Главная | Обратная связь | Поможем написать вашу работу!
МегаЛекции

Сущность рыночной экономики




 

Рынок — это обязательный компонент товарного производства, основы рыночного хозяйства. Без товарного производства нет рынка, бёз рынка нет товарного производства.

Объективная необходимость рынка вызвана следующими причинами: развитое общественное разделение труда, экономическая обособленность товаропроизводителей, выражающаяся в появлении частной собственности.

Разделение труда — это исторически определенная система общественного труда, складывающаяся в результате качественной дифференциации трудовой деятельности в процессе развития общества, приводящей к обособлению и сосуществованию различных ее видов.

Можно выделить стадии, уровни разделения труда и виду специализации.

Стадии разделения труда:

первая стадия — разделение труда по половому признаку (между мужчиной и женщиной) — эпоха палеолита;

вторая стадия — разделение труда между скотоводческими и земледельческими племенами — эпоха ранних государств;

третья стадия — разделение на умственный и физический труд, выделение ремесла как самостоятельной отрасли, выделение купеческого капитала — эпоха зрелых государств.

Уровни разделения труда:

внутри предприятия (единичное);

между предприятиями (частное);

в масштабах общества (общее). В качестве примеров выступают:

промышленный и сельскохозяйственный труд;

умственный и физический;

квалифицированный и неквалифицированный;

ручной и машинный труд.

Специализация представляет собой сосредоточение усилий, знаний, навыков, квалификации на определенном виде деятельности. Специализация как результат углубления разделения труда характеризуется сужением сферы деятельности. С другой стороны, чем глубже специализация, тем сильнее взаимозависимость специализированных производителей и тогда формируются условия для развития кооперации трудовых усилий.

Видами специализации труда являются:

- попредметная;

- подетальная;

- пооперационная.

Материальную основу рыночных отношений составляет движение товаров и денег.

Товар — это исходная категория рыночного хозяйства, его «экономическая клеточка». Объясняется это тем, что огромное скопление товаров составляет вещественное содержание богатства общества. Товар — элементарная форма богатства и существует в виде благ и услуг.

Услуга — это трудовая целесообразная деятельность, результаты которой выражаются в полезном эффекте, удовлетворяющем какую-либо потребность человека.

С точки зрения затрат труда различают услуги материального и нематериального характера. К материальным услугам относятся те их виды, на производство которых затрачивается труд, выполняющий функции по доведению продуктов, созданных в процессе производства, до потребителей и по обслуживанию процесса их потребления. Под нематериальными услугами понимают ту часть затрат труда, которая не принимает предметной формы. Также различают рыночные и нерыночные услуги. Рыночные услуги являются объектом купли-продажи, издержки их производства покрывается целиком. Например, услуги оптовой и розничной торговли, предприятий массового питания, всех видов транспорта, связи, бытовые услуги, услуги здравоохранения, образования и др. Нерыночные услуги покрываются за счет государственного бюджета или добровольных взносов. Например, услуги органов государственного управления, социального обеспечения, обороны и др.

Согласно экономической теории, если благо не является продуктом труда, хотя при этом удовлетворяет какую- либо потребность, — это не товар (дикорастущее яблоко в лесу, воздух, солнечный свет). Кроме того, если благо не удовлетворяет потребность и никому не нужно, даже при условии, что оно является продуктом труда, — это тоже не товар. В то же время, если продукт труда потребляется внутри хозяйства, создан для внутреннего потребления, а не для обмена — он также не является товаром.

Товар — это продукт труда, способный удовлетворить какую-либо человеческую потребность и предназначенный для обмена. Экономическая теория выделяет два свойства товара: потребительную стоимость и стоимость.

Потребительная стоимость — это способность товара удовлетворять определенную потребность индивида. С этой точки зрения каждый товар индивидуален, ибо удовлетворяет индивидуальную потребность. Однако товар удовлетворяет потребность не производителя, а предназначен на обмен, значит, он удовлетворяет потребность покупателя или общественную потребность. Это означает, что потребительная стоимость является потребительной стоимостью для других, т. е. общественной потребительной стоимостью, поступающей в потребление через куплю-продажу товара.

Стоимость — это второе свойство товара, ее величина определяется количеством общественно необходимого труда, затраченного на производство данного товара, Общественно необходимые затраты труда представляют собой затраты, которые осуществляются при средних в обществе условиях производства, при среднем уровне умелости и квалификации работника. Величина стоимости определяется количеством общественно необходимого рабочего времени на производство товара. Стоимость — историческая категория, существующая только в товарном производстве. Только при существовании обмена возникает потребность в исчислении величины общественно необходимого труда, заключенного в товаре, ибо с точки зрения стоимости все товары одинаковы — они затраты человеческого труда.

Потребительная стоимость является вещественным свойством товара, а стоимость — общественным свойством. Как потребительные стоимости все товары качественно различны, разнородны, несоизмеримы и не могут приравниваться друг к другу. Но акт обмена предполагает необходимость сравнения товаров по определенному критерию. Этим критерием и выступает стоимость. Поэтому как стоимости все товары качественно однородны и различаются лишь количественно, в зависимости от величины овеществленного общественного труда.

Всякий товар есть единство потребительной стоимости и стоимости, поэтому стоимость и потребительная стоимость взаимосвязаны между собой.

 

Поделиться:





Воспользуйтесь поиском по сайту:



©2015 - 2024 megalektsii.ru Все авторские права принадлежат авторам лекционных материалов. Обратная связь с нами...