Сфера услуг как часть международной экономики
Стр 1 из 2Следующая ⇒ Введение Актуальность темы состоит в том, что наше современное общество нельзя представить без услуг и как следствие без сферы услуг, которая является одной из основополагающих социума и специалисту в сфере сервиса необходимо хорошо разбираться в структуре сферы обслуживания, знать основные моменты каждого направления деятельности предприятия сервиса. Каждый день мы потребляем услуги и порой сами того не подозревая оказываем их другим людям. Оказание услуг друг другу, производство и потребление услуг - это то, что отличает нас от наших первобытных предков, у которых не существовало понятие услуг в целом. Наша цивилизация с ходом своего преобразования определила сфере услуг особую нишу, без которой цивилизованное общество уже не может обойтись. Жизнь современного человека, так или иначе, связана с услугами. Ведь к торговле услугами относятся и предоставление коммунальных благ, и связь, и банковский бизнес, и оптовая и розничная торговля, транспортные перевозки, а также страхование, юридические, медицинские, образовательные услуги и т.д. От качества услуг зависит и доход государства, и прибыль фирм, комфорт, безопасность, и благосостояние потребителей. Связь здесь прямая и очевидная: качественные услуги привлекают внимание, вызывают желание пользоваться ими, чтобы облегчить жизнь. Постепенно складывающаяся позитивная ситуация в розничной торговле позволяет потребителям сравнить одну услугу с другой, а также подталкивает конкурентов к предоставлению постоянно улучшающихся услуг при обеспечении их качества. Необходимость развития сферы услуг требует существенной перестройки структуры потребления населения, значительного возрастания доли услуг и сокращения удельного веса материального потребления.
Основные понятия Каждый день выходя из дома мы начинаем соприкасаться с социальной средой, потребляя, производя, и конечно же пользуясь всевозможными услугами. Порой мы не можем потрогать или как-то материально ощутить услугу. Однако в нашем мире понятие услуга имеет широкий спектр определений. Одно из которых подразумевает, что услуга - целесообразная деятельность, результат которой выражается в полезном эффекте, способном удовлетворить ту или иную потребность человека, которая изначально может быть объектом спроса и предложения на рынке. Товар — продукт деятельности (включая работы, услуги), предназначенный для продажи или обмена. Продукция — термин, характеризующий результат производственной, хозяйственной деятельности. Представляет собой совокупность продуктов, явившихся результатом производства отдельного предприятия (организации), отрасли промышленности, сельского хозяйства или всего народного хозяйства страны или всего мира за определенный промежуток времени. Сервис - это система обеспечения, позволяющая покупателю (потребителю) выбрать для себя оптимальный вариант приобретения и потребления технически сложного изделия, а также экономически выгодно эксплуатировать его в течение разумно обусловленного срока, диктуемого интересами потребителя. Сервисная деятельность - это целенаправленная деятельность по созданию условий для более полного использования потребительских свойств товаров и повышения уровня комфорта бытовой жизни населения. Обслуживание — любое действие, совершаемое одной стороной для другой стороны, имеющее нематериальный характер и не приводящее к возникновению права собственности на что бы то ни было. Обслуживание не всегда связано с физическим продуктом.
Сфера услуг - часть экономики, которая включает в себя все виды коммерческих и некоммерческих услуг; сводная обобщающая категория, включающая воспроизводство разнообразных видов услуг, оказываемых предприятиями, организациями, а также физическими лицами. Остальными частями экономики принято считать производство промышленность и сельское хозяйство. Сферу услуг часто относят к постиндустриальному экономическому укладу из-за их развитой современной инфраструктуры. Именно сфера услуг составляет, в экономически развитых странах, основную часть экономики по числу занятых (больше 60 %). Сфера сервиса представляет собой социально - экономическую систему, развитие которой определяется функционированием двух структур – материально - вещественной (здания, оборудования, сооружения) и личностной (рабочая сила) Отличия услуг от товаров в материальной форме в том, что, во-первых, они невидимы; во-вторых, не поддаются хранению; в-третьих, производство и потребление услуг, как правило, совпадают по времени и месту. Этим обусловливаются особенности международной торговли услугами по сравнению с международной торговлей товарами. Существует два вида услуг: · услуги, которые опосредуются вещно. Они связаны с потребительскими товарами (материальные); · услуги, не связанные с материальными продуктами. Их действие направлено на человека или на условия, в которых он находится, их производство неотделимо от потребления (нематериальные). Специфической отраслью услуг является международный туризм. К специфическим особенностям международной торговли услугами относятся: · регулирование внутри страны соответствующими положениями законодательства; · отсутствие или наличие факта пересечения услугой границы не выступает критерием ее экспорта; · услуги не хранятся, они производятся и одновременно потребляются; производство и реализация услуг находятся под большей государственной защитой (в большинстве стран находятся в полной или частичной государственной собственности), чем сфера материального производства; · международная торговля услугами оказывает большое воздействие на торговлю товарами; · не все виды услуг в отличие от товаров могут быть предметом торговли (услуги для личного потребления).
В общем виде под услугами принято понимать разнообразные виды деятельности, не имеющие материальной формы в явном виде. Трудность в работе с услугами и их потреблении это то что, она не может храниться во времени, и так же время производство услуги обычно совпадает с её потреблением. Оказать услугу можно только тогда, когда наступает заказ или появляется клиент. Вследствии чего возникает следующая особенность услуги - непостоянство качества. Эту проблему можно избежать, лишь введя некие стандарты обслуживания. В международном понимании эти особенности услуги учитываются при разделении торговли товарами и услугами. Существует два понятия услуги, первое - это частное, то есть действия по отношению к другому человеку, направленные на удовлетворения его потребностей. Второе понятие рассматривается уже в контексте экономической теории. По этой теории услуга это всевозможные блага, предоставляемые в форме деятельности, а так же товары, которые могут производиться, потребляться и передаваться в одно и тоже время. Для того, что бы разделить услуги их необходимо классифицировать. В 1964 году учёный Стентон разделил услуги на следующие 10 групп: 1. услуги по предоставлению жилья; 2. обслуживание семей (ремонт жилища, уход за ландшафтом, уборка жилых помещений); 3. отдых и развлечения; 4. индивидуальное санитарно-гигиеническое обслуживание (стирка, сухая чистка, косметические услуги); 5. медицинские и другие услуги здравоохранения; 6. частное образование; 7. услуги в области бизнеса и другие профессиональные услуги (правовые, бухгалтерские, консультационные); 8. страховые и финансовые услуги; 9. транспортные услуги; 10. услуги в области коммуникаций. В настоящее время эта классификация претерпела некоторые изменения и теперь классификация услуг происходит по стандартам ООН, в которых услуги разделены на 160 различных видов и 12 основных разделов: 1. Деловые услуги -- 46 отраслевых видов услуг. 2. Услуги связи -- 25 видов.
3. Строительные и инжиниринговые услуги -- 5 видов. 4. Дистрибьюторские услуги -- 5 видов. 5. Общеобразовательные услуги -- 5 видов. 6. Услуги по защите окружающей среды -- 4 вида. 7. Финансовые услуги, включая страхование, -- 17 видов. 8. Услуги по охране здоровья и социальные услуги -- 4 вида. 9. Туризм и путешествия -- 4 вида. 10. Услуги в области организации досуга, культуры и спорта -- 5 видов. 11. Транспортные услуги -- 33 вида. 12. Прочие услуги. Одной из важнейших закономерностей развития экономики во всем мире является взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг в национальной экономики. Это находит выражение в увеличении доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг. По мере развития общества, роста производительных сил происходит определенное развитие сферы услуг. Наблюдается увеличение занятости в этой сфере, рост технической оснащенности труда, внедрение все более совершенных технологий. В настоящее время роль услуг, как одного из важнейших секторов экономики, очень велика и актуальна. Это связано с усложнением производства, насыщением рынка товарами как повседневного, так и индивидуального спроса, с быстрым ростом научно-технического прогресса, который ведет к нововведениям в жизни общества. Все это невозможно без существования информационных, финансовых, транспортных, страховых и других видов услуг. Также услуги являются неотъемлемым составляющим торговли товарами (особенно технически сложными), так как сбыт товара требует все более развитой сети, которая состоит в основном из услуг, оказываемых во время реализации и услуг послепродажного обслуживания. По международным данным статистики свыше 40% иностранных инвестиций вкладываются в развитие сферы услуг, что подтверждает актуальность, интерес и видение перспективы развития данного сектора экономики.
Сфера услуг как часть международной экономики В данной главе мне бы хотелось рассмотреть сферу услуг в целом, не выделяя какой-либо один вид. Если давать общее определение данного экономического сектора, то это будет звучать так. Термин сфера услуг подразумевает комплекс отраслей экономики и сфер трудовой деятельности, которые обеспечивают условия и процесс производства, а так же условия жизнедеятельности людей. В современном обществе ещё с конца 20 века наблюдается тенденция увеличения доли сферы услуг на фоне производственной деятельности. Эти можно было видеть из того, что за последние 30 лет около 40-45 % активных трудовых ресурсов перешли из промышленности в сферу слуг. Одна из важных закономерностей развития экономики во всем мире — это взаимосвязь экономического роста и повышения роли услуг. Этот вопрос решается с помощью увеличения доли трудовых, материальных и финансовых ресурсов, используемых в сфере услуг.
В настоящее время в высокоразвитых странах ведущим сектором экономики называют именно сферу услуг. По мнению многих учёных этот факт неразрывно связан с научно-техническим прогрессом, который поднял сферу слуг на единую позицию с сельским хозяйством и промышленностью. В мировой экономике принято различать 4 сектора. Сфера услуг является третичным сектором, который уступает сельскому хозяйству (первичный сектор) и промышленности (вторичный сектор). Как я уже говорила, в 19 веке экономика в основном строилась на приоритете производственно-материального потенциала. В сфере услуг было занято менее 20 % активного рабочего сектора. Можно сделать вывод о прогрессе сферы обслуживания, если сравнить то, что в данный момент в развитых странах этот показатель составляет более 75% занятости населения. Из этого следует, что первое место среди отраслей в настоящее время в структуре ВВП и ВНП занимает третичный сектор, то есть сфера услуг. Делая вывод из всего выше сказанного нельзя опровергать тот факт, что первичные вторичные сектора экономики всё ещё остаются главной основополагающей подпиткой для столь прогрессирующей сферы услуг. Поток капитала, который поступает в данную отрасль, теми либо иными путями в основном проходить изначально через сельскохозяйственный и промышленный сектор. Значимость системы обслуживания можно видеть и того, что на протяжении долгих лет многие товаропроизводители выдержали конкуренцию и поднялись на более высокий уровень развития именно благодаря введению системы обслуживания и предоставления новых услуг, так как к примеру сервисное обслуживание, гарантийный ремонт, выезд специалистов на место установки продукции, доставка товара покупателю. Но не только на международном рынке, но и на локальных национальных рынках благодаря сфере услуг, реализация материальных товаров увеличивается. В результате этого крупные производители в первую очередь просчитывают послепродажное обслуживание, перед тем как выпустить товар в продажу. Все эти аспекты станут более понятны, если рассмотреть структуру сферы услуг, а так же её поэтапное развитие. Структура сферы услуг В мировой экономической практике сферу услуг принято дифференцировать на два подсектора: производство материальных услуг и производство нематериальных услуг. К производству материальных услуг относится транспортное, жилищно-коммунальное обслуживание, торговля. К производству нематериальных услуг в свою очередь относятся образование, здравоохранение, социальное обслуживание, искусство, управление, страхование и т. п. В чём же отличие этих подсекторов? Если рассматривать связь непосредственно самого производства услуг и материального объекта, то можно увидеть следующие различия. При производстве материальных услуг этот процесс неотрывно связан с материальным объектом. К примеру, торговля меняет принадлежность кому-либо этих самых материальных объектов, так транспорт изменяет местоположение объекта. Однако же при производстве нематериальных услуг материальный объект больше оторван от самого процесса производства. В последнем случае чаще всего в роли объекта выступает человек. Все перечисленные различия не всегда отчётливо разделяют материальную услугу и нематериальную. Примером может служить туризм, так как он включает в себя транспортное обслуживание и одновременно экскурсионное. Это значит, что при таком раскладе материальная и нематериальная услуга может применяться в одном виде сервиса сферы услуг. Выше я рассмотрела один из традиционных методов дифференциации, но есть и другие методы классификации. Во многих учебниках и на многочисленных информационных сайтах можно увидеть деление сферы услуг на следующие 3 типа: · третичный – то есть инфраструктурный (связь, транспорт, передача электричества, связь) · четвертичный — распределительно-обменный (страхование, финансы, торговля) · пятеричный – социально-управленческий (образование, управление, здравоохранение, наука). Американский учёный экономический Д. Норт выдвинул в своё время теорию о структуризации сферы услуг. Он предложил разделить на трансформационный и трансакционный сектор. Трансформационный сектор (надо сказать, по сути, очень близко к принятому у нас «реальный сектор») и трансакционный сектор, который «ничего не производит», но обеспечивает продвижение продукта в рыночной среде до его конечного потребителя. Эволюция сферы услуг Самое первое проявление использования сферы услуг в социальном укладе общества было замечено ещё в первобытном обществе. К примеру, в каждом племени были вожди, они были в некотором роде управленческими субъектами, то есть одно из направлений административной деятельности сферы услуг. Шаманы и священнослужители так же производили социальные услуги. Армия в свою очередь производила услуги по защите собственности. В исторических источниках указано, что в античном обществе появлялись уже такие сферы услуг, которые были сильно похожи на современные. К примеру, существовала торговля, транспорт, образование, искусство, армия, здравоохранение. Вплоть до конца 19 начала 20 века эти сферы совершенствовались и к ним прибавились связь, менеджмент, маркетинг, аудит, страхование. С наступлением новой эры развития человечества в условиях высоких технологий и научно-технического бума происходит смена индустриальной экономики на постиндустриальную. Это влечет за собой увеличение производства услуг на душу населения. Примером может служить следующая таблица. Однако до середины 20 века сфера услуг считалась второстепенной частью мировой экономики. В этой сфере были в основном заняты люди с низким уровнем образования. Причиной того было ошибочное мнение о том, что сфера услуг не приносит экономике достаточного уровня доходов и не пользуется спросом у населения. Во времена советской власти сфера услуг развивалась очень медленно по сравнению с Европой и США. Лишь после НТР сфера услуг стала занимать весомое место в экономике многих стран. Не случайно постиндустриальную эпоху по праву называют сервисной. Улучшение уровня жизни людей, а так же становление экономики на новый уровень позволило увеличить производство нематериальных видов продукции. Очень негативно сказалась Вторая Мировая Война на развитии сферы услуг, так как в это время основной сферой экономики стало промышленное производство. В странах, на территории которых велись военные действия, материальная база отраслей услуг в той или иной степени подверглась разрушению и после войны не соответствовала даже сильно сократившимся потребностям. В послевоенный период опережающее развитие отраслей услуг во многом возобновилось, и позиции этого сектора в хозяйственной структуре неуклонно расширяются. В середине 20 века США вырывается в лидеры по уровню развития сферы услуг. Однако не только США вкладывает в этот сектор экономики большие средства, но и в развивающихся странах замечается резкий рост сферы услуг. Из всего вышесказанного можно сделать такой вывод. Сфера услуг, пройдя долгий путь развития и претерпев множество изменений, в настоящее время находиться на одной ступени, а в некоторых странах и выше таких секторов, как промышленность и сельское хозяйство. Важнейшая закономерность эволюции сферы услуг заключается в том, что она развивается не в изоляции от материального производства в интеграции этих видов деятельности, и от глубины интеграции многом зависит эффективность современного хозяйства.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|