8. Григорій сковорода. Разговор пяти путников о истинном щастіи в жизни
[РАЗГОВОР ДРУЖЕСКІЙ О ДУШЕВНОМ МИРЂ] 1 Афанасій. Люди в жизни своей трудятся, мятутся, сокровиществуют, а для чего, то многіе и сами не знают. Естли разсудить, то всЂм человЂческим затЂям, сколько их там тысяч разных ни бывает, выдет один конец — радость сердца. Не для оной ли выбираем мы по вкусу нашему друзей, дабы от сообщенія своих им мыслей имЂть удовольствіе; достаем высокіе чины, дабы мнЂніе наше от почтенія других восхищалось; / 12 / изобрЂтаем разные напитки, кушаньи, закуски для услажденія вкусу; изыскиваем разные музики, сочиняем тьму концертов, минуетов, танцов и контратанцов для увеселенія слуху; созыдаем хорошіе домы, насаждаем сады, дЂлаем златотканные перчи, матеріи, вышиваем их разными шелками и взору приятными цвЂтами и обвЂшуемся оными, дабы сым здЂлать пріятство глазам и тЂлу нЂжность доставить; составляем благовонные спирты, порошки, помады, духи и оными обоняніе доволствуем. Словом, всЂми способами, какіе только вздумать можем, стараемся веселить дух наш. О, сколь великим весельем довольствуются знатные и достаток имЂющіе в свЂтЂ персоны! В их-то домах радостью и удоволствіем раствореннои дух живет. О, сколь дорога ты, радость сердечная! / 21 / За тебя царіе, князья и богатые нещетные тысячи платят; а мы, бЂднячье, достатков не имущіе, как бы от крупиц, с столов их падающих, питаемся. Разсуди ж тепер, каким тріумфом объяты всЂ славные европейскіе города? 2 Яков. Подлинно великим 3. Однако я слыхал, что нигдЂ нЂт больше забав и веселостей, как в ПарижЂ да в Венеціи. Афанасій. ВЂрно, там их много, а пока их ты нам из Венеціи перевезеш, то помрем здесь от скуки 4. Григорій. Перестаньте врать, хорошіе друзья, высокіе чины, веселое мЂсто, различные игры и забавы и всЂ ваши затЂи не сильны обрадовать духа и тЂм выгнать обовладавшую вами скуку 5. / 22 /
Яков. А что ж сильно? Григорій. Одно то, естли узнать, в чем состоит истинное щастье и приобрЂсть оное. Афанасій. Правда, мы родились к истинному щастію и путешествуем к нему, а жизнь наша есть путь, как рЂка текущій. Яков. Я давно уже ищу щастія, да нигдЂ я сыскать его не могу. \325\ Григорій. Ежели вы подлинно сыскать его хотите, то развяжить мнЂ сей вопрос, что есть для человЂка лучшее всего? 6 Яков. Бог знает, и на что нас спрашиваеш о том, чего великіе мудрецы усмотрЂть 7 не могли и 8 порознились в своих мнЂніях, как путники в дорогах. Вить тое 9, что лучше всего, то и выше всего, а что выше всего, то всему голова и конец. Сіе главнЂйшее добро названо / 31 / у древних фолософов окончаніем всЂх добр и верховнЂйшим добром; кто ж тебе может развязать, что такое есть край и пристанище всЂх наших желаній? Григорій. Потыше, государь мой! Вы очень завысокосились 10. Так я вас простЂе спрошу: чего вы себЂ в жизни паче всего желаете? Яков. Ты будто муравейник палкою покопал — так вдруг сим вопросом взволновал наши желанія. Афанасій. Я бы желал быть человЂком высокочиновным, дабы мои подчиненные 11 были крЂпки, как россіяне 12, а добродЂтелны 13, как древные 14 римляне, когда б у меня дом был, как в Венеціи, а сад, как во Флоренціи; чтоб быть мнЂ и разумным, и учоным, / 32 / и благородным, богатым, как бык на шерсть 15. Григорій. Что ты вріош? Афанасій. 16 Дюжим, как лев, пригожим, как Венера... Яков. Взошла мнЂ на память Венера, так называемая собачка. Григорій. Изволте 17, государь мой, прибавить. Яков. Хвостатым, как лев, головатым, как медведь, ухатым, как осел... Григорій. Сумнително, чтобы могли войтить во уши божіи столь безтолковные желаніи. Ты с твоими затЂями похож на то древо 18, которое желает в одно время быть и дубом, и кленом 19, и липою, и березою, и смоквою 20, и маслиною, и явором, и фиником, и розою, и рутою... солнцем и луною... хвостом и головою... Младенец, на руках матерних сидящій, часто за нож, за огонь / 41 / хватается, но премилосердная 21 мать наша природа лучше знает о том, что нам полезно. Хотя плачем и рвемся, она сосцами своими всЂх нас по благопристойности питает и одЂвает, и сим добрый младенец доволен, а злородное сЂмя безпокоится и других безпокоит. Сколько ж милліонов 22 сих нещастных дЂтей день и ночь воплют, ничим не доволны: одно дадут в руки, за новым чем плачут. Нелзя нам быть не нещастливыми.
Афанасій. Для чего? Григорій. Не можем сыскать щастія. Яков. Зачим? 23 Григорій. ЗатЂм 24, что не желаем и желать не можем. \326\ Афанасій. Почему? / 42 / Григорій. Потому что не разумЂем, в чем оно состоит. Голова дЂлу 25 то, чтоб узнать 26, от[ку]ду 27 родится желаніе, от желанія иск, потом полученіе; вот и благополучіе, сЂричь полученіе 28, что для тебя благо. Теперь понимай, что значит премудрость. Яков. Я часто слышу слово сіе: премудрость. Григорій. Премудрости дЂло в том состоит, чтоб уразумЂть тое 29, в чем состоит щастіе — вот правое крыло, а добродЂтель трудится сыскать. По сей причинЂ она у еллин и рымлян мужеством и крЂпостію зовется 30 — вот и лЂвое. Без сих крыл никоим образом нелзя выбратся и взлЂтеть к благополучію. Премудрость — как остродалнозрителной орлиной глаз 31, а добродЂтель — как мужественные руки с легкими оленьими ногами. …Яков. Наше желаніе верховное в том, чтоб быть щастливыми. \328\ Григорій. ГдЂ ж ты выдал 51 звЂря или птицу без сих мыслей? Ты скажи, гдЂ и в чем искомое тобою щастіе? А без сего, родный, ты слЂпец: / 81 / он ищет отцовскаго замка, да не видит, гдЂ он. Знаю, что ищет щастія, но, не разумЂя, гдЂ оно, падает 52 в нещастіе. ПремилосерднЂйшее естество всЂм без выбора душам открыло путь к щастію... …. Григорій. Долго ли зам спорить? Возвратимся к нашему разговору. Ермолай. О чем разговор? Яков. О том, в чем состоит щастіе. Григорій. ПремилосерднЂйшая мать наша натура и отец всякія утЂхи 80 всякому без выбору диханію открыл путь к щастію. / 121 / Яков. Доволен ли ты сим мнЂніем? 81 Афанасій. Теперь доволен. Григорій. Но то бЂда, что не ищем знать 82, в чем оно точно имЂет свое поселеніе. Хватаемся и беремся за то, как за твердое наше основаніе, что одним толко хорошим прикрылось 83 видом. Источником нещастія есть нам наше безсовЂтіе: оно-то нас плЂняет, представляя горкое сладким, а сладкое горким. Но сего б не было, естли бы мы сами с собою посовЂтовали. Поразсудимся 84, други мои, и справимося 85, к доброму дЂлу приниматся никогда не поздно. Поищем, в чем твердость наша? Подумаймо 86, таковая дума есть та самая сладчайшая богу молитва. Скажите мнЂ, что такое для вас лучше всего? Естли тое сыщете, тогда и найдете и щастіе точное; в то время до него и добратся можно. / 122 /
Ермолай. Для меня кажется лучше все то, естли быть во всем доволным. Григорій. Скажи яснЂе! Ермолай 87. На денги, на землю, на здоровья, на людей и на вее, что толко ни есть в свЂтЂ. Яков. Чего ты засмЂялся? Афанасій. От радости, что случился дурачеству моему товарищ. Сей так же быть желает: горбатым, как верблюд; брюхатым, как кит; носатым, как крокодил; пригожим, как хорт; апетитным, как кабан, и прочае. Григорій. Богословскіе уста, а не богословское сердце. Хорошо ты говориш о богЂ, а желаеш нелЂпаго. Не погнЂвайся 88, друг мой, на мое чистосердечіе. Представ себе безчисленное число тЂх, коим никогда не видать изобилія: в образЂ болных 89 и престарЂлых, приведи / 131 / на память всЂх нескладным тЂлом рожденных. Неужель ты думаеш, что \331\ премилосердная и попечительная мать наша натура затворила им двери к щастію, здЂлався 90 для них мачехою?.. 91 Ах, пожалуй, не стЂсняй мнЂ премудраго его промисла 92 в ускіе предЂлы, не клевещи на всемогущее ея милосердіе. Она для всякаго диханія добра, не для нЂкоторых выборных 93 из одного точію человЂческаго рода; она рачителнЂйшим своим промыслом все то изготовила, без чего не может совершитись последняго червяка щастіе, а естли чего недостает, то, конечно, лишнаго. Очей не имЂет крот, но что ж ему? Птицы не знают корабелнаго строенія — не надобно, а кому надобно — знает. Лилія не знает фабрик, / 132 / она и без них красна. Оставь же, друг мой, сіе клеветливое на родную мать нашу прощеніе.
Ермолай. Я не клевещу и не подаю на ея челобитной. Григорій. Ты клевещеш на ея милосердіе 94. Ермолай. Сохрани меня бог, я на бога не клевещу. Григорій. Как не клевещеш? Сколько тысяч людей, лишенных того, чего ты желаеш? Ермолай. Без числа, так что же? Григорій. Удивительный человЂк! Так бог, по твоему опредЂленію, есть не милосердный? Ермолай. Для чего? 95 Григорій. Для того 96, что затворил им путь к сему, чего ты желаешь так, как надежной твари щастія. Ермолай. Так до чего ж мы теперь договорились? / 141 / Григорій. До того, что или ты с твоим желаніем глуп, или господь не милосердный. Ермолай. Не дай бог сего говорить. Григорій. Почему знаеш, что полученіе твоего желанія тебя ощастливыт 97? Справся, сколко тысяч людей онное погубило? До коих пороков не приводит здравіе с изобиліем? ЦЂлыя республики чрез оное пропали. Как же ты изобилія желаеш, как щастія? Щастіе нещастливыми не дЂлает. Не видиш ли и теперь, сколь многих изобиліе, как наводненіе всемирнаго потопа, пожерло, а души их чрезмЂрными затЂями, как мелничныя камни, сами себя снЂдая, без зерна крутятся? Божіе милосердіе, конечно бы, осыпало тебя изобиліем, естли б оно было тебЂ / 142 / надобное; а теперь выброси из души сіе желаніе, оно совсЂм 98 смердит родным 99 свЂтовым квасом. …Ермолай. Так сам ты скажи, в чем состоит истинное щастіе? Григорій. Первіе 121 узнай все тое, в чем оно не состоит, а, перешарив пустіе закаулки, скорЂе доберешся туда, гдЂ оно обытает. Яков. А без [свЂчи] 122 по темным углам, — как ему искать? Григорій. Вот тебЂ свЂча: премилосерднЂйшій отец наш \333\ всЂм открыл путь к щастію. Сим каменем искушай золото и сребро, чистое ли? / 162 / Афанасій. А что ж, если кто 123 испитывать не искусен? Григорій. Вот так испитуй! Можно ли всЂм людям быть живописцами и архитекторами? Афанасій. Никак нЂлзя, вздор нелЂпой 124. Григорій. Так не тут же щастіе. Видиш, что к сему не всякому путь открыт. [Афанасій] 125. Как не может все тЂло быть оком, так, сему не бывать никогда. Григорій. Можно ли быть всЂм изобильными или чиновными, дужими или пригожими, можно ли поместится во Франции, можно ли в одном вЂкЂ родится? НЂлзя никак! Видите, что родное 126 щастіе ни в знатном чинЂ, ни в тЂлЂ дарованія, ни в красной странЂ 127, ни в славном вЂкЂ, ни в высоких науках, ни в богатом изобиліи. / 171 / Афанасій. Раз†ж в знатном чинЂ и в веселой сторонЂ нЂлзя быть щастливым? Григорій. Ты уже на другую сторону, как 128 нЂкой лях чрез кобылу, перескочил. Афанасій. Как? Григорій. Не могл слЂзти без подсаживанія других, потом в двенадцатой раз посилившись 129, перевалился на другой бок: ну вас к чорту! Передали перцу, сказал осердясь.
Афанасій. Да не о том спрашую я, о мнЂ спрашую 130. Григорій. Ты недавно называл щастьем высокий чин с изобиліем, а тепер совсем отсюду выгониш оное. Я не говорю, что щасливый человЂк не может отправлять высокаго званія, или жить в веселой сторонЂ, или ползоваться изобиліем, / 172 / а толко говорю, что не по чину, ни по сторонЂ, ни по изобилію щастливым есть. Естли в красном домЂ пировное 131 изобиліе пахнет, то причиною тому не углы 132 красные; часто 133 и не в славных пироги живут углах. Не красен дом углами, по пословицЂ, красен пирогами. Можеш ли сказать, что всЂ равнодушни жители и весели во Франціи? 134 Афанасій 135. Кто ж на этом подпишется? Григорій. Но естли б сторона существом или эссенціею щастія была, непремЂнно нЂлзя бы не быть всЂм щастливым. Во всякой статьи есть щастлив ли и нещастлив ли. Не привязал бог щастія ни к временам Авраамовым, ни к предкам 136 Соломоновым, ни к царствованію Давидову, ни к наукам, ни к статьям, / 181 / ни к природным дарованіям, ни к изобилію: по сей причинЂ не всЂм к нему 137 путь открыл и праведен во всЂх дЂлах своих. Афанасій. ГдЂ ж щастія искать, естли оно ни тут, ни там, нигдЂ? \334\ Григорій. Я еще младенцем 138 выучил, выслушай 139 басенку. ДЂд и баба здЂлали себЂ хату 140, да не прорубили ни одного окошка 141. Не весела хата 142. Что дЂлать? По долгом размышленіи 143, опредЂлено в сенатЂ, итить за свЂтом доставать. Взяли мЂх, разинули его в самой полдень пред солнцем, чтоб 144 набрать, будьто борошна, внесть в хатку. ЗдЂлав нЂсколько раз, ест ли 145 свЂт? Смотрят — ничего нЂт. Догадалась баба, что свЂт, как вино из мЂха, вытекает. Надобно поскорЂе бЂжать с мЂхом 146. БЂгучи, / 182 / на дверях оба сенаторы 147 — один ногою, другой головою — зашиблись. ЗашумЂл между ими 148 спор. «Конечно ты выстарЂл ум». — «А ты и родилась без него». ХотЂли поход восприять на чужие горы и грунта за свЂтом; помЂшал им странный монах. Он имЂл 149 отроду лЂт толко 50, но в сообщеніи свЂта великій был хитрец. «За вашу хлЂб и соль не должно секретной пользы утаить», — сказал монах. По его совЂту старик взял топор, начал прорубывать стЂну с таковыми словами: «СвЂте веселній, свЂте жизненный, свЂте [повсемЂстный] 150, свЂте присносущный, свЂте нелицепріятный, посЂти и просвЂти и освЂти храмину мою». Вдруг отворилась стЂна, наполнил храмину сладкій свЂт, и от того времени даже до сего дни начали / 191 / в той странЂ созидать свЂтлыя горницы. …. Григорій. Ищем щастія по сторонам, по вшам, по статьям, а оное есть вездЂ и всегда с нами, как рыба в водЂ, так мы в нем, а оно около нас ищет самих нас. НЂт его нигдЂ, затЂм что есть вездЂ 152. Оно же преподобное 153 солнечному сіянію: оттвори только вход ему в душу твою. Оно всегда толкает в стЂну твою, ищет прохода и 154 не сыскивает; а твое сердце темное и неве- \335\ селое, и тма верху бездны. Скажи, пожалуй, не вздор ли и не сумазброд[ство] 155 ли, что человЂк печется о драгоцЂннЂйшем вЂнцЂ? А на что? На то, будто в простой шапкЂ нЂлзя наслаждаться тЂм щастливым и всемирным свЂтом, до коего льется сія молитва: «Услыши, о блаженный, вЂчное имЂющій и всевидящее око! ». / 201 / Безумный муж со злою женою выходит вон из дому своего, ищет щастія внЂ себЂ, бродит по разным званіям 156, достает блистающее имя, обвЂшуется 157 свЂтлым платьем, притягивает разновидную сволочь золотой монеты и серебренной 158 посуды, находит друзей и безумЂя товарищей, чтоб занесть в душу луч 159 блаженнаго свЂтила и свЂтлаго блаженства... Есть ли 160 свЂт? Смотрят — ничего нЂт... Вз[г]лянь 161 теперь на волнующееся море, на многомятежную во всяком вЂкЂ, сторонЂ и статьи толпу людей, так называемую мир, или свЂт; чего он не 162 дЂлает? Воюется тяжбы водит 163, коварничит 164, печется, затЂвает, строит 165, разоряет, [кручинится] 166, тЂнит 167. Не видится ль тебЂ, что Иш и Мут в хатку 168 бЂгут? Есть ли свЂт? Смотрят — ничего нЂт. / 202 / …Лонгин. Дай бог радоваться! Григорій. О, любезная душа! Кой дух научил тебя так витатся? Благодарим тебЂ за сіе поздравленіе. Яков. Так виталися всегда древніе христіанЂ. Ермолай. Не дивно. Сей виталный образец свойственный Христу господу. Он рожден божіим миром. В мирЂ принес нам, благовЂтствуя, мир, всяк ум превосходящій. Снисходит к нам с миром 170. «Мир дому / 211 / сему», мир вам, учит о мирЂ: «Новую заповЂдь даю вам... » Отходя, мир же оставляет: «Мир мой даю вам, дерзайте! Не бойтеся! Радуйтеся! ». Афанасій. Знаеш ли, о чем между нами разговор? Лонгин. Я все до точки слышал. Афанасій. Он под тою яблонею сидЂл, конечно. Отгадал ли я? Лонгин. Вы не могли видЂть меня за вЂтвами. Григорій. Скажи, любезный Лонгин, ест ли бЂднЂе тварь от того человЂка, кой не дознался, что такое лучшее для него и желательнЂе всего? Лонгин. Я и сам 171 часто удивляюсь, что мы в посторонних околичностях чрезчур любопытны, рачителны и проницателны: измЂрили море, землю, воздух и небеса и обезпокоили брюхо 172 / 212 / земное ради металлов, размежевали планеты, доискались в лунЂ гор, рЂк и городов, нашли закомплетных 173 миров неисчетное 174 множество, строим непонятныя машины, засыпаем бездны, воспящаем и привлекаем \336\ стремленія воднія 175, чтоденно новыя опыты и дикія изобрЂтенія 176. Боже мой, чего не умЂем, чего мы не можем! Но то горе, что при всем том кажется, что чегось 177 великаго не достает. НЂт того, чего и сказать не умЂем: одно только знаем, что недостает чегось 178, а что оно такое, не понимаем. Похожи на безсловеснаго младенца: он только плачет, не в силах знать, ни сказать, в чем ему нужда, одну толко досаду чувствует. Сіе явное души нашей неудоволствіе не может ли нам дать догадатся, что всЂ сіи науки / 221 / [не] 179 могут мыслей наших наситить? Бездна душевная оными (видиш) наполняется. Пожерли мы безчисленное множество обращающихся, как на а[н]глийских колоколнях часов, [систем] 180, с планетами, а планет с горами, морями и городами, да однако ж алчем; не умаляется 181, а раждается наша жажда. Математика, медицина, физика, механика, музика с своими буими 182 сестрами; чем изобилнЂе их вкушаем, тЂм пуще палит сердце наше голод и жажда, а грубая наша остолбенЂлость не может догадатся, что всЂ они суть 183 служанки при госпожЂ и хвост при своей головЂ, без которой весь тулуб 184 недействителен. И что несытЂе, безпокойнЂе и вреднЂе, как человЂческое сердце, сими рабынями без своей началницы вооруженное? Чего ж оное не дерзает предприять? / 222 / Дух несытости женет народ, способствует, стремится за склонностію, как корабль и коляска 185 без управителя 186, без совЂта, и предвидЂнія, и удоволствія. Взалкавши, яко пес, с ропотом вЂчно глотая прах и пепел гибнущій, лихвы отчуждены еще от ложесн, заблудивше от чрева, минув существенную исту над душевною бездною внутрь нас гремлящаго сіе: «Аз есмь, аз есмь сій! ». А понеже не исправилися, в чем для них самая нужнЂйшая надобность и что такое есть предЂл, черта и край всЂх-на-всЂх желаній и намЂреній, дабы всЂ свои дЂла приводить к сему главнЂйшему и надежнЂйшему пункту, затЂм пренебрегли и царицу всЂх служебных сих 187 духов или наук от земли в землю возвращающихся, минув милосердную дверь ея, отверзающую исход и вводящую / 231 / мысли наши от низовых подлостей тЂни к пресвЂтлой и существенной истЂ не увядающаго щастія. Теперь подумайте, други мои, и скажите, в чем состоит самонужнЂйшая надобность? Что есть для вас лучшое и саможелателнЂе всего? Что такое здЂлать вас может щастливыми? Разсуждайте заблаговременно, выйдите из числа безпутных путников, кои и сами не могут сказать, куда идут и зачем! Житіе наше 188 есть путь, а исход к щастію не коротенькой... 189 Афанасій. Я давно бы сказал мое желаніе, да не приходит мнЂ в ум тое, что для меня лучшее в свЂтЂ. \337\ Лонгин. Ах человЂк! Постыдись сего говорить! Естли краснЂет запад солнечный, пророчествуем, что завтришній день возсіяет чистый 190, а естли зарумянится восток, — стужа / 232 / и непогода будет сего дня, всЂ говорим — и бывает так. Скажи, пожалуй, естли бы житель из городов, населенных в ЛунЂ, к нам на наш шар земной пришол, не удивился бы нашей премудрости, видя, что небесныя знаки толь искусно понимаем, и в то время 191 внЂ себЂ стал бы наш лунатик, когда б узнал, что мы в экономіи крощечнаго мира нашего, как в маленких лондонских часах, слЂпіи [несмыслы)] 192 и совершенія трудны 193 ничего не примЂчаем и не радим о удивителнЂйшей всЂх систем системЂ нашего тЂлышка 194. Скажи, пожалуй, не заслужили бы мы у нашего гостя имени безтолковаго математика, кой твердо разумЂет цыркуль, окруженіем своим многіи милліоны миль вмЂщающій, а в маленьком золотом колцЂ той же силы и вкусу чувствовать / 241 / не может? Или безумнаго того книжника дал бы нам по самой справедливости титуляцію 195, кои слова и письмена 196 в 15 аршин разумЂть и читать может, а тое ж, алфа или омега на маленкой бумажки или на ногтЂ написанное, совсЂм ему непонятно? Конечно, назваль бы нас тою [вЂдмою] 197, которая знает 198, какое кушанье в чужих горшках кипит, а в своем домЂ и слЂпа, и нерадива, и голодна. И чуть ли таковой мудрец не из числа тех жен, своего дому не брегущих, коих великій Павел называет оплазивыми, или волокитами. Я наук не хулю и самое послЂднЂе ремесло хвалю 199; одно то хулы достойно, что, на их надЂясь, пренебрегаем верховнЂйшую науку, до которой всякому вЂку, странЂ и статьи, полу и возрасту для того оттворена дверь, что щастіе всЂм без выбора / 242 / есть нужное, чего, кромЂ ея, ни о какой наукЂ сказать не можно. И сим всевысочайшій вЂками и системами вЂчно владЂющій парламент довольно доказав, что он всегда праведен есть и правы суды его. Яков. Конечно, не за то муж жену наказывает, что в гостях была и пиво пила, сіе дЂло доброе 200, но за то, что дома не ночевала. Лонгин. Еще нам не было слышно имя сіе (математика), а наши предки давно уже имЂли [построенные] 201 храмы Христовой школы. В ней обучается весь род человЂческій сроднаго себЂ щастія, і сія-то есть кафтолическая 202, то есть всеродная, наука. Языческіе кумырницы 203 или капища суть то ж храмы Христова ученія и школы. В них и на них написано было премудрЂйшее и всеблаженнЂйшее слово сіе: / 251 / γ ν ω ̃ θ ι σ ε α τ ό ν, nosce te ipsum — «узнай себе». Без прекословія то ж точно у нас самих, вот: «Внемли себЂ, вонми себЂ» (Мойсей). «Царствіе божіе внутрь вас есть» (Христос). «Вы есте храм бога живаго» (Павел). «Себе же знающій премуд- \338\ ры суть» (Соломон). «Аще не увЂси самую тебе» (Соломон). «Закон твой посреди чрева моего» (Давид). «А не вЂруяй уже осужден ееть» (Христос). Но языческія храмы за лицемЂріе неискусных пророков, то есть священников, или учителей, совсЂм уже попорчены и здЂлалися мерзости запустЂніем, в то время когда 204 истинна, будто живая источничая вода, скотскими ногами затаскана и погребена. Сіе случилось 205 и самим иудеям, у коих часто чрез долгое время была зарыта истинна за оскудЂніе Исааковых отроков, / 252 / прочищающих Авраамовы источники, а на умноженіе самсонов и филистимов, заброшивающих землею воду, скачущую в живот вЂчный. И так сіи 206 фонтаны глубоко были погребены, что (как видно из библіи) в 207 силу великую могли найтить в храмЂ божіем закон господен, то есть узнать себе и обрЂсти силу царствія божія и правды его внутрь себе. Да мы и сами теперь гораздо отродились от древних христіанских предков, пред которых блаженными очима истинна господня от земли возведена и сила свЂтлаго воскресенія, от гроба воздвигнута, в полном своем сіяла блистаніи. Но не очень искусно и у нас теперь обучают; причина сему тая, что никто не хочет от дЂл житейских упразднится и очистить сердце свое, чтоб мог вникнуть в нЂдра сокровенной в святЂйшем библейном храмЂ сладчайшей истинны, необходимо для / 261 / всенародного щастія самонужнЂйшей. Не слыша Давида: «упразднитеся и разумЂите... », не слушая Христа: «ищите... », — всЂ науки, все промислы и все нам миляе, неж тое, что единственное нас потерянных находит и нам же самих нас возвращает. Сіе-то есть быть щастливым — [узнать] 208, найтить самаго себе. ЛицемЂры (говорится к нам), лицо небесное подлинно хорошо вы разбирать научились, а для чего не примЂчаете знаков 209, чтоб вам, как по слЂду, добратся до имЂющей ощастливить вас истинны? Все вы имЂете, кромЂ что вас же самых вы найтить не знаете и умЂете, и не хощете 210. И подлинно удивленія достойно, что человЂк за 30 лЂт живет, а примЂтить не мог, что для него лучшее всего и когда с ним наилучше дЂлается. Видно, что он рЂдко бывает дома / 262 / и не радит: «Ах Иерусалиме! Аще бы вЂдал еси, яже в миру твоему, но нынЂ скрыся от очей твоих... » Афанасій. Для меня, кажется, нЂт ничего лучшаго, как получить мирное и спокойное сердце; в то время всего 211 пріятно и сносно. Яков. А я желал бы в души моей имЂть толь твердую крЂпость, дабы ничто ея поколебать и опрокинуть не могло. Ермолай. А мне дай живую радость и радостную живность — сего сокровища ни за что не промЂняю. \339\ Лонгин. Сіи троих вас желанія по существу своему есть одно. Может ли быть яблонь жива и весела, естли корень не здоровый? А здоровый корень есть то крЂпкая душа и мирное сердце. Здоровый корень разсыпает по всЂм вЂтвам влагу и оживляет их, а сердце мирное, жизненною влагою наполненное, печатает / 271 / слЂды свои по наружностям: «[И будет] 212, яко древо, насажденное при исходищах 213 вод». Григорій. Не утерпЂл ты, чтоб не приложить библейскаго алмаза; на ж и сіе: «На водЂ покойнЂ воспита мя». Лонгин. Вот же вам верхушка и цвЂток всего житія вашего, внутренній мир, сердечное веселіе, душевная, крЂпость. Сюда [на]правляйте 214 всЂх ваших дЂл теченіе. Вот край, гавань и конец. ОтрЂзывай все, что-либо сей пристани противное. Всякое слово, всякое дЂло к сему концу да способствует. Сей край да будет всЂм мыслям и всЂм твоим желаніям. Коль многіе по тЂлу здоровы, сыты, одЂты и спокойны, но я не сей мир хвалю — сей мир мирской, он всЂм знатен и всЂх обманывает. / 272 / Вот мир! — в упокоеніе 215 мыслей, обрадованіе 216 сердца, оживотвореніе души. Вот мир! Вот щастія нЂдро! Сей-то мир отворяет мислям твоим храм покоя, одЂвает душу твою одеждою веселія, насыщает пшенична мука 217 и утверждает сердце. «О мирЂ! — вопіет Григорій Богослов, — ты божій, а бог твой». Афанасій. О нем-то, думаю, говорит Павел: «Мир божій да водворяется в сердцах ваших». Лонгин. Да. Афанасій. Его-то благовЂствуют красны ноги апостолскіи и чистіи ноги. Лонгин. Да. Афанасій. Его-то, умирая, оставляет ученикам своим Христос? Лонгин. Да. Афанасій. А как его оставил им, так на землЂ совсЂм отдЂлался? / 281 / Лонгин. СовсЂм. Афанасій. Да можно ль всЂм достать 218 его? Лонгин. Можно всЂм. Афанасій. ГдЂ ж его можно достать? Лонгин. ВездЂ. Афанасій. Когда? Лонгин. Всегда. Афанасій. Для чего ж не всЂ имЂют? Лонгин. Для того что имЂть не желают! Афанасій. Естли можно всЂм его достать, почему ж Павел называет всяк ум или понятіе превосходящим? Лонгин. Потому что никто не удостоивает принять его в разсужденіе и подумать о нем. Без охоты все тяжело, и са- \340\ мое легкое 219. Естли всЂ сыновя отца оставили и, бросив дом, отдалися в математику, в навигацію, в физику, можно справедливо сказать, что таковым 220 головам и в мысль не приходит хлЂбопашество. Однак землЂделство / 282 / десятеро лучшее 221 тЂх крученных наук, потому что для всЂх нужняе. Сей мир, будто неоцЂненное сокровище, в дому нашем внутрЂ нас самых зарыто 222. Можно сказать, что оное бродягам и бездомкам на ум не всходит, расточившим сердце свое по пустым посторонностям. Однак оное далеко сыскать легче, нежели гониться 223 и собирать пустошь по околицам. Раз†ты не слыхал, что сынове вЂка сего мудряе 224, нежели сыны дне? Афанасій. Так что ж? Лонгин. Так то ж, что хотя они и дураки, да сыскивают свое. Афанасій. Что ж далЂе? Лонгин. То далЂе, что оно не трудно, когда добріе люди хоть непроворны и лЂнивы, однако находят. Афанасій. Для чего молодые люди не имЂют мира, хотя они остры? Лонгин. Для того, что не могут и подумать о нем, поколь не обманутся. / 291 / Афанасій. Как? Лонгин. Кого ж скоряе можно отвесть от дому, как молодых? Естли целой город ложно закричит: «Вот непріятель, вот уже под городом! » — не бросится ли молодой дитина 225 в очерета 226, в луга, в пустыни? Видиш, в чем вся трудность? Ему не тяжело дома покоится, да сводят с ума люди и загонят в безпокойство. Афанасій. Как сіи люди зовутся? Лонгин. Мир, свЂт, манЂр. В то время послушает ли тот молокосос 227 одного добраго человЂка? Афанасій. Пускай цЂлой день кричит, что лож, — не повЂрит. А как сей добрый человЂк называется? Лонгин. Тот, что 228 не идет на совЂт нечестивых... Афанасій. Как ему имя? Лонгин. Христос, евангеліе, библія. Сей один ходит без порока: не льстит / 292 / языком своим ближним своим, а послЂдователям и друзям своим вот что дарует: «Мир мой оставляю вам... » «Мир мой даю вам... » «Не яко же мир дает... » Яков. Не о сем ли мире Сирахов сын говорит сіе: «Веселіе сердца — живот человЂку и радованіе мужа — долгоденствіе». Лонгин. ВсЂ в библіи приятные имена, напримЂр: свЂт, радость, веселіе, живот, воскресеніе, путь, обЂщаніе, рай, сладость и пр. — всЂ тЂ означают сей блаженный мир. Павел же его (слишь) 229 чем именует: «И бог мира будет с вами». И опять: «Христос, иже есть мир ваш... » \341\ Яков. Он его и богом называет? Лонгин. Конечно. Се-то тая прекрасная дуга, умирившая дни Ноевы. Яков. Чудеса говориш. Для чего ж сей чудесный мир называется богом? / 301 / Лонгин. Для того, что он все кончит, сам безконечный, а безконечный конец, безначалное начало и бог — все одно. Яков. Для чего называется свЂтом? Лонгин. Для того, что ни в одном сердцЂ не бывает, раз†в просвЂщенном. Он всегда вмЂстЂ с незаходимым свЂтом, буди то сіяніе его. А гдЂ в душЂ свЂта сего нЂт, там радости живота, веселія и утЂхи нЂт, но тма, страх, мятеж, горесть, смерть, геенна. Яков. И странное, и сладкое, и страшное говориш. Лонгин. Так скажи ты, что лучше сего? Я тебе послушаю. Афанасій. Слушай, брат! Лонгин. А что? Афанасій. Поэтому сіи Павловы слова — «сила божія с нами» — сей же мир означают? Лонгин. Думаю. / 302 / Афанасій. Так видно, что ошибся Григорій: он пред сим сказал, что добродЂтель трудится сыскать щастіе, назвал ея по-еллинскому и рымскому крЂпостію и мужеством, но когда крЂпость означает мир, то она сама и щастьем есть. На что ж ее искать и чего? ВЂдь крЂпость и сила — все то одно? Лонгин. Вот какое лукавство! Когда [б] ты был столь в сысканіи мира хитр, сколь проворный 230 в посмЂхЂ и в примЂчаніи чужих ошибок! Сим ты доказал, что сынове вЂка сего злаго мудрЂе сынов божіего свЂта. Не знаеш ли ты, что и самой щастія истиннаго иск есть то шествіе путем божіим и путем мира, имЂющим 231 свои многія степени? И не начало ли сіе есть истиннаго щастія, а чтобы находится на пути мирном? Не вдруг восходим на всеблаженнЂйшіи 232 верх горы, именуемой Фазга, гдЂ великій Моисей умре / 311 / с сею надписью: «Не отемнЂсте очи его, ни истлЂста уста его». Незаходимый свЂт, темную мыслей наших бездну просвЂщающій на то, чтоб усмотрЂть нам, гдЂ высокій и твердый мир наш обытает, он же сам и побуждает сердце наше к восходу на гору мира. Для чего ж не зватся 233 ему миром и мира имущею крЂпостью, естли он показует, гдЂ мир, и побуждает к нему, находясь сам всему благу началом и источником? Кто не ищет мира, видно, что не понимает безцЂнной цЂны его, а усмотрЂть и горячо искать его обЂ сіи суть лучи блаженнаго правды солнца, как два крыла святаго духа. Григорій. Перестаньте, други мои, спорить: мы здесь собрались не для хвастливых любопрЂній, но ради соединенія \342\ / 312 / желаній наших сердечных, дабы чрез сопряженіе исправнЂе устремлялись, как благоуханный дым, к наставляющему заблуждающих 234 на путь мира. Поощряет к сему всЂх нас сам 235 Павел, вот: «Всегда радуйтеся, непрестанно молитеся, о всем благодарите». Велит всегда питать внутрЂ мир и радость сердечную и будто в горящую лампаду елей подливать 236. И сіе-то значит — непрестанно молитеся, то есть желайте его вседушно, ищите — и обрящете 237. Я знаю, что клеветник всегда безпокоит душу вашу, дабы вам роптать и ничем от бога посылаемым не доволствоватся, но вы лукаваго сего искусителя, то есть мучителя, отгоняйте, любя, ища и храня мир и радость. Сей день жизни и здоровя душ ваших: потоль вы и живы, поколь его храните в сердцах своих. / 321 / О всем зрЂлым разумом разсуждайте, не слушая шипотника 238 диявола, и уразумЂете, что вся экономія божія во всей вселенной исправна, добра и всем нам всеполезна есть. Его именем и властію все-на-все на небеси и на земли дЂлается; говорите с разумом: «Да святится имя твое, да будет воля твоя... » И избавит вас от лукаваго. А как только здЂлаетесь за все благодарны, то вдруг сбудутся на вас сіи слова: «Веселіе сердца — живот человЂку». …Григорій. ... Сего-то желает и наш Ермолай, да не разумЂл, что значит быть во всем доволным. Видите, что Павлово слово — «о всем благодарите» — источником есть совершеннаго мира, и радости, и щастія. Что может \343\ потревожить мое сердце? ДЂйствително все дЂлается по волЂ божіей, но и я ей согласен, и она уже моя воля. Зачем же тревожится? Естли что невозможное, то, конечно, и неполезное: все то одно. Чем что полезнЂе, тЂм статочнЂе. Други мои, вот премудрость: естли исполняем, что говорим: «Да будет воля твоя... » Ермолай. Вспомнились мнЂ нЂкоего мудреца хорошіи слова 243: благодареніе возсылаю блаженной натурЂ за то, что она все нужное легко 244 добыточным здЂлала, а чего достать трудно, тое / 332 / ненужным и мало полезным. Григорій. Благодареніе отцу нашему небесному за то, что открыл очи наши. Теперь разумЂем, в чем состоит наше истинное щастіе. Оно живет во внутренном сердца нашего мирЂ, а мир в согласіи с богом. Чем кто согласнЂе — и блаженнЂе. ТЂлесное здравіе не иное что есть, как равновЂсіе и согласіе огня, воды, воздуха и земли, а усмиреніе бунтующих ея 245 мыслей есть здравіе души и живот вЂчный. Естли кто согласія с богом 3 золотника токмо имЂет, тогда не болше в нем и мира, а когда кто 50 или 100, то столко же в сердцЂ его и мира. Столко уступила тЂнь, столко наступил свЂт. Блаженны, кои день от дня выше поднимаются на гору пресвЂтлейшаго сего Мира-города. Сіи-то пойдут от силы в силу, дондеже явится бог богов в СіонЂ. Восход сей и исход Израилев не ногами, но мыслями совершается. Вот Давид: / 341 / «Восхожденіе в сердцЂ своем положи. Душа наша прейде воду непостоянную». Вот и Исаія: «С веселіем изіидите», то есть с радостію научитеся оставить ложная мненія, а перейтить к таковым: «Помишленіям 246 его в род и род». Се-то есть пасха или переход во Иерусалим, разумЂй, в город мира и в крЂпость его Сіон. Соберитеся, други мои, взыйдем на гору господню, в дом бога Иаковля, да скажем там: «Сердце мое и плоть моя возрадовастася о бозЂ жи※. …Лонгин. Неграмотный Марко, — выслушайте басенку, — добрался до рая. Вышел Петр святый с ключами и, отверзая ему райскія двери, спращует 262: — Учился ли ты священных языков? — «Никак», — отвЂчал простак. — Был ли в академіях? — «Никогда, отче святый». — Чол ли 263 древних богословов книги? — «Не чол: я аза в глаза не знаю». — Кто ж тебе исправил 264 на путь мира? — «Мене исправили три регулки». — Кіи 265 три регулки? — «А вот они. 1-я сія: «Все то доброе, что опредЂлено и святым людям», 2-я: «Все то невелико, что получают и беззаконники», 3-я: «Чего себЂ не хочеш, другому не желай». 1-я и 2-я — домашнія, и я сам их надумал 266, а 3-я есть апостолскій закон, для всЂх языков данный. 1-я родила во мнЂ Иовле терпЂніе и благодарность; 2-я дарила свободою всЂх мирских вожделиній; / 382 / 3-я примирила меня со внутренним моим господином». Апостол, взглянув на его просвЂщенным, яко солнце, лицем, сказал: «О благословенная и благодарная душа! Внійди во обитель отца твоего небеснаго и вес
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|