Дача взятки. Условия освобождения от ответственности.
В ст. 291 законодатель предусматривает ответственность за дачу взятки должностному лицу лично или через посредника. Общественная опасность рассматриваемого деяния состоит в том, что оно посягает на интересы государственной службы, дезорганизует деятельность аппарата государственной власти и органов местного самоуправления, создает негативное представление у значительной части членов общества о всеобщей продажности должностных лиц, занимающих государственные должности, подрывает престиж и авторитет государственной и муниципальной службы. Дача взятки - преступление, способствующее совершению такого коррупционного преступления, как получение взятки. Непосредственный объект преступления - общественные отношения в сфере обеспечения законной публичной деятельности органов государственной власти и органов местного самоуправления. Предметом преступления могут являться деньги, ценные бумаги, иное имущество, услуги имущественного характера, иные имущественные права. Объективная сторона преступления характеризуется незаконным вручением должностному лицу лично или через посредника взятки в виде денег, ценных бумаг, иного имущества, выгод имущественного характера или иных имущественных прав за действия (бездействие), которые входят в его служебные полномочия, либо, когда оно, в силу своего должностного положения, может способствовать таким действиям (бездействию), либо за общее покровительство или попустительство по службе (ч. 1. ст. 291), а также за незаконные действия по службе (ч. 3 ст. 291). Объективная сторона состава дачи взятки через посредника включает в себя: передачу предмета взятки посреднику; передачу предмета взятки посредником и принятие ее должностным лицом. Содержание действий по передаче аналогично действиям, непосредственно осуществляемым взяткодателем, передающим предмет взятки. Ответственность посредника, в соответствии с изменениями, внесенными Федеральным законом от 4 мая 2011 г. N 97-ФЗ, предусматривается ст. 291.1 УК РФ.
Дача взятки считается оконченным преступлением с момента передачи должностному лицу хотя бы части незаконного вознаграждения. Если взяткодателем совершены все действия, направленные на дачу взятки, но деньги, материальные ценности или выгоды имущественного характера, являющиеся предметом взятки, в силу определенных обстоятельств не были приняты должностным лицом, содеянное необходимо квалифицировать как покушение на дачу взятки. Как неоконченное преступление следует также квалифицировать действия виновного и тогда, когда он сам пытался вручить взятку, но получатель не принял ее, и в случае, если он действовал через посредника. Так, по ч. 3 ст. 30 и ч. 1 ст. 291 УК РФ (покушение на дачу взятки) Богородским городским судом Нижегородской области были квалифицированы действия М., пытавшегося передать взятку в сумме 50 руб. инспектору спецполка ДПС ГИБДД Н. за то, чтобы тот не доставлял его в ГОВД для проверки наличия разрешения на установку и использование обнаруженной в его личной автомашине радиостанции. Несмотря на то что Н. предупредил М. о противоправном характере совершаемых им действий и предложил убрать деньги, последний сунул деньги в карман инспектору и пытался уйти, после чего был задержан. Субъективная сторона преступления характеризуется только прямым умыслом. Лицо, вручая взятку, осознает общественную опасность своих действий и желает их совершить. Осознанием виновного охватывается, что он незаконно передает вознаграждение должностному лицу за совершение им действия (бездействия) в пользу дающего с использованием служебных полномочий либо за способствование, в силу занимаемого должностного положения, совершению в пользу дающего действия (бездействия) другим должностным лицом либо за общее покровительство или попустительство по службе, и желает передать должностному лицу взятку или предоставить иную имущественную выгоду, с целью получения определенных преимуществ для себя со стороны должностного лица. Отсутствие у посредника понимания того, что он осуществляет передачу взятки должностному лицу, исключает его ответственность, так как в этом случае он не осознает, что является участником совершаемого преступления в силу добросовестного заблуждения относительно оснований передачи и неосознания ее правомерности. Если при передаче вознаграждения взяткодатель предполагает, что должностное лицо имеет право на данное вознаграждение, состав дачи взятки отсутствует.
Мотивы и цели дачи взятки могут быть различными, однако они всегда носят антисоциальный характер. Совершая подкуп должностного лица, виновный стремится удовлетворить свой личный интерес, решить конкретные вопросы для себя, своих близких и т.п. Не исключается состав дачи взятки и в тех случаях, когда взяткодатель руководствуется ложно понятыми интересами службы, интересами своего предприятия, учреждения или организации и т.д. В любом случае необходимо иметь в виду, что взятка дается за выполнение (невыполнение) служебного действия (бездействия) должностного лица в интересах самого взяткодателя или представляемых им третьих лиц (юридических, физических). Если лицо получает от взяткодателя деньги якобы для передачи должностному лицу в качестве взятки и, не намереваясь этого делать, присваивает их, содеянное должно квалифицироваться как мошенничество. При склонении посредником взяткодателя к даче взятки и последующем ее присвоении его действия следует квалифицировать по совокупности как подстрекательство к даче взятки (ч. 4 ст. 33 и ст. 291 УК РФ) и мошенничество (ст. 159 УК РФ). При систематической передаче ценностей и оказании услуг имущественного характера должностному лицу за общее покровительство или попустительство на службе суду надлежит установить, не объединены ли эти деяния единым умыслом взяткодателя. Если это так, то такие действия следует квалифицировать как продолжаемое преступление по ч. 1 ст. 291 УК РФ.
Субъектом дачи взятки является физическое вменяемое лицо, достигшее 16-летнего возраста. В качестве взяткодателя могут выступать также должностные лица, лица, выполняющие управленческие функции в коммерческих или иных организациях, и любое частное лицо. Указанные лица могут выступать и в качестве посредников в даче взятки. Следует отграничивать взяткодателя от посредника во взяточничестве, через которого может осуществляться передача и получение взятки. При этом для квалификации действий посредника по ст. 291.1 УК РФ не имеет значения, получил ли он от взяткодателя либо взяткополучателя вознаграждение за посредничество. Дача взятки должностному лицу, иностранному должностному лицу либо должностному лицу публичной международной организации лично или через посредника в значительном размере предусмотрена ч. 2 ст. 291 УК РФ. Оценка дачи взятки в значительном размере аналогична потому, что определяется в ч. 2 ст. 290 УК РФ. Согласно примечанию к этой статье значительным размером взятки является сумма денег, стоимость ценных бумаг, иного имущества, услуг имущественного характера, иных имущественных прав, превышающих 25 тыс. руб. Особо квалифицированным видом преступления (ч. 3 ст. 291 УК РФ) является дача взятки должностному лицу за совершение им заведомо незаконных действий (бездействия). Такая дача взятки значительно повышает степень общественной опасности преступления. Незаконное действие (бездействие) должностного лица - это такое противоправное поведение, которое возникает в связи с нарушением регламентированных нормативными документами обязанностей по службе. Если взяткодатель передал должностному лицу взятку с целью склонить последнего к совершению противоправных действий, образующих другой состав преступления (служебный подлог, превышение должностных полномочий и т.д.), содеянное взяткодателем необходимо квалифицировать по совокупности как дачу взятки и соучастие (в качестве подстрекателя или организатора) в совершении соответствующего преступления.
Обязательным признаком субъективной стороны состава данного преступления является заведомость знания взяткодателя о характере тех действий (бездействия), которые должностное лицо должно совершить (либо воздержаться от совершения) в отношении виновного, поэтому для квалификации по данному признаку необходимо установить, что при передаче незаконного вознаграждения лицо сознавало, что дает взятку за совершение должностным лицом именно незаконных действий. Незаконность такого рода действий (бездействия) должна быть очевидна для лица, дающего взятку. Часть 4 ст. 291 УК РФ устанавливает особо квалифицированный вид взятки, если она совершена: группой лиц по предварительному сговору или организованной группой (п. "а"); в крупном размере (п. "б"). Характеристика этих квалифицирующих признаков состава дачи взятки в основном аналогична их характеристике в составе получения взятки. Необходимо лишь учитывать, что субъектами этих видов дачи взятки могут быть любые лица, в том числе и должностные лица, выступающие в качестве взяткодателей, предварительно договорившиеся о совершении этого преступления в группе или являющиеся участниками организованной преступной группы и выполняющие ту или иную роль в совершении данного преступления. Наиболее опасный вид дачи взятки - это совершение деяния, предусмотренного ч. ч. 1 - 4 настоящей статьи, в особо крупном размере. Понятие особо крупного размера взятки, как отмечалось, дается в примечании 1 к ст. 290 УК РФ. Судя по санкциям различных частей ст. 291 УК РФ, которые, на наш взгляд, страдают в основном теми же недостатками, что и санкции ст. 290 УК РФ, данный вид взяточничества законодатель относит: ч. 1 - к преступлениям небольшой тяжести; ч. 2 - к преступлениям средней тяжести; ч. ч. 3 - 4 - к тяжким преступлениям; ч. 5 - к особо тяжким преступлениям. В примечании к ст. 291 УК РФ устанавливаются три основания освобождения лица от уголовной ответственности за дачу взятки: а) если имело место вымогательство вознаграждения со стороны должностного лица, т.е. в случаях, когда взяткодатель поставлен в положение, при котором он вынужден, в силу сложившихся обстоятельств, дать взятку с тем, чтобы защитить свои правоохраняемые интересы от неправомерных действий должностного лица; б) если лицо добровольно сообщило органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, о даче взятки; в) если лицо активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления.
В соответствии со ст. 75 УК РФ явка с повинной представляет собой поведение, сочетающее в себе добровольность заявления (сообщения) о совершенном преступлении как разновидности признания в нем и как составной части чистосердечного раскаяния в содеянном. Сообщение при этом должно быть сделано по собственной инициативе и своей воле, а не вынужденно, по принуждению. В основе добровольности лежит осознание лицом того, что оно может и дальше уклоняться от ответственности, о взятке правоохранительным органам ничего не известно, но оно решает обратиться с соответствующим заявлением в эти органы. При решении вопроса об освобождении от уголовной ответственности лица, сообщившего органу, имеющему право возбудить уголовное дело, о даче взятки должностному лицу следует иметь в виду, что сообщение (письменное или устное) должно признаваться добровольным независимо от мотивов, которыми руководствовался заявитель. Не может признаваться добровольным сообщение, сделанное в связи с тем, что о даче взятки стало известно органам власти <1>. Освобождение взяткодателя от уголовной ответственности по мотивам добровольного сообщения о совершении преступления не означает, что они не могут признаваться потерпевшими и не вправе претендовать на возвращение им ценностей, переданных в виде взятки. Изъятые деньги и другие ценности, являющиеся предметом взятки, признанные вещественными доказательствами, подлежат обращению в доход государства на основании п. 4 ч. 3 ст. 81 УПК РФ как нажитые преступным путем. Не могут быть обращены в доход государства деньги и другие ценности в случаях, когда в отношении лица были заявлены требования о даче взятки, если до передачи этих ценностей лицо добровольно заявило об этом органу, имеющему право возбуждать уголовное дело, и передача денег, ценных бумаг, иного имущества проходила под контролем данного органа с целью задержания с поличным лица, предъявившего такие требования. В этих случаях деньги и другие ценности, явившиеся предметом взятки, подлежат возврату их владельцу. Освобождение лица от уголовной ответственности за дачу взятки по тому основанию, что оно активно способствовало раскрытию и (или) расследованию преступления, вызвано тем, что такое постпреступное поведение виновного выражается в деятельной, энергичной помощи последнего по выяснению обстоятельств содеянного им лично, другими соучастниками преступления, а равно розыску преступно нажитого. Свидетельствуя, как правило, о наличии чистосердечного раскаяния, активное способствование часто продиктовано стремлением преступника получить от следствия и суда снисхождение. Активное способствование раскрытию преступления, как и явка с повинной, призваны стимулировать лиц, давших взятку, на изменение поведения в позитивную сторону, облегчить деятельность правоохранительных органов. На практике они часто сочетаются: если лицо является с повинной, оно, как правило, оказывает активное содействие установлению обстоятельств содеянного, нахождению имущества, составляющего предмет взятки. Полагаем, было бы целесообразно оба этих обстоятельства объединить в одно основание освобождения взяткодателя от уголовной ответственности.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|