков - их возвращение, включение, интеграцию в общество (семья, школа, класс, коллектив сверстников, система учебно-трудовых и досуговых отношений), способствующие полноценному функционированию в качестве социального субъекта.

Т

Тяжелый недостаток — подтвержденный в установленном порядке физический или психический недостаток, выраженный в такой степени, что образование в соответствии с государственными образовательными стандартами является недоступным.

У

Умственно отсталым называют такого ребенка, у которого имеется стойкое нарушение познавательной деятельности вследствие органических повреждений головного мозга.

Ф

Физические недостатки - подтвержденные в установленном порядке временные или постоянные недостатки в развитии и (или) функционировании органа (органов) человека либо хроническое соматическое или инфекционное заболевание.

 


Приложение 2

 

Социальный паспорт школы по состоянию на_________________________

 

Всего

В % к общему количеству
Всего детей в школе

 

 
Всего семей

 

 
Количество детей в семьях:

 

 
- в том числе школьников

 

 
- в том числе дошкольников

 

 
Учащихся «группы риска»:

 

 
- в том числе на учете в ППДН

 

 
- в том числе на учете в КДН

 

 
- в том числе на школьном профилактическом учете

 

 
Учащихся - инвалидов

 

 
Семей социального риска:

 

 
- в них детей

 

 
Неполных семей:

 

 
- в них детей

 

 
Многодетных семей:

 

 
- в них детей

 

 
Опекаемых семей:

 

 
- в них детей

 

 
Малообеспеченных семей:

 

 
- в них детей

 

 
- в том числе семей, зарегистрированных в Центре срочной социальной помощи

 

 
- в том числе семей, зарегистрированных в

 

 
Управлении образования  

 

Семей переселенцев и беженцев:  

 

- в них детей  

 

Занятость родителей:  

 

- рабочих  

 

- служащих  

 

- инженерно-технических работников  

 

- педагогов  

 

- медицинских работников  

 

- работников культуры  

 

- работников торговли и обслуживания  

 

- предпринимателей  

 

- служащих в МВД и ФСБ  

 

- военнослужащих  

 

- пенсионеров  

 

- домохозяек  

 

- безработных  

 

- родителей-инвалидов  

 

- неработающих родителей  

 

  Директор школы: Социальный педагог:  

 

       

 


Приложение 3

 

УТВЕРЖДАЮ:

Директор школы-интерната

Р.В. Охрименко

«»________2008 г.

Государственное образовательное учреждение «Серафимовичская специальная (коррекционная) общеобразовательная школа-интернат VIII вида»

 

ДОЛЖНОСТНАЯ ИНСТРУКЦИЯ

Социального педагога «»2008 г. №

 

I. ОБЩИЕ ПОЛОЖЕНИЯ

Настоящая должностная инструкция разработана на основе тарифно-квалификационной характеристики по должностям работников учреждений и организаций образования РФ «Социальный педагог», утвержденной постановлением Министерства труда Российской Федерации от 11 ноября 1992 г. № 33.

Социальный педагог относится к категории специалистов.

Социальный педагог назначается на должность и освобождается от должности в установленном трудовым законодательством порядке приказом директора школы-интерната.

Социальный педагог подчиняется непосредственно директору школы-интерната.

Социальный педагог должен иметь как минимум среднее профессиональное образование.

В своей работе социальный педагог руководствуется:

Уставом школы-интерната;

Правилами внутреннего трудового распорядка;

приказами директора школы-интерната;

настоящей должностной инструкцией.

Социальный педагог должен знать:

Конституцию Российской Федерации;

законы РФ, постановления и решения Правительства РФ и федеральных органов управления

образованием по вопросам образования;

Конвенцию о правах ребенка;

основы социальной политики, права и государственного строительства, трудового и семейного

законодательства;

общую и социальную педагогику;

возрастную и специальную педагогику и психологию, анатомо-физиологические и

клинические основы дефектологии, методы и приемы предупреждения и исправления

отклонений в развитии обучающихся (воспитанников);

нормативные и методические документы по вопросам профессиональной и практической

деятельности;

педагогическую, социальную, возрастную и детскую психологию;

основы социальной гигиены;

социально-педагогические и диагностические методики;

правила и нормы охраны труда, техники безопасности и противопожарной защиты.

На время отсутствия социального педагога (отпуск, болезнь, командировка, пр.) его

обязанности исполняет лицо, назначенное приказом директора школы-интерната, которое

несет полную ответственность за надлежащее и своевременное их исполнение.

II. ФУНКЦИИ

1. Основными направлениями деятельности социального педагога являются:

2. Осуществление профессиональной деятельности, направленной на сохранение психического, соматического и соц

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...