Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Структура федеральных органов исполнительной власти




Структура федеральных органов исполнительной власти (ФОИВ) — это форма взаимосвязи элементов (органов) систе­мы, образованная в целях успешной реализации функций и задач государственного управления по предметам ведения и в объеме полномочий. Неделимым элементом организационной структуры ФОИВ является должность федерального государ­ственного служащего.

Создание, реорганизация и ликвидация территориальных структур системы федеральных органов исполнительной вла­сти осуществляется после консультаций с органами исполни­тельной власти субъектов Российской Федерации. Финансиро­вание этих органов в основном осуществляется из средств фе­дерального бюджета.

Создание структуры ФОИВ, их реорганизация и ликвида­ция осуществляется в соответствии с Конституцией РФ Прези­дентом РФ по предложению Председателя Правительства РФ.

Действующая структура ФОИВ утверждена указом Прези­дента РФ от 17 мая 2000 г. № 867 в текущей ред. указа Прези­дента РФ от 25.11. 2003 г. № 1389.

В структуру федеральных органов исполнительной власти входят: Правительство РФ, а в указе Президента РФ «О систе­ме ФОИВ», Правительство РФ не входит в систему и структуру ФОИВ, так как в соответствии с ст. 10, 110 Конституции РФ Правительство РФ является органом исполнительной вла­сти, которая самостоятельна по предметам ведения и в объеме полномочий;

• 23 министерства РФ, из них 5 министерств подчинены непосредственно Президенту РФ;

• 7 Государственных комитетов РФ;

• 2 Федеральные комиссии;

• 10 Федеральных служб России, из них 5 подчинены не­посредственно Президенту РФ;

Ш 7 Российских агентств;

• 2 Федеральных надзора России.

Иные ФОИВ (структурные подразделения института прези­дентуры):

1) Главное управление специальных программ Президента РФ;*

2) Государственная техническая комиссия при Президенте РФ;*

3) Управление делами Президента Российской Федерации;*

4) Комитет РФ по военно-техническому сотрудничеству с иностранными государствами;*

5) Комитет РФ по финансовому мониторингу.*

6) Государственный комитет РФ по оборонному заказу при Министерстве обороны РФ*.

Наличие в администрации Президента РФ иных федераль­ных органов исполнительной власти, а также принимаемые указы и распоряжения Президента РФ, которые не должны противоречить Конституции РФ и федеральным законам (часть 3, ст. 90 Конституции РФ) — все это является своеобразным отличительным признаком исполнительной власти в России и создает сложности в определении места и роли института пре­зидентуры в основах конституционного строя России.

На практике существует как бы «второе» Правительство РФ, которое принимает большинство решений по реализации внутренних и внешних функций государственного управления, подобное дублирование не способствует повышению эффектив­ности государственного управления и, как следствие, не спо­собствует социально-экономическому развитию России.

В связи с этим необходимо внесение изменений в ФКЗ «О Правительстве РФ» с целью расширения правового статуса

Примечание - знак *) означает подчиненность ФОИВ Президенту РФ. Правительства РФ как единственного полномочного органа, возглавляющего всю систему органов исполнительной власти. Необходимо также принять ФЗ «О целостной системе испол­нительной власти РФ» и ФЗ «О Президенте РФ» с целью упо­рядочения конституционного статуса Президента как главы государства и высшего должностного лица исполнительной власти, для снятия правовой коллизии ст. 10 и ст. 11 Консти­туции РФ по вопросу количества субъектов государственной власти. Необходимо также принятие следующих ФЗ: «Управ­ленческий кодекс РФ»; «Об административных процедурах»; «Основы административного судопроизводства»; «Админист­ративные суды» и др.

Президент РФ как глава государства осуществляет пред­ставительные функции и обеспечивает согласованное функци­онирование и взаимодействие органов государственной власти (ст. 80 Конституции РФ).

Орган исполнительной власти как целостная система уп­равления должен при этом иметь научно-обоснованную орга­низационную структуру и штаты. Должность федерального государственного служащего является основным элементом структуры органа исполнительной власти. Каждая организа­ционная структура имеет вертикальную связь между соподчи­ненными органами управления и горизонтальное построение отдельных подразделений.

Горизонтальное построение органа исполнительной власти включает в себя три составные части: руководство, коллеги­альный орган и аппарат управления. К руководству относятся руководитель, его первый заместитель и заместители. Распре­деление должностных обязанностей между руководителями закрепляется соответствующими правовыми актами. Коллегии, как совещательные органы при начальнике, создаются во всех министерствах, государственных комитетах и иных федераль­ных органах исполнительной власти. Они вырабатывают про­екты решений по наиболее важным вопросам, отнесенным к их компетенции. Решения коллегий, как правило, имеют ре­комендательный характер, но, будучи объявленными прика­зом руководителя органа (например, приказом министра), они становятся обязательны для исполнения. К аппарату органа исполнительной власти относятся все его структурные подраз­деления и должностные лица, определенные правовым актом руководителя.

Штатное расписание — это правовой документ, в котором закреплено, кто персонально осуществляет функции и за что отвечает. Штатное расписание утверждается руководителем органа, предприятия, учреждения или организации.

Руководитель органа исполнительной власти утверждает штатное расписание, содержащее перечни структурных под­разделений, их наименование, должности и оклады.

15. Понятие законности. Основные способы обеспечения законности в РФ. Государственный контроль и надзор. Сущность законности состоит в единообразном понимании, осознании и точном осуществлении действий по соблюдению норм и правил действующего законодательства, прежде всего, органами государственной власти, общественными организа­циями и другими негосударственными объединениями, долж­ностными лицами и гражданами. Действие закона должно рас­пространяться на все сферы деятельности государственной власти, ее органов, должностных лиц, на деятельность негосудар­ственных структур и на сознание и поведение всех граждан общества. Особенно важно строгое соблюдение законов госу­дарственными органами и их должностными лицами. Основа сущности принципа законности состоит, прежде всего, в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Ничто так не действует негативно на правосознание граждан, как нарушение законов со стороны органов государственной влас­ти и их должностных лиц.

Этот принцип закреплен в статье 15 Конституции, где ска­зано, что органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должностные лица, граждане и их объедине­ния обязаны соблюдать Конституцию и законы, при этом за­коны и иные, принимаемые нормативно-правовые акты, не должны противоречить Конституции РФ. Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (на­пример, по вопросам регистрации, лицензирования, сертифи­кации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности конт­рольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

Надзор как способ обеспечения законности в сфере испол­нительной власти отличается от контроля. Надзор заключает­ся в постоянном, систематическом наблюдении специальными государственными органами за деятельностью неподчиненных им органов или лиц с целью выявления нарушений законнос­ти. При этом оценка деятельности поднадзорного объекта да­ется только с точки зрения законности, но не целесообразнос­ти. Поэтому при надзоре, в отличие от контроля, вмешатель­ство в текущую административно-хозяйственную деятельность поднадзорного не допускается. •

Различаются два вида надзора: прокурорский и админи­стративный.

Прокурорский надзор осуществляется за единообразным исполнением и соблюдением законов всеми органами государ­ства и его должностными лицами, а также негосударственны­ми объединениями и их должностными лицами.

Административный надзор является специфической раз­новидностью государственного контроля. Суть его состоит в наблюдении за исполнением специальных норм, общеобяза­тельных правил. Закрепленных в законах и подзаконных ак­тах (правила пожарной безопасности, дорожного движения, санитарные, торговли, природоохранительные и другие).

Субъектами административного надзора являются федераль­ные органы надзора (например, федеральный горный и про­мышленный надзор России, федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности).

Этот принцип закреплен в статье 15 Конституции, где ска­зано, что органы государственной власти, органы местного са­моуправления, должностные лица, граждане и их объедине­ния обязаны соблюдать Конституцию и законы, при этом за­коны и иные, принимаемые нормативно-правовые акты, не должны противоречить Конституции РФ

.

. В законах долж­ны быть отражены не только властные веления государства (степень его силы власти), но и целесообразность, нравствен­ность этой власти, а главное, законность повседневного пове­дения и действия власти.

В целях укрепления законности и дисциплины в сфере ис­полнительной власти проводится огромная работа. Это совершенствование системы органов исполнительной власти и более четкое регламентирование их правового статуса; опреде­ление должностных обязанностей и прав государственных слу­жащих, пределов их личной ответственности; принятие пра­вовых актов, предусматривающих административный и судеб­ный порядок восстановления нарушенных прав и законных интересов граждан; воспитание у граждан чувства уважения к закону, повышение их правовой культуры

Вместе с тем действует особая система государственных органов и общественных организаций, на которую возложена обязанность по поддержанию и укреплению законности и дисци­плины в сфере исполнительной власти. Применяемые ими раз­личные правовые и организационные виды и методы деятель­ности, практические приемы, операции, формы работы обоб­щенно называются способами обеспечения законности. Это -контроль, надзор и обжалование (реализация права жалобы).

Вообще контроль - это система наблюдения и проверки процесса функционирования объекта с целью устранения его отклонения от заданных параметров.

Сущность контроля в сфере исполнительной власти заклю­чается в том, что уполномоченные на то государственные орга­ны (законодательной, исполнительной, судебной властей) и общественные организации, используя организационно-право­вые способы и средства, выясняют, нет ли в деятельности подконтрольных органов исполнительной власти и их долж­ностных лиц каких-либо отклонений от законности, а если таковые имеются, то своевременно их устраняют, восстанав­ливают нарушенные при этом права, привлекают виновных к

ответственности, принимают Меры к предотвращению нару­шений законности и дисциплины.

В ходе проведения каких-либо серьезных реформ неизбеж­но возникают трудности в сфере поддержания законности и дисциплины, что вполне объяснимо. Однако это не должно уходить из поля государственного контроля, так как именно в период реформ наиболее нетерпимы признаки анархии и бес­порядка.

Для контроля как способа обеспечения законности харак­терны некоторые признаки.

Во-первых, между контролирующим органом (должностным лицом) и подконтрольным объектом в большинстве случаев су­ществуют отношения подчиненности или подведомственности.

Во-вторых, объектом контроля является как законность, так и целесообразность деятельности контролируемого, когда кон­тролирующий вправе вмешиваться в текущую администра­тивно-хозяйственную деятельность контролируемого. Закон (нормативный акт), как правило, предоставляет значительную свободу выбора для органа исполнительной власти, не предла­гая жесткой модели поведения для каждой конкретной ситуа­ции; отсюда — необходимость строгого контроля не только за законностью, но и за целесообразностью контролируемых дей­ствий.

Формы контрольной деятельности весьма разнообразны: заслушивание отчетов, информации и сообщений, проверки, экспертизы, наблюдение за действиями контролируемого (на­пример, по вопросам регистрации, лицензирования, сертифи­кации), изучение деловых и личных качеств кандидатов на замещение должностей, координация деятельности конт­рольных органов, рассмотрение жалоб и т. п.

сти, ее органов, должностных лиц, на деятельность негосудар­ственных структур и на сознание и поведение всех граждан общества. Особенно важно строгое соблюдение законов госу­дарственными органами и их должностными лицами. Основа сущности принципа законности состоит, прежде всего, в том, что государство, издавшее закон, не вправе его нарушать. Ничто так не действует негативно на правосознание граждан, как нарушение законов со стороны органов государственной влас­ти и их должностных лиц.

16. Полномочия Президента Российской Федерации в сфере государственного управления. Президент РФ как субъект административного права в сфе­ре исполнительной власти имеет исключительные полномочия.

В главе 4 Конституции РФ за Президентом РФ закреплен большой объем реализации полномочий в сфере исполнитель­ной власти. Взаимоотношения Правительства РФ и Президента РФ закреплены в главе V Федерального конституционного за­кона «О Правительстве РФ», принятого 17.12. 1997 г., с изме­нениями и дополнениями, принятыми 31.12.1997 г. № 3- ФКЗ.

Президент России в соответствии с Конституцией РФ и на­стоящим Федеральным конституционным законом обеспечи­вает согласованное функционирование и взаимодействие Пра­вительства России и других органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ и ФЗ руководит деятельностью ФОИВ, ведающих вопросами обо­роны, безопасности, внутренних дел, иностранных дел, пре­дотвращения чрезвычайных ситуаций и ликвидации послед­ствий стихийных бедствий, утверждает по представлению Пред­седателя Правительства России положение о них и назначает их руководителей, а также осуществляет иные полномочия как Верховный Главнокомандующий Вооруженными Силами РФ и Председатель Совета Безопасности РФ.

Правительство России в соответствии с Конституцией РФ, ФКЗ, ФЗ, указами и распоряжениями Президента РФ коорди­нирует деятельность ФОИВ, указанную выше.

Постановления и распоряжения Правительства России в случае их противоречия Конституции РФ, ФКЗ, ФЗ и указам Президента РФ могут быть отменены Президентом России.

Правительство РФ слагает свои полномочия перед вновь избранным Президентом России. Решение о сложении Прави­тельством РФ своих полномочий оформляется распоряжением Правительства РФ в день вступления в должность Президента РФ.

Правительство РФ может подать в отставку, которая при­нимается или отклоняется Президентом РФ,

Президент Российской РФ вправе принять решение об от­ставке Правительства РФ, в том числе и в предусмотренных Конституцией России случаях выражения Государственной Думой ФС РФ недоверия Правительству России либо отказа Государственной Думе в доверии Правительству РФ.

В случае отставки или сложения полномочий Правитель­ство РФ по поручению Президента РФ продолжает действо­вать до сформирования нового Правительства России.

В соответствии со ст. 80 Конституции РФ Президент явля­ется главой государства, гарантом Конституции РФ, прав и свобод человека и гражданина.

В установленном Конституцией РФ порядке он принимает меры по охране суверенитета России, ее независимости и госу­дарственной целостности, обеспечивает согласованное функци­онирование и взаимодействие органов государственной власти.

Президент РФ в соответствии с Конституцией РФ и феде­ральными законами определяет основные направления внут­ренней и внешней политики государства и обращается к Феде­ральному Собранию (обеим палатам — парламенту страны) с ежегодными посланиями о положении в стране, об основных направлениях внутренней и внешней политики государства.

Президент РФ как глава государства представляет Россию внутри страны и в международных отношениях.

В соответствии с ст. 83 Конституции РФ Президент России:

а) назначает с согласия Государственной Думы Председа­теля Правительства РФ;

б) имеет право председательствовать на заседаниях Прави­тельства РФ;

в) принимает решение об отставке Правительства РФ;

г) представляет Государственной Думе РФ кандидатуру для назначения на должность Председателя Центрального банка России; ставит перед Государственной Думой воп­рос об освобождении от должности Председателя Цент­рального банка России;

д) по предложению Председателя Правительства РФ на­значает на должность и освобождает от должности заме­стителей Председателя Правительства РФ, федеральных министров;

е) представляет Совету Федерации кандидатуры для назна­чения на должности судей Конституционного Суда РФ, Верховного Суда РФ, Высшего Арбитражного Суда РФ, а также кандидатуру Генерального прокурора РФ; вно­сит в Совет Федерации предложение об освобождении от

должности Генерального прокурора России; назначает судей других федеральных судов;

ж) формирует и возглавляет Совет Безопасности РФ, ста­тус которого определяется федеральным законом;

з) утверждает военную доктрину РФ;

и) формирует Администрацию Президента РФ;

к) назначает и освобождает полномочных представителей

Президента РФ;

л) назначает и освобождает высшее командование Воору­женных Сил России;

м) назначает и отзывает после консультаций с соответству­ющими комитетами или комиссиями палат Федерально­го Собрания дипломатических представителей РФ в ино­странных государствах и международных организациях. В соответствии с ст. 85 Конституции РФ Президент РФ может использовать согласительные процедуры для разреше­ния разногласий между органами государственной власти РФ и органами государственной власти субъектов РФ, а также между органами государственной власти субъектов РФ. В слу­чае недостижения согласованного решения он может передать разрешение спора на рассмотрение соответствующего суда.

Президент РФ вправе приостанавливать действие актов ор­ганов исполнительной власти субъектов РФ в случае противо­речия этих актов Конституции РФ и федеральным законам, международным обязательствам РФ или нарушения прав и свобод человека и гражданина до решения этого вопроса соот­ветствующим судом.

Указы и распоряжения Президента РФ обязательны для исполнения на- всей территории РФ.

Указы и распоряжения Президента РФ не должны проти­воречить Конституции РФ и федеральным законам.

17. Судебный контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Со­гласно ст. 118 Конституции РФ, судебная власть осуществляет­ся посредством конституционного, гражданского, администра­тивного и уголовного судопроизводства Конституционным Су­дом РФ, судами общей юрисдикции и арбитражными судами.

С принятием федерального конституционного закона от 31 декабря 1996 г. в ред. от 15.12. 2001 г. № 1-ФКЗ «О судеб­ной системе Российской Федерации» было положено правовое начало обеспечения самостоятельности и единства судебной си­стемы РФ.2

В ст. 33 отмечено, что финансирование судов должно осу­ществляться на основе утвержденных федеральным законом нормативов и указываться отдельной строкой в федеральном бюджете.

Судебная власть — неотъемлемый элемент правового госу­дарства. Будучи сильной и независимой, 'она является гаран­том прав каждого и должна быть в состоянии защитить эти права, кто бы на них ни покушался. Но что не менее значимо, судебная власть — это еще и гарантия осуществления других ветвей власти — законодательной и исполнительной.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти и порядок их осуществления определены Конституцией и Федеральным конституционным за­коном от 21.07.1994 г. в ред. 15.12. 2001 г. № 4-ФКЗ «О Кон­ституционном Суде Российской Федерации». Деятельность это­го суда призвана служить укреплению основ конституционного строя РФ, защите основных прав и свобод человека и гражда­нина, утверждению начал законности в правотворчестве, право­применительной практике, обеспечению верховенства и прямо­го действия Конституции РФ на всей территории страны.

Основными принципами деятельности Конституционного Суда РФ провозглашены независимость, коллегиальность, глас­ность, состязательность и равноправие сторон. Независимость Конституционного Суда обеспечивается в том числе тем, что судьи несменяемы, неприкосновенны, подчиняются только Конституции и федеральному закону, лишь в соответствии с которым, могут быть прекращены их полномочия.

Контрольные полномочия Конституционного Суда РФ в сфере исполнительной власти предусмотрены ст. 125 Консти­туции РФ. Реализуя эти полномочия, суд разрешает дела о соответствии Конституции РФ нормативных актов Президен­та РФ, Правительства РФ и федеральных органов исполни­тельной власти и исполнительных органов власти субъектов РФ, изданных по вопросам, относящимся к ведению органов государственной власти и совместному ведению органов госу­дарственной власти РФ и субъектов РФ, разрешает споры о компетенции, включая споры между органами исполнитель­ной власти РФ и ее субъектов. Возможно разрешение и других дел, связанных с конституционным судебным контролем за актами органов исполнительной власти и ее должностных лиц. Акты или их отдельные положения, признанные неконститу­ционными, утрачивают силу.

Решение Конституционного Суда РФ по спору о компетен­ции между органами исполнительной власти является основа­нием для отмены или изменения нормативных актов, опреде­ляющих компетенцию этих органов.

Толкование Конституции РФ, производимое Конституци­онным Судом РФ, является обязательным для исполнения все­ми органами исполнительной власти.

Формы контроля судов обшей компетенции за деятель­ностью органов исполнительной власти имеют свои особеннос­ти. Понятно, основной задачей общих судов является рассмот­рение уголовных, гражданских, административных и иных дел. Контрольная же функция ими осуществляется не отдельно, а в процессе рассмотрения этих дел.

При рассмотрении уголовных дел, особенно о должностных преступлениях, суд исследует не только действия подсудимого как должностного лица органа исполнительной власти, но и условия, способствовавшие возникновению дела. За совершен­ное преступление виновный привлекается к ответственности, о чем выносится приговор. Формой же реагирования суда на выявленные недостатки в работе органа исполнительной влас­ти, которые способствовали тем или иным нарушениям и пре­ступлению должностного лица, может быть частное определе­ние. В нем обращается внимание соответствующего органа ис­полнительной власти, должностного лица на факты наруше­ния закона, причины и условия, способствовавшие соверше­нию преступления и требующие предупредительных мер. Субъект, которому адресовано частное определение, обязан в месячный срок рассмотреть его и сообщить суду о принятых мерах.

При рассмотрении судами общей юрисдикции гражданских дел также осуществляется контроль за деятельностью органов исполнительной власти. Круг дел, рассматриваемых в поряд­ке гражданского судопроизводства, весьма обширный. К ним относятся: дела искового производства; производство по де­лам, возникающим из административных правоотношений; особое производством по этим и другим делам судами могут выноситься решения, определения или постановления. При не­обходимости в них указывается, что суд, признавая акты уп­равления незаконными, отменяет или изменяет их. Обнару­жив нарушение законности либо существенные недостатки в работе органа исполнительной власти, суд выносит частное определение.

По административным делам (мелкое хулиганство, мелкое хищение и др.) суд проверяет законность действий органа испол­нительной власти по привлечению лица к административной ответственности и применяет одну из возможных мер воздей­ствия. При необходимости суд дает оценку неправомерным действиям органа исполнительной власти и устраняет допу­щенные нарушения (например, прекращает производство по делу о мелком хулиганстве, поступившему из органа внутрен­них дел).

В специфической форме осуществляют свои контрольные полномочия в сфере исполнительной власти арбитражные суды, деятельность которых регламентирована в соответствии с Законом от 28 апреля 1995 г. № 1-ФКЗ «Об арбитражных

судах в Российской Федерации».1 В 2002 г. году принят новый федеральный закон «Арбитражный процессуальный кодекс Российской Федерации» от 24.07.2002 г. № 113-ФЗ.

Арбитражный суд осуществляет судебную власть при раз­решении возникающих в процессе предпринимательской дея­тельности споров, вытекающих из гражданских правоотноше­ний (экономические споры) либо из правоотношений в сфере управления (споры в сфере управления). Задачами арбитраж­ного суда являются: защита нарушенных или оспариваемых прав и интересов организаций и граждан, осуществляющих предпринимательскую деятельность; содействие правовыми средствами предупреждению правонарушений и укрепление законности в экономических отношениях.

Дела по спорам в сфере управления рассматриваются ар­битражными судами в упрощенной процедуре, предусмотрен­ной Арбитражным процессуальным кодексом Российской Фе­дерации2, когда судья организует разрешение дел, способствуя достижению соглашения между спорящими сторонами.3

Специфика обеспечения арбитражным судом законности в сфере исполнительной власти заключается в том, что суд при­знает полностью или частично недействительным акт, не име­ющий нормативного характера, и принимает решение на осно­вании действующего законодательства.

Общественный контроль

Существует мнение, что в условиях рыночной экономики утратил свое значение общественный контроль, но это далеко не так, если мы обратимся к Конституции РФ и другим зако­нам.

Согласно ст. 32 Конституции граждане России имеют пра­во участвовать в управлении делами государства. И теорети­чески, и практически это предполагает общественный конт­роль за органами государственного управления, за деятельнос­тью государственного аппарата и должностных лиц.

Субъектами такого контроля являются общественные объ­единения граждан, политические партии, профессиональные союзы, кооперативные, молодежные и другие организации, органы общественной самодеятельности, трудовые коллекти-вы, а также отдельные граждане, выступающие как частные лица. Все эти субъекты выступают от имени общественности, а не государства. Поэтому их контрольные полномочия, как правило, лишены юридически властного характера и лишь в отдельных случаях государство предоставляет некоторым из них такие полномочия. Для общественного контроля ха­рактерно предупреждение нарушений законности в сфере испол­нительной власти посредством применения мер общественного воздействия. Как и государственный, общественный контроль опирается на правовые основы.

Общественные объединения наделены достаточно широки­ми контрольными полномочиями в сфере исполнительной власти и соответствующую деятельность осуществляют, уча­ствуя в формировании органов исполнительной власти и вы­работке ими решений, а также представляя и защищая права и законные интересы своих членов в государственных орга­нах.

Особо важна роль профсоюзов. Они контролируют соблю­дение администрациями и собственниками предприятий или их уполномоченными законодательства о труде и профсоюзах, вправе требовать устранения нарушений. Администрация обя­зана рассматривать их представления об устранении наруше­ний законодательства о труде и профсоюзах и в течение месяч­ного срока сообщать профсоюзу о результатах рассмотрения. По просьбе своих членов и других трудящихся, а также по собственной инициативе профсоюзы вправе обращаться в суд с исковыми заявлениями о защите трудовых прав. С этой целью профсоюзы могут иметь инспекции, службы правовой помощи и другие необходимые структуры.

Контрольные функции выполняют также общественные организации потребителей, создаваемые гражданами на добро­вольной основе в порядке, установленном Законом от 7 февра­ля 1992 г. «О защите прав потребителей» Ведомости, 1992, № 15, ст. 766 в текущей ред. 30.12.2001 г.; значительно рас­ширены и гарантированы права потребителей. Более четко рег­ламентированы государственная и общественная защита прав потребителей. Федеральные органы исполнительной власти осуществляют контроль за качеством и безопасностью товаров (работ и услуг), оказываемых потребителям. Предусмотрены меры государственного принуждения за нарушения в сфере оказания работ и услуг. В законе предусмотрена ответствен-

ность изготовителя (ст. 12) за ненадлежащую информацию о товаре (работе, услуге), об изготовителе (исполнителе, продав­це) и ответственность продавца (ст. 13) за нарушение прав по­требителей.

В ст. 14. Предусмотрена имущественная ответственность за вред, причиненный вследствие недостатков товара (работы, услуги).

1. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя вследствие конструктивных, производственных, рецептурных или иных недостатков товара (работы, услуги), подлежит возмещению в полном объеме.

2. Право требовать возмещения вреда, причиненного вслед­ствие недостатков товара (работы, услуги), признается за лю­бым потерпевшим независимо от того, состоял он в договор­ных отношениях с продавцом (исполнителем) или нет.

3. Вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя, подлежит возмещению, если вред причинен в течение установленного срока службы или срока годности то­вара (работы).

Если на товар (результат работы) должен быть установлен в соответствии с пунктами 2, 4 статьи 5 настоящего Закона срок службы или срок годности, но он не установлен, либо потреби­телю не была предоставлена полная и достоверная информа­ция о сроке службы или сроке годности, либо потребитель не был проинформирован о необходимых действиях по истечении срока службы или срока годности и возможных последствиях при невыполнении указанных действий, либо товар (результат работы) по истечении этих сроков представляет опасность для жизни и здоровья, вред подлежит возмещению независимо от времени его причинения.

Если в соответствии с пунктом 1 статьи 5 настоящего Зако­на изготовитель (исполнитель) не установил на товар (работу) срок службы, вред подлежит возмещению в случае его причи­нения в течение десяти лет со дня передачи товара (работы) потребителю, а если день передачи установить невозможно, с даты изготовления товара (окончания выполнения работы).

Вред, причиненный вследствие недостатков товара, подле­жит возмещению продавцом или изготовителем товара по вы­бору потерпевшего.

Вред, причиненный вследствие недостатков работы или ус­луги, подлежит возмещению исполнителем.

4. Изготовитель (исполнитель) несет ответственность за вред, причиненный жизни, здоровью или имуществу потребителя в связи с использованием материалов, оборудования, инструмен­тов и иных средств, необходимых для производства товаров (выполнения работ, оказания услуг), независимо от того, по­зволял уровень научных и технических знаний выявить их особые свойства или нет.

5. Изготовитель (исполнитель, продавец) освобождается от ответственности, если докажет, что вред причинен вследствие непреодолимой силы или нарушения потребителем установ­ленных правил использования, хранения или транспортиров­ки товара (работы, услуги).

В статье 15 предусмотрена компенсация морального вреда потребителю.

Моральный вред, причиненный потребителю вследствие нарушения изготовителем (исполнителем, продавцом) или организацией, выполняющей функции изготовителя (продав­ца) на основании договора с ним, прав потребителя, предус­мотренных законами и правовыми актами Российской Феде­рации, регулирующими отношения в области защиты прав потребителей, подлежит компенсации виновным. Размер ком­пенсации морального вреда определяется судом и не зависит от размера возмещения имущественного вреда. Компенса­ция морального вреда осуществляется независимо от возме­щения имущественного вреда и понесенных потребителем убытков.

Предусматривается судебная защита прав потребителей. Потребители по искам, связанным с нарушением их прав, а также органы и организации по искам в интересах потребите­лей освобождаются от уплаты государственной пошлины, чем экономически гарантируется защита прав потребителей. Со­зданные общественные организации по защите прав потреби­телей наделены широким кругом полномочий.

Эти организации, в частности, вправе:

• участвовать в разработке требований по безопасности това­ров (работ, услуг) и соответствующих стандартов;

• проводить независимую экспертизу качества и безопас­ности товаров (работ, услуг) и проверять соблюдение прав потребителей и правил всех видов обслуживания;

• вносить предложения о мерах по повышению качества, снятии с производства или изъятии из оборота опасных товаров (работ, услуг);

• совместно с соответствующими органами государствен­ного управления контролировать применение регулиру­емых цен;

• вносить в прокуратуру и органы государственного управления материалы о привлечении к ответственнос­ти лиц, виновных в выпуске и реализации товаров (ра­бот, услуг), не соответствующих установленным требо­ваниям; предъявлять иски в интересах потребителей. Общественные организации потребителей вправе предъявлять иск в суд о признании действий продавца, изготовителя, исполнителя противоправными в отноше­нии неопределенного круга потребителей и прекраще­нии этих действий. При удовлетворении такого иска суд обязывает правонарушителя довести в установленный им срок до сведения потребителей решение суда.

Эффективность применения Закона «О защите прав потре­бителей», других нормативных правовых актов, затрагиваю­щих интересы потребителей, анализирует Межведомственный совет по защите прав потребителей, созданный в соответствии с постановлением Правительства от 12 февраля 1994 г.1

Для обеспечения взаимодействия между федеральными орга­нами исполнительной власти и общественными объединения­ми, подготовки решений Президента и Правительства по важ­нейшим социальным и политическим вопросам с учетом обще­ственного мнения, создания механизма обратной связи между гражданами, общественными объединениями и органами государственной власти распоряжением Президента от 16 фев­раля 1994 г. создана Общественная палата при Президенте2.

18. Понятие и виды административного надзора. Особую роль в обеспечении законности и дисциплины игра­ет административный надзор. Надзорная деятельность являет­ся важной составляющей частью деятельности органов испол­нительной власти, государственного управления.

Например, к федеральным органам исполнительной влас­ти, основной деятельностью которых является административ­ный надзор, относятся: Федеральный горный и промышлен­ный надзор России, Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности, Государственный комитет по стан­дартизации и метрологии, а также различные инспекции в федеральных органах исполнительной власти (безопасности дорожного движения, обеспечения пожарной безопасности, рыбного, геодезического, ветеринарного надзора, надзора за связью и др.).

Административный надзор имеет свои особенности.

Административный надзор - это систематическое наблю­дение за точным и неуклонным соблюдением законов и подза­конных актов, осуществляемое специально уполномоченными органами управления в пределах своей компетенции по подве­домственным вопросам в отношении организационно неподчи­ненных им предприятий, учреждений и организаций. Надзор­ная деятельность таких органов управления направлена на соблюдение специальных норм, действующих во всех или многих отраслях и сферах управления, независимо от ведомствен­ной подчиненности.

В целом административный надзор как разновидность кон­троля представляет собой деятельность специально уполно­моченных государственных органов, должностных лиц, осу­ществляющих наблюдение за исполнением всеми специаль­ных правовых норм и общеобязательных правил всеми юри­дическими и физическими лицами независимо от ведомствен­ности и форм собственности с применением в необходимых случаях мерами государственного принуждения к правонару­шителям.

Основная цель административного надзора - обеспечить безопасность граждан, общества, государства, а также обеспе­чение требуемого качества продукции и услуг, определяемых специальными нормативно-правовыми предписаниями.

В структуре федеральных органов исполнительной власти к федеральным надзорам России относятся: федеральный горный и промышленный надзор России; федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности. Следует от­метить, что при очень частом изменении структуры ФОИВ, эти надзоры существуют все время как самостоятельные орга­ны исполнительной власти, объективность и актуальность осу­ществляемых им и функций несомненна.

Объем компетенции федеральных надзоров России и пред­мет ведения определяется Положением о них, утверждаемым Президентом РФ. Так, основными задачами Федерального гор­ного и промышленного надзора России, согласно Положению о нем от 3.12.2001 г. № 8411, являются: организация регули­рования отношений по обеспечению промышленной безопас­ности и осуществление государственного надзора за точным соблюдением федеральными органами исполнительной влас­ти, различными предприятиями и организациями, должност­ными лицами и гражданами требований по безопасному веде­нию работ в промышленности, устройству и безопасной экс­плуатации оборудования; организация и осуществление гор­ного надзора в целях соблюдения соответствующих норматив­но-правовых требований и установление правил и норм по бе­зопасному ведению работ, а также обеспечение охраны недр и переработке минерального сырья.

Федеральный горный и промышленный надзор России имеет в своей структуре территориальные органы государственного управления. Должностные лица этих органов при несоблюде­нии требований безопасности ведения работ рассматривают дела о привлечении виновных физических и юридических лиц к административной ответственности.

Федеральный надзор России по ядерной и радиационной безопасности (Госатомнадзор России) действует на основе по­ложения, утвержденного постановлением Правительства РФ от 22.04.2002 г. № 2651 и подчиняется непосредственно Пра­вительству РФ.

В своей структуре Госатомнадзор России имеет территори­альные (региональные) органы государственного управления (округа и инспекции). В своей работе он взаимодействует с Международными агентствами по атомной энергии (МАГАТЭ).

За нарушение норм, правил и инструкций должностные лица, ответственные за работу на этих объектах, привлекают­ся к административной ответственности.

Административный надзор за эффективным использовани­ем энергетических ресурсов осуществляет Главное управление надзора (Главгоскомэнергонадзор), находящееся в структуре Министерства энергетики РФ. Положение о Главгоскомэнер-гонадзоре утвержено постановлением Правительства РФ от 12 августа 1998 г.2

Специальный контроль как вид административного надзо­ра осуществляет Государственная инспекция по торговле, ка­честву товаров и защите прав потребителей (Госторгинспек-ция), находящаяся в структуре Министерства торговли РФ.

К специальным видам административного надзора относит­ся административный надзор органов милиции за определен­ной категорией лиц, освобожденных из мест лишения свободы. Это административный надзор осуществляется в соответствии с Законом от 18 апреля 1991 г. в текущей ред. 04.08.2001 г.«О милиции»3. Основное назначение этого вида административного надзора — предупреждение новых правонарушений и оказание воспитательного воздействия на поднадзорных. К этой катего­рии граждан в точном соответствии с законом могут приме­няться следующие предупредительно-профилактические меры: запрещение ухода из дома (квартиры) в определенное время; запрещение пребывания в определенных пунктах райо­на (города); запрещение выезда или ограничение времени выезда по личным делам за пределы района (города); явка в ми­лицию для регистрации от одного до четырех раз в месяц. Эти ограничения применяются как в полном объеме, так и частич­но в зависимости от образа жизни, семейного положения, мес­та работы и других обстоятельств, характеризующих личность поднадзорного.

19. Общественные объединения и как субъекты административного права. Под общественным объединением понимается доброволь­ное, самоуправляемое, некоммерческое формирование, создан­ное по инициативе граждан, объединившихся на основе общ­ности интересов для реализации общих целей, указанных в уставе общественного объединения.

Право граждан на создание общественных объединений предусмотрено ст. 30 Конституции РФ. Содержание этого пра­ва, основные его государственные гарантии, статус обществен­ных объединений, порядок их создания, деятельности, реорга­низации и ликвидации регулируются Федеральным законом от 19 мая 1995 г. «Об общественных объединениях»1, 17 мая 1997 г. № 78-ФЗ «О внесении изменений в ФЗ «Об обществен­ных объединениях» (СЗ РФ от 19 мая 1997, № 20, ст. 2231), Гражданским кодексом РФ и другими законами об отдельных видах общественных объединений — политических партиях, закон от 12 января 1996 г. «О профессиональных союзах, их правах и гарантиях деятельности» (СФКЗ и Ф3.1996, выпуск 3(21); закон 11 августа 1995 г. «О благотворительной деятель­ности и благотворительных организациях» (СФКЗ и Ф3.1995, выпуск 12) и другими правовыми актами.

При этом следует отметить, что действие указанного зако­на «Об общественных объединениях» распространяется толь­ко на общественные объединения, созданные по инициативе граждан, за исключением религиозных организаций, а также некоммерческих союзов (ассоциаций).

Важнейший признак общественного объединения — доб­ровольность формирования. Граждане имеют право создавать по своему усмотрению любые, не запрещенные законом обще­ственные объединения без предварительного разрешения орга­нов государственной власти и органов местного самоуправле­ния.

Организованные гражданами общественные объединения могут регистрироваться в установленном порядке и приобре­тать права юридического лица или функционировать без госу­дарственной регистрации и приобретения прав юридического лица.

Учредителями, членами и участниками общественного объе­динения могут быть физические лица и юридические лица -общественные объединения, чья заинтересованность в совмес­тном решении задач данного объединения оформляется инди­видуальными заявлениями или документами, позволяющими учитывать количество членов общественного объединения.

Созданное общественное объединение действует от своего имени. Права предоставляются и обязанности возлагаются в целом на объединение. Изменения в персональном составе общественного объединения не влияют на его правовой ста­тус.

Общественные объединения могут создаваться в следую­щих пяти организационно-правовых формах: общественная организация; общественное движение; общественный фонд; общественное учреждение; орган общественной самодеятель­ности. Каждое из названных объединений имеет свои особен­ности или черты.

1. Общественной организацией является основанное на членстве общественное объединение, созданное на основе со­вместной деятельности для защиты общих интересов и дости­жения уставных целей объединившихся граждан. Высшим руководящим органом является съезд (конференция) или об­щее собрание. Постоянно действующим руководящим органом является выборный коллегиальный орган, подотчетный съез­ду или общему собранию.

В случае государственной регистрации общественной орга­низации ее постоянно действующий руководящий орган осу­ществляет права юридического лица от имени общественной организации и исполняет ее обязанности в соответствии с ус­тавом.

Собственниками имущества являются общественные орга­низации, обладающие правами юридического лица, каждый индивидуальный член общественной организации не имеет права собственности на долю имущества, принадлежащего об­щественной организации. Их структурные подразделения име­ют право оперативного управления, закрепленным собствен­ником.

2. Общественное движение состоит из участников и не име­ет фиксированного членства массовое общественное объедине­ние, преследующее социальные, политические и иные, обще­ственно полезные цели, поддерживаемые участниками этого движения. Выборный коллегиальный орган является постоян­но действующим руководящим органом и с момента государ­ственной регистрации приобретает права юридического лица, действует в соответствии с принятым уставом.

От имени общественного движения право собственника имущества осуществляет их постоянно действующий руково­дящий орган, указанный в уставе.

3. Общественный фонд — это один из видов некоммерчес­ких фондов и представляет собой не имеющее членства обще­ственное объединение, цель которого заключается в форми­ровании общего имущества на основе добровольных взносов и иных, не запрещенных законом поступлений и использова­нии данного имущества на общественно полезные и благотво­рительные цели. Руководящий орган фонда формируется его учредителями и/или участниками либо решением учредите­лей общественного фонда, принятым в виде рекомендаций или персональных назначений, либо путем избрания участника­ми на съезде (конференции) или общем собрании. В случае государственной регистрации общественного фонда он свою деятельность осуществляет в порядке, предусмотренным ГК РФ.

От имени общественного фонда права собственника имуще­ства осуществляет его постоянный руководящий орган.

4. Общественным учреждением является не имеющее член­ства общественное объединение создаваемое с целью оказания конкретного вида услуг, отвечающих интересам участников учреждения и соответствующим уставным целям этого обще­ственного объединения. Управление общественным учрежде­нием и его имуществом осуществляется лицами, назначенны­ми учредителем. Может создаваться коллегиальный орган, имеющий право совещательного голоса, но не вправе распоря­жаться имуществом общественного учреждения, если иное не установлено учредителем. В случае государственной регистра­ции осуществляет свою деятельность в порядке, установлен­ном ГК РФ.

Собственником имущества является.учредитель, который может передать право оперативного управления имуществом общественному учреждению. Последнее может быть собствен­ником созданного или законно приобретенного имущества.

5. Создание органа общественной самодеятельности пре­следует цель совместного решение различных социальных проблем, возникающих у граждан по месту жительства, ра­боты или учебы, направленное на удовлетворение потреб­ностей неограниченного круга лиц, чьи интересы связаны с достижением уставных целей и реализацией программ орга­на общественной самодеятельности по месту его создания. Орган общественной самодеятельности формируется по ини­циативе граждан. В случае государственной регистрации он приобретает права и обязанности юридического лица в соот­ветствии с уставом. Орган общественной самодеятельности может быть собственником созданного или законно приоб­ретенного имущества.

Все организационно-правовые формы общественных объе­динений могут осуществлять предпринимательскую деятель­ность лишь постольку, поскольку это служит достижению ус­тавных целей, ради которых они созданы, и соответствующую этим целям. Предпринимательская деятельность осуществля­ется общественными объединениями в соответствии с ГК РФ и другими законодательными актами.

По территориальной сфере деятельности существует сле­дующие виды общественных объединений: общероссий­ские, межрегиональные, региональные и местные обществен­ные объединения. Их деятельность основывается на прин­ципах добровольности, равноправия, самоуправления и за­конности. Общественные объединения свободны в определе­нии своей внутренней структуры, целей, форм и методов дея­тельности. Их деятельность должна быть гласной, а ин­формация об их учредительных и программных документах — общедоступной.

Законом запрещается создание и деятельность обществен­ных объединений, цели или действия которых направлены на насильственное изменение основ конституционного строя и нарушение целостности Российской Федерации, подрыв безо­пасности государства, создание вооруженных формирований, разжигание социальной, расовой, национальной или религи­озной розни.

В законе определено, что государство, не вмешивается в деятельность общественных объединений, при этом обеспечи­вает соблюдение их прав и законных интересов, оказывает им поддержку, законодательно регулирует предоставление им оп­ределенных налоговых льгот.

На съезде (конференции) или общем собрании принимает­ся решение о создании общественного объединения, об утвер­ждении его устава и о формировании руководящих и кон­трольно-ревизионных органов. С принятием решения обще­ственное объединение считается созданным. Оно с этого мо­мента осуществляет свою уставную деятельность, приобретает права, за исключением прав юридического лица, и принимает на себя соответствующие обязанности. Полная административ­ная правоспособность общественного объединения как юриди­ческого лица возникает с момента государственной регистра­ции данного объединения в соответствующих органах юсти­ции. В данном случае ему выдается соответствующее свиде­тельство. Государственная регистрация общественных объеди­нений — это своеобразная форма государственного контроля за их деятельностью, однако, государство при этом не вмеши­вается в их деятельность.

Международные и общероссийские общественные объеди­нения регистрируются Министерством юстиции РФ, межреги­ональные общественные объединения — органами юстиции по месту нахождения постоянно действующего руководящего орга­на общественного объединения, региональные и местные об­щественные объединения регистрируются органами юстиции соответствующих субъектов Федерации.

Он должен предусматривать: название, цели, организаци­онно-правовую форму объединения; структуру, руководящие и контрольно-ревизионные органы; территорию, в пределах которой объединение осуществляет свою деятельность; усло­вия и порядок приобретения и утраты членства в объедине­нии; права и обязанности его членов; компетенцию и порядок формирования, сроки полномочий; место нахождения руково­дящих органов объединения; порядок внесения изменений и дополнений в устав объединения; источники формирования денежных средств и иного имущества, права по управлению имуществом; порядок реорганизации и/или ликвидации объе­динения.

Государственные органы, регистрирующие общественные объединения, включают их в единый государственный реестр юридических лиц, открытый для всеобщего ознакомления.

При этом общественные объединения в силу своей социаль­ной природы не обладают государственно-властными полномо­чиями, но могут быть наделены некоторыми правами и обя­занностями в сфере исполнительной власти и могут быть уча­стниками некоторых административно-правовых отношений.

При осуществлении уставных целей общественное объеди­нение имеет право: свободно распространять информацию о своей деятельности; участвовать в выработке решений органов государственной власти и органов местного самоуправления в порядке и объеме, предусмотренном законодательством; про­водить собрания, митинги, демонстрации, шествия и пикети­рование; учреждать средства массовой информации и осуще­ствлять издательскую деятельность; представлять и защищать свои права и законные интересы своих членов (участников), а также других граждан; осуществлять в полном объеме полномочия, предусмотренные законами об общественных объеди­нениях; выступать с инициативами по различным вопросам общественной жизни и вносить предложения органы государ­ственной власти; участвовать в избирательных кампаниях, при условии наличия в уставе этого права и если с момента его регистрации исполнилось шесть месяцев.

Общественное объединение обязано: соблюдать законода­тельство Российской Федерации, общепризнанные принципы и нормы международного права, касающиеся сферы его деятель­ности, а также нормы, предусмотренные его уставом и иными учредительными документами; ежегодно публиковать отчет об использовании своего имущества или обеспечивать доступность ознакомления с этим отчетом; ежегодно информировать орган, регистрирующий общественные объединения, о продолжении своей деятельности с указанием действительного места нахож­дения постоянно действующего руководящего органа, его на­звания и данных о руководителях в объеме сведений, включа­емых в единый государственный реестр юридических лиц.

Объем административной правоспособности общественных объединений как юридических лиц может быть различным и зависит от уставных целей общественного объединения.

Органы прокуратуры осуществляют надзор за соблюдением законов общественными объединениями

Контроль за соответствием деятельности общественных объединениях их уставным целям осуществляют органы юс­тиции, которые регистрируют эти общественные объединения. Контролирующий орган вправе: запрашивать у руководя­щих органов общественных объединений их распорядитель­ные документы; направлять своих представителей для учас­тия в проводимых ими мероприятиях; в случае выявления нарушений общественными объединениями законодательства или совершения ими действий, противоречащих их уставным целям, органом юстиции может быть вынесено руководящим органам объединений письменное предупреждение.

За правомерностью их хозяйственно-экономической деятель­ности осуществляют контроль финансовые органы. Они конт­ролируют источники поступления доходов общественных объе­динений, размеры получаемых ими средств и правильности уплаты налогов.

Имущество общественного объединения формируется на основании вступительных взносов, если их уплата предусмот­рена уставом; добровольных взносов и пожертвований и дру­гих не запрещенных законом поступлений.

20. Прокурорский надзор как способ обеспечения законности в деятельности государственной администрации. Правовые формы реагирования прокурора на нарушения законности. В соответствие с Законом РФ «О прокуратуре РФ», приня­того 17.12.1992 г. в текущей ред. от 5.10.2002 № 120-ФЗ в целях обеспечения верховенства закона, единства и укрепле­ния законности, защиты прав и свобод человека и граждани­на, а также охраняемых законом интересов общества и госу­дарства прокуратура РФ осуществляет:

• надзор за исполнением законов федеральными мини­стерствами и ведомствами, представительными и испол­нительными органами субъектов РФ, органами местно-

го самоуправления, органами военного управления. Органами контроля, их должностными лицами, а так­же за соответствием законам издаваемых ими право­вых актов;

• надзор за соблюдением прав и свобод человека и гражда­нина федеральными министерствами и ведомствами, представительными и исполнительными органами субъектов РФ, органами местного самоуправления, орга­нами военного управления, органами контроля, их дол­жностными лицами, а также руководителями коммер­ческих и некоммерческих организаций;

• надзор за исполнением законов органами, осуществляе­мыми оперативно-розыскную деятельность, дознание и предварительное следствие;

• надзор за исполнением законов администрациями орга­нов и учреждений, исполняющих наказание и применя­ющих назначение судом меры принудительного харак­тера, администрациями мест содержания задержанных и заключенных под стражу;

• уголовное преследование в соответствии с полномочия­ми, установленными уголовно-процессуальным законо­дательством РФ;

• координацию деятельности правоохранительных орга­нов по борьбе с преступностью.

Предметом прокурорского надзора в сфере государственно­го управления является исполнение законов местной админи­страцией, министерствами, иными органами управления и контроля, предприятиями, учреждениями, организациями и объединениями, независимо от их подчиненности, органами военного управления, воинскими частями и учреждениями, должностными лицами, а также соответствие законам издава­емых ими правовых актов.

Следовательно, прокурорский надзор распространяется лишь на действия и акты федеральных министерств, ведомств и ни­жестоящих органов исполнительной власти и выражается в том, что устанавливается, соответствуют ли акты и действия поднадзорных органов и должностных лиц не только Конститу­ции, но и законам.

Осуществляя, во-первых, надзор за исполнением законов и, во-вторых, за соответствием законам тех правовых актов, которые издаются органами управления и контроля, прокура­тура не подменяет их и не вмешивается в оперативно-хозяй-

ственную деятельность, так как не вправе судить о ее целесо­образности, отменять или изменять акты управления. Проку­рор не имеет права приказывать поднадзорным ему субъек­там.

Проверки исполнения законов прокуратурой проводятся на основании поступивших сообщений и другой информации о нарушениях законности, требующих непосредственного прокурорского реагирования. Основное внимание прокурату­ры сосредоточивают на осуществлении действенного надзора за тем, как руководители министерств и других органов уп­равления, должностные лица выполняют свои обязанности по соблюдению законности, оказывают им необходимую помощь в этом деле, должны своевременно выявлять и пресекать нару­шения законности.

В случае установления факта нарушения закона прокурор может опротестовывать противоречащие закону акты либо обра­титься в суд за защитой прав и охраняемых законом интересов граждан, общества и государства; возбудить уголовное дело или производство об административном правонарушении; внести представление об устранении нарушений закона.

Протест прокурора — это его реагирование на противоре­чащий закону правовой акт органа исполнительной власти или действие должностного лица. Протест приносится проку­рором или его заместителем в орган или должностному лицу, издавшиму этот акт, либо в суд. В протесте прокурор вправе требовать отмены акта либо приведения его в соответствие с законом, прекращения незаконного действия должностного лица и восстановления нарушенного права. Протест подле­жит обязательному рассмотрению не позднее чем в десяти­дневный срок с момента его поступления. При исключитель­ных обстоятельствах, требующих немедленного устранения нарушения законности, прокурор вправе установить сокра­щенный срок рассмотрения протеста. О результатах рассмот­рения незамедлительно сообщается прокурору в письменной форме. Если протест рассматривается коллегиальным орга­ном, о дне его заседания сообщается прокурору, принесшему протест, чтобы он мог лично поддержать протест. Установлен образец оформления протеста.

Исходя из характера нарушения закона должностным ли­цом или гражданином прокурор может вынести постановле­ние о возбуждении уголовного дела, о производстве дела об административном правонарушении или иное постановле-

I

ние. Постановление прокурора о возбуждении производства об административном правонарушении подлежит рассмотрению уполномоченным на то органом или должностным лицом в установленный срок. О результатах рассмотрения сообщается прокурору в письменной форме.

Прокурор может вынести письменное представление об ус­транении нарушений прав человека и гражданина, а также письменное предостережение о недопустимости нарушения закона при наличии сведений о готовящихся противоправных деяний.

Все большую актуальность приобретает надзор за соблюде­нием законодательства о собственности, приватизации, предпринимательстве, земельной реформе, охране окружаю­щей среды, занятости населения, а в последнее время — о неплатежах, налоговых правонарушениях и задержках пен­сий и зарплат.

21. Транспортный комплекс. Органы управления транспортным комплексом в РФ. Конституцией РФ федеральный транспорт, пути сообщения отнесены к ведению РФ. Наиболее важные вопросы управле­ния в этой сфере решаются на уровне федеральных органов исполнительной власти.

Правительство РФ решает общие вопросы организации управления предприятиями транспорта. По основным направ­лениям его работы Правительство РФ разрабатывает и вносит на рассмотрение Государственной Думы проекты федеральных законов. От четкой работы транспорта зависит экономическое положение всех отраслей промышленности.

Федеральным органом исполнительной власти, осуществ­ляющим государственное управление транспортом, является Министерство транспорта РФ (Минтранс России), которое является федеральным органом исполнительной власти и осу­ществляет руководство железнодорожным транспортом, а так­же обеспечивает хозяйственное регулирование в области пере­возочного процесса на этом виде транспорта.

Органы исполнительной власти субъектов РФ организуют транспортное обслуживание населения на своей территории, контролируют его состояние, работоспособность и безопасность работы.

В систему органов управления Минтранса России вхо­дят: железные дороги; их линейные предприятия; промыш­ленные, строительные, торговые и снабженческие предприя­тия; учреждения народного образования, здравоохранения, культуры и спорта; НИИ, проектно-конструкторские и изыс­кательские организации, обеспечивающих деятельность и раз­витие отрасли.

Федеральный закон от 10.01.2003 г. № 17-ФЗ «О железно­дорожном транспорте в РФ» является основным правовым ак­том, регламентирующим основы деятельности транспортной системы РФ, как одного их основных видов транспорта общего пользования, представляющего единый производственно-тех­нический комплекс, обеспечивающий потребности производ­ства и населения в перевозках и услугах, необходимых для всех отраслей экономики. Также 10.01.2003 г. был принят ФЗ №18-ФЗ «Устав железнодорожного транспорта в РФ». В связи с этим 10.01.2003 г. также был принят ФЗ № 16-ФЗ «О внесении изменений и дополнений в ФЗ «О естественных монопо­лиях».

Основной задачей транспорта является своевременное, качественное и полное удовлетворение потребностей народно­го хозяйства и населения в перевозках. От успешной работы транспортных предприятий зависят эффективность промыш­ленного сельскохозяйственного производства, развитие това­рооборота торговли, состояние обороноспособности страны.

В организации управления транспортом имеется ряд осо­бенностей.

Органы управления подразделяются по видам транспорта. При этом железнодорожным транспортом управляет Министер­ство путей сообщения, а Министерство транспорта управ­ляет остальным видами: воздушным, морским, речным, ав­томобильным, городским электрическим транспортом; оно уп­равляет также дорожным хозяйством.

Для большинства видов транспорта характерна высокая степень централизации управления, что вызывается предназна­чением, особенностями деятельности управляемых объектов.

Транспорт — источник повышенной опасности. Поэтому для обеспечения безопасности движения организуется специа­лизированный контроль.

Специфика организации и деятельности предприятий транспорта требует особых нормативных актов (уставов, ко­дексов, правил). Определенные группы работников транспор­та, главным образом связанные с обслуживанием движения и пассажиров, несут повышенную дисциплинарную ответствен­ность на основании специальных уставов о дисциплине, дей­ствующих на- соответствующих видах транспорта.

Особенностью является и то, что масштаб приватизации в транспортной сфере ограничен, чтобы сохранить управление над стратегически важными объектами. Речь, в частности, идет об атомном флоте, средствах управления воздушным движе­нием и взлетно-посадочных полосах аэропортов, о водных пу­тях, автомобильных и железных дорогах, пассажирском го­родском транспорте. Приватизация этих объектов полностью запрещена. Государственный контроль будет сохранен и за теми транспортными предприятиями, которые акционируются. Это объясняется об

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...