Практические задания для самостоятельной подготовки
⇐ ПредыдущаяСтр 3 из 3 Задача 1. В Пермском краеодин работник производит 0,5 т мяса или 0,1 т пшеницы в год, в Челябинской области – 1 т мяса или 0,3 т пшеницы. Всего в Пермском крае на производстве пшеницы и мяса специализируются 100 тыс. чел., а в Челябинской – 200 тыс. чел.Губернаторы края и области подписывают соглашение об экономическом сотрудничестве, в том числе по поводу эффективного разделения труда в производстве пшеницы и мяса. Как будет выглядеть совокупная кривая производственных возможностей края и области по производству мяса и пшеницы? Задача 2. Человек арендует дом и платит его хозяину 10 тыс. руб. в год, храня остальные свои средства в банке, что приносит ему 10 % годовых. Дом стоит 140 тыс. руб. Целесообразна ли покупка данного дома арендатором? Задача 3. На одном поле фермер может вырастить 300 т картофеля или 100 т пшеницы. На другом поле альтернативная стоимость выращивания 1 т пшеницы равна 2 т картофеля при максимальном урожае картофеля, равном 400 т. Постройте кривую производственных возможностей. Задача 4. Спрос и предложение на обеды в студенческой столовой описывается уравнениями: Qd = 2400 – 1 OOP, QS = 1000 + 250P, где Q – кол-во обедов в день, Р – цена обеда (р.). Вычислите равновесную цену и количество проданных обедов по цене 3 руб. за обед. Охарактеризуйте последствия такого решения.
Задача 5. Спрос и предложение некоторого товара описываются уравнениями: Qd = 600 – 25P, Qs = 100 + 1 OOP. А) Найдите параметры равновесия на рынке данного товара. Б) Государство установило налог с продажи на единицу данного товара в размере 2,5 ден. ед. Найдите, что потеряют при этом покупатели, а что – продавцы данного товара.
Задача 6. Рынок цемента характеризуется следующими функциями спроса и предложения:
Qd= 12 – Р; Qs = –3 + 2P. А) Какая сумма налога будет собрана с продажи цемента, если установить 50-процентный налог с оборота (с выручки)? Б) Насколько вырастет объем продаж цемента при отмене налога?
Задача 7. Функция спроса описывается уравнением: Qd = 20 – 4P, функция предложения: QS = 6P. Чему равен излишек производителя?
Задача 8. Функция спроса на штучный товар: Qd = 2220 – ЗР. Функция предложения: Q5 = 3P – 300. Правительство ввело дотацию 100 руб. за штуку, получаемую продавцом. Определить равновесное количество товара после введения дотации. Задача 10. В 1973 г. страны-нефтеэкспортеры, объединенные в организацию ОПЕК, согласованно повысили цены на нефтепродукты. Какая связь между возможностью осуществлять такую политику и степенью эластичности спроса на нефть? Могут ли предпринять подобные меры страны, экспортирующие а) бананы, б) алмазы?
Задача 11. На рынке риса три потребителя: A, B, C. Функции спроса:
Каков спрос каждого при P = 10, P = 2, P = 3?
Задача 12. Предположим, что кривая спроса описывается уравнением А) Как изменятся равновесные цена и объем продукции? Б) Каков доход государства от введения этого налога?
Задача 13. Дана функция спроса Qa = -15Pa – 8 Pb + 60, где Pa – цена товара А, Pb – цена товара В. Найдите коэффициент перекрестной эластичности спроса на товар А по цене товара В, если Pa = 2, Pb = 3. Сделайте вывод о типе связи между товарами. Задача 14. Предельная полезность масла зависит от его количества: Предельная полезность хлеба: MUX = 20 – 3QX, где MUX – предельная полезность хлеба, Qx – количество хлеба.
Цена 1 кг масла равна 5 руб., цена 1 батона хлеба 1 руб. Общий доход потребителя составляет 20 руб. в неделю. Какое количество хлеба и масла он потребляет?
Задача 15. Семья покупает 100 кг сахара в год по цене 4 руб. за килограмм. При увеличении цены сахара до 4,5 руб. определить: А) Как изменится потребление сахара данной семьи? Б) Как изменятся расходы на потребление сахара, если известно, что эластичность спроса на сахар по цене у данной семьи 1,5? В) Определить, какую предельную полезность получала семья, потребляя сахар по 4 руб. за 1 кг, если предельная полезность яблок по цене 10 руб. за 1 кг для данной семьи составляет 5 и семья оптимально распределяет свои денежные средства? Г) Какую предельную полезность получит семья, потребляя сахар по 4,5 руб. за 1 кг? Д) Определить предельную норму замещения сахара на яблоки в первом и во втором случаях.
Задача 16. Студент, занимаясь 11 ч в день, может улучшить успеваемость. Он должен распределить свое время между тремя предметами: экономической теорией, линейным программированием и историей. Дополнительные баллы, которые он может получить, посвящая время тому пли иному предмету, следующие:
Каким образом рациональный студент распределит свое время между предметами? Задача 17. Андрей убежден, что при простуде шести ложек меда на один стакан горячего молока помогают так же, как и три ложки меда на два стакана молока. Чему равна его предельная норма замещения молока медом?
Задача 18. Дано: Px = 8, Py = 4, доход потребителя равен 64. Какая из следующих точек, характеризующих выбор индивида, не лежит на бюджетной линии: а) x = 3, y = 16; в) x = 3, y = 8; б) x = 3, y = 10; г) x = 8, y = 0?
Задача 19. Учитель географии, получивший в конце года после всех вычетов (в том числе и подоходного налога) 18 тыс. руб. в год, в новом году решил открыть собственный магазин. Его стартовый капитал составляет 25 тыс. руб. Он рассчитывает получить выручку, равную 170 тыс. руб. Для реализации этого проекта ему потребуется:
- оплатить в начале года арендную плату в размере 40 тыс. руб. за помещение магазина на год вперед; - в начале года выполнить ремонтные работы в арендуемом помещении стоимостью 20 тыс. руб. - нанять трех работников с оплатой по 15 тыс. руб. в год каждому, причем 5 тыс. руб. заплатить в начале года в качестве аванса, а остальные 10 тыс. руб. заплатить в конце года из выручки; - занять в банке недостающую для покрытия расходов сумму денег сроком на год; - оставить труд учителя и целиком сосредоточиться на предпринимательской деятельности. Иных затрат у него нет. Банковский процент по депозитам равен 40 %, а по кредитам – 50 %. А) Определить величину бухгалтерской и экономической прибыли за год (в тыс. руб.) без учета налога на прибыль. Б) При какой ставке налога на прибыль предпринимательская деятельность будет невыгодна учителю (ставка задана в виде процента от прибыли)?
Задача 20. В отрасли с совершенной конкуренцией после установления долгосрочного равновесия работало 100 фирм с одинаковой для всех функцией общих затрат: TC = Q3 – 2Q2 + 16Q. Вследствие увеличения отраслевого спроса фирмы увеличили масштабы производства и их функция затрат приобрела вид: ТС = Q3 – 4 Q2 – 20Q. Постройте график функции отраслевого предложения, полагая, что она линейна.
Задача 21. Фирма производит бижутерию (тыс. шт. в год) и действует на рынке монополистической конкуренции. Предельный доход этой фирмы описывается формулой MR = 20 – 2Q, ее предельные издержки в долгосрочном периоде – формулой: MC = 3Q – 10. Если минимальное значение долгосрочных средних издержек АС = 11, то каков будет избыток производственных мощностей у этой фирмы? Задача 22. Производство витаминов в городе монополизировано одной фирмой. Какую цену назначит фирма, если ее общие издержки по производству витаминов TC = 10Q, а эластичность спроса по цене на витамины равна 5?
Задача 23. Функция общих затрат монополиста: ТС= 100 + 3Q, где Q – количество единиц продукта, производимое в месяц. Функция спроса на продукцию монополиста: Р = 200 – Q, где Р – цена продукта в руб.
Если монополист выпускает 20 ед. продукта в месяц, то чему будет равен его общий доход? Если монополист производит 19 ед. продукта в месяц, то чему будет равна его прибыль при увеличении объема выпуска на одну единицу? Задача 24. Издержки одной типичной фирмы, работающей на конкурентном рынке, зависят от объема выпуска (q) как TC = 5Q2 + 2Q. Если рыночная цена на продукцию фирмы 12 руб., определите, будет фирма получать экономическую прибыль или нести убытки. Какой уровень рыночной цены позволит фирме получать нормальную прибыль в долгосрочном периоде?
Задача 25. Функция издержек фирмы-монополиста TC = 0,5Q2 + 2Q. Функция спроса на продукцию фирмы P = 10 – 0,5Q. Какую цену установит производитель-монополист? Как оценить его монопольную власть? Задача 26. Взаимосвязь объема использования труда и выпуска фирмы, действующей на конкурентном рынке, отражена в таблице:
Фирма продает готовую продукцию по цене 2 руб. за штуку. Постройте отраслевую функцию спроса на труд, если в отрасли действуют 10 фирм с одинаковой производственной функцией.
Задача 27. Кафе требуются разнорабочие. Спрос на труд описывается уравнением L = 10 – 02W, где L – число нанятых, W – часовая з/пл. На объявление о найме откликнулись семь человек. Двое из них готовы работать при оплате не менее 40 руб./ч; двое – не менее 25 руб. /ч; двое – не менее 20 руб./ч; один готов на оплату 15 руб./ч. А) Сколько разнорабочих будет принято и при каком уровне оплаты? Б) Государство законодательно устанавливает минимальный уровень часовой оплаты 40 руб./ч. Сколько рабочих наймет кафе в этом случае? Задача 28. Известно, что 20 % наименее обеспеченного населения получает 5 % доходов общества, а 20 % наиболее обеспеченных – 60 %. По имеющимся данным начертите кривую Лоренца и определите значение коэффициента Джини.
Задача 29. Инвестиционный проект характеризуется следующим образом: 27 млрд руб. инвестируются в начале действия проекта. В течение трех лет поступает выручка одинаковыми суммами в 20 млрд руб. Ставка процента по кредитам в ближайшие три года по прогнозу не опустится ниже 60 %. Какая прибыль (или убыток) может быть получена по этому проекту?
Задача 30. Определите текущую дисконтированную стоимость рубля, который будет получен через три года при ставке процента, равной 15?
Задача 31. Продавцы отпускают пшеницу по цене 400 руб. за тонну в объеме 58 т. Государство ввело налог в размере 100 руб. с проданной тонны. Кто (продавец или потребитель) будет платить этот налог, если цена установилась в размере 480 руб.?
Как это отразится на состоянии общества, если ценовая эластичность спроса на хлеб в этой стране Ed = 0,33? Задача 32. Рассмотрим экономику, в которой производятся и потребляются автомобили и хлеб. В таблице приведены данные по двум различным годам.
Приняв 2000 г. за базисный период, рассчитайте номинальный и реальный ВНП, дефлятор ВНП и ИПЦ.
Задача 33. Рассмотрим экономику некоторой страны, где, как и в любой реальной стране, существует безработица.
Естественный уровень безработицы в этой стране – 6 %. А) Найти отклонения реального ВНП от потенциального неизменного в течение этого периода (%). Б) Если реальный ВНП в третьем году равен 1500 млн ден. ед., найти потенциальный ВНП для этой страны. В) Определить реальный ВНП в первом и втором годах.
Задача 34. Экономика описана следующими данными: Y = C + 1; C = 100 + 0,8Y; I = 50. Определите: а) равновесный уровень дохода; б) равновесный уровень сбережений и потребления; в) если уровень выпуска будет равен 800, то каков будет незапланированный прирост запасов продукции? г) если автономные инвестиции возрастут до 100, то как изменится равновесный выпуск? Каково значение мультипликатора автономных расходов? Покажите изменение уровня равновесия графически.
Задача 35. Об экономической системе известно следующее: - автономное потребление – 1000 ден. ед., автономные инвестиции – 500 ден. ед., - бюджет сбалансирован на уровне 400 ден. ед., МРС = 0,72, - предельная склонность к инвестированию = 0,08. Определите равновесный уровень дохода.
Задача 36. Экономика страны характеризуется следующими параметрами: - автономное потребление – 200 ден. ед., - автономные чистые инвестиции – 100 ден. ед., - автономный экспорт – 250 ден. ед., - автономный импорт – 50 ден. ед., - государственные закупки товаров и услуг – 100 ден. ед., - МРС = 0,8, - предельная склонность к инвестированию – 0,02, - предельная склонность к экспорту – 0,08. Определите равновесный уровень дохода и величину мультипликатора. Задача 37. Дано: функция потребления С = 800 +4/5 Y, инвестиции 1 = 250. Найдите равновесный объем ЧНП и мультипликатор инвестиций.
Задача 38. ВНП полной занятости равен 20 млрд руб., ВНП равновесный – 12 млрд руб. Правительство для ликвидации данного разрыва: а) увеличивает доходы потребителей на 4 млрд руб., предельная склонность к потреблению равна 1/2; б) стимулирует частные инвестиции, снижая для этого ставку налога на прибыль на 2 %, что вызывает прирост инвестиций на 1 млрд руб.; в) увеличивает государственные расходы. Сколько денежных средств должно затратить государство, чтобы ликвидировать оставшийся рецессионный разрыв? Задача 39. Предположим, что в экономике нет инвестиционных объектов, которые имели бы ожидаемую норму чистой прибыли 25 и более процентов. Но есть инвестиционные объекты на 10 млрд руб., имеющие ожидаемую норму чистой прибыли между 20 и 25 %, еще на 10 млрд руб., имеющие норму прибыли между 15 и 20 %, и еще на 10 млрд руб. – между 10 и 15 % и т. д. Суммируйте эти данные и представьте их графически, при этом отложите ожидаемую норму чистой прибыли на вертикальной оси, а величину инвестиций – на горизонтальной. Каков будет уровень равновесия совокупных инвестиций, если реальная ставка процента составляет: а) 15 %; б) 10 %; в) 5 %. Объясните, почему данная кривая является одновременно кривой спроса на инвестиции и графиком инвестиций? Задача 40. Экономика страны характеризуется следующими данными: - фактический доход (Y) = 4000 долл., - предельная склонность к потреблению (МРС) = 0,8, - равновесный доход (Y) = 4200 долл. А) Как должны измениться правительственные расходы (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния (Y = 4200 долл.)? Б) Как должна измениться величина налоговых поступлении (при прочих равных условиях) для того, чтобы экономика достигла равновесного состояния?
Задача 41. Государство в условиях депрессии проводит политику стимулирования инвестиций. Для этого оно снижает налоги на 3 %, что ведет к увеличению инвестиции на 5 млрд руб. Предельная склонность к потреблению равна 2/3. Определите прирост ЧНП вследствие увеличения инвестиций.
Задача 42. В экономике МРС = 0,75. Правительство увеличивает государственные расходы на 500 млн руб., для их обеспечения оно вводит аккордный налог, равный 500 млн руб. Определите конечный эффект такой деятельности и налоговый мультипликатор. Задача 43. Систему денежного обращения экономики характеризуют следующие параметры: - размер обязательного резерва – 20 %, - доля обналичиваемых депозитов – 0,2, - доля избыточных резервов, сохраняемых банками, – 0,1. В один из коммерческих банков помещена сумма в 800 ден. ед. Эти деньги длительное время считались утраченными. Определите, на какую максимальную величину может измениться общее предложение денег.
Задача 44. Допустим, что R = 20 %, отношение наличных денег к депозитам – 0,3. Центральный банк покупает у населения ценные бумаги на 500 ден. ед. Как изменится начальный объем денежной массы?
Задача 45. Темп роста предложения денег – 8 %, ожидаемый темп роста ВНП – 3 %, темп неинфляционного роста цен в долгосрочном периоде – 2 %. Определите темп ожидаемой инфляции?
Задача 46. Центральный банк покупает государственные облигации у коммерческих банков на сумму 100 млн. Как может измениться предложение денег, если коммерческие банки полностью используют свои кредитные возможности, при условии, что норма резервирования депозитов составляет 0,1 (10 %)?
Задача 47. Норма обязательных резервов равна 0,1. Госбюджет сведен с дефицитом в 300 млрд руб. Правительство решает покрыть дефицит на 1/3 за счет денежной эмиссии, а на 2/3 за счет выпуска облигаций. Как может измениться предложение денег, если Центральный банк выкупит четвертую часть выпущенных государственных облигаций?
Задача 48. Допустим, что правительство увеличивает налоги, чтобы сократить дефицит госбюджета и снизить уровень инфляции. Используя модель IS – LM, покажите графически, какие меры должен предпринять Центральный банк, чтобы ставка процента осталась неизменной.
Задача 49. Правительство получило иностранный заем в размере 1 млрд долл. по годовой ставке 8 %. Эти средства вкладываются в инвестиционные проекты, которые позволяют получить ежегодный прирост ВНП в размере 300 млн долл. в течение нескольких последующих лет. Рассчитайте: а) в каком размере увеличится государственный долг, б) вырастет ли чистое долговое бремя, налагаемое на граждан данной страны, в) через сколько лет страна сможет погасить этот долг.
Задача 50. Экономика описана следующими данными: - реальная ставка процента равна 3, - темп роста реального ВНП – 7 %, - соотношение долг / ВНП составляет 50, - первичный дефицит государственного бюджета составляет 5 % ВНП. Рассчитайте, будет соотношение долг / ВНП возрастать или снижаться?
Задача 51. Предположим, что дефицит государственного бюджета составляет 30 млрд руб., а Центральный банк не намерен увеличивать денежное предложение более чем на 40 млрд руб. при ставке резервных требований в 20 %. Налоговые поступления в государственный бюджет стабильны. Насколько в этом случае должен возрасти государственный долг?
Задача 52. После проведения мер стимулирующей фискальной политики уровень инфляции составил 10 %, номинальная ставка процента равна 12, доля первичного бюджетного дефицита в ВНП составила 3 %, а доля долга в ВНП увеличилась на 2,04 % при темпе роста реального ВНП в 5 %. Каким было соотношение долг / ВНП до проведения в экономике бюджетно-налоговой экспансии?
Задача 53. Реальный ВНП растет со средним темпом 3 % в год. Запас капитала в три раза больше годового ВНП (К/ВНП = 3). Выбытие капитала составляет примерно 10 % ВНП (т. е. бк = 0,1 у, или 0,1 ВНП). На долю капитала приходится примерно 30 % общего годового дохода. Определите, выполняется ли при такой ситуации в экономике «золотое правило» накопления капитала? 6.4. Материалы, устанавливающие содержание и порядок проведения промежуточной аттестации Формы контроля, предусмотренные при изучении курса: 1. Текущий контроль – проверка отдельных знаний, навыков и умений студентов, полученных при обучении по учебной дисциплине. Устанавливаются три вида текущего контроля: - входной контроль (тест на первой лекции); - рубежный контроль (тесты и самостоятельные работы по разделам курса). - контроль остаточных знаний (проводится в следующем семестре путем компьютерного тестирования) 2. Промежуточная аттестация – проверка всех знаний, навыков и умений студента, полученных при обучении по дисциплине (проводится на экзамене с учетом рейтинговой оценки, накопленной студентом в ходе прохождения дисциплины). Промежуточная аттестация предназначена для проверки достижения студентом всех учебных целей и выполнения всех учебных задач программы учебной дисциплины.
Воспользуйтесь поиском по сайту: ©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...
|