Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Факт, ситуация, явление в журналистском тексте.




ФАКТ. В основе любого журналистского произведения лежат факты- своеобразные кирпичики из которых выстраивается вся его структура. По- этому важным методом является не только сбор фактического материала, но и его обработка и изложение. Для того, чтобы успешно оперировать фактами, умело предъявлять их в тексте, выстраивать из них определенную систему доказательств, использовать их в качестве наглядной иллюстрации необходимо для начала разобраться в сложной природе факта, которая выражается в проблеме соотношения факта и объективности. Именно с помощью фактов журналисты создают модель многообразной действительности. Факт – средство для выражения описательной информации, полученной журналистом в результате точного установления границ интересующего его «атома действительности». Содержание факта определяют вопросы: Кто? Что? Где? Когда? (Например, «В марте 2002 г. Гражданин Введенский возбудил в Московском городском суде дело против мэрии столицы о ее нзаконных действиях».)

Три значения факта:

1. Факт как независимый от сознания человека «атом действительности»;

2. Факт как отражение в сознании этого «атома действительности»;

3. Факт как элемент текста, в котором объективируется выработанная сознанием информация об этом «атоме действительности». Великое искусство для журналиста – научиться «писать фактами».

Проблема в журналистском тексте и ее специфика.

ПРОБЛЕМА. Для выбора темы полезно рассматривать объект в свете более масштабной общественной проблемы. Греческое слово problema означает - задача, это определенная ступень развертывания борьбы противоположностей. Журналистика работает и с не решенными пока проблемами, и с такими, решение которых уже найдено наукой или предложено политиками. Но журналистика как бы примеряет готовое решение к практике, помогает найти решения, предлагает свои.

Для журналиста осознание проблемной ситуации может служить пусковым механизмом творческого процесса (вопросы к себе: где найти информацию? как написать?). Важно сформулировать ГЛАВНЫЙ вопрос, на который будет отвечать ваше произведение. Это называется "выйти на проблему" из круга множества возможных вопросов.

Выход на проблему через конфликт: конкретных острых ситуаций в жизни множество; какие из них следует выбирать как продуктивные? В одной и той же ситуации могут проявляться противоречия внешние и внутренние. Нас должны интересовать те противоположности, в борьбе которых можно увидеть движение общественных процессов. Например: внешне - семейная ссора, внутреннее противоречие - между обычным правом на жилище и законом; отсюда вопрос - что сейчас преобладает в сознании людей? Такое понимание проблем помогает людям лучше ориентироваться в действительности.

Из практического журналистского опыта: выход на проблему через "мешающую деталь" - ту часть фактического материала, использование которой грозит разрушением замысла, противоречит складывающейся концепции. Нередко в этой детали проявляется как раз внутреннее, скрытое противоречие. Работа с ним требует смелости и мастерства. Мастерский уровень- рассмотрение внутренних конфликтов, в которых как бы одна сторона, одновременно правая и неправая: здесь противоречие заостряется до парадокса, на котором базируются такие сложные жанры, как, например, фельетон.

Аксиологические элементы содержания журналистского текста: функции, специфика.

АКСИОЛОГИЯ

(греч. axia - ценность, logos - слово, учение) - философская дисциплина, занимающаяся исследованием ценностей как смыслообразующих оснований человеческого бытия, задающих направленность и мотивированность человеческой жизни, деятельности и конкретным деяниям и поступкам. Выделение и конституирование предметной проблематики

Элементарные выразительные средства журналистики.

Естественный язык – базовая знаковая система для создания всей социальной информации. Так сказать, особый, базовый уровень средств ее выражения, объединяющий самые разные роды и виды информационного производства. Журналистика тоже не может без него обходиться. Однако, для того чтобы передать специфику семантического и прагматического планов журналистского произведения, этого оказывается недостаточно. Потому в ходе развития журналистики на базе естественного языка постепенно формируется еще один, специфический уровень знаков. Это своего рода искусственный язык, посредством которого журналистская информация обнаруживает себя, объективируется, приобретая характер информационного продукта, пригодного к многократному использованию в определенных целях. Обозначается этот язык понятием «элементарные выразительные средства журналистики» (ЭВС), сложившимся в ходе осмысления информационной природы журналистского творчества и его знакового инструментария.

Фактологический ряд ЭВС

Фактологический ряд ЭВС – это факты, фактоиды и эмпирические обобщения. Фактологический ряд используется прежде всего для материализации описательной информации, отражающей конкретную реальную ситуацию как «молекулу» действительности. Ряд способен также воссоздать облик действующих лиц, обстановку происходящего – характерные детали. Помогает прочертить причинно-следственные связи происходящего, продемонстрировать степень авторской включенности в ситуацию, обозначить варианты развития событий. Фактоиды и эмпирические обобщения могут выступать и как свидетельства участника событий.

Фактоид – передает описательную информацию о действительности. Фактоид отображает такую характеристику фрагментов воспроизводимой ситуации, которые поддаются лишь частичной проверке и потому обладает меньшей степенью достоверности (например, «… он досконально, что называется, «проработал вопрос» со многими специалистами…»).

Эмпирическое обобщение – смысловая единица, напоминающая статистический факт (фрагменты ситуации сообщаются в обобщенном виде), но обобщение не носит строгого характера, делается по собственному опыту журналиста, часто «на глазок» (например, «Нарушение было настолько очевидным, что специалисты и депутаты в своих комментариях, обнародованных в СМИ, тут же указали на него…»).

"Образный" (культурологический) ряд ЭВС

Чтобы раскрыть смысл сегодняшних фактов, приблизить их к читателю, помочь ему понять их и оценить, журналистика прибегает к использованию материала культуры, включая его в тексты как специфические смысловые единицы. Они образуют культурологический ряд ЭВС журналистики.

Первый – образы - смысловые единицы, в которых отражаются элементы культуры, несущие в себе прошлый социальный опыт, с сохранением их конкретно-чувственной, представляемой формы. Источники образов – исторический материал, художественные фильмы, живопись, литературно-художественные произведения, фольклорные сюжеты, библейские притчи, образные откровения науки, сокровища половиц, поговорок.

Многие из образов восходят к архетипам – крупицам коллективного бессознательного, которые лежат в основе человеческой символики. Журналист ставит факты текущей действительности в контекст таких образов – и в тексте возникает слой оценочной информации. Психологи называют ее рефлективной, «обращенной назад». Так «обращение назад», к прошлому опыту становится «ключом» к пониманию происходящего сегодня («волна беспризорности накрыла Россию», «они соединены между собой наподобие сиамских близнецов»…). У образа всегда есть возможность неоднозначного прочтения.

Нормативный ряд ЭВС

Нормативы – служат уточнению авторской позиции. Нормативы обращают нас к установлениям общества, которые в культуре существуют в виде неких директив – законов, правил, норм. Читатель получает возможность увидеть критерии, которыми автор пользуется, когда анализирует поведение участников событий.

Нормативами могут быть положения законодательства, моральные принципы, идеологические доктрины и правительственные документы, но это и технологические инструкции, медицинские рекомендации, правила техники безопасности (например, «…следовало немедленно принять меры безопасности – загерметизировать «горячую камеру»…»), правила этикета.

Итак, именно ЭВС передают характер того или иного слоя информации, а синтез ЭВС обеспечивает выражение журналистской информации как таковой, многомерной.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...