Главная | Обратная связь
МегаЛекции

Общая характеристика преступлений против порядка управления – их виды и система.




Глава 32 УК РФ включает в себя нормы об ответственности за преступления, предусмотренные ст. ст. 317 - 330 УК РФ.

Видовым объектом рассматриваемых преступлений в теории уголовного права обычно признается нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления, а непосредственным объектом - определенная область (сфера) указанной деятельности.

Под государственным управлением в науке административного права понимается воздействие государства на развитие процессов и отношений в обществе властно-правовыми методами. При этом различается государственное управление в широком и узком смысле. В первом значении государственное управление осуществляют все органы государственной власти (Президент РФ, законодательная, исполнительная и судебная ветви власти). Во втором оно определяется как деятельность органов исполнительной власти. Специфика составов преступлений против порядка управления позволяет сделать вывод, что нормы гл. 32 УК РФ преимущественно охраняют управленческую деятельность именно органов исполнительной власти и органов местного самоуправления (в пределах переданных им полномочий государственной власти). Нормальная деятельность судебной власти охраняется статьями УК РФ, выделенными в гл. 31 ("Преступления против правосудия"). Законодательная ветвь власти попадает в сферу охраны порядка управления в ст. 318 ("Применение насилия в отношении представителя власти") и в ст. 319 ("Оскорбление представителя власти").

Как видно, объект преступлений против порядка управления близок (если не совпадает) с объектом должностных преступлений. Законодатель определил (в названии гл. 30 УК РФ) их объект как государственную власть, интересы государственной службы и службы в органах местного самоуправления. Очевидно, что нормальная управленческая деятельность органов государственной власти и местного самоуправления является важнейшей составляющей государственной власти, интересов государственной службы и службы в органах местного самоуправления. В связи с этим уместно вспомнить не очень популярное в современной юридической литературе утверждение, высказанное в советской юридической литературе (В.Д. Меньшагин, В.Ф. Кириченко, Н.И. Загородников), что преступления против порядка управления различаются не по объекту, а по их субъекту, что посягательство на однородные интересы в первом случае (в должностных преступлениях) происходит изнутри охраняемых интересов (должностными лицами), а во втором - извне (частными лицами).

Объективная сторона преступлений против порядка управления (кроме одного - уклонения от прохождения воинской и альтернативной службы, предусмотренного ст. 328 УК РФ) характеризуется активными действиями (уклонение от прохождения военной и альтернативной службы осуществляется путем бездействия). Составы большинства преступлений против порядка управления сконструированы как формальные, и для наступления ответственности в таких случаях достаточно совершения указанных в диспозиции соответствующих статей УК РФ общественно опасных деяний (например, приобретения официальных документов). Составы применения насилия в отношении представителя власти (ст. 318) и самоуправства (ст. 330) в числе признаков объективной стороны включают и общественно опасные последствия.

Субъектами рассматриваемых преступлений могут быть только частные лица, достигшие 16-летнего возраста.

Субъективная сторона этих преступлений характеризуется умышленной виной (умысел, как правило прямой). Уголовная ответственность за отдельные преступления против порядка управления наступает при установлении в действиях виновных определенных указанных в диспозиции статьи мотивов и целей. Так, посягательство на жизнь сотрудника правоохранительных органов или военнослужащего совершается в целях воспрепятствования законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка либо из мести за такую деятельность (ст. 317 УК РФ).

С учетом специфики непосредственного объекта все преступления против порядка управления можно классифицировать следующим образом:

1) преступления, посягающие на авторитет государственной власти (ст. 329);

2) преступления, посягающие на неприкосновенность Государственной границы РФ (ст. ст. 322, 322.1, 323);

3) преступления, посягающие на нормальную деятельность органов государственной власти и органов местного самоуправления (ст. ст. 317, 318, 319, 320, 321, 328, 330);

4) преступления, посягающие на установленный порядок ведения официальной документации (ст. ст. 324, 325, 326, 327, 327.1).

Рассматривая вопрос о системе преступлений против порядка управления, мы не можем согласиться с законодателем по определению круга этих преступлений. Так, явно перетягивает в сторону преступлений против правосудия такое преступление, как дезорганизация деятельности учреждений, обеспечивающих изоляцию от общества (ст. 321). Очевидно, что данное преступное деяние посягает на исполнение наказания, и в этом смысле оно куда ближе и к таким преступлениям против правосудия, как побег из места лишения свободы, из-под ареста или из-под стражи (ст. 313), уклонение от отбывания лишения свободы (ст. 314) и неисполнение приговора суда, решения суда или иного судебного акта (ст. 315).

 

Составы посягательств на жизнь сотрудника правоохранительного органа и лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование. Их соотношение с составом убийства лица в связи с осуществлением им служебной деятельности.

Посягательство на жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование (ст. 295 УК РФ)

Основным объектом преступления являются общественные отношения в сфере правосудия, а дополнительным – жизнь лица, осуществляющего правосудие или предварительное расследование.

Потерпевшими от преступления могут быть судья, присяжный заседатель или иное лицо, участвующее в отправлении правосудия, прокурор, следователь, лицо, производящее дознание, защитник, эксперт, специалист, судебный пристав, судебный исполнитель, а равно их близкие.

Объективная сторона заключается в посягательстве на жизнь указанных лиц при условии, что такое посягательство связано с рассмотрением дел или материалов в суде, производством предварительного расследования либо исполнением приговора, решения суда или иного судебного акта. Под посягательством на жизнь понимается убийство либо покушение на убийство.

По конструкции преступление является усеченным – оно считается оконченным с момента совершения действий, направленных на лишение жизни потерпевшего.

Убийство указанных лиц совершается как с прямым, так и с косвенным умыслом, а покушение на их убийство – лишь с прямым умыслом. Кроме того, обязательным элементом субъективной стороны преступления должна быть цель – воспрепятствование законной деятельности названных лиц либо мотив мести за такую деятельность.

Субъект преступления – общий.

Посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа (ст. 317 УК РФ)

Основным объектом преступления является нормальная деятельность правоохранительных органов и военнослужащих по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности, дополнительным – жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего.

Под правоохранительным органом понимается государственный орган, специальной функцией которого является противодействие правонарушениям и обеспечение законности.

К военнослужащим относятся лица, проходящие службу по призыву либо по контракту в Вооруженных Силах РФ, других войсках и воинских формированиях РФ, а также граждане, пребывающие в запасе, во время прохождения ими военных сборов.

Объективная сторона состоит в посягательстве на жизнь сотрудника правоохранительного органа, военнослужащего или их близких.

Под посягательством понимается убийство либо покушение на убийство этих лиц.

Преступление считается оконченным с момента покушения на жизнь. По конструкции объективной стороны состав преступления – усеченный.

Субъективная сторона характеризуется прямым или косвенным умыслом при убийстве указанных лиц или прямым умыслом при покушении на их убийство и наличием цели – воспрепятствование законной деятельности указанных лиц по охране общественного порядка и обеспечению общественной безопасности или мотива – месть за такую деятельность.

Ответственность за преступление наступает при условии, если виновный сознавал, что им совершается посягательство на жизнь сотрудника правоохранительного органа или военнослужащего.

 





©2015- 2017 megalektsii.ru Права всех материалов защищены законодательством РФ.