Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Психоаналитический подход к пониманию эмоций (3. Фрейд, М. Клейн, Г. Холт).




Роль эмоций в жизни человека.

Психика имеет две функции – отражение окружающего мира (тут мы изучали чувства) и регуляция организма, регуляция нашего приспособления.

За регулятивные функции отвечают эмоции (чувства) и воля.

Эмоции – это психические явления, отражающие в форме переживаний, личную значимость и оценку внешних и внутренних ситуаций жизни человека; это субъективное отношение человека к себе и окружающему миру.

Можно говорить об эмоциях, как о процессах, а можно – как о состояниях.

 

Терминологические трудности:

Эмоция может переживаться как чувство, как ощущение, как длительное состояние. В силу этого к терминам в рамках данного раздела следует подходить с позиций конкретных психологических теорий.

Для эмоций характерно:

· Степень интенсивности

· Ограниченная продолжительность

· Хорошая осознаваемость причины появления эмоций

· Связь с конкретным событием, обстоятельством

· Полярность эмоций – грусть и радость, наслаждение и отвращение, и т.п.

 

 

Функции:

Ø Приспособительная

Ø Оценочная

Ø Сигнальная

Ø Коммуникативная

 

Роли эмоций:

Ø Регулятивно-управленческая

Ø Отражательно-оценочная

Ø Мотивационная

Ø Активационно-энергетическая

Ø Диструктивная

Ø Роль эмоций в когнитивных процесса и творчестве.

Ø Оздоровительная

 

 

Эмоции выступают как внутренний язык, как система сигналов, посредством которой субъект узнает о потребностной значимости происходящего. Особенность эмоций состоит в том, что они непосредственно отражают отношения между мотивами и реализацией отвечающей этим мотивам деятельности.(1) Эмоции в деятельности человека выполняют функцию оценки ее хода и результатов. Они организуют деятельность, стимулируя " и направляя ее.

 

 

2. Эмоциональное реагирование и его характеристики.

Слово эмоция происходит от латинского слова “emuve”, которое означает волновать, волноваться.

 

Характеристики эмоционального реагирования:

· Эмоции различаются знаком – положительным или отрицательным – деление условно, так как переживание страха (отрицательная эмоция) часто связана с переживанием радости по этому же поводу.

· Влияние на поведение и деятельность – одно и тоже может по разному влиять на разных людей.

· Интенсивность - глубина переживаний

· Длительность (кратковременные или долговременные)

· Реактивность - быстрота возникновения или изменения эмоций

 

Уровни эмоционального реагирования (Сергей Леонидович Рубенштейн):

· Уровень элементарной чувствительности – он связан с физическими последствиями удовольствия или неудовольствия, которые обусловлены органическими потребностями. Эти ощущения могут быть как специализированными, так и общего, размытого характера.

· Уровень предметных эмоций – это эмоциональные переживания, как ответ на конкретное что-то.

· Уровень обобщенных чувств – чувство юмора, чувство возвышенного, чувство трагического, чувство иронии, чувство прекрасного (мировоззренческие чувства)

 

Компоненты эмоционально реагирования:

· Импрессивный (внутренний) компонент

· Экспрессивный (наружный)

· Физиологический компонент

 

Импрессивный (внутренний) компонент

Главной составляющей импрессии является переживание (Федор Евгеньевич Василюк – “Психология переживания”, “Психология острого горя”).

Признаки переживаний:

· Волнение.

· Знак - есть конъюнктивные переживания (+), дизъюнктивные (-), индифферентные (0) и амбивалентные переживания (противоречивые).

· Длительность – мимолетные, неустойчивые, длительные и хронические

 

Экспрессивный (наружный) компонент

Это речевые, мимические, пантомимические жестикуляционные и прочие проявления эмоций. Верхняя часть лица – страх, удивление. Нижняя часть лица – эмоции положительные, улыбка. Различные части лица несут различную информацию. Различают три вида улыбок (Пол Экман):

1. Искренняя улыбка

2. Несчастная, жалобная улыбка

3. Фальшивая, притворная улыбка

Мимика – есть результат врожденных мимических схем и приобретенных, заученных способов проявления эмоций

Речь. Эмоции проявляются в интонации, темпе говорения и паузах, лингвистические особенности построения фраз, наличие слов паразитов, звуков назализации.

 

Физиологический компонент

Физиологические изменения касаются частоты сердечных сокращений, меняется артериальное давление, частота дыхания, осуществляется покраснение или побледнение кожи, возникает трема рук, различные тики, изменяется потоотделение.

 

 

Виды эмоционального реагирования

По Сергею Леонидовичу Рубенштейну:

· Стремление, влечение, желаемое

· Эмоции, как отражение ситуации

· Чувства

По Смирнову есть эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.

 

По Ильину:

· Эмоциональный тон ощущений (ЭТО)

· Эмоциональный тон впечатлений (ЭТВ)

· Эмоция, как реакция на событие

· Настроение

· Эмоциональное состояние

 

3. Классификация эмоций.

 

Классификации:

1. Эдвин Титченер – у человека две эмоции. Эмоции удовольствия и неудовольствия

2. Иван Додонов. Во основе классификации – те потребности и цели, в удовлетворении которых переживаются эмоции. Он выделял:

· Альтруистические эмоции – связаны с оказанием помощи другому.

· Коммуникативные эмоции

· Глорическая эмоция – когда нас хвалят.

· Праксические эмоции – возникают в связи с деятельностью, с преодолением трудностей.

· Пугнические эмоции – связаны с преодолением опасности.

· Романтические эмоции – стремление к чему-то яркому, таинственному, необычному, неизведанному. Предвкушение чего-то манящего, светлого чуда.

· Гностические эмоции – возникают в связи с открытием нового, непонятного.

· Эстетические эмоции – по отношению к прекрасному.

· Геденистические эмоции – удовлетворение различных телесных потребностей.

· Акизитивные эмоций – возникают в процессе накопительства, коллекционирования.

Леонтьев-Рубинштейн

Изард

1. Интерес - положительное эмоциональное состояние, способствующее развитию навыков и умений, приобретению знаний. Интерес-возбуждение - это чувство захваченности, любопытства.

2 . Радость - положительная эмоция, связанная с возможностью достаточно полно удовлетворить актуальную потребность, вероятность чего до этого была невелика или неопределенна. Радость сопровождается самоудовлетворенностью и удовлетворенностью окружающим миром. Препятствия к самореализации являются препятствиями и для появления радости.

3. Удивление - не имеющая четко выраженного положительного или отрицательного знака эмоциональная реакция на внезапно возникшие обстоятельства. Удивление тормозит все предыдущие эмоции, направляя внимание на новый объект и может переходить в интерес.

4. Страдание (горе) - наиболее распространенное отрицательное эмоциональное состояние, связанное с получением достоверной (или кажущейся таковой) информации о невозможности удовлетворения важнейших потребностей, достижение которых до этого представлялось более или менее вероятным. Страдание имеет характер астенической эмоции и чаще протекает в форме эмоционального стресса. Наиболее тяжелая форма страдания - горе, связанное с безвозвратной утратой.

5. Гнев - сильное отрицательное эмоциональное состояние, протекающее чаще в форме аффекта; возникает в ответ на препятствие в достижении страстно желаемых целей. Гнев имеет характер стенической эмоции.

6 . Отвращение - отрицательное эмоциональное состояние, вызываемое объектами (предметами, людьми, обстоятельствами), соприкосновение с которыми (физическое или коммуникативное) вступает в резкое противоречие с эстетическими, нравственными или идеологическими принципами и установками субъекта. Отвращение, если оно сочетается с гневом, может в межличностных отношениях мотивировать агрессивное поведение. Отвращение, как и гнев, может быть направлено на себя, снижая при этом самооценку и вызывая самоосуждение.

7. Презрение - отрицательное эмоциональное состояние, возникающее в межличностных отношениях и порождаемое рассогласованием жизненных позиций, взглядов и поведения субъекта с таковыми объекта чувства. Последние представляются субъекту как низменные, не соответствующие принятым нравственным нормам и этическим критериям. Человек враждебно относится к тому, кого он презирает.

8. Страх - отрицательное эмоциональное состояние, появляющееся при получении субъектом информации о возможном ущербе для его жизненного благополучия, о реальной или воображаемой опасности. В отличие от страдания, вызываемого прямым блокированием важнейших потребностей, человек, переживая эмоцию страха, располагает лишь вероятностным прогнозом возможного неблагополучия и действует на основе этого прогноза (часто недостаточно достоверного или преувеличенного). Эмоция страха может иметь как стенический, так и астенический характер и протекать либо в виде стрессовых состояний, либо в виде устойчивого настроения подавленности и тревожности, либо в виде аффекта (ужас).

9. Стыд - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании несоответствия собственных помыслов, поступков и внешности не только ожиданиям окружающих, но и собственным представлениям о подобающем поведении и внешнем облике.

10 . Вина - отрицательное эмоциональное состояние, выражающееся в осознании неблаговидности собственного поступка, помысла или чувств и выражающееся в сожалении и раскаянии.

4. Ильин

 

 

4. Виды эмоционального реагирования.

 

По Сергею Леонидовичу Рубенштейну:

· Стремление, влечение, желаемое

· Эмоции, как отражение ситуации

· Чувства

По Смирнову есть эмоциональные реакции и эмоциональные состояния.

 

По Ильину:

· Эмоциональный тон ощущений (ЭТО)

· Эмоциональный тон впечатлений (ЭТВ)

· Эмоция, как реакция на событие

· Настроение

· Эмоциональное состояние

 

5. Эмоция как реакция на ситуацию и событие.

 

Эмоция – это рефлекторная, психо-вегетативная реакция, связанная с появлением субъективного, пристрастного отношения (в виде переживаний) к ситуации, её исходу и способствующая организации целесообразного поведения в этой ситуации.

 

Черты (признаки) эмоций:

· Эмоция – это реакция на ситуацию, а не на конкретный раздражитель.

· Эмоция – это заблаговременная реакция на возможное возникновение ситуации.

· Эмоция – это дифференцируемая оценка разных ситуаций.

· Эмоция – это механизм заблаговременной и адекватной подготовки к событию.

· Эмоция – механизм закрепления положительного и отрицательного опыта в жизни индивида.

 

6. Свойства эмоций.

 

Ø Универсальность. Радость, как эмоция, может переживаться нами при удовлетворении самых разных потребностей.

Ø Динамичность. Этапы жизни эмоций

o Возникновение

o Нарастание

o Достижение пика

o Разрешение

Ø Доминантность. Сильная эмоция способна подавлять те эмоции, которые противоположны ей по знаку.

Ø Адаптация эмоций. Николай Николаевич Ланге: “Эмоция способна выдыхаться”. Наше эмоциональное состояние приспосабливается к тому эмоциональному фону, в котором мы находимся.

Ø Свойство заразительности.

Ø Амбивалентность эмоций. Часто мы не переживаем однозначно положительную или отрицательную эмоцию: наш эмоциональный мир противоречив.

 

 

7. Настроение (эмоциональный фон в данный момент) как психологическое явление.

 

Лев Владимирович Куликов написал работу “Психология настроения”. Куликов в настроении выделяет пять основных компонентов:

1. Релятивный – отношенческий компонент. Это то, что влияет на моё настроение с точки зрения особенностей самооценки, принятия других, удовлетворенностью между воспринимаемым и желаемым.

2. Эмоциональный компонент – то, какая эмоция у меня в данный момент доминирует. На эмоциональную доминанту влияет ощущение комфорта/дискомфорта, ожидание предстоящего события, ощущение спокойности/неспокойности и т.д.

3. Когнитивный компонент – это осознание ситуации, её перспектив, размышление о предстоящих событиях и переживания, связанные с этими ощущениями.

4. Мотивационный компонент - это компонент, отвечающий на вопрос “Что я хочу?”; “насколько сильно я это хочу?”. Кроме этого мотивационный компонент есть переживание возможности или невозможности удовлетворения потребностей.

5. Компонент физического самочувствия

Настроение – это эмоциональный фон, в котором интенсивность выраженности эмоциональных переживаний может находиться в диапазоне от нуля (полное спокойствие, безразличие) до максимальной величины эмоционального реагирования (аффект).

Виды настроения:

· Стенические настроения (хорошие, позитивные) – гипертимы

Циклотимы

· Астенические настроения (плохие, связанные с подавленностью) – дистимы

 

Проявлением хорошего настроения (стенического) является: бодрость, наличие положительных эмоций (смеха, улыбок), ориентация на деятельность.

 

8. Биологизаторский подход к пониманию происхождения эмоций (Ч. Дарвин и П.К. Анохин).

 

Дарвин - Предполагается, что эмоции являются остаточными проявлениями аффектов некогда сопровождавших полноценные биологические реакции. Согласно данной концепции, выразительные движения, сопровождающие наш страх, рассматриваются как рудиментарные реакции при бегстве и обороне, а выразительные движения, сопровождающие наш гнев, рассматриваются как рудиментарные остатки движений, некогда сопровождавших у наших животных предков реакцию нападения. Страх стал рассматриваться как «заторможенное бегство», а гнев как «заторможенная драка», то есть эмоции позиционируются как «затухающее эхо» элементарных программ поведения.

 

Анохин - Практически весь жизненный опыт человека, начиная с первых дней жизни, помогает ему избегать вредных воздействий не на основе учета объективных параметров вредящего агента (например, острота повреждающего предмета, глубина погружения его в кожу и т. д.), а на основе именно того «общего знаменателя», который выражается эмоциональным состоянием: «больно», «неприятно».

 

9. Переферическая теория эмоций Джеймса - Ланге.

 

Согласно этой теории, эмоциональные состояния являются вторичным явлением - осознанием приходящих в мозг сигналов об изменениях в мышцах, сосудах и внутренних органах в момент реализации поведенческого акта, вызванного эмоциогенным раздражителем. Американец В. Джеймс (18884) и не зависимо от него датчанин Г.Ланге (1885) сформулировали теорию, согласно которой возникновение эмоций обусловлено внешними воздействиями, приводящими физиологическим сдвигам в организме. Ощущение этих собственных ощущений в организме и переживаются человеком как эмоция. Джеймс подчеркивал, что телесное возбуждение следует непосредственно за восприятием вызвавшего его факта, и осознания нами этого возбуждения, в то время как оно совершается и есть эмоция. Суть своей теории Джеймс выразил известным парадоксом: «Мы чувствуем печаль, потому что плачем; мы боимся, потому что дрожим». В рамках этой теории физиолого-телесные периферические изменения которые обычно рассматривались как следствие эмоций, стали их причиной. Теория Джеймса Ланге сыграла важную роль в развитии теории эмоций, обозначив связь между тремя событиями: внешним раздражителем, поведенческим актом и эмоциональным переживанием. Наиболее уязвимым местом теории остается сведение эмоций лишь к осознанию ощущений, возникающих в результате периферических реакций.

 

Психоаналитический подход к пониманию эмоций (3. Фрейд, М. Клейн, Г. Холт).

 

Все эмоции есть результат того, что бессознательные инстинкты и влечения удовлетворяются: если так, то возникают положительные эмоции, а если нет, то возникают эмоции отрицательные.

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...