Предмет и методы админист. права
Стр 1 из 16Следующая ⇒ Государственное управление в системе разделение властей. Соотношение гос. Управления и исполнит. Власти Государственное управление (разновидность социального управления) – исполнительная деятельность по организации социальных процессов в обществе. Субъекты государственного управления – государственные органы и должностные лица, наделённые властными полномочиями. Объекты государственного управления – предприятия, организации и граждане, в отношении которых осуществляется организационно-распорядительная деятельность. Функция - это основная задача или основное направление деятельности субъекта. Функции государственного управления: 1. Разработка и реализация государственной политики. 2. Установление организационных основ хозяйственной жизни. 3. Управление государственными учреждениями. 4. Регулирование функционирования негосударственных учреждений. 5. Обеспечение реализации прав и обязанностей физических и юридических лиц. 6. Осуществление государственного контроля и надзора в процессе управления. Гсударственная власть в Российской Федерации в соответствии со ст. 10 Конституции РФ осуществляется на основе разделения ее на законодательную, исполнительную и судебную, а органы законодательной, исполнительной и судебной власти самостоятельны. В сущностной характеристике исполнительной власти всегда выделялись прежде всего два ключевых момента: власть и исполнение. При этом исполнительная власть трактовалась в качестве такого проявления государственной власти, с каким связывают, во-первых, функционирование особых звеньев государственного аппарата — органов государственного управления и, во-вторых, прямую направленность деятельности этих субъектов на обеспечение практической реализации (исполнения) общих норм, устанавливаемых субъектами представительной, президентской и правительственной власти в целях урегулирования различных сторон общественной жизни. Различие между устанавливающей общие нормы властью и исполнительной властью пролегает в области соотношения решения и исполнения.
К определяющим элементам сущностной характеристики государственной исполнительной власти можно отнести следующие: социальное предназначение исполнительной государственной власти, состоящее в исполнении общиx предписаний, т.е. решений представительной, президентской и правительственной власти; 2) реализация исполнительной власти через систему специальных исполнительных органов власти, ранее повсеместно именовавшихся органами государственного управления и сейчас остающимися таковыми по сути, иногда и с сохранением этого старого наименования; 3) волевые импульсы исполнительной власти проявляются в принятии управленческих решений и организации их исполнения в пpoцecce и в результате осуществления управленческой деятельности как особого и специфического вида государственной деятельности и основной формы реализации исполнительной власти. Таким образом, управление представляет собой деятельность исполнительной власти, которая осуществляется главным образом в форме управления посредством осуществления многочисленных и разнообразных управленческих действий и процедур. Управление — это исполнительная власть в действии. Предмет и методы админист. права Административное право – отрасль права, нормы которой регулируют общественные отношения, возникающие в процессе организации и реализации исполнительной власти. Нормы АП: 1. Устанавливают формы и методы государственного управления. 2. Регламентируют порядок образования органов исполнительной власти, их компетенцию, полномочия и взаимоотношения с другими государственными органами, общественными объединениями, предприятиями и гражданами. 3. Определяют правовое положение граждан, местных органов самоуправления, общественных объединений и иных негосударственных формирований в сфере управления. 4. Регулируют общественные отношения в социально-политической, культурной и экономической сферах.
Задачи АП как отрасти права: 1. Создание условий для эффективной деятельности исполнительной власти. 2. Обеспечение граждан, общественных объединений и предприятий возможностью реализации прав и свобод, осуществление которых связано с функционированием исполнительной власти. Защита граждан и общества от административного произвола. Для административного права характерен императивный метод правового регулирования. Для данного метода характерны иерархичность и подчинённость, государственно-властные отношения, императивный характер норм и предписаний. Предметом АП – является совокупность управленческих отношений, возникающих в процессе организации и деятельности исполнительной власти. Предмет административного права имеет свою структуру, которая включает определенные составные части. Среди них можно выделить: 1) общественные отношения, складывающиеся в связи с организацией государственной администрации, ее функционированием и реализацией исполнительно-распорядительных полномочий в процессе государственного управления. Эти отношения подразделяются на внутренние (внутриорганизационные) и внешние. Внутриорганизационные отношения можно, в свою очередь, подразделить на внутрисистемные и внутриаппаратные. Внутрисистемные отношения - это отношения, связанные с организацией и функционированием самой системы исполнительной власти. Они касаются формирования структур государственного управления, определения форм взаимодействия органов исполнительной власти, распределения полномочий, организации государственной службы и т.д. Внутрисистемные отношения в зависимости от положения их участников в системе органов исполнительной власти могут быть вертикальными (иерархическими) и горизонтальными.
Вертикальные отношения складываются: между соподчиненными субъектами исполнительной власти, находящимися на различном организационно-правовом уровне системы (например между вышестоящими и нижестоящими органами); между субъектами исполнительной власти и находящимися в их организационном подчинении государственными объединениями (корпорациями, концернами), предприятиями и учреждениями. Это могут быть отношения субординации или координации. Горизонтальные отношения в процессе государственного управления складываются между органами, находящимися на одном организационно-правовом уровне системы исполнительной власти (например, между министерствами). Внутриаппаратные отношения связаны с внутренней организацией и функционированием отдельно взятых органов государственной администрации, взаимодействием их структурных подразделений и должностных лиц, определением их компетенции и т.д. Такого рода управленческие отношения возникают не только в органах исполнительной власти, но и при обеспечении деятельности институтов законодательной и судебной властей. Нормы административного права распространяют свое регулирующее воздействие на деятельность вспомогательных структур, обеспечивающих функционирование законодательных и судебных органов (Аппарат Государственной думы, Аппарат Верховного суда и т.д.). Внешние отношения связаны с управленческим воздействием на субъектов административного права, не входящих в систему органов исполнительной власти и не находящихся в их официальном, служебном подчинении. Среди них можно выделить отношения: между органами исполнительной власти и гражданами; между органами исполнительной власти и некоммерческими организациями; между государственной администрацией и негосударственными (коммерческими) предприятиями и организациями, действующими в различых бластях государственного регулирования Метод административного права — это совокупность правовых средств, способов, приёмов регулирующего воздействия на управленческие отношения. Методы АП: 1. Предписание – установление определённого порядка действий, предусмотренного соответствующей административно-правовой нормой. 2. Запрет определённых действий под страхом применения юридических средств воздействия. 3. Дозволение – предоставление возможности совершать либо не совершать действия, предусмотренные соответствующей административно-правовой нормой.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|