Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Фрустрационные теории эмоций (Дж.Дьюи, Л.Фестингер).




Положил начало данной теории Джордж Дьюи. Он впервые предложил термин “фрустрация” и описал что это такое.

Фрустрация – это эмоциональное переживание, возникающее тогда, когда наши желания и произвольные формы поведения сталкиваются с препятствием непреодолимой силы. В этом случае возникает эмоция. Все остальные переживания не являются эмоциями, а являются волнениями.

Теория когнитивного диссонанса Л. Фестингера (Festinger, 1962; русский перевод — 2000). Согласно этой теории, когда между ожидаемыми и действительными результатами деятельности имеется расхождение (когнитивный диссонанс), возникают отрицательные эмоции, в то время как совпадение ожидания и результата (когнитивный консонанс) приводит к появлению положительных эмоций.

 

 

12. Когнитивные теории эмоций (С. Шехтер, М.Арнольд - Р.Лазарус).

· Познавательная теория эмоций Арнольд-Лацаруса. “Сначала я вижу нечто, потом я представляю, что это для меня опасно, я убегаю и переживаю испуг”.

Восприятия->оценка->тенденция к действию->эмоция.

 

Шехтер и его соавторы предположили, что эмоции возникают на основе физиологического возбуждения и конгнитивной оценки. Тип или качество эмоции, испытываемой индивидом, зависит не от ощущения, возникающего при физиологическом возбуждении, а от того, как индивид оценивает ситуацию, в которой это происходит. По Шехтеру, то же самое физиологическое возбуждение может испытываться, как радость или как гнев (или любая другая эмоция) в зависимости от трактовки ситуации.

Он показал, что немалый вклад в эмоциональные процессы вносят память и мотивация человека. Концепция эмоций, предложенная С. Шехтером, получила название когнитивно-физиологической.

 

13. Теория эмоций Р. Плутчика.

 

Эмоция – это ответ одного из адаптированных биологических процессов, свойственных человеку.

Биологический процесс Эмоция
Принятие (поглощение) пищи и воды Одобрение
Отвержение пищи и воды Отвращение
Разрушение, устранение препятствий на пути удовлетворения потребностей Гнев
Защита, ответ на угрозу или боль Страх
Воспроизведение, реакции, связанные с сексуальным поведением Радость
Лишение, утрата объекта, который приносил удовольствие Горе
Контакт с новым, незнакомым, неожиданным Испуг
Случайное действие в изучаемой окружающей среде Любопытство

Первичные эмоции

Помимо восьми первичных эмоций, Плучик говорит о существовании более сложных эмоций, которые состоят из разных комбинаций первичных. Любовь = радость + одобрение. Ненависть = гнев + отвращение. Гордость = гнев + радость.

Плучик утверждает о существовании восьми первичных, 28 парных комбинаций, 56 тройных. Всего 92.

 

14. Теории дифференциальных эмоций К. Изарда.

У человека десять базовых эмоций: радость, печаль, гнев, отвращение, призрение, страх, стыд (смущение), вина, удивление, интерес.

Все эти эмоции по-разному переживаются и по-разному влияют на поведение человека. Эмоции не наследуются, формируются прижизненно и являются изоморфными.

 

15. Проблема эмоций в работах А.Н. Леонтьева и С.Л. Рубинштейна.

16. Информационная теория эмоций Симонова.

Эмоция представляет собой потребность, умноженную на информацию необходимую для удовлетворения потребности за вычетом информации, которой человек располагает на данный момент. Э = П*(Инс)

Из этой формулы следует, что:

· Эмоций нет, когда нет потребности; когда информация, которая необходима, равна информации, которой человек располагает.

· Если имеющейся информации больше той, которая требуется (Исн), то эмоция становится отрицательной.

 

17. Эмоции ожидания и прогноза и их характеристика.

(по Ильину)

 

Волнение – беспокойство, ситуативная тревожность. Возбуждение от какой-то ситуации. Это предстартовая лихорадка, предэкзаменационное ожидание, боевое возбуждение.

 

Тревога. Впервые было приведено в психологии Зигмундом Фрейдом. С его подхода начинаются активные изыскания в области тревоги. Больше всего в изучении тревоги преуспела Карен Хорнер. Тревога – это внутреннее переживание значительной интенсивности, предмет которой часто не осознаётся или осознаётся смутно. Основные симптомы тревоги – это фразы: “Как то не по себе”, ”Неспокойно”, “Внутренняя дрожь”. Стадии развития тревоги (по Федору Борисовичу Березину):

1. Ощущение внутренней напряженности, настороженности.

2. Собственно тревога. Ощущение неопределенной угрозы, не ясной опасности.

3. Ощущение страха, неотвратимости надвигающейся опасности, переживание ужаса.

4. Безотчетная деятельность, дезорганизация поведения, желание покинуть травмирующую ситуацию.

 

 

Страх.

Природные стимулы страха
Высота Боль Одиночество Незнакомость Внезапное приближение Внезапное изменение стимула
  Незнакомые предметы   Темнота   Боязнь животных   Незнакомые люди
Производные стимулы страха
               

 

Формы переживания страха (по Черниковой):

· Робость – слабая выраженность эмоции страха перед новым, неизвестным, непривычным.

· Неуверенность или сомнение – переживание вероятности успешности или не успешности своего поведения. Это опасение за что-либо.

· Испуг – неожиданный страх.

· Ужас – самая интенсивная форма переживания страха. В массовом порядке ужас превращается в панику.

Внешние и внутренние проявления страха.

Внешние проявления:

· Дрожь в руках, ногах и нижней челюсти.

· Срывается голос.

· Глаза раскрыты более широко.

· Брови становятся прямыми.

· Рот полностью не закрыт.

· Пульс резко увеличивается.

· Резко поднимается артериальное давление.

· Меняется ритм дыхание, человек начинает прерывисто дышать.

· Кожа становится холодной, человек покрывается потом.

 

Внутренние проявления:

· Затормаживаются процессы восприятия.

· Сужается объём внимания.

· Мышление становится ригидным.

· Снижается самоконтроль.

Возрастные особенности проявлений страха.

Самой первой формой возникновения страха является испуг. Страх является результатом опыта. Первым появляется страх перед незнакомыми людьми.

В дошкольном возрасте на первом месте выдуманные страхи. Из реальных страхов – боязнь воды на первом месте, дальше боязнь нападения животных, высоты.

У школьников на первом месте реальные страхи. Появляются престижные страхи – осмеяние со стороны сверстников.

Взрослые. У женщин больше страхов перед природными явлениями, катаклизмами, войнами, социальных потрясений.

 

Отчаяние – это форма безнадежности, утрата надежды.

 

18. Фрустрационные эмоции и их характеристика.

Обида, досада, разочарование, гнев, печаль, уныние, тоска и ностальгия, горе.

Обида – эмоциональная реакция на несправедливое отношение к себе, когда задето чувство собственного достоинства. Обида свойственна ребёнку с 10 месячного возраста.

 

Разочарование – легкая фрустрация. Невозможность реализации обещанных событий, обман ожиданий и т.п.

 

Досада – раздражение, неудовольствие, сожаление о неудаче или поражении. В досаде есть примесь злобы, поэтому разрядка досады может происходить с использованием крепких выражений, угроз, демонстраций физической агрессии и так далее.

 

Гнев – синонимами гнева являются негодование, возмущение, злость. Сильное проявление гнева называют яростью. Проявления гнева:

· Человек краснеет

· Напрягаются мышцы шеи, лица, руки. Пальцы сжимает в кулак.

· Срывается голос, белые следы у уголков рта.

· Жесты становятся угрожающими, иногда бесцельными.

Печаль – это эмоция, которая вызвана разлукой, изоляцией, несбывшейся надеждой, но главной универсальной причиной печали является утрата чего-то значимого.

Легкая печаль – это грусть, а сильная печаль – уныние.

 

Тоска и ностальгия. Крупным специалистом является Наталья Сергеевна Хрусталева.

Тоска – это особая форма душевной тревоги, грусть и уныние по поводу значимых людей или событий. Особым видам тоски является ностальгия. Ностальгия – это тоска по прошлому и по родине. Человек может скучать по дому, но не ностальгировать: ностальгия – это такая тоска, которая обусловлена невозможностью вернутся, невозможностью воссоздать то, что дорого и значимо.

 

Горе – это глубокая печаль, связанная с утратой кого-либо или чего-либо.

Причины:

· Длительная разлука или утрата человека, к которому существует привязанность (разрушение привычных функциональных связей)

· Тяжелое увечье или болезнь (своя или близкого)

· Утрата ценного имущества, источника средств к существованию, благополучия.

Стадии переживания горя:

1. Стадия шока, оцепенения – неверие, отрицание случившихся событий; гнев, поиск виноватых, самобичевание – от 1 до 5-7 дней.

2. Фаза активного переживания утраты – с 3 до 12-15 дней: плач, острые приступы тоски; при этом человек еще не до конца верит в утрату и ждет чуда.

3. Фаза перманентного горя – с 15 дней до 7-8 месяцев. У человека остаются приступы отчаяния, депрессии; человеку важно быть кому-то нужным, о ком-то заботиться; у человека нарушается аппетит, сон, возникают всплески вины перед ушедшим.

4. Фаза оставшихся толчков ~ 1 год после утраты.

 

 

 

19. Эмоции удовлетворения и радости.

Удовлетворение – это чувство удовольствия (физическое или психическое). Различают грани переживания удовольствий:

· Высшая форма удовлетворения – это восторг, восхищение.

· Трогательно-восторженное состояние удовлетворения – умиление.

 

Радость. Не однозначно рассматривают радость в различных психических школах. Радость является главным фактором, особого состояния человека – счастья. Иногда бывает радость по поводу неудач другого. Того, к кому мы испытываем неприязнь. Данная эмоция называется злорадством.

20. Характеристика коммуникативных эмоций.

Веселье, смущение, смятение, стыд, вина, презрение

Веселье – это беззаботно радостное настроение, которое выражается склонностью к забавам, смеху, шуткам, дурачеству.

Смущение (состояние застенчивости) – замешательство, ощущение неловкости того положения, в котором я оказался.

Проявления и формы смущения:

· Собственно смущение

· Смятение – высокая интенсивность смущения, паническая растерянность.

· Стыд – сильно смущение от осознания совершение предосудительного поступка или попадания в унизительную ситуацию, в результате чего человек чувствует себя опозоренным.

Презрение – является одной из форм проявление враждебности. Это пренебрежительное отношение к кому или чему-нибудь. Это социальное отвращение к тому, кто совершил недостойный поступок.

Значение презрения в жизни человека:

· Презрение является психологическим механизмом приспособления к сложным ситуациям.

· Способ укрепления норм общежития людей.

· Средство группового давления на отдельных людей.

 

ВИНА

Переживание вины вызывается самоосуждением, сопровождается раскаянием, критической переоценкой самого себя.
Эмоция вины приводит к неврозам и паранойяльным расстройствам.
Стимулирует мыслительные процессы, формирует варианты возможностей исправления ситуации.

 

 

21. Интеллектуальные «эмоции», или аффективно-когнитивные комплексы

 

22. Соотношение понятий «эмоции» и «чувства».

 

В науке сложилось четыре основных подхода на соотношение эмоций и чувств:

1. Эмоции и чувства – одно и тоже. Вильгельм Вундт, Лев Куликов, Петр Куттер. Эмоция – это переживание. Чувство – это устойчивое переживание. По сути, в основе этих явлений лежит феномен переживания, а раз так – принципиальных различий в этих терминах нет.

2. Чувства – одна из разновидностей эмоций. Понятие “эмоция” больше, чем понятие “чувство”. А. М. Леонтьев, Р. С. Немов. Эмоция – есть отражение моего отношения к предметам или явлениям. Термин “Отношение” – является самым широким из объяснений пристрастия к чему-либо. Поэтому эмоция – это самое широкое слово, которое включает частное проявление – чувства. Данная позиция была характерна для Леонтьева до начала 70ых годов XX века. В последний период своей научной деятельности Леонтьев изменил точку зрения на данное соотношение и стал придерживаться третьего подхода.

3. Чувство – родовое понятие, куда входят и эмоции. Понятие “чувство” больше, чем понятие “эмоция”.

Эмоции Чувства
Возникли в процессе эволюции раньше Возникли в процессе эволюции позже
Присущи животным и человеку Присущи только человеку
Привязаны к ситуациям и событиям Привязаны к объектам
Ситуативны и кратковременны Устойчивы и длительны
Возникают, как отражения событий “здесь и сейчас” Имеют стабильную мотивационную значимость
Одна и та же эмоция проявляется в разных чувствах Одно и тоже чувство может проявляться разными эмоциями

Так как одно чувство может вбирать в себя несколько эмоций, то чувства в содержательном плане шире, богаче, чем эмоция.

 

4. Чувства и эмоции - совершенно различные понятия, не связанные друг с другом. Маклаков.

Эмоции Чувства
Носят ориентировочный характер, часто неопределенны и мало осознаваемы Предметны и конкретны
В большей степени связаны с биологическими процессами Связаны с социальной сферой
В большей степени бессознательны Всегда представлены в нашем сознании
Кратковременны Длительны

Вывод: это не тождественные явления к друг другу.

 

 

23. Чувство как устойчивое эмоциональное отношение к значимому объекту (эмоциональная установка).

Чувства, как устойчивые эмоциональные отношения.

Чувства – это отношения к другому (В. Н. Месищев). Устойчивое отношение к другому – это установка на другого (аттитюд). Моё субъективное отношение (чувство) к другому имеет два измерения: привлекательность или непривлекательность и смысл.

В самих субъективных отношениях к другому можно выделить три стороны:

· Оценивающая сторона (когнитивная)

· Эмоциональная или экспрессивная сторона

· Побудительная или мотивационная сторона

Все чувства к другому с точки зрения истинности можно разделить на:

· Истинные чувства – то, что я испытываю к другому и демонстрирую ему и окружающим. Мы прячем положительные чувства и показываем отрицательные. Жесткая культура – нет демонстрации позитивных чувств.

· Демонстративные чувства – то, что я показываю. Я могу их разделять или не разделять. Нас учат показывать, но не учат переживать.

· Приписываемые чувства – чувства, которые, на мой взгляд, испытывает ко мне другой человек. Часто служат основанием для переживания.

24. Свойства чувств.

1. Знак (модальность)

· Конъюнктивные (притягивающие – чувство симпатии)

Есть две точки зрения:

1) Человека “притягивает” к другому, так как у этого человека есть способность притягивать (энергия “теле”). Лев Гумилев - “пассионарность” (способность привлекать, притягивать людей и открытия)

2) Человека тянет к другому, потому что ему это самому надо.

· Дизъюнкция – отталкивание

· Амбивалентные отношения

· Индифферентные чувства

2. Интенсивность – сила выраженности того или иного чувства. Страсть – максимальная выраженность чувства.

3. Устойчивость. У человека в начале жизни чувства неустойчивые.

4. Широта переживания человека – количество субъектов, по отношению к которым я испытываю выраженность чувств (радиус значимых отношений). Индивидуальное личностное пространство, мера откровенности, самодостаточность.

5. Субъективность. Основные элементы субъективности:

· Глубина

· Прочность

· Интимность – личностный смысл чувств

25. Классификация чувств.

Все чувства можно разделить на три группы (на основе рассмотрения сферы социальных явлений, где эти чувства проявляются).

1. Нравственные чувства – чувства, которые переживает человек в связи с осознанием соответствия/несоответствия своих действия с требования общества, морали.

2. Интеллектуальные чувства – чувства, связанные с познавательной деятельностью (удивление, сомнение, любопытство, любознательность, удовлетворение от решения задачи).

3. Эстетические чувства – чувства, связанные с переживанием удовольствия/неудовольствия от красоты/безобразия.

Нравственные чувства изучены лучше всего.

Положительные нравственные чувства:

· Доброжелательность

· Жалость

· Нежность

· Симпатия

· Дружба

· Влюбленность

· Любовь

· Чувство коллективизма

· Чувство патриотизма

· Чувство дома

· Чувство ответственности

· И т.д.

Отрицательные нравственные чувства:

· Индивидуализм

· Эгоизм

· Враждебность

· Зависть

· Ревность

· Злорадство

· Ненависть

· Гордость

Симпатия – устойчивое положительное отношение к кому или чему-либо, проявляется в приветливости, доброжелательности, восхищении, стремлении к общению и т.д. Причины возникновения симпатии чаще всего не осознаны.

В симпатии чаще причиной называют особую способность человека притягивать к себе людей (“теле” (Якоб Морено))

В английской традиции есть особый термин – аттракция (привлекательность, притяжение, влечение). Аттракцией называют появление у меня чувства, формирующего положительного отношение к другому.

Теле – в ко-то есть способность притягивать. Аттракция – у меня есть необходимость к кому-то стремиться.

Если притяжение к другому становиться устойчивым, чувство симпатии превращается в особое чувство – привязанность.

В основе возникновения привязанности лежит две концепции:

· Привязанность возникает в раннем детстве в силу того, что у ребенка существует врожденная потребность находится с кем-то (“привязанность-прилипание”). Концепцию прилипания часто называют концепцией первичной мотивации.

· Я привязываюсь к тем, кто удовлетворяет мои потребности: потребности меняются, а значит и объекты привязанности становятся непостоянными.

Первичным объектом привязанности у ребенка является мать. Остальные близкие выстраиваются в определенной иерархии. Если у ребенка отнимают объект привязанности, то у детей динамика разлуки состоит из трех этапов:

· Протест

· Отчаяние

· Отстранение

Чувства привязанности к матери в первый год жизни формирует базальное доверие к людям.

Дружба.

Причины дружбы:

· Нужда в материально помощи или информации

· Нужда в социальной поддержке (в форме советы, сочувствия, доверительного общения)

· Совместность занятий, общения, игр, сходство интересов.

Два вида дружбы:

1. Эмоционально-исповедальная дружба (женская)

2. Инструментальная дружба – в основе её некие действия, взаимопомощь (мужская)

 

Правила поведения друзей (Игорь Кон – очерк “Дружба”):

· Делиться новостями о своих успехах

· Выказывать эмоциональную поддержку

· Добровольно помогать в случае нужды

· Возвращать долги и оказанные услуги

· Стараться, чтобы другу было приятно в твоём обществе

· Быть терпимым к остальным его друзьям

· Защищать друга в его отсутствие

· Не критиковать друга публично

· Сохранять доверенные тайны

· Не быть назойливым и не поучать друга

· Уважать внутренний мир и автономию друга.

Генез дружбы.

До 14 лет дружба – ситуативное явление: 3-7 лет – друг тот, кто играет вместе со мной; 7-9 – друг тот, кто для меня что-то делает; 9-14 – дружба, это взаимовыгодная кооперация. С 14 лет на первое место выходит потребность в сопереживании.

 

Влюбленность – страстное влечение к кому-нибудь. Она характерна для всех этапов возрастного развития, но формы – разные. Первая влюбленность может возникнуть в возрасте трех лет.

7-8 лет – нужда в тактильных прикосновениях.

12-15 лет – подростковая (фетишная) влюбленность.

15-17 лет – романтическая влюбленность. Создается образ, не похожий на реального человека.

Влюбчивые натуры – люди, склонные фантазировать, мечтать, создавать образ.

Любовь.

Еще в древней Греции была разработана типология любви.

1. Эрос – стихийная, страстная, восторженная влюбленность к объекту обожания.

2. Сторгия – привязанность, любовь, основанная на обязательствах.

3. Филия – любовь-дружба. Основанная на уважении, на признании заслуг, на почитании, стремлении быть рядом.

4. Агапе – жертвенная любовь, готовность что-то отдать, пожертвовать собой, ради другого.

Дэвид Ли взял за основу греческую типологию:

· Эрос – страстная любовь, влечение, любовь, основанная на физике.

· Людус – любовь-игра. Игра, не отличающаяся глубинной чувства. Любовь, как некий процесс соблазнения.

· Сторгия (сторгическая) – спокойная любовь.

· Прагма – рассудочная любовь, любовь по расчету. Основанная на холодной оценке положительных и отрицательных качеств человека.

· Мания – иррациональная любовь, любовь одержимость. Существует зависимость от объекта влечения.

· Агапе – бескорыстная любовь – самоотдача.

Главными признаками любви являются:

· Сердечность – это желание сделать человеку доброе, хорошее. Оно проявляется в заботе, в нежности, в объятиях, ласках.

· Привязанность – устойчивая потребность быть рядом с ним, общаться с этим человеком.

Виды любви, любовных отношений:

1. Любовь родителей в детям. Материнская любовь безусловная. Материнскую любовь ребенок заслужить не может – она либо есть, либо нет. Отцовская любовь является обусловленной. Отец любит ребенка за то, оправдывает он или не оправдывает ожидания. Эту любовь можно заслужить, можно её и лишиться. Материнская любовь эмоциональна доступна. Отцовская – эмоционально дистанцированная.

2. Любовь детей к родителям. Очень динамична: проходит путь от жесткой привязанности до рациональной заботы. Она безусловна. Значимых различий между сыновьей и дочерней любовью не выявлено, но способы реализации – различны.

3. Любовь между братьями и сестрами (сиблинговая любовь).

4. Любовь между мужчиной и женщиной – романтическая любовь. Это такое отношение между людьми, когда они рассматривают другого, как близкого, родственного самому себе, отождествляя себя с ним, испытывая, на этой основе, потребности к близости, объединении; это добровольная духовная и физическая отдача себя другому и стремление взаимного обладания друг другом.

 

Ричард Стемберг – трех компонентная теория любви:

1. Страсть – физическое влечение и сексуальное поведение в отношении с другим. Страсть, основанная на влечении, с возрастом перерождается в потребность в уважении, поддержке, заботы

2. Интимность – чувство близости – радость по поводу того, что человек рядом, желание оказать помощь, постоянный обмен мыслями и чувствами, близость дел.

3. Ответственность – это система обязательств, которую добровольно принимают на себя люди, находящиеся в любви.

Виды любви Страсть Интимность Обязательства
Симпатия - + -
Страстная любовь + - -
Придуманная любовь - - +
Романтическая любовь + + -
Любовь-товарищество - + +
Слепая любовь + - +
Совершенная любовь + + +

 

Враждебность – неприязненное отношение к тому, с кем я нахожусь к конфликте. Разновидностями враждебности являются:

· Ненависть – максимальная степень враждебности.

· Озлобленность – фрустрированность, результат частого подавления обид и злости. Это форма хронической неприязни и ожесточения. Это чувство часто может быть незаметным, но при определенных обстоятельствах проявляться в равнодушии, черствости, бессердечии, жестокости.

· Ксенофобия – ненависть, обращенная против определенных групп населения.

· Цинизм – устойчивое, презрительное отношение человека к культуре общества, его духовным и нравственным ценностям.

Зависть – неприязненное, враждебное отношение к успехам, преимущественному положению, моральному превосходству другого лица. В основе переживания зависти лежит завистливость, как свойство личности. Зависть переживается на трех уровнях:

1. На рациональном – как осознание более низкого своего положения.

2. На эмоциональном – как досада, раздражение или злость из-за этого положения.

3. На поведенческом – действия, связанные с разрушением или устранением предмета зависти.

26. Понятие о воле. Признаки волевого акта.

Впервые Аристотель использовал слово “Воля” – есть способность которой одарил Бог. Есть люди, у которых её нет.

Признаки волевого акта.

1. Всегда связан с приложением усилия – принятием решения и его реализации.

2. Воля предполагает самоограничения сдерживания одних влечений и сознательное подчинение их другим, более значимым и важным. Это умение подавлять возникающее желание и импульсы.

3. Наличие продуманного плана осуществления этого действия.

4. Это отсутствие непосредственного удовольствия в процессе выполнения этого действия.

Воля – это сознательная само регуляция поведения, которая проявляется в преднамеренной мобилизации человеческой активности на достижение цели, и осознаваемая, как необходимость и возможность. Это способность к самодетерминации, самомобилизации, саморегуляции.

27. Теории воли (волюнтаристская концепция, абулическая концепция, подход Б.Спинозы, В.А. Иванникова, В.И. Селиванова).

Научные подходы к исследованию воли:

1) Волюнтарийская теория (Эпикур, Августин Блаженный, Вундт, Шопенгауэр, Гартли, Джеймс)

Воля – это то, что дается человеку свыше, что самому человеку не принадлежит. Эта сила, которая направляет человека на какие-то действия и достижения, но сама эта сила не человеческая. Сегодня понимается не как божественная, а как космическая.

2) Абулическая (Иваников, Ильин). Воли – как самостоятельного целостного феномена не существует.

3) Воля – как свобода выбора (Спиноза, Джон Локк, Франкл, Чулпанов). Воля – это способность осознавать внешние условия и воспринимать их как собственное добровольное решение.

4) Воля – как внутренняя произвольная мотивация (Сеченов, Выготский, Рубинштейн). Любое поведение в своей основе содержит борьбу мотивов. Тот или иной мотив, основанный на стремлении к определенной цели, подавляет противоположные. Поэтому привносить в рассмотрение борьбы мотивов волю – лишнее.

5) Воля – это особая форма человеческой саморегуляции (Веккер, Ролло Мей, Петр Рудин). Воля – это термин, обозначающий процессы, связанные с поддержанием внутренней стабильности, регулярности, управления своими состояниями.

6) Воля – это механизм преодоления внешних и внутренних трудностей (Б.Н.Смирнов, П.Симонов, К.Н.Корнилов). Динамика жизни есть процесс преодоления препятствий. Воля выступает в качестве внутренней побудительной силы и механизма преодоления этих препятствий.

28. Волевая регуляция поведения, ее уровни.

29. Произвольные и волевые действия – их характеристика.

Произвольные волевые действия. Классификация Эллы Натанзан.

· Сознательные действия – действия, направленные на достижение определенного результата.

· Сознательные действия с непредвиденным результатом – я стремлюсь выполнить действия, но результат неожиданно другой.

· Нечаянное действие (поступок) – действие совершается без мотива и без соответствующей цели.

· Умышленное действие – мотив, цель и средства носят отрицательный характер.

· Импульсивное действие – то, которое совершается по первому побуждению, когда человек не достаточно продумал последствия. Мотив есть, но цель до конца не продумана.

· Негативистское действие - совершается при сильной обиде к кому-либо. Мотив – разрядка своего чувства. Цель – желание причинить обидчику неприятность.

· Внушенное действие – не имеет ни мотива, ни собственной цели, т.к. цель определяется другим человеком.

· Бесполезное действие – действие, совершаемое просто так, возникающее само по себе.

· Волевое действие – это сознательное действие, связанное с преодолением трудности на пути к цели, основанное на использовании волевого усилия.

30. Простые и сложные волевые действия.

Виды волевых действий

Непроизвольные Совершаются в результате возникновения неосознаваемых или недостаточно отчетливо осознаваемых побуждений (влечений, установок и т.д.). Они имеют импульсивный характер, лишены четкого плана.
Произвольные Предполагают осознание цели, предварительное представление тех операций, которые могут обеспечить ее достижение, их очередность.
Простые Человек без колебаний идет к намеченной цели, ему ясно, чего и каким путем он будет добиваться. Выбор цели, принятие решения о выполнении действия определенным способом осуществляется без борьбы мотивов.
Сложные  

· Простые – состоят из двух элементов: постановка цели и исполнение

· Сложные – постановка цели, борьба мотивов, победа мотива, исполнение

31. Функции воли (Е.П. Ильин).

· Самодетерминация – мотивация своей деятельности.

· Самоинициализация и самоторможение – особый механизм запуска тех или иных действий и угасание этого импульса. Селиванов различает: пусковую волевую активность и исполнительную волевую замедляющую регуляцию.

· Самоконтроль – осуществляет контроль за действиями. Внимание при контроле может быть направлено на контроль за ситуацией, результатом или действиями.

При этом контроль за действиями можно разделить как смысловой контроль (что и как делать) и перцептивный контроль (что я ощущаю, когда делаю).

Переключение внимание с действия на ситуацию, с ситуации на результат называется динамичным контролем.

Танический контроль – это контроль за чем-то одним, без переключения внимания.

· Самобилизация самостимуляция – это увеличение волевых усилий – физических и интеллектуальных.

Признаки, характеризующие усилие:

· Осуществление внутреннего напряжения

· Направленность внимания на выполнения действия.

· Вегетативные проявление (видимые и невидимые)

Самостимуляция – это то, что воплощается в самоприказах и самоутверждениях.

 

32. Виды волевых усилий.

Виды волевых усилий:

- физическое;

- интеллектуальное.

П. А. Рудик (1967) выделяет следующие виды волевых усилий:

1. Волевые усилия при мышечных напряжениях.

2. Волевые усилия, связанные с преодолением утомления и чувства усталости.

3. Волевые усилия при напряжении внимания.

4. Волевые усилия, связанные с преодолением чувства страха.

5. Волевые усилия, связанные с соблюдением режима.

Следуя этому принципу классификации волевых усилий, надо было бы сказать и о волевом усилии, связанном с преодолением нерешительности, страха перед возможной неудачей и т. д.

Б. Н. Смирнов:

- мобилизующие

- организующиеволевые усилия.

Мобилизующие - содействуют преодолению препятствий при возникновении физических и психологических трудностей и реализуются при использовании приемов психической саморегуляции типа словесных воздействий: самоободрения, самоубеждения, самоприказа, самозапрещения и т. п.

33. Волевые состояния личности, их характеристика. Проблема безвольного поведения.

О волевых состояниях говорят В.И. Селиванов и В.К. Калин.

Волевые состояния становятся предметом обсуждения, когда говорят: человек осмелел, расхрабрился, отважился, мобилизовался и т. п. Следовательно, можно говорить о состояниях отваги, решимости, «боевого возбуждения», так же как и о состояниях сосредоточенности, мобилизованности, готовности, бдительности(это состояние отражает готовность человека реагировать на ожидаемые стимулы и связано с организацией внимания).

Состояние мобилизационной готовности. Известно, что в зависимости от обстоятельств человек может по-разному мобилизовывать имеющиеся у него возможности.

Это состояние характеризуется как:

- довольно устойчивое, длящееся от нескольких часов до нескольких дней;

- человек ориентируется на достижение высокого результата, готовность бороться с любыми трудностями во время предстоящей деятельности;

- контроль своих действий;

- состояние характеризуется переводом из долговременной памяти в оперативную информации, необходимой для эффективной деятельности;

- активизация мыслительных процессов (ускорением оперативного мышления);

- обостренность восприятия адекватных стимулов, созданием у себя уверенности в успехе.

Своеобразной формой мобилизованности при опасности можно считать для человека состояние боевого возбуждения

Состояние сосредоточенности. Это волевое состояние связано с преднамеренной концентрацией внимания на процессе деятельности.

Несобранность (рассеянность) является состоянием, противоположным мобилизационной готовности (как неспособность человека с помощью волевого усилия мобилизоваться, сосредоточиться). Она проявляется:

- в обилии ненужных движений;

- в «бегающем», а иногда отрешенном взгляде;

- в быстрой подключаемости ко всему, что происходит вокруг и не имеет отношения к предстоящей деятельности;

- в излишней говорливости;

- в мимике, не соответствующей ситуации, — такой как улыбки, перемигивания с окружающими, гримасы. Выражение лица при этом не волевое и собранное, а такое, которое свидетельствует о том, что мысли и чувства человека находятся в хаотическом состоянии.

Стартовая несобранность может иметь место и при недооценке соперника, а также при низкой мотивации на предстоящую деятельность.

Состояние решимости. Впервые этот термин употребил У. Джемс, но им он скорее обозначил именно решительность (как волевое качество или как форму его проявления в процессе принятия решения).

Это состояние может быть кратким или более продолжительным, но значительное время оно продолжаться не может. Н. Д. Левитов пишет, что «решимость, в отличие от решительности, всегда кратковременна». Таки образом, решительность – это волевая черта личности, решимость – волевое состояние.

Понимая состояние решимости как готовность, следует сознавать, что это:

- готовность начать осуществлять принятое решение;

- инициировать действие при наличии риска, в случае возможности неприятных последствий;

- оно возникает одновременно с принятием решения, а не до него;

- по мере приближения по времени и пространству к желаемому объекту решимость может снижаться, если человек не уверен в успехе, и даже переходить в свою противоположность — нерешимость.

Состояние сдержанности. Сдержанность, по Н. Д. Левитову, — это психическое состояние, при котором поведение подчиняется разумному контролю.

Сдержанность как сиюминутное состояние может являться:

выражением самодисциплины, воспитанности человека может отражать и его трусость: человек сдержался и не нагрубил начальнику, потому что побоялся его мести.

Но в любом случае это волевое состояние, так как оно связано с подавлением возникшей потребности при помощи волевого усилия.

 

Противоположным волевому является безвольное поведение. За безволие принимают как нежелание («явно выраженное отрицательное отношение к преодолению трудностей» — В. И. Селиванов), так и неспособность проявить силу воли (неумение подавлять в себе отдельные желания, настроения и чувства — А. В. Веденов). Чаще всего безволие описывается как проявление отрицательных морально-волевых качеств или как некая характеристика воли в целом.

К. Н. Корнилов (1948) к проявлениям безволия относит внушаемость и негативизм человека. Негативизм он рассматривает как немотивированную, необоснованную склонность действовать наперекор другим людям, хотя разумные соображения не дают оснований для этого. Внушаемость же является недостатком воли потому, что человек не умеет критически отнестись к тому, что ему советуют, предлагают сделать. К. Н. Корнилов считает безволием и упрямство. Упрямый, пишет он, не владеет своей волей, так как она не подчинена его разуму. Воля упрямого — неразумная воля. Но, в противовес такой точке зрения, следует отметить, что разумность доводов — довольно шаткий критерий, чтобы выносить приговор человеку как безвольному.

К. К. Платонов и Г. Г. Голубев считают, что безволие проявляется в том случае, когда у субъекта преобладают мотивы, не соответствующие общей цели деятельности, сознательно поставленной субъектом перед собой. Они пишут, что выбор высших, социальных мотивов и решений свидетельствует о проявлении воли, а выбор низших, биологических и особенно противоречащих основной цели деятельности — о безволии. Безволие проявляется всегда, когда при оценке мотивов предпочтение отдается мотиву «хочется» (или «не хочется»), а не мотиву «надо». Таким образом, к оценке безволия авторы подошли с социальной и односторонней (командно-административной) позиции. Неслучайно и упрямство расценивается ими как безволие на том основании, что оно является необоснованнойнастойчивостью. По критерию необоснованности в разряд проявлений безволия у авторов попало и любопытство как необоснованная любознательность.

34. .Классификация волевых качеств (Ф.Н. Гоноболин, В. И. Селиванов, В. В. Никандров, В.К. Калин).

35. Свойства волевых качеств.

Разные авторы выделяют от 10 до 34 волевых свойств личности (Н.Ф. Добрынин, В.К. Калин, С.А. Петухов, А.Ц. Пуни, П.А. Рудик, Р. Ассаджиоли). Чаще всего отмечаются такие качества как целеустремленность, решительность, настойчивость, выдержка, самостоятельность, смелость, стойкость, самообладание и инициативность.

36. Характеристика простых волевых качеств (Е.П. Ильин).

В монографии Е.П. Ильина выделяются два класса волевых качеств: собственно волевые («простые») и морально-волевые («сложные»). В свою очередь собственно волевые делятся на две группы.

1 группа – характеризует целеустремленность, длительность удержания побуждений, волевого усилия. К волевым качествам этой группы относятся:

Терпеливость – способность человека к длительному подавлению волевыми усилиями стремления выйти из неблагоприятного состояния (утомления, гипоксии), то есть прекратить работу, сделать вдох;

Упорство – проявление стремления к достижению «здесь и сейчас» желаемого или необходимого, несмотря на неудачи;

Настойчивость – устойчивое стремление к достижению отдаленной по времени цели, несмотря на возникающие препятствия и трудности.

2 группа характеризует самообладание. К ней относятся:

Смелость – способность человека выполнять действия, деятельность и осуществлять свои намерения в объективно или субъективно опасных для жизни, здоровья и престижа ситуациях, несмотря на возникающее чувство боязни, страха;

Выдержка – способность человека сдерживать свои эмоциональные проявления, подавлять импульсивные, малообдуманные действия, «держать себя в руках»;

Решительность – способность быстро принимать решения в значимой ситуации.

Развитие воли у ребенка, начинающееся с раннего детства, осуществляется за счет формирования сознательного контроля над непосредственным поведением при усвоении определенных правил поведения.

37. Характеристика сложных (морально-волевых) качеств (Е.П. Ильин).

морально-волевые («сложные»)
Самостоятельность, инициативность, дисциплинированность, организованность, старательность (усердие), энергичность, мужество, принципиальность  

38. Развитие воли у человека.

Развитие волевой регуляции поведения у человека осуществляется в нескольких направлениях.

1. Преобразование непроизвольных психических процессов в произвольные.

2.Обретение человеком контроля над своим поведением.

3. Выработка волевых качеств личности.

4. сознательно ставит перед собой все более трудные задачи и преследует все более отдаленные цели, требующие приложения, значительных волевых усилий в течение достаточно длительного времени. Например, школьник еще в подростковом возрасте может поставить перед собой задачу развить у себя такие способности, к формированию которых у него нет выраженных природных задатков.

39. Понятия потребности, мотива, мотивации. Строение потребностно-мотивационной сферы.

Феномен мотивации представляет собой совокупность психических процессов, структур и функций, определяющих направление и интенсивность; активности людей (и животных). К феномену мотивации относятся мотивы, разнообразные мотивационные факторы, прежде всего потребности, а также чувства, проявления воли и соответствующие качества личности.

 

Потребность - это более или менее четкое осознание специфического дефицита в динамике информационного и вещественного обмена между личностью (организмом) и средой. Голод, жажда, незнание, чувство униженности, усталость, одиночество - примеры некоторых потребностей. Уже из приведенного перечня видно, что переживание потребности (неудовлетворенной) является негативной эмоцией. Синонимами "потребности" служат такие слова, как "нужда", "нехватка", "недостаток", "необходимость", иногда "интересы".
Строениие:
Производные потребности.

 

Базовые потребности - инстинкты. Их сравнительно немного. Это физиологические потребности, но не только (то, что дальше объяснить нельзя).

 

40. Возможные основания классификации мотивов.

По содержанию потребностей
По установкам личности
По видам деятельности
По времени проявления
По предметному содержанию
По уровню обобщенности
- биологические;
- социальные;
- мотивы достижения;
- мотивы избегания;
- мотивы самоуважения;
- мотивы самоактуализации - личные;
- общественные;
- эгоистические;
- общественно значимые;
- идейные;
- нравственные - общения;
- учения;
- профессиональной деятельности; - постоянные;
- ситуативные;
- кратковременные - предметные;
- функциональные;
- нормативные - обобщенные;
- конкретные;
- единичные

41. Биологическая мотивация: инстинкты.

Биологические (материальные)
- пища;
- одежда;
- сон;
- жилище;
- безопасность;
- секс;
- экономия сил

42. Классификация потребностей А.Маслоу.

Потребности - состояние нужды человека или животного в определенных условиях, которых им недостает для нормального существования и развития. Потребность как состояние личности всегда связана с наличием у человека чувства неудовлетворенности, связанного с дефицитом того, что требуется организму (личности).
Основные характеристики человеческих потребностей - сила, периодичность возникновения и способ удовлетворения.
1. Потребности физиологические (органические) - голод, жажда, половое влечение и др.
2. Потребности в безопасности - чувствовать себя защищенным, избавиться от страха, от агрессивности.
3. Потребности в принадлежности и любви - принадлежать к общности, находиться рядом с людьми, быть принятым ими.
4. Потребности уважения (почитания) - компетентность, одобрение, признание, авторитет, достижение успехов.
5. Познавательные потребности - знать, уметь, понимать, исследовать.
6. Эстетические потребности - гармония, симметрия, порядок, красота.
7. Потребности в самоактуализации - реализация своих целей, способностей, развитие собственной личности.

 

43. Исследование мотивации в бихевиоризме, психоанализе, школе К. Левина.

К. Левин рассматривал только ситуативное проявление мотивации. Деятельность, поведение человека определяются его внутрипсихологическими потребностями и мотивами. Поэтому психология должна изучать закономерности формирования и проявления мотивов
Факторы, от которых зависит сила возникающих побуждений
а) фактор времени и расстояния,
б) фактор силы потребности или мотива,
в) ожидаемая ценность цели — величина подкрепления.
г) отсроченность подкрепляющего эффекта,
д) вероятность успеха,
е) пространственная удаленность,
ж) взвешивание затрат и времени

 

44. Специфика собственно человеческой мотивации. Отличительные характеристики мотивации человека.

Отличительные характеристики мотивации человека.
Мотивация человека отличается от мотивации животных по следующим параметрам:
1) имеет социальное происхождение: отвечает нуждам общества, исторична, изменчива, воспитуема (произведена обществом);
2) опосредована интеллектом, речью, сознанием;
3) обладает функциональной автономностью, независимостью от состояния организма;
4) направлена на отдаленные цели;
5) имеет иерархический характер;
6) полимотивированна (жизнь регулируется набором мотивов).
Но эти отличия не отрицают сохранения биологической мотивации в структуре высшей мотивации человека!

45. Функции и свойства мотивов.

Побуждающая
характеризует энергетику мотива, т. е. вызывает и обусловливает активность человека, его поведение и деятельность
Направляющая
отражает направленность энергетики мотива на определенный объект, т. е. выбор и осуществление определенной линии поведения
Регулирующая
определяет характер поведения и деятельности. Реализация этой функции всегда связана иерархией мотивов

46. Мотивация в отечественной психологии А.Н. Леонтьев, С.Л. Рубинштейн).

Мотив как цель (предмет)


Распространенность этой точки зрения обусловлена тем, что принятие цели (предмета) в качестве мотива отвечает на вопросы «зачем» и «для чего» осуществляется поведение, т. е. объясняется целенаправленный, произвольный характер поведения человека А.Н. Леонтьев и др.


Мотив как потребность
Эта точка зрения на мотив дает ответ на вопрос, «почему осуществляется активность человека», поскольку в самой потребности содержится активное стремление человека на преобразование среды с целью удовлетворения нужды С.Л. Рубинштейн, Л.И. Божович, А.Г. Ковалев, К.К. Платонов и др.


Мотив как намерение
Намерения тогда выступают в качестве мотива, когда человек либо принимает решение, либо когда цель деятельности отдалена и ее достижение отсрочено. В намерении присутствует влияние потребности и интеллектуальной активности человека, связанное с осознанием средств достижения цели Д.А. Леонтьев и др.

47. Строение индивидуальной деятельности по А. Н. Леонтьеву.

Психологическое строение деятельности достаточно полно и развернуто описано в работах А.Н.Леонтьева и представителей' его научной школы. Согласно их взглядам, целостная деятельность имеет следующие составляющие: потребности — мотивы — цели — условия достижения цели (единство цели и условий составляет задачу) и соотносимые с ними: деятельность — действия — операции.

 

 

48. Проблема соотношения мотивов и сознания.

Мотивы не отделены от сознания, даже когда мотив не осознается и субъект не отдает себе отчета в том, что побуждает его к той или иной деятельности. Они всегда входят в сознание, но только особым образом. Они придают субъективную окрашенность, выражают значение ситуации действия для самого субъекта, ее личностный смысл.
Как утверждал А.Н.Леонтьев, функция мотивов относительно сознания состоит в том, что они как бы "оценивают" жизненное значение для субъекта объективных обстоятельств и его действия в этих обстоятельствах, придают им личностный смысл. Благодаря личностному смыслу человеческое сознание обретает пристрастность, или субъективность.
Для понимания смысла важную роль играет отношение мотива к цели и к условиям действия. Он представлен человеку в форме эмоции. Эмоция - это психическое отражение состояния потребности, а также смысла, результата и условий действия по отношению к мотиву. Эмоции оценивают события, обладая так же, как и мотивы, функцией побуждения.

49. Проблема развития мотивов.

50. Предметное содержание деятельности

51. Структурные элементы деятельности.

52. Характеристика действия по П. Я. Гальперину: ориентировочная, исполнительная и контрольная часть.

53. Понятие ведущей деятельности в концепции Д. Б. Эльконина.

54. Механизмы развития мотивации человека (В.К. Вилюнас).

55. Влияние мотивации на деятельность. Мотивация стремления к успеху и избегания неудач.

56. Закон Йеркса-Додсона.

Закон Йеркса-Додсона – эмпирическое обобщение, первоначально установленное психологами Йерксом и Додсоном (1908) в опытах на мышах, относительно влияния силы мотивации (уровня возбуждения) на эффективность деятельности при разной трудности выполняемой задачи (напр., различение яркости). В обобщенной форме закон можно сформулировать в виде 2 положений:
1) зависимость эффективности деятельности от уровня мотивации характеризуется криволинейной функцией (в виде перевернутой U-образной кривой); др. словами, существует некий оптимум мотивации для выполнения к.-л. деятельности;
2) уровень оптимальной мотивации связан обратной зависимостью с уровнем трудности задачи, т. е. чем труднее для испытуемого задача, тем ниже уровень оптимальной мотивации.
Пример. Уровень мотивации, который условно можно оценить в семь баллов, будет наиболее благоприятным. Последующее увеличение мотивации (до 10 и более) приведет не к улучшению, а к ухудшению эффективности деятельности. Таким образом, очень высокий уровень мотивации не всегда является наилучшим.Т.е. согласно закону Йеркса-Додсона, для достижения успеха необходим оптимальный (а проще говоря – умеренный, средний) уровень мотивации, избыток здесь столь же плох, как и недостаток.


 

57. Диагностика воли: опросник для выявления выраженности самоконтроля в эмоциональной сфере, деятельности и поведении (Никифоров, Васильев, Фирсова), методика «Агрессивное поведение» (Ильин, Ковалев).

58. Диагностика эмоций и чувств: исследование тревожности (Спилбергер), диагностика настроения (Куликов), методика оценки эмоционального напряжения, астении и настроения (Немчин), диагностика эмпатии (Эпштейн, Меграбян).

59. Диагностика мотивации человека.

 

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...