Система финансовых показателей
План 1. Критерии оценки результативности работы предприятия. 2. Прибыль. Виды прибыли. Рентабельность. 3. Доходы и расходы предприятия. 4. Критический объем продаж (точка безубыточности). 5. Добавленная стоимость. 6. Брутто-результат эксплуатации инвестиций. 7. Нетто-результат эксплуатации инвестиций. 8. Экономическая рентабельность активов. 9. Формула Дюпона. Вопросы для обсуждения и контроля знаний 1. Какие критерии оценки результативности работы фирмы вы можете назвать? Какое место среди этих критериев принадлежит прибыли? 2. Зачем нужна классификация доходов и расходов фирмы? Является ли существенным с позиции финансового менеджера обособление различных видов доходов (расходов)? 3. В чем принципиальные различия между академическим, предпринимательским и бухгалтерским подходами к определению прибыли? Какой из них вам представляется более обоснованным и почему? 4. Что такое балансовая прибыль? Какие изменения в трактовке этого понятия произошли в последние годы? 5. В чем смысл процедуры распределения прибыли? 6. Дайте экономическую интерпретацию понятия «нераспределенная прибыль». Почему прибыль остается нераспределенной? 7. Каким образом можно управлять значением прибыли? Приведите примеры. 8. Поясните экономическую сущность понятий «расходы», «затраты», «издержки». 9. Какие основные факторы влияют на величину критического объема продаж и в каком направлении имеет место данное влияние? 10. Как соотносятся между собой понятия «прибыльность» и «рентабельность»? 11. Какие базовые показатели финансового менеджмента используются в западной практике? Кратко охарактеризуйте их. 12. На какие показатели опирается формула определения экономической рентабельности Дюпона? Как эти составляющие влияют друг на друга?
Тестовые задания 1. Разница между доходами фирмы и ее экономическими издержками, в которые кроме бухгалтерских расходов входят еще и альтернативные затраты – это… а) бухгалтерская прибыль; б) предпринимательская прибыль; в) экономическая прибыль. 2. Расходы, зависящие не от объемов производства, а от времени – это… а) условно-постоянные расходы; б) переменные расходы. 3. Объем продукции, доходы от продажи которой в точности покрывают совокупные расходы на ее производство и реализацию, обеспечивая тем самым нулевую прибыль – это… а) точка безубыточности; б) объем продаж; в) объем производства. 4. Разность между чистой операционной прибылью, уменьшенной на величину налоговых выплат, и нормальными затратами капитала, исчисляемыми как произведение среднерыночной (по рынку в целом или его сегменту) стоимости капитана и величины инвестированного в фирму капитала – это… а) прибыль; б) рентабельность; в) точка безубыточности; г) добавленная экономическая стоимость. 5. К основным показателям расходов предприятия относятся*: а) себестоимость реализованной продукции; б) чистая выручка от реализации продукции (работ, услуг); в) общехозяйственные и коммерческие расходы; г) расходы по финансовой деятельности, чрезвычайные расходы; д) валовая прибыль от реализации. 6. Нетто-результат эксплуатации инвестиций – это: а) прибыль до уплаты процентов за кредит и налога на прибыль; б) прибыль после уплаты процентов за кредит и налога на прибыль; в) сумма собственных и заёмных средств предприятия. 7. Совокупный капитал предприятия определяется как: а) разница между заёмными средствами и собственными; б) сумма собственных и заёмных средств; в) разница между текущими активами и текущими пассивами.
8. Коэффициент трансформации показывает: а) какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота; б) сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива. 9. Определяя любой показатель рентабельности, в числитель подставляем: а) выручку от реализации продукции; б) валюту баланса; в) чистую прибыль предприятия. 10. Рентабельность продаж показывает: а) сколько рублей оборота снимается с каждого рубля актива; б) какой результат эксплуатации дают каждые 100 руб. оборота. Задачи 1. Условно-постоянные годовые расходы в компании равны 12 тыс. долл., отпускная цена единицы продукции – 16 долл., переменные расходы на единицу продукции – 10 долл. Рассчитайте критический объем продаж в натуральных единицах. Как изменится значение этого показателя, если: а) условно-постоянные расходы увеличатся на 15%; б) отпускная цена возрастет на 2 долл.; в) переменные расходы возрастут на 10%; г) изменятся в заданных пропорциях все три фактора? 2. Имеются следующие данные о производстве продукции: условно-постоянные расходы – 50 тыс. руб.; переменные расходы на единицу продукции – 55 руб.; цена единицы продукции – 65 руб. Требуется: а) определить критический объем продаж; б) рассчитать объем продаж, обеспечивающий валовой доход в размере 20 тыс. руб. 3. Профессиональный менеджер с опытом работы в сфере образования рассматривает следующие возможные варианты приложения своих знаний: Вариант 1: устроиться на работу в фирму «Омега», в которой он сможет иметь среднемесячный чистый доход в размере 38 тыс. руб. Вариант 2: стать преподавателем в вузе, при этом он рассчитывает на два вида доходов: 1) ежемесячный чистый доход в сумме 22 тыс. руб.; 2) доход от участия в коммерческих научно-исследовательских проектах (среднемесячный чистый доход может колебаться от 10 тыс. руб. с вероятностью 0,8 до 15 тыс. руб. с вероятностью 0,2). Кроме того, по сравнению с другими вариантами можно рассчитывать на достаточно свободный режим работы в отдельные дни недели. Вариант 3: открыть собственную консультационную фирму. В этом случае ожидаемый совокупный годовой доход составит 1,3 млн руб., а соответствующие расходы – 820 тыс. руб. Рассчитайте экономическую прибыль для каждого из трех вариантов (условно рассматриваем без налоговую среду). Какой вариант является наиболее предпочтительным и почему?
4. За 2013 г. компания N получила выручку в размере 12,4 млн руб. Переменные расходы (затраты на приобретение сырья и материалов, затраты на оплату труда, переменные накладные расходы) и управленческие расходы компании составили соответственно 68 и 8% выручки. Коммерческие расходы составили 12 % переменных расходов. В начале года компания получила долгосрочный банковский кредит в сумме 5 млн руб. под 12% годовых, который будет погашен вместе с начисляемыми ежегодно и капитализируемыми процентами по истечении срока кредитования. Рассчитайте показатели прибыли и рентабельности продаж.
Практическое занятие 3 ПОНЯТИЕ ЛЕВЕРИДЖА (РЫЧАГА) ПРИМЕНИТЕЛЬНО К ФИНАНСОВО-ХОЗЯЙСТВЕННОЙ ДЕЯТЕЛЬНОСТИ ПРЕДПРИТЯТИЯ План 1. Финансовый рычаг: сущность, концепции расчета, критерии оценки эффекта финансового рычага. 2. Возможные мероприятия по снижению эффекта финансового рычага. 3. Операционный рычаг: сущность, способы расчета, критерии оценки и особенности расчета эффекта операционного рычага. 4. Комбинированный рычаг: понятие, способ расчета. 5. Пути снижения эффекта комбинированного рычага. 6. Порог рентабельности. 7. Запас финансовой прочности. Вопросы для обсуждения и контроля знаний 1. Охарактеризуйте виды левериджа и их значение для регулирования величины финансовых результатов. 2. В чем состоит отличие западноевропейской концепции определения эффекта финансового рычага от американской? 3. От чего зависит величина силы операционного рычага? 4. Существует ли взаимосвязь между различными видами левериджа? 5. Возможны ли пространственные сравнения уровней левериджа? 6. Какими методами можно влиять на уровни операционного и финансового левериджей? 7. Предположим, что руководство компании обсуждает вопрос о целесообразности повышения уровня финансового левериджа. Какими способами теоретически это можно сделать? Приведите аргументы «за» и «против» в отношении обсуждаемого вопроса с позиции: а) собственников компании; б) ее высшего управленческого персонала; в) кредиторов; г) государства.
8. Может ли и при каких условиях выплата дивидендов оказать влияние на уровень левериджа? Если да, то какой леверидж подвержен влиянию данного фактора? 9. Какими графическими способами можно определить порог рентабельности? 10. Что влияет на порог рентабельности и запас финансовой прочности? Тестовые задания 1. Плечо финансового рычага представляет собой: а) отношение заемных средств предприятия к его собственным средствам; б) отношение собственных средств предприятия к заемным; в) разность между собственными и заемными средствами; г) верного ответа нет. 2. Налоговый корректор: а) уменьшает эффект финансового рычага; б) увеличивает эффект финансового рычага; в) не влияет на эффект финансового рычага. 3. Эффект операционного рычага равен 3, что означает: а) если предприятие увеличит (уменьшит) объем реализации на 5%, то прибыль возрастет (снизится) на 15 %; б) если предприятие увеличит (уменьшит) постоянные расходы на 5%, то выручка от реализации уменьшится (увеличится) на 15 %; в) если предприятие увеличит переменные затраты на 5 %, то прибыль возрастет на 15 %; г) верного ответа нет. 4. Валовая маржа – это: а) отношение собственных и заемных средств; б) разница между выручкой от реализации и собственными средствами; в) разница между выручкой и переменными расходами; г) верного ответа нет. 5. Верно ли данное утверждение: «Компания, имеющая значительную долю заемного капитала в общей сумме источников, называется компанией с высоким уровнем финансового левериджа или финансово зависимой компанией»: а) да; б) нет. 6. При высоком уровне операционного рычага: а) незначительное снижение объема продаж приводит к незначительному росту прибыли; б) незначительный рост объема продаж приводит к незначительному росту прибыли; в) незначительный рост объема продаж приводит к существенному увеличению прибыли; г) верного ответа нет. 7. Определить эффект производственного рычага можно как: а) отношение валовой маржи к выручке от реализации; б) отношение темпа изменения прибыли до вычета процентов и налогов к темпу изменения объема реализации в натуральных единицах; в) отношение чистой прибыли к постоянным производственным расходам; г) верного ответа нет. 8. Оценить уровень финансового левериджа можно с помощью следующих показателей: а) соотношение заемного капитала и выручки от реализации; б) отношение темпа изменения валовой прибыли к темпу изменения прибыли до вычета процентов и налогов;
в) отношение чистой прибыли, доступной владельцам обыкновенных акций, к прибыли до вычета процентов и налогов; г) все вышеперечисленные показатели могут быть использованы для оценки. 9. Выберите верное утверждение: а) чем выше уровень финансового левериджа, тем меньше сумма чистой прибыли при условии, что EBIT не изменяется; б) чем ниже уровень финансового левериджа, тем меньше сумма чистой прибыли при условии, что EBIT не изменяется; в) чем выше уровень финансового левериджа, тем выше сумма чистой прибыли при условии, что EBIT не изменяется; г) верного ответа нет. 10. Уровень операционного (производственного) рычага характеризует: а) степень чувствительности прибыли к структуре капитала; б) степень чувствительности прибыли к изменению налогообложения прибыли; в) степень чувствительности прибыли к изменению объема производства; г) все вышеперечисленное верно. Задачи 1. Фирма приняла решение о выпуске нового продукта. При этом, определили, что постоянные издержки составят 400 долл., цена единицы продукции – 60 долл., переменные издержки на единицу продукции – 50 долл. Определите запас финансовой прочности (ЗФП) при продаже 100 единиц продукции? 2. Предприниматель собирается взять кредит для расширения своей деятельности в размере – 5000 тыс. руб. Банк предлагает ставку – 20 %. Собственные средства предпринимателя – 1000 тыс. руб., заемные – 500 тыс. руб. Предполагаемый НРЭИ – 2000 тыс. руб. Рассчитайте наиболее выгодную для предпринимателя ставку, если учесть, что он хочет получить эффект финансового рычага равный – 59 %. 3. Предприятие производит канцелярские принадлежности. Постоянные издержки составляют 60 000 у.е. Цена единицы продукции – 20 у.е. Переменные издержки на единицу продукции – 10 у.е. Объем продаж – 8000 шт. Рассчитайте безубыточный объём производства. Сколько единиц продукции необходимо производить, чтобы получить прибыль в размере 30000 у.е.? Сравните силу воздействия операционного рычага при разных объемах выпуска. 4. Предприятие изготавливает сгущенное молоко в жестяных банках. Цена одной банки – 17 руб., суммарные постоянные расходы – 7230 руб., количество реализации – 9200 банок, переменные расходы на единицу продукции – 15,8 руб. Определите абсолютный и удельный вес запаса финансовой прочности. 5. Руководство предприятия намерено увеличить выручку от реализации на 20% (с 40 000 руб. до 48 000 руб.). Общие переменные издержки при исходных условиях составляют 32 000 руб. Постоянные издержки равны 5 000 руб. Рассчитайте сумму прибыли, соответствующую новому уровню выручки от реализации традиционным способом и с помощью операционного рычага. Сравните полученные результаты. 6. Предприятие «Спутник» производит 100 000 шт. изделий типа А. Цена реализации – 2570 руб.; средние переменные издержки 1800 руб./шт.; постоянные издержки – 38,5 млн.руб. Проведите анализ чувствительности прибыли предприятия к 15%-ым изменениям основных элементов операционного рычага: - Цена увеличивается на 15%. Как изменится прибыль? На сколько единиц сократится объём реализации без потери прибыли? - Оцените влияние снижения 15 % изменения переменных затрат. - Оцените влияние снижения 15 % изменения постоянных затрат. - Оцените влияние 15 % увеличения объёма реализации. 7. Предприятие по выпуску канцелярских принадлежностей имеет следующую структуру баланса: АКТИВ – 100 тыс. руб. ПАССИВ – 100 тыс. руб. Собственные средства (СС) – 40 тыс. руб. Заемные средства (ЗС) – 60 тыс. руб. Оборот – 300 тыс. руб. НРЭИ (нетто результат эксплуатации инвестиций) – 18 тыс. руб. Средняя расчётная ставка процента – 15% Определите рентабельность собственных средств предприятия? ЭФР? 8. Определите СВОР. Как изменится чистая прибыль, если переменные затраты в следующем периоде увеличатся на 20%? Исходные условия: объём реализации – 1000 шт., удельные переменные затраты – 15 руб./шт., общие постоянные затраты – 8500 руб., цена единицы продукции – 65 руб. 9. Фирма, не имеющая ранее заемных средств, взяла кредит под 17 % годовых. Экономическая рентабельность активов – 22 %. Во сколько раз сумма заемных средств должна превышать сумму собственных средств, чтобы ЭФР был равен 5 %?
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|