Правовое регулирование админист ответственности. Кодекс об админист правонарушениях
Под нормативным основанием ответственности понимается система действующих правовых норм, закрепляющих:
ее общие положения и принципы;
систему административных наказаний, их размеры и прин ципы их применения;
составы административных правонарушений;
круг субъектов, имеющих право налагать административные наказания;
производство по делам об административных правонаруше ниях;
исполнение постановлений о назначении административных наказаний.
До вступления в силу нового КоАП РФ федеральные нормы об административной ответственности были помещены в де сятки актов федеральных органов. С 1 июля 2002 г. на феде ральном уровне круг источников, содержащих материальные и процессуальные нормы об административной ответственности, резко сокращен. Соответствующий правовой массив кодифи цирован. Фактически монопольным источником федеральных норм об административной ответственности стал КоАП РФ. Однако у этой монополии есть исключения:
административная ответственность за нарушение налого вого законодательства налогоплательщиками и налоговыми агентами по-прежнему регламентируется НК РФ;
вопросы принудительного исполнения постановлений о применении таких взысканий, как штраф и конфискация, на ряду с КоАП РФ регулируются Федеральным законом «Об ис полнительном производстве»;
ряд вопросов производства в судах по делам об админист ративных правонарушениях регулируется нормами ГПК РФ и АПК РФ;
если уголовная ответственность регулируется только фе деральными законами, то административная — и федеральны ми (в основном), и субъектов РФ (частично). Очень важно, что осуществлена кодификация этой подотрасли административного права. Теперь административная ответственность регулиру ется специальными кодифицированными актами РФ и ее субъ ектов.
Статья 1.2 КоАП РФ четко закрепляет задачи законодатель ства об административных правонарушениях. Это прежде всего предупреждение правонарушений. Назначение административ ных наказаний виновным лицам, процедура привлечения к от ветственности должны предупреждать совершение новых адми нистративных правонарушений как виновными (частная пре-венция), так и иными гражданами (общая превенция).
Важнейшей задачей законодательства об административных правонарушениях является защита:
а) гражданина, его здоровья, его прав и свобод;
б) установленного порядка осуществления государственной и муниципальной власти, прав их органов и должностных лиц;
в) общих для граждан, организаций, общества публичной власти ценностей: санитарно-эпидемиологического благополу чия, общественной нравственности, общественного порядка и общественной безопасности, собственности, законных эконо мических интересов.
Вместе с другими нормами административного права зако нодательство об административных правонарушениях призвано обеспечить реализацию и защиту положений Конституции РФ, а также регулятивных норм многих отраслей права (конститу ционного, трудового, административного, земельного, финан-сового, гражданского, уголовно-исполнительного и др.).
КоАП РФ — основной закон, регулирующий администра тивную ответственность. КоАП РФ регулирует вопросы адми нистративной ответственности, которые признано необходи мым решать на федеральном уровне.
Во-первых, он закрепил общие положения и принципы за-конодательства об административных правонарушениях.
Во-вторых, КоАП РФ установил административную ответст венность за нарушение правил, имеющих общефедеральное
значение, в том числе за нарушение регулятивных норм, уста-новленных федеральными правовыми актами.
В-третьих, КоАП РФ урегулировал производство по делам об административных правонарушениях и в том числе порядок исполнения постановлений о наложении административных взысканий.
В-четвертых, КоАП РФ установил виды административных наказаний и мер административно-процессуального принужде ния (мер обеспечения производства по делам об администра-тивных правонарушениях).
Почти все федеральное законодательство об административ ной ответственности сосредоточено в КоАП РФ. В этом глав ном нормативном акте по данному вопросу и содержится по давляющее большинство норм, регулирующих вопросы, отне сенные к ведению Российской Федерации.
По объему регулируемых общественных отношений и по качеству их регламентации КоАП РФ намного превосходит своего предшественника — КоАП РСФСР 1984 г. Справедли вости ради следует отметить, что КоАП РСФСР был первым в России опытом кодификации законодательства об администра тивной ответственности. Многие его положения учтены в но вом КоАП РФ.
Главные особенности этого Кодекса в том, что он:
во-первых, содержит систему материальных и систему про цессуальных норм;
во-вторых, закрепляет ответственность граждан и юридиче ских лиц;
в-третьих, регламентирует ответственность за администра тивные правонарушения в административном и в судебном по рядке.
В отличие от кодексов-старожилов — УК РФ, УПК РФ, ГК РФ, ГПК РФ — КоАП РФ содержит две группы норм:
материальные, которые закрепляют общие положения и принципы ответственности, составы правонарушений, пере чень административных наказаний и принципы их применения (I и II разделы КоАП РФ);
процессуальные, регулирующие производство по делам об административных правонарушениях (разделы III—V КоАП РФ).
В 90-х гг. XX в. стало ясно, что для борьбы с правовым ни гилизмом организаций, особенно частных, необходимо широко использовать административные санкции. К ним в России не-
возможно применить уголовные и дисциплинарные меры кара тельного воздействия. Административная ответственность, ад министративные наказания — единственное, а потому необхо димое средство карательного воздействия на юридических лиц, не соблюдающих действующие юридические нормы.
Объединение в одном законе норм об административных правонарушениях и граждан, и организаций позволило коди фицировать федеральное законодательство по этому вопросу. Вряд ли нужно доказывать, как это важно для граждан и для правоприменителей.
Если федеральное законодательство об административных правонарушениях кодифицировано в основном и может быть кодифицировано полностью, то все законодательство об этом кодифицировать невозможно. В соответствии со ст. 72 Консти туции РФ КоАП РФ закрепил право субъектов Федерации при нимать законы по рассматриваемому вопросу. Одно из досто-инств КоАП РФ состоит в том, что он четко определил, за ка кие правонарушения законами субъектов РФ может быть установлена административная ответственность, какие санкции ими могут быть установлены за соответствующие правонаруше ния, кто вправе налагать административные наказания за нару шение законов субъектов РФ.
КоАП РФ делает огромный шаг вперед в развитии правосу дия по административным делам. В 1984 г. КоАП РСФСР от нес к подведомственности судей рассмотрение дел о соверше нии административных правонарушений, квалифицируемых по четырем составам (4 статьям), содержавшимся в Кодексе. В со ответствии со ст. 23.1 КоАП РФ судьи рассматривают дела об административных правонарушениях, предусмотренных более чем 160 нормами Кодекса. Из них к исключительной подве домственности судей отнесено более 100 составов правонару шений, а более 60 составов они вправе рассматривать на основе альтернативной подведомственности.
Более того, из восьми установленных КоАП административ ных наказаний судьи вправе применять все, а пять наказаний (возмездное изъятие имущества, конфискация имущества, ли шение специальных прав, дисквалификация, административ ный арест) могут назначаться только судьей. Если учесть, что в прошлом только ГИБДД ежегодно лишала права на управление транспортным средством около 500 тысяч водителей, то можно утверждать, что число дел об административныхправонаруше-
Воспользуйтесь поиском по сайту: