Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Система органов исполнительной власти и административно-правовые основы регулирования отношений- в области здравоохранения




Охрана здоровья населения - важнейшая обязанность госу­дарства. В ст. 7 ч. 2 Конституции РФ здоровье граждан охра­няется государством. В «Основах законодательстве РФ об ох-

1 СФКЗ и ФЗ. 1996, выпуск 14(32).

ране здоровья», принятых 22 июля 1993 г.1, большое значение для организации деятельности органов управления здравоох­ранения и медицинских учреждений имела принятая поста­новлением Правительства РФ «Концепция развития здравоох­ранения и медицинской науки в РФ»2. Постановлением Пра­вительства РФ от 13.01.1996 г. были утверждены «Правила предоставления платных медицинских услуг населению меди­цинскими учреждениями»3, а также приказ Минздрава Рос­сии от 20.12. 2000 г. 3445/77 «О порядке приема больных учреждениями здравоохранения федерального подчинения».

Под охраной здоровья людей понимается совокупность государственных и общественных мер политического, эконо­мического, правового, медицинского, санитарно-гигиенического и противоэпидемического характера, направленных на сохра­нение и укрепление физического и психического здоровья людей, поддержание их долголетней активной жизни, предоставление им необходимой медицинской помощи как в случае утраты здоровья, так и в профилактических целях для укрепления здоровья. К сожалению, с 1991 г. проблема охра­ны здоровья людей является наиболее острой, так как, напри­мер, по данным Министерства образования РФ ежегодно со­кращается примерно на один миллион численность детей, ко­торые могли бы жить и учиться в школе.

На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осу­ществляют соответствующие органы исполнительной власти.

Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитар­но-эпидемиологические станции, специализированные санато­рии и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муници­пальной собственности вышеназванные объекты управления.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимаю­щиеся частной медицинской и фармацевтической деятельнос­тью.

Граждане России имеют право на бесплатную медицинс­кую помощь в государственной и муниципальной системе здра-

воохранения в соответствии с действующими правовыми акта­ми.

В РФ введено обязательное и добровольное медицинское страхование, порядок и условия которого установлены зако­ном РФ «О медицинском страховании граждан в РФ». Гаран­тированный объем бесплатной медицинской помощи гражда­нам обеспечивается в соответствии с программами обязатель­ного медицинского страхования. Первичная медико-санитар­ная помощь оказываете^ по месту жительства граждан, уч­реждениями муниципальной системы здравоохранения и са­нитарно-эпидемиологической службы.

Правовые основы обеспечения охраны здоровья населения заложены в ст. 41 Конституции РФ.

В других статьях Конституции РФ содержатся положения о запрещении принудительного труда, о защите семьи, мате­ринства и детства, о защите достоинства личности и др.

Общее руководство системой здравоохранения осуществ­ляет Президент РФ и Правительство РФ. Президент РФ как гарант защиты основных прав и свобод граждан. Правитель­ство РФ же утверждает и финансирует федеральные програм­мы по развитию здравоохранения; в соответствии с законода­тельством координирует деятельность органов исполнительной власти и органов местного самоуправления в области охраны здоровья населения, а также деятельность предприятий, уч­реждений и организаций независимо от форм собственности.

В принятом 22 июля 1993 г.1 законе «Основы законода­тельства РФ об охране здоровья граждан», определены орга­низационные начала государственного, муниципального и ча­стного здравоохранения и вопросы его финансирования.

Особое значение регулирования отношений в области обес­печения радиационной безопасности населения в целях охра­ны его здоровья имеет закон от 9 января 1996 г. «О радиаци­онной безопасности населения»2. Не мене актуальной являет­ся проблема безопасности пищевых продуктов в условиях не­регулируемых рыночных отношений. Постановлением Правительства РФ от 22.11.2000 г. № 883 принят правовой акт «Об организации и проведении мониторинга качества бе­зопасности пищевых продуктов и здоровья населения». На уровне субъектов РФ управление здравоохранением осуществ­ляют соответствующие органы исполнительной власти.

Объектами управления являются поликлиники, диспансеры, больницы, родильные дома, аптеки, консультации, санитар­но-эпидемиологические станции, специализированные санато­рии и другие учреждения.

К муниципальной системе относятся муниципальные орга­ны управления здравоохранением и находящиеся в муниципаль­ной собственности перечисленные выше объекты управления.

К частной системе здравоохранения относятся лечебно-про­филактические и аптечные учреждения, имущество которых находится в частной собственности, а также лица, занимающи­еся частной медицинской и фармацевтической деятельностью.

Обеспечению безопасности здоровья россиян служит закон от 9 января 1997 г. № 8-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «О предупреждении распространения в РФ заболевания, вызыва­емого вирусом иммунодефицита человека (ВИЧ-инфекции)»1.

Государственный комитет санитарно-эпидемиологического надзора функционирует в системе Минздрава России, переда­на ему и система органов, предприятий и учреждений, дей­ствующая в целях обеспечения санитарно-эпидемиологическо­го благополучия населения - профилактики заболеваний, вы­явления и ликвидации опасного и вредного влияния среды обитания человека на его здоровье. Эта деятельность согласу­ется с законом от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиоло­гическом благополучии населения»2. Большое значение имеет постановление, принятое Правительством РФ от 24 июля 2000 г. № 554 «Об утверждении положения о государственной сани­тарно-эпидемиологической службе РФ и положении о государ­ственном санитарно-эпидемиологическом нормировании».

Многие задачи по профилактике заболеваний и укрепле­нию здоровья призван решать Государственный комитет РФ по физической культуре, спорту и туризму3. Положение о нем принято постановлением Правительства РФ от 25 января 2001 г. № 58.

Комитет, являясь федеральным органом исполнительной власти, осуществляет не только функции государственного управления, межотраслевой и межрегиональной координации в сфере физической культуры и туризма, но и реализует государ­ственную политику в области сохранения и развития курорт­ного комплекса страны. Он имеет свои зарубежные представи-тельства. Однако вследствие известных причин, а главное, ро­ста цен курорты в России стали недоступны для большинства.

Существенную помощь в защите населения от чрезвычай­ных происшествий, создающих угрозу безопасности граждан оказывает Министерство РФ по делам гражданской оборо­ны, чрезвычайным ситуациям и ликвидации последствий стихийных бедствий (МЧС России), которое непосредственно подчиняется Президенту РФ.

Основополагающее значение имеют такие акты, как Зако­ны от 19 апреля 1991 г. «О санитарно-эпидемиологическом благополучии населения»1, от 2 июля 1992 г. «О психиатри­ческой помощи и гарантиях прав граждан при ее оказании»2, указ Президента от 17 февраля 1995 г. «О гарантиях прав граж­дан на охрану здоровья при распространении рекламы»3, По­ложение о порядке установления ВТЭК степени утраты трудо-спбсобности от 23 апреля 1994 г.»4 и другие.

Отдельным направлением в области здравоохранения явля­ется оказание медицинской помощи на основании медицинс­кого страхования граждан, осуществляемое в соответствии с Законом от 28 июня 1991 г. «О медицинском страховании граж­дан в РСФСР»5,. Основная цель медицинского страхования — сохранение и укрепление здоровья населения, создание эконо­мической ответственности и заинтересованности в этом граж­дан, а также предприятий, учреждений, организаций, гаран­тирование гражданам квалифицированной помощи за счет на­копленных средств и финансирования профилактических ме­роприятий.

 

12. Граждане Российской Федерации как субъекты административного права. Административные права и обязанности граждан. Административно-правовые гарантии прав и свобод граждан. Обращения граждан. Административно-правовой статус граждан Российской Феде­рации составляет важнейшую и органичную часть их общего пра­вового статуса, установленного Конституцией РФ, Федеральным законом от 31 мая 2002 г. "О гражданстве Российской Федерации"1, Положением о порядке рассмотрения вопросов гражданства РФ, утвержденным Указом Президента РФ от 14 ноября 2002 г.2

Содержание правового статуса граждан РФ обусловливается также международными правовыми актами. Например, нашим на­циональным законодательством восприняты определенные положе­ния Всеобщей декларации прав человека, принятые резолюцией 217 А/III Генеральной Ассамблеи ООН от 10 декабря 1948 г.

Права и обязанности граждан в сфере административного пра­ва в основное производит от конституционных и конкретизируются во многих законах и подзаконных актах.

Содержание административно-правового статуса человека и гражданина составляют:

а) комплекс их прав и обязанностей, закрепленных нормами

административного права;

б) гарантии реализации этих прав и обязанностей, включая их охрану законом и механизм защиты органами государства и мест­ного самоуправления.

Однако не все права и обязанности человека и гражданина про-изводны от его конституционного правового статуса. Немало и та­ких, которые находятся за пределами данного статуса и устанавливаются конкретными нормативными актами, соответствующими конституционной концепции положения человека и гражданина в РФ. Например, права и обязанности, связанные с управлением транспортными средствами, приобретением оружия и др.

Правовые акты, относящиеся к установлению административ­но-правового статуса человека и гражданина, могут быть подраз­делены также в зависимости:

а) от принципа разделения властей — на акты органов зако­нодательной власти и акты органов исполнительной власти. Многие вопросы указанного статуса регламентируются актами Президен­та РФ как главы государства, а также президентов субъектов РФ;

б) от юридической силы — на законы и подзаконные акты;

в) от характера компетенции издающих их органов — на акты органов общей, отраслевой и межотраслевой компетенции. Акты органов отраслевой и межотраслевой компетенции часто именуют ведомственными актами. Под административной правоспособностью гражданина по­нимается признаваемая за ним законом возможность быть субъек­том административного права, иметь права и обязанности административно-правового характера. Она возникает с момента рожде­ния гражданина и прекращается с его смертью. Объем и содержа­ние названной правоспособности устанавливаются и изменяются при no-мощи норм административного права. В основных чертах они закреплены в Конституции РФ.

Административно-правовой статус граждан РФ устанавлива­ется прежде всего Конституцией РФ, актами органов представи­тельной (законодательной) власти. Но в формировании и особенно в реализации составляющих данный статус прав и обязанностей значительна также ролъ органов исполнительной власти и мест­ного самоуправления. В пределах предоставленной компетенции они:

а) издают правовые акты, влияющие на содержание стату­са граждан, влекущие приобретение ими прав и обязанностей в той или иной сфере (например, реализация права на образование пред­полагает издание акта о зачислении в учебное заведение);

б) организуют исполнение законов, имеющих непосредствен­ное отношение к административно-правовому положению граждан;

в) помогают, содействуют гражданам в реализации их кон­кретных субъективных прав, например, в вопросах социальной за­щиты;

г) осуществляют охрану прав и свобод граждан. Во многих случаях актами органов исполнительной власти и местного самоуправления конкретизируются права и обязанности, установленные в общем виде конституциями, отдельными законо­дательными актами.

Административно-правовое положение граждан определяет­ся прежде всего объемом и характером их административной правосубъектности, которую образуют административная право­способность и дееспособность. Административная правоспособность граждан не может быть отчуждаема или передаваема. Ее объем изменяется лишь законом. Для отдельных граждан эта правоспособность может быть временно ограничена в случаях и в порядке, определяемых законодатель­ством, например, в связи с совершением уголовного или админист­ративного правонарушения, за которые закон предусматривает сан­кции в виде лишения свободы, лишения специальных прав и дру­гих правоограничений. Так, УК РФ устанавливает в качестве меры наказания возможность лишения права занимать определенные должности или заниматься определенной деятельностью (ст. 44).

13. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства. Административно-правовой статус иностранных граждан и лиц без гражданства регламентирован Федеральным законом от 15 августа 1996 г. «О порядке выезда из Российской Феде­рации и въезда в Российскую Федерацию» (в ред. Федераль­ных законов от 18.07.98 № 110-ФЗ, от 24.06.99 № 118-ФЗ), (с изм., внесенными Постановлением Конституционного суда РФ от 15.01.1998 № 2-П) и международными договорами и согла­шениями и Федеральным законом от 25.07.2002 г. 115-ФЗ «О правовом положении иностранных граждан».

Административная правоспособность иностранных граждан и лиц без гражданства, приезжающих в страну, имеют свои особенности по времени (оформление документов, пребывания в стране и выезд или изменение гражданства). Администра­тивная дееспособность зависит от того, какие права и обязан­ности ими реализуются своими действиями на общих основа­ниях, а какие на основании положений, указанных в между­народных договорах и соглашениях. На основании ст. 62 Кон­ституции РФ эта категория лиц пользуется всеми правами и несет обязанности наравне с гражданами России, кроме случа­ев, установленных Федеральным законом или международны­ми соглашениями. Иностранные граждане, в том числе и боль­шинство граждан из стран СНГ, имеют меньший объем адми­нистративной провосубъектности, чем граждане России. Они не могут занимать государственные должности, а также зани­маться деятельностью, которая связана с принадлежностью к гражданству России или связана с государственной тайной. В отношении этой категории лиц допускаются ограничения в передвижении и выборе места жительства в целях обеспече­ния государственной безопасности. На иностранных граждан и лиц без гражданства не распространяется действие законо­дательства о воинской обязанности и воинской службе. На­хождение этой категории лиц также различается в зависимос­ти от цели: на постоянное проживание с получением докумен­тов на право жительства и на временно пребывающих или про­езжающих через территорию России транзитом.

Иностранные граждане и лица без гражданства подлежат административной ответственности на общих основаниях. Кро­ме этого к ним могут быть применены меры административ­ной ответственности за проживание без документов на право жительства в России или проживание по недействительным документам, несоблюдение установленного порядка регистра­ции либо передвижения и выбора места жительства, уклоне­ние от выезда по истечению срока пребывания, несоблюдения правил транзитного проезда через территорию России. В соот­ветствии с ст. 3.10 Ко АП РФ эти лица могут быть выдворены за пределы РФ. Административное выдворение иностранных граждан и лиц без гражданства как мера административного наказания устанавливается и назначается судьей, а в случае совершения административного правонарушения при въезде в Россию — соответствующими уполномоченными должностны­ми лицами.

Иностранные граждане, обладающие дипломатическим им­мунитетом или в соответствии с международными договорами не подпадающие под действие административной юрисдикции, а признанные в законном порядке беженцами или вынужден-\ ными переселенцами, имеют особый административный статус.

Выезд из России и въезд в РФ (включая транзитный проезд через ее территорию) регулируются Конституцией РФ, между­народными договорами РФ и указанным выше Федеральным ' законом.

В случае, если международным договором РФ установлены иные правила, чем те, которые предусмотрены настоящим Федеральным законом, действуют правила международного договора.

Иностранные граждане или лица без гражданства обязаны при въезде в Россию и выезде из РФ предъявить действитель­ные документы, удостоверяющие их личность и признаваемые Россией в этом качестве, и визу, выданную соответствующим дипломатическим представительством или консульским учреж­дением РФ за пределами территории РФ либо органами внут­ренних дел или Министерством иностранных дел РФ, если иное не предусмотрено международным договором РФ.

Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граж­дан или лиц без гражданства является письменное обращение (лично или через представителя) в дипломатическое предста­вительство или консульское учреждение РФ.

В случае, если иностранные граждане или лица без граж­данства намерены въехать в РФ по приглашению российского физического или юридического лица, порядок оформления такого приглашения устанавливается Правительством РФ.

Основанием для оформления въезда в РФ иностранных граж­дан или лиц без гражданства является также надлежащим об­разом оформленный договор о туристической поездке.

Въезд в РФ иностранным гражданам или лицам без граж­данства не разрешается в случаях, если:

1) это необходимо в целях обеспечения безопасности госу­дарства;

2) в период своего предыдущего пребывания в РФ они были осуждены в соответствии с законодательством РФ за со­вершение тяжкого или особо тяжкого преступления либо в период предыдущего пребывания были выдворены за пределы РФ в принудительном порядке, — в течение пяти лет после отбытия наказания за совершенное преступле­ние или в течение одного года со дня выдворения в при­нудительном порядке;

3) они не представили документы, необходимые для полу­чения российской визы в соответствии с законодатель­ством России — до их представления;

4) они ходатайствуют о российской визе на срок более трех месяцев и не представили сертификат об отсутствии у них ВИЧ-инфекции — до представления такого сертифи­ката.

Выезд из России иностранным гражданам или лицам без гражданства может быть ограничен в случаях, если они:

1) в соответствии с законодательством России задержаны по подозрению в совершении преступления либо при­влечены в качестве обвиняемых — до принятия решения по делу или до вступления в законную силу приговора суда;

2) осуждены за совершение преступления на территории России — до отбытия (исполнения) наказания или до ос­вобождения от наказания;

3) уклоняются от исполнения обязательств, наложенных на них судом — до исполнения обязательств либо до дос­тижения согласия сторонами;

4) не выполнили предусмотренные законодательством Рос­сии обязательства по уплате налогов - до выполнения этих обязательств.

Транзитный проезд через территорию России без визы раз­решается иностранному гражданину или лицу без граждан­ства в случаях, если они:

1) совершают беспересадочный полет воздушным транспор­том через территорию России;

2) следуют на самолете международной авиалинии с пере­садкой в аэропорту на территории России и имеют над­лежащим образом оформленные документы на право

въезда в государство назначения и авиабилет с подтвер­жденной датой вылета из аэропорта пересадки на терри­тории России в течение 24 часов с момента прибытия, за исключением случаев вынужденной остановки; 3) проживают на территории государства, с которым Рос­сия имеет соответствующий международный договор. Вынужденной остановкой признается пребывание более 24 часов в пределах населенного пункта вследствие наступле­ния следующих обстоятельств:

1) стихийных бедствий, задерживающих движение поез­да, автотранспортного средства, судна или самолета;

2) необходимости ремонта соответствующего транспортно­го средства, поврежденного в результате порчи каких-либо его частей или в результате транспортного проис­шествия;

3) болезни, если по заключению врача дальнейшее следо­вание больного представляется опасным для его жизни и здоровья;

4) непредусмотренных задержек при пересадке с одного вида транспорта на другой в пункте пересадки.

Должностные лица, по вине которых нарушены права граж­данина РФ, иностранного гражданина или лица без граждан­ства на выезд из РФ и (или) въезд в РФ, несут материальную и иную ответственность за причиненный своими решениями, действиями (бездействием) указанным лицам ущерб в поряд­ке, установленном законодательством России.

14. Понятие и признаки органов исполнительной власти. Принципы построения системы органов исполнительной власти. Классификация органов исполнительной власти. Специфику и правовой статус органа государственной влас­ти определяют его функции и задачи, формы и методы, кото­рые он реализует от имени государства, в объеме и пределах своей компетенции. Эти полномочия состоят в праве органа исполнительной власти, государственного управления, их дол­жностных лиц издавать нормативные правовые акты обяза­тельные для тех, кому они адресованы, и применять меры го­сударственного воздействия (убеждения, стимулирования и принуждения), обеспечивающие их реализацию.

В действующем законодательстве термины «орган исполни­тельной власти» и «орган государственного управления» исполь­зуются как равнозначные в основном только в положениях о ФОИВ, утвержденных указом Президента РФ или постановле­нием Правительства РФ (например, МВД России является фе­деральным органом исполнительной власти, осуществляющим в пределах своих полномочий государственное управление...). На уровне субъектов Российской Федерации органы исполни­тельной власти имеют структурные подразделения (отрасле­вые, линейные и функциональные), которые также осуществ­ляют в своей сфере и в объеме полномочий задачи государ­ственного управления. Также государственное управление осу­ществляют администрации органов МСУ, предприятий, учреж­дений и организаций с государственной формой собственнос­ти.

Орган исполнительной власти является частью государствен­ного аппарата, имеет установленную законом или другим нор­мативным правовым актом компетенцию, структуру, метод образования, территориальный масштаб деятельности и упол­номочен выступать от имени государства, реализовывать ис­полнительно-распорядительную деятельность при повседнев­ном регулировании управленческих отношений в сфере хозяйственной, социально-культурной, а также осуществление го­сударственного управления в административно-политической сфере и межотраслевыми комплексами.

Административная правосубъектность органов исполнитель­ной власти возникает одновременно с их образованием, а пре­кращается в связи с их упразднением. Объем компетенции органов исполнительной власти (задачи, функции, права и обя­занности, формы и методы деятельности) находит свое выра­жение и закрепление в соответствующих законах, положени­ях, уставах и других нормативно-правовых актах.

Органы исполнительной власти можно классифицировать по:

• характеру компетенции;

Ш основаниям и порядку образования;

• порядку решения подведомственных вопросов; Ш территориальной деятельности.

По характеру компетенции органы исполнительной влас­ти подразделяются:

1) общей компетенции, решающие вопросы управления во всех сферах жизнедеятельности населения на определен­ной территории (Правительство РФ; правительства рес­публик в составе России, краев, областей, городов фе­дерального значения; администрации областей других субъектов РФ);

2) отраслевой компетенции, решающие вопросы в преде­лах одной отрасли управления (в основном все мини­стерства, некоторые государственные комитеты, депар­таменты и др.), то есть субъекты принимающие в боль­шей части правовые акты, обязательные для исполне­ния внутри отрасли;

3) межотраслевой компетенции, решающие вопросы межот­раслевого характера, то есть принимающие норматив­ные правовые акты по предметам ведения и в объеме полномочий, обязательные для исполнения неподчинен­ными им органами (например, министерство финансов, министерство экономического развития и торговли, го­сударственные комитеты стандартизации и метрологии, по статистики и др.).

По основаниям образования органы исполнительной вла­сти классифицируются:

1) конституционные или уставные органы государственной власти (президенты и их администрации, правительства, главы субъектов федерации и их администрации);

2) создаваемые на основе законов и подзаконных актов (ми­нистерства, государственные комитеты, федеральные службы, федеральные надзоры, федеральные комиссии, агентства, департаменты, управления и другие ведом­ства). По порядку образования:

1) избираемые населением (президенты, главы субъектов РФ и др.);

2) образуемые путем издания указа Президента РФ, ука­зов президентов республик, распоряжений глав прави­тельств, администраций субъектов федераций.

По порядку решения вопросов:

1) коллегиальные органы (Правительства РФ, правитель­ства субъектов РФ, большинство государственных ко­митетов);

2) единоначальные органы, в которых руководителем в под­ведомственных вопросах единолично принимается реше­ние (например, министерства, агентства, службы, над­зоры и др.).

С учетом территориального масштаба деятельности орга­ны исполнительной власти могут быть двух уровней: 1) фе­дерального и 2) субъектов Российской Федерации.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...