Устранение неврозов. Период узнавания других людей. Подражание
Устранение неврозов Индивидуальная подготовка, анализ приводит к уменьшению, а возможно, и устранению различных неврозов, в том числе тех, на которые я здесь укажу. Комплексы неполноценности. Обычно они развиваются в детстве или в подростковом возрасте. Они зависят в основном от того, как воспринимала личность свои проблемы, физические недостатки или дефекты внешности, а также от типа отношений с родителями. Если эти комплексы не преодолеваются раньше, то возникают во всей своей вредоносности в период узнавания других людей, и особенно влюблённости, заставляя страдать человека, у которого они наблюдаются, и полностью деформируя его отношения с другими людьми, с партнёром. Чувство вины. И в этом случае нужно искать источник в периодах детства и полового созревания, в подростковом возрасте. Чувство вины возникает обычно из-за воспитания, подавляющего личность, или из ощущения неприятия со стороны родителей. К сожалению, я не могу дать здесь исчерпывающего объяснения перечисленных неврозов, потому что для этого нужно было бы разбирать конкретные случаи. То же относится и к другим типам неврозов, которые я здесь просто перечислю: аутизм, фобии, мании, буйноеповедение, маниясамоубийства, извращения, тревога, беспокойство, депрессивныесостояния, потеря ощущения собственной личности,
Период узнавания других людей В этот период - который по моей теории начинается в подростковом возрасте и продолжается вплоть до созревания личности, и даже, в различных формах, в течение всей жизни, - человек формирует собственную индивидуальность, что упрощается предварительной подготовкой.
В течение этого времени мы готовим себя к тому, чтобы " открыться", стать расположенными по отношению к людям, научиться принимать их присутствие, войти в жизненную игру, сопоставлять себя с себе подобными. Это также фаза, на которой проверяется предварительно проведённая подготовительная работа. Та же работа продолжается и в дальнейшем, становится более интенсивной и помогает нам лучше понимать других людей. Обычно с этих пор возникают и моменты влюблённости. Но, что самое главное, начинается такой период, когда различные стимулы, приходящие извне, будут постоянно подвергать прочность нашей личности серьёзным испытаниям. В этот период я рекомендую узнавать как можно больше людей, иметь мужество приобретать новый жизненный опыт, завязывать отношения, идти самыми разными, непохожими друг на друга путями познания, сколь бы ни были они незнакомыми, неведомыми и таинственными. Станут возникать новые движения души, новые проблемы. Но если мы хорошо подготовились и решили продолжать путь духовного роста, тогда наша дорога уже намечена, видима. Период узнавания других людей может продолжаться всю жизнь. В любом случае это узнавание должно быть долгим, насыщенным, полным. Если мы будем постоянно сообразовываться с другими людьми и с внешним миром, это станет для нас дальнейшим испытанием на пути личностного роста, ещё одним этапом внутреннего очищения, поддержания психической " гигиены", подтверждения наших духовных ценностей. Поэтому не нужно торопиться. Только тогда мы сможем замечать ловушки, которые расставляют нам эмоции и чувства, распознавать миражи в профессиональной и материальной области, попытки обмана в сфере культуры, общественных отношений и политики. Требуется время для того, чтобы научиться истолковывать одолевающие нас страхи, побеждать все имеющиеся у нас неврозы, читать, как открытую книгу, самих себя, других людей и жизненные обстоятельства.
И однажды мы сделаем выбор, будучи действительно в состоянии его сделать. Мы уже выбрали тех, кто подходит нам для общения, — людей, которые, как и мы, идут по пути личностного роста. Среди всех этих людей, обладающих духовным самопознанием или находящихся на пути к нему, которых мы встретили и узнали, мы найдём одного — одного-единственного, понравившегося нам больше всех, обладающего в наших глазах чем-то магическим, особенным, отличающим его от всех остальных. И в этого человека мы влюбимся. Теперь я приведу несколько примеров отсутствия самопознания: такие ситуации типичны для периода узнавания людей, и их необходимо распознавать. Подражание Если мы идём по пути духовного роста и одновременно переживаем период узнавания других людей, мы можем столкнуться с опасностью подражания. Если мы хотим расти, то мы расположены по отношению к другим людям, особенно к тем, которых считаем наиболее продвинувшимися на пути духовного роста. Мы расположены к таким типам поведения и подходам, которые соответствуют более высоким образцам, более высоким уровням духовного развития. У тех, кто стремится повысить собственный духовный уровень, легко может сработать известный в психологии механизм подражания. В сущности, в первые годы жизни мы, человеческие существа, всему учимся посредством подражания. Следовательно, этот механизм соответствует нашей природе и потому неизбежен. Даже те люди, которые говорят, что они никогда никого и ничто не копировали, основывают свои умственные разработки на том, что они видели, слышали, с чем соприкасались или о чём, в любом случае, предварительно знали. Однако следует опасаться таких ситуаций - особенно в любви, - когда оказывается, что мы всё перенимаем у партнёра, не сообразуясь со своей собственной личностью, со своими личными духовными ценностями. Подражание такого типа приводит к тому, что мы отождествляем себя с чем-то вне нас, прерывая тем самым свой личностный рост. Как это ни парадоксально, если психологический механизм, предназначенный для повышения собственного уровня познания, используется без " фильтров", не подвергается анализу, не пропускается через наш жизненный опыт, не сообразуется с полученным нами воспитанием и нашими духовными ценностями, он становится тоталитарным, переходит в абсолют.
В таком случае он называется иначе. Это уже не активное, но пассивное подражание, которое перерастает в экзальтацию, восторженное отношение к партнёру. Мой опыт подсказывает, что экзальтация всегда скрывает в себе высокую степень неуверенности, повышенную психическую и духовную хрупкость. Так мы рискуем усвоить, перенять свойства, черты, не соответствующие структуре нашей личности, присущие исключительно тому лицу, которое ими обладает. Если по окончании периода психологического познания партнёра мы впадаем в нервное истощение, в этом следует винить ошибочный способ осуществления наших с ним отношений. Истинная любовь никогда - повторяю: никогда! — не приводит одного из партнёров к неврозу, к нервному переутомлению. Общаться с людьми более развитыми, чем мы, достигшими более высокого духовного уровня, нужно таким образом, чтобы их присутствие, их подходы и поведение способствовали росту нашего сознания. Следовательно, нужно не копировать других людей, но получать от них стимул к преобразованию, перестройке собственного " я" на более высоком уровне: в соответствии с нашим ритмом и при помощи наших личных психологических приёмов. Завершение процесса нашего личностного роста наступит не в тот момент, когда окончится погоня за внешними для нас моделями — пусть даже прекрасными, полными мудрости, — но только когда он приведёт к максимальной реализации нашего собственного потенциала. Каждый из нас идёт к познанию своей дорогой. Всё это подтверждает наличие в отношениях истинной любви взаимного уважения, совместного роста, но не взаимного отождествления или подражания.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|